Папки-передвижки

Роль дидактической игры в развитии внимания детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении

Нина Селионова
Роль дидактической игры в развитии внимания детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении
▼ Скачать + Заказать документы

Селионова Нина Владимировна

Воспитатель МБДОУ №4 «Теремок»

С. Новотроицкое

Аннотация: в данной статье рассматриваются теоретические и практические подходы к развитию внимания детей старшего дошкольного возраста посредством дидактической игры.

Ключевые слова: внимание; дидактическая игра; концентрация; распределение; устойчивость; объём; эксперимент.

В дошкольном возрасте происходит активное развитие всех психических процессов, в том числе и внимания. Внимание находится в основе многих познавательных психических процессов (память, мышление, речь, восприятие, воображение, ощущение). Его вообще можно считать отправной точкой для любого процесса познания мира. С развития внимания и начинается долгий, но необходимый путь гармонично развитого ребёнка.

Публикация «Роль дидактической игры в развитии внимания детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении» размещена в разделах

1 января 2014 года вступил в силу документ «ФГОС дошкольного образования». Стандарт является основой для разработки образовательной Программы дошкольного образования, содержание которой должно «обеспечивать развитие личности, мотивации и способности детей в различных видах деятельности и охватывать следующие структурные единицы, представляющие определенные направления развития и образования детей: социально-коммуникативное развитие; познавательное развитие; речевое развитие; художественно-эстетическое развитие; физическое развитие» .Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // URL:http://www.tc-sfera.ru/posts/federalnyy-obrazovatelnyy-ztandart-dozhkolnogo-obrazovaniya-prinyat (дата обращения:12.12.2014).В современной зарубежной и отечественной психологии проблема внимания рассматривается в разных планах: ряд ученых рассматривают внимание в плане изучения условий и закономерностей воспитания внимания (Н. Ф. Добрынин, П. Я. Гальперин, Н. В. Дубровинская, и др.) Развитие внимания в дошкольном детстве рассматривалось в работах Д. Б. Эльконина, Л. С. Выготского и др.

Главным средством развития внимания детей дошкольников может стать игра как основной вид деятельности ребенка. Для практики дошкольного воспитания особенно важным является развивающее воздействие дидактической игры: развитие навыков поведения в соответствии с правилами, развитие личностного качества – самоконтроля, делающих игру школой произвольного поведения. Эти игры способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения.

В работах А. И. Сорокиной, Е. И. Удальцовой и др. определены особенности, место и значение дидактических игр в развитии умственной компетенции дошкольников.

Изучено влияние игры на интеллектуальное развитие детей дошкольного возраста З. А. Михайловой, М. Н. Поляковой и др.

На сегодняшний день в понятие “внимание” вкладывается различное содержание и поэтому ему даются разные определения. Так Н. Ф. Добрынин дает следующее определение внимания: “Внимание - это направленность и сосредоточенность нашего сознания на определенном объекте”.Добрынин Н. Ф. Произвольное и непроизвольное внимание. /Учёные записки МГПИ им. В. И. Ленина. - М., 1958. 45с. По своему происхождению и способам осуществления обычно выделяют два основных вида внимания: непроизвольное и произвольное. Годфруа Ж. Что такое психология? М., 1992. Т. 1.

Непроизвольное внимание является наиболее простым видом внимания. Его часто называют пассивным, или вынужденным, так как оно возникает и поддерживается независимо от сознания человека. Деятельность захватывает человека сама по себе, в силу своей увлекательности, занимательности или неожиданности.

Произвольное внимание. Этот вид внимания тесно связан с волей человека и был выработан в результате трудовых усилий, поэтому его называют еще волевым, активным, преднамеренным.

К основным свойствам внимания относятся: устойчивость, концентрация, распределение, переключение, объем внимания.

В основу рассмотрения особенностей развития внимания у старших дошкольников нами было положено «Культурное развитие внимания» Льва Семёновича Выготского, которое включает два ряда стимулов.

Первый ряд стимулов, вызывающих внимание ребенка - это сами окружающие предметы, которые своими яркими необычными свойствами приковывают внимание ребенка.

К нему относится первый этап развития внимания – первые недели-месяцы жизни. Появление ориентировочного рефлекса как объективного, врожденного признака непроизвольного внимания ребенка.

Второй ряд стимулов, вызывающих внимание ребенка - это речь взрослого человека

К нему относятся 5 этапов, на протяжении которых происходит эволюция произвольного внимания.

Последний этап в этом списке относится к старшему дошкольному возрасту – 5-6 лет. Здесь происходит возникновение элементарной формы произвольного внимания под влиянием самоинструкции (с опорой на внешние вспомогательные средства).

В 7-летнем возрасте развивается и совершенствуется произвольное внимание.

Особенности развития внимания старших дошкольников:

• значительно возрастают его концентрация, объём и устойчивость;

• складываются элементы произвольности в управлении вниманием на основе развития речи, познавательных процессов;

• внимание становится опосредованным;

• появляются элементы послепроизвольного внимания.

Большое значение для развития свойств внимания в старшем дошкольном возрасте имеет дидактическая игра – это разновидность игр с правилами, специально создаваемых педагогикой в целях воспитания и обучения детей. В дидактических играх ребёнок выполняет такие действия, которые формируют целенаправленность и устойчивость внимания, потому что именно эти игры всегда содержат задачу и правила действия, которые требуют сосредоточенности.

Классификация дидактических игр:

По содержанию: математические, сенсорные, речевые, музыкальные, природоведческие, для ознакомления с окружающим, по изобразительной деятельности.

По дидактическому материалу обучающие игры делятся на: словесные, настольно-печатные, с предметами и игрушками, с картинками, компьютерные дидактические игры.

По характеру игровых действий: игры-путешествия, игры-предположения, игры-поручения, игры-загадки, игры-беседы, подвижно-дидактические игры.

Дидактические игры имеют свою структуру: дидактическая задача (цель, состоящая из игровой и обучающей; содержание игры; игровые правила; игровые действия; окончание игры, подведение итогов.

Развитие свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста станет едва ли не главным для ребёнка в первые и дальнейшие годы его обучения в школе. В связи с этим были определены методы, позволяющие определить уровни сформированности внимания у детей старшего дошкольного возраста.

Исследование проводилось на базе МБДОУ №4 «Теремок» с. Ново – Троицкое в течении 6 месяцев. Детский сад работает по программе "От рождения д школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой в соответствии с ФГОС. Участниками эксперимента были дети старшего дошкольного возраста в возрасте от 6 до 7 лет.

В исследовании использовались следующие методики: Тест "Найди 10 отличий» (концентрация, «Корректурная проба» (Тест Бурдона) (распределение, Тест «Переплетенные линии» (модификация теста Рея) (устойчивость, Тест «Запомни и расставь точки» (методика Р. С. Немова) (объём).

Первый этап исследования – констатирующий.

Проводился в начале учебного года и показал, что уровень концентрации внимания у 2 детей (14,5%) высокий, у 12 детей (85,5%) - средний и у 0 детей (0%) – низкий; уровень распределения внимания у 0 детей (0%) высокий, 5 детей (36%) - средний и у 9 детей (64%) - низкий; уровень устойчивости внимания у 0 детей (0%) высокий, у 4 детей (28,5%) - средний и у 10 ребят (71,5%) - низкий; уровень объёма внимания у 0 детей (0%) высокий, у 3 детей (21,5%) - средний и 11 детей (78,5%) - низкий.

Проанализировав полученные данные, сделали следующие выводы: общий уровень развития внимания у 0 детей (0%)- высокий, у 9 детей (64%) – средний и у 5 детей (36%) – низкий.

Второй этап исследования - формирующий.

Были подобраны и апробированы дидактические игры, направленные на развитие основных свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста.

Третий этап исследования – итоговый.

Провели повторную диагностику по развитию основных свойств внимания по тем же методикам и получили следующий результат: уровень концентрации внимания у 5 детей (36%) высокий, у 9 детей (64%) - средний и у 0 детей (0%) – низкий; уровень распределения внимания у 2 детей (14,5%) высокий, у 9 детей (64%) – средний и 3 детей (21,5%) – низкий; уровень устойчивости внимания у 2 детей (14,5%) высокий, у 7 детей (49,5%) – средний и у 5 ребят (36%); уровень объёма внимания у 2 детей (14,5%) высокий, у 7 детей (49,5%) - средний и у 5 детей (36%) – низкий.

На основе повторного исследования общий уровень развития внимания у детей старшего дошкольного возраста показал: у 2 (14,5%) детей – высокий уровень, у 10 (71%) детей - средний и 2 (14,5%) детей – низкий.

При сравнении результатов констатирующего и итогового этапов выяснилось, что у детей старшего дошкольного возраста по окончанию формирующей работы произошли явные положительные изменения в развитии внимания: повысились показатели выполнения методик, направленных на выявление уровня развития основных свойств внимания.

Вывод: используемые в образовательной деятельности, в режимных моментах и в самостоятельной деятельности ребёнка дидактические игры способствуют развитию внимания детей старшего дошкольного возраста.

Список использованной литературы

1. Федеральный государственный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // URL:http://www.tc-sfera.ru/posts/federalnyy-obrazovatelnyy-ztandart-dozhkolnogo-obrazovaniya-prinyat (дата обращения:12.12.2014).

2. Выготский Л. С. Педагогическая психология / Л. С. Выготский; под ред. В. В. Давыдова. - М. : АСТ ; Астрель, 2010. 672 с.

3. Выготский Л. С. Игра и ее роль в психологическом развитии ребенка [Текст] / Выготский Л. С. // Вопросы психологии. № 6. 1966. С. 541.

4. Козлова С. А. Дошкольная педагогика: учебник для студ. сред. Проф. учеб. заведений/ Козлова С. А., Куликова Т. А. -10-е изд., стер. М. : Издательский центр «Академия», 2009. С. 416.

Публикации по теме:

Использование мягких модулей в дошкольном образовательном учрежденииИспользование мягких модулей в дошкольном образовательном учреждении В дошкольных образовательных учреждениях широкой популярностью пользуются мягкие модули. Рынок предлагает большое разнообразие таких модулей,.

Из опыта работы по формированию правильной осанки у детей в дошкольном образовательном учреждении У ребенка в дошкольный период формируются основы психического и физического здоровья, проявляются определенные черты характера, приобретаются.

Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении»Консультация для педагогов «Использование авторских дидактических игр в дошкольном образовательном учреждении» Изменения в системе образования открывает много возможностей для оснащения детских дошкольных учреждений всевозможными играми и пособиями,.

Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии детей дошкольного возраста» Как известно основным видом деятельности детей дошкольного возраста является – игра. Она имеет огромное значение в формировании личности.

Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы)Оформление сенсорных зон в группе и в дошкольном образовательном учреждении (из опыта работы) Содержание: 1. Введение. 2. Актуальность. 3. Задачи сенсорной зоны. 4. Организация сенсорной зоны. 5. Тренажеры для глаз. 6. Заключение.

Программа учителя-логопеда по социализации детей с ОВЗ «Мы вместе» в дошкольном образовательном учреждении Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 66 «Белочка» Программа социализации детей с ОВЗ «Мы вместе!».

Роль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возрастаРоль дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста Сегодня вопрос развития речи дошкольников стоит особенно остро. Вероятно, это связано с тем, что дети, да и взрослые тоже стали больше.

Роль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возрастаРоль игры в шашки в развитии детей старшего дошкольного возраста Часто у родителей детей 5-7 лет появляются проблемы - чем и как занять вечернее время дошкольника, чтобы это приносило ему пользу и развивало.

Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками» Статья на педагогическую тематику. Статья. «Роль игры в развитии навыков общения дошкольников старшего возраста со сверстниками»Автор: Ефимова.

Значение дидактической игры в развитии речи детей дошкольного возраста «Ребенок играет и словом и в слове. Именно на игре словом ребенок учится тонкостям родного языка, усваивает музыку его и то, что филологи.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль дидактической игры в развитии внимания детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении
Опубликовано: 22 октября 2020 в 09:22
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль дидактической игры в развитии внимания детей старшего дошкольного возраста в дошкольном образовательном учреждении» (включая файлы) размещена пользователем Нина Селионова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД