Получи документы

Роль дидактической игры в развитии внимания детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении

Нина Селионова
Роль дидактической игры в развитии внимания детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы

Селионова Нина Владимировна

Воспитатель МБДОУ №4 «Теремок»

С. Новотроицкое

Аннотация: в данной статье рассматриваются теоретические и практические подходы к развитию внимания детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры.

Ключевые слова: внимание; дидактическая игра; концентрация; распределение; устойчивость; объём; эксперимент.

В дошкольном возрасте происходит активное развитие всех психических процессов, в том числе и внимания. Внимание находится в основе многих познавательных психических процессов (память, мышление, речь, восприятие, воображение, ощущение). Его вообще можно считать отправной точкой для любого процесса познания мира. С развития внимания и начинается долгий, но необходимый путь гармонично развитого ребёнка.

Темочки:

1 января 2014 года вступил в силу документ «ФГОС дошкольного образования». Стандарт является основой для разработки образовательной Программы дошкольного образования, содержание которой должно «обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие» .Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // URL:http://www.tc-sfera.ru/posts/federalnyy-obrazovatelnyy-ztandart-dozhkolnogo-obrazovaniya-prinyat (дата обращения:12.12.2014).В современной зарубежной и отечественной психологии проблема внимания рассматривается в разных планах: ряд ученых рассматривают внимание в плане изучения условий и закономерностей воспитания внимания (Н. Ф. Добрынин, П. Я. Гальперин, Н. В. Дубровинская, и др.) Развитие внимания в дошкольном детстве рассматривалось в работах Д. Б. Эльконина, Л. С. Выготского и др.

Главным средством развития внимания детей дошкольников может стать игра как основной вид деятельности ребенка. Для практики дошкольного воспитания особенно важным является развивающее воздействие дидактической игры: развитие навыков поведения в соответствии с правилами, развитие личностного качества – самоконтроля, делающих игру школой произвольного поведения. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.

В работах А. И. Сорокиной, Е. И. Удальцовой и др. определены особенности, место и значение дидактических игр в развитии умственной компетенции дошкольников.

Изучено влияние игры на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста З. А. Михайловой, М. Н. Поляковой и др.

На сегодняшний день в понятие “внимание” вкладывается различное содержание и поэтому ему даются разные определения. Так Н. Ф. Добрынин дает следующее определение внимания: “Внимание - это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте”.Добрынин Н. Ф. Произвольное и непроизвольное внимание. /Учёные записки МГПИ им. В. И. Ленина. - М., 1958. 45с. По своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное. Годфруа Ж. Что такое психология? М., 1992. Т. 1.

Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Деятельность захватывает человека сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности.

Произвольное внимание. Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным.

К основным свойствам внимания относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объем внимания.

В основу рассмотрения особенностей развития внимания у старших дошкольников нами было положено «Культурное развитие внимания» Льва Семёновича Выготского, которое включает два ряда стимулов.

Первый ряд стимулов, вызывающих внимание ребенка - это сами окружающие предметы, которые своими яркими необычными свойствами приковывают внимание ребенка.

К нему относится первый этап развития внимания – первые недели-месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.

Второй ряд стимулов, вызывающих внимание ребенка - это речь взрослого человека

К нему относятся 5 этапов, на протяжении которых происходит эволюция произвольного внимания.

Последний этап в этом списке относится к старшему дошкольному возрасту – 5-6 лет. Здесь происходит возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства).

В 7-летнем возрасте развивается и совершенствуется произвольное внимание.

Особенности развития внимания старших дошкольников:

• значительно возрастают его концентрация, объём и устойчивость;

• складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных процессов;

• внимание становится опосредованным;

• появляются элементы послепроизвольного внимания.

Большое значение для развития свойств внимания в старшем дошкольном возрасте имеет дидактическая игра – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. В дидактических играх ребёнок выполняет такие действия, которые формируют целенаправленность и устойчивость внимания, потому что именно эти игры всегда содержат задачу и правила действия, которые требуют сосредоточенности.

Классификация дидактических игр:

По содержанию: математические, сенсорные, речевые, музыкальные, природоведческие, для ознакомления с окружающим, по изобразительной деятельности.

По дидактическому материалу обучающие игры делятся на: словесные, настольно-печатные, с предметами и игрушками, с картинками, компьютерные дидактические игры.

По характеру игровых действий: игры-путешествия, игры-предположения, игры-поручения, игры-загадки, игры-беседы, подвижно-дидактические игры.

Дидактические игры имеют свою структуру: дидактическая задача (цель, состоящая из игровой и обучающей; содержание игры; игровые правила; игровые действия; окончание игры, подведение итогов.

Развитие свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста станет едва ли не главным для ребёнка в первые и дальнейшие годы его обучения в школе. В связи с этим были определены методы, позволяющие определить уровни сформированности внимания у детей старшего дошкольного возраста.

Исследование проводилось на базе МБДОУ №4 «Теремок» с. Ново – Троицкое в течении 6 месяцев. Детский сад работает по программе "От рождения д школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС. Участниками эксперимента были дети старшего дошкольного возраста в возрасте от 6 до 7 лет.

В исследовании использовались следующие методики: Тест "Найди 10 отличий» (концентрация, «Корректурная проба» (Тест Бурдона) (распределение, Тест «Переплетенные линии» (модификация теста Рея) (устойчивость, Тест «Запомни и расставь точки» (методика Р. С. Немова) (объём).

Первый этап исследования – констатирующий.

Проводился в начале учебного года и показал, что уровень концентрации внимания у 2 детей (14,5%) высокий, у 12 детей (85,5%) - средний и у 0 детей (0%) – низкий; уровень распределения внимания у 0 детей (0%) высокий, 5 детей (36%) - средний и у 9 детей (64%) - низкий; уровень устойчивости внимания у 0 детей (0%) высокий, у 4 детей (28,5%) - средний и у 10 ребят (71,5%) - низкий; уровень объёма внимания у 0 детей (0%) высокий, у 3 детей (21,5%) - средний и 11 детей (78,5%) - низкий.

Проанализировав полученные данные, сделали следующие выводы: общий уровень развития внимания у 0 детей (0%)- высокий, у 9 детей (64%) – средний и у 5 детей (36%) – низкий.

Второй этап исследования - формирующий.

Были подобраны и апробированы дидактические игры, направленные на развитие основных свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста.

Третий этап исследования – итоговый.

Провели повторную диагностику по развитию основных свойств внимания по тем же методикам и получили следующий результат: уровень концентрации внимания у 5 детей (36%) высокий, у 9 детей (64%) - средний и у 0 детей (0%) – низкий; уровень распределения внимания у 2 детей (14,5%) высокий, у 9 детей (64%) – средний и 3 детей (21,5%) – низкий; уровень устойчивости внимания у 2 детей (14,5%) высокий, у 7 детей (49,5%) – средний и у 5 ребят (36%); уровень объёма внимания у 2 детей (14,5%) высокий, у 7 детей (49,5%) - средний и у 5 детей (36%) – низкий.

На основе повторного исследования общий уровень развития внимания у детей старшего дошкольного возраста показал: у 2 (14,5%) детей – высокий уровень, у 10 (71%) детей - средний и 2 (14,5%) детей – низкий.

При сравнении результатов констатирующего и итогового этапов выяснилось, что у детей старшего дошкольного возраста по окончанию формирующей работы произошли явные положительные изменения в развитии внимания: повысились показатели выполнения методик, направленных на выявление уровня развития основных свойств внимания.

Вывод: используемые в образовательной деятельности, в режимных моментах и в самостоятельной деятельности ребёнка дидактические игры способствуют развитию внимания детей старшего дошкольного возраста.

Список использованной литературы

1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // URL:http://www.tc-sfera.ru/posts/federalnyy-obrazovatelnyy-ztandart-dozhkolnogo-obrazovaniya-prinyat (дата обращения:12.12.2014).

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. - М. : АСТ ; Астрель, 2010. 672 с.

3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] / Выготский Л. С. // Вопросы психологии. № 6. 1966. С. 541.

4. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. Проф. учеб. заведений/ Козлова С. А., Куликова Т. А. -10-е изд., стер. М. : Издательский центр «Академия», 2009. С. 416.

Публикации по теме:

Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учрежденииИспользование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении В дошкольных образовательных учреждениях широкой популярностью пользуются мягкие модули. Рынок предлагает большое разнообразие таких модулей,.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении»Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении» Изменения в системе образования открывает много возможностей для оснащения детских дошкольных учреждений всевозможными играми и пособиями,.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста» Как известно основным видом деятельности детей дошкольного возраста является – игра. Она имеет огромное значение в формировании личности.

Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы) Содержание: 1. Введение. 2. Актуальность. 3. Задачи сенсорной зоны. 4. Организация сенсорной зоны. 5. Тренажеры для глаз. 6. Заключение.

Программа учителя-логопеда по социализации детей с ОВЗ «Мы вместе» в дошкольном образовательном учреждении Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» Программа социализации детей с ОВЗ «Мы вместе!».

Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возрастаРоль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше.

Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста Часто у родителей детей 5-7 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало.

Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками» Статья на педагогическую тематику. Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»Автор: Ефимова.

Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста «Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль дидактической игры в развитии внимания детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении
Опубликовано: 22 октября 2020 в 09:22
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль дидактической игры в развитии внимания детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении» (включая файлы) размещена пользователем Нина Селионова (УИ 706716) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
26 декабря 2024 четверг
Вы уже украсили елку?
Учим детей дарить подарки
27 декабря 2024 пятница
Поздравляем всех спасателей России!

Помним про безопасный Новый год!
Украшаем окна снежинками



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД