Нина Селионова
Роль дидактической игры в развитии внимания детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы
Селионова Нина Владимировна
Воспитатель МБДОУ №4 «Теремок»
С. Новотроицкое
Аннотация: в данной статье рассматриваются теоретические и практические подходы к развитию внимания детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры.
Ключевые слова: внимание; дидактическая игра; концентрация; распределение; устойчивость; объём; эксперимент.
В дошкольном возрасте происходит активное развитие всех психических процессов, в том числе и внимания. Внимание находится в основе многих познавательных психических процессов (память, мышление, речь, восприятие, воображение, ощущение). Его вообще можно считать отправной точкой для любого процесса познания мира. С развития внимания и начинается долгий, но необходимый путь гармонично развитого ребёнка.
Публикация «Роль дидактической игры в развитии внимания детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах
1 января 2014 года вступил в силу документ «ФГОС дошкольного образования». Стандарт является основой для разработки образовательной Программы дошкольного образования, содержание которой должно «обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие» .Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // URL:http://www.tc-sfera.ru/posts/federalnyy-obrazovatelnyy-ztandart-dozhkolnogo-obrazovaniya-prinyat (дата обращения:12.12.2014).В современной зарубежной и отечественной психологии проблема внимания рассматривается в разных планах: ряд ученых рассматривают внимание в плане изучения условий и закономерностей воспитания внимания (Н. Ф. Добрынин, П. Я. Гальперин, Н. В. Дубровинская, и др.) Развитие внимания в дошкольном детстве рассматривалось в работах Д. Б. Эльконина, Л. С. Выготского и др.
Главным средством развития внимания детей дошкольников может стать игра как основной вид деятельности ребенка. Для практики дошкольного воспитания особенно важным является развивающее воздействие дидактической игры: развитие навыков поведения в соответствии с правилами, развитие личностного качества – самоконтроля, делающих игру школой произвольного поведения. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.
В работах А. И. Сорокиной, Е. И. Удальцовой и др. определены особенности, место и значение дидактических игр в развитии умственной компетенции дошкольников.
Изучено влияние игры на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста З. А. Михайловой, М. Н. Поляковой и др.
На сегодняшний день в понятие “внимание” вкладывается различное содержание и поэтому ему даются разные определения. Так Н. Ф. Добрынин дает следующее определение внимания: “Внимание - это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте”.Добрынин Н. Ф. Произвольное и непроизвольное внимание. /Учёные записки МГПИ им. В. И. Ленина. - М., 1958. 45с. По своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное. Годфруа Ж. Что такое психология? М., 1992. Т. 1.
Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Деятельность захватывает человека сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности.
Произвольное внимание. Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным.
К основным свойствам внимания относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объем внимания.
В основу рассмотрения особенностей развития внимания у старших дошкольников нами было положено «Культурное развитие внимания» Льва Семёновича Выготского, которое включает два ряда стимулов.
Первый ряд стимулов, вызывающих внимание ребенка - это сами окружающие предметы, которые своими яркими необычными свойствами приковывают внимание ребенка.
К нему относится первый этап развития внимания – первые недели-месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.
Второй ряд стимулов, вызывающих внимание ребенка - это речь взрослого человека
К нему относятся 5 этапов, на протяжении которых происходит эволюция произвольного внимания.
Последний этап в этом списке относится к старшему дошкольному возрасту – 5-6 лет. Здесь происходит возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства).
В 7-летнем возрасте развивается и совершенствуется произвольное внимание.
Особенности развития внимания старших дошкольников:
• значительно возрастают его концентрация, объём и устойчивость;
• складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных процессов;
• внимание становится опосредованным;
• появляются элементы послепроизвольного внимания.
Большое значение для развития свойств внимания в старшем дошкольном возрасте имеет дидактическая игра – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. В дидактических играх ребёнок выполняет такие действия, которые формируют целенаправленность и устойчивость внимания, потому что именно эти игры всегда содержат задачу и правила действия, которые требуют сосредоточенности.
Классификация дидактических игр:
По содержанию: математические, сенсорные, речевые, музыкальные, природоведческие, для ознакомления с окружающим, по изобразительной деятельности.
По дидактическому материалу обучающие игры делятся на: словесные, настольно-печатные, с предметами и игрушками, с картинками, компьютерные дидактические игры.
По характеру игровых действий: игры-путешествия, игры-предположения, игры-поручения, игры-загадки, игры-беседы, подвижно-дидактические игры.
Дидактические игры имеют свою структуру: дидактическая задача (цель, состоящая из игровой и обучающей; содержание игры; игровые правила; игровые действия; окончание игры, подведение итогов.
Развитие свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста станет едва ли не главным для ребёнка в первые и дальнейшие годы его обучения в школе. В связи с этим были определены методы, позволяющие определить уровни сформированности внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Исследование проводилось на базе МБДОУ №4 «Теремок» с. Ново – Троицкое в течении 6 месяцев. Детский сад работает по программе "От рождения д школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС. Участниками эксперимента были дети старшего дошкольного возраста в возрасте от 6 до 7 лет.
В исследовании использовались следующие методики: Тест "Найди 10 отличий» (концентрация, «Корректурная проба» (Тест Бурдона) (распределение, Тест «Переплетенные линии» (модификация теста Рея) (устойчивость, Тест «Запомни и расставь точки» (методика Р. С. Немова) (объём).
Первый этап исследования – констатирующий.
Проводился в начале учебного года и показал, что уровень концентрации внимания у 2 детей (14,5%) высокий, у 12 детей (85,5%) - средний и у 0 детей (0%) – низкий; уровень распределения внимания у 0 детей (0%) высокий, 5 детей (36%) - средний и у 9 детей (64%) - низкий; уровень устойчивости внимания у 0 детей (0%) высокий, у 4 детей (28,5%) - средний и у 10 ребят (71,5%) - низкий; уровень объёма внимания у 0 детей (0%) высокий, у 3 детей (21,5%) - средний и 11 детей (78,5%) - низкий.
Проанализировав полученные данные, сделали следующие выводы: общий уровень развития внимания у 0 детей (0%)- высокий, у 9 детей (64%) – средний и у 5 детей (36%) – низкий.
Второй этап исследования - формирующий.
Были подобраны и апробированы дидактические игры, направленные на развитие основных свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста.
Третий этап исследования – итоговый.
Провели повторную диагностику по развитию основных свойств внимания по тем же методикам и получили следующий результат: уровень концентрации внимания у 5 детей (36%) высокий, у 9 детей (64%) - средний и у 0 детей (0%) – низкий; уровень распределения внимания у 2 детей (14,5%) высокий, у 9 детей (64%) – средний и 3 детей (21,5%) – низкий; уровень устойчивости внимания у 2 детей (14,5%) высокий, у 7 детей (49,5%) – средний и у 5 ребят (36%); уровень объёма внимания у 2 детей (14,5%) высокий, у 7 детей (49,5%) - средний и у 5 детей (36%) – низкий.
На основе повторного исследования общий уровень развития внимания у детей старшего дошкольного возраста показал: у 2 (14,5%) детей – высокий уровень, у 10 (71%) детей - средний и 2 (14,5%) детей – низкий.
При сравнении результатов констатирующего и итогового этапов выяснилось, что у детей старшего дошкольного возраста по окончанию формирующей работы произошли явные положительные изменения в развитии внимания: повысились показатели выполнения методик, направленных на выявление уровня развития основных свойств внимания.
Вывод: используемые в образовательной деятельности, в режимных моментах и в самостоятельной деятельности ребёнка дидактические игры способствуют развитию внимания детей старшего дошкольного возраста.
Список использованной литературы
1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // URL:http://www.tc-sfera.ru/posts/federalnyy-obrazovatelnyy-ztandart-dozhkolnogo-obrazovaniya-prinyat (дата обращения:12.12.2014).
2. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. - М. : АСТ ; Астрель, 2010. 672 с.
3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] / Выготский Л. С. // Вопросы психологии. № 6. 1966. С. 541.
4. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. Проф. учеб. заведений/ Козлова С. А., Куликова Т. А. -10-е изд., стер. М. : Издательский центр «Академия», 2009. С. 416.