Марина Ворсина
Роль дидиктических игр в воспитании и обучении дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Роль дидактических игр
(консультация для родителей)
Давно доказано, что знания, преподнесенные в готовой форме и не связанные с интересами дошкольника, плохо им усваиваются и не развивают его. В дошкольном возрасте усвоение новых знаний происходит значительно успешнее в игре. Речь пойдет о дидактических играх.
Публикация «Роль дидиктических игр в воспитании и обучении дошкольников» размещена в разделах
Дидактические игры - это разновидность игр с правилами, специально создаваемых в целях обучения и воспитания. Благодаря тому, что обучающая задача поставлена в игровую форму, приобретение новых знаний или способов действий происходит легко и непринужденно. Увлеченный замыслом игры, ребенок не замечает того, что обучается, хотя в процессе он сталкивается с затруднениями, которые необходимо решить. Отличительная особенность игры в том, что в ней всегда присутствует замысел, предложенный ребенку, игровой материал и правила. И всегда в игре есть два направления: обучающее, т. е. чему мы хотим научить ребенка и воспитательное : способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям. Иными словами, дидактическая игра это не просто «посидеть и сложить пирамидку», это очень насыщенная содержательная деятельность, в ней есть побудительные мотивы и свои способы действий.
Например, дидактическая игра «Кто здесь прячется?» Вы предлагаете детям набор картинок от пяти и более одной тематики ( фрукты: банан, яблоко, ананас, апельсин, груша). Согласно игровому замыслу, картинки вначале раскладываются в определенном порядке, потом прячутся (переворачиваются) и снова находятся. Самое главное, процесс выкладывания картинок сопровождать речью, для осмысленного запоминания расположения картинок: «Что лежит с краю, а что в середине? Посмотри, что справа от банана?».
Таким образом, вы покажете ребенку приемы запоминания. Соответственно, игра развивается в двух направлениях: обучающее- показываем приемы осмысленного запоминания и припоминания, и воспитательное- ребенок приучается действовать в согласии с другими участниками, соблюдая очередность.
Еще один пример дидактической игры. Дети нашей группы любят в нее играть- «Лохматый пес». Эта игра носит сюжетный характер: в ней создается образ, которого нужно опасаться. Задача ребенка состоит в том, чтобы идти навстречу этой опасности и даже дотронуться до нее (собаки, но не убегать до определенного сигнала (последнего слова в тексте). И в этой игре развиваются два направления: обучающее- учим управлять своим поведением и развиваем речь, повторяя небольшой стишок («Вот лежит лохматый пес. В лапы свой уткнул он нос. Подойдем к нему, разбудим и посмотрим что же будет.»); воспитательное- воспитываем дружеские чувства, способствуем сближению и объединению детей.
Дидактическая игра- это эффективное средство формирования таких качеств, как организованность, самоконтроль. Её обязательные для всех правила регулируют поведение ребенка, ограничивают их импульсивность. Если правила вне игры плохо усваиваются и часто нарушаются, то правила игры, которые становятся условием увлекательной совместной деятельности, вполне естественно входят в жизнь. В таких играх создается необходимая связь между практическими и умственными действиями, которая ведет к развитию ребенка. Есть масса примеров дидактических игр: на внимание «Что пропало?»- когда ребенок угадывает предмет, которого не стало из ряда предложенных; сенсорика «Чем пахнет?»-предлагаете по запаху определить, какой предмет; развитие речи «Прячем Мишку»- обучаем ребенка употреблять предлоги «перед, за, над, в, под». Не забываем и воспитательное направление- воспитываем умение управлять своим поведением.