Елена Козлова
Роль дидактической игры в формировании значения слова у старших дошкольников с нарушением речи
▼ Скачать + Заказать документы
Игра в дошкольном возрасте – ведущая деятельность детей. Она пронизывает всю их жизнь, способствует физическому и духовному здоровью, является источником обширной информации, методом обучения и воспитания дошкольников. С ее помощью создаются условия для развития творческих способностей, всестороннего развития ребенка.
Дидактическая игра является одним из видов игровой деятельности детей. В дошкольной педагогике она рассматривается как своеобразное средство воспитания и обучения, отвечающее возможностям и особенностям ребенка. Специальным признаком дидактической игры является сочетание условного игрового плана деятельности детей с её учебной направленностью. Дидактические игры, как правило, ограничены во времени, действия подчинены фиксированным правилам. В рамках дидактической игры цели обучения достигаются через решение игровых задач. Дидактическая игра – одна из форм обучающего воздействия взрослого на ребенка. В то же время игра – основной вид деятельности детей. Таким образом, дидактическая игра имеет две цели : одна из них обучающая, которую преследует взрослый, а другая – игровая, ради которой действует ребенок. Эти две цели дополняют друг друга и обеспечивают усвоение программного материала. Известны классификации дидактических игр с учетом того или иного принципа группировки, положенного в его основу. В нашей работе мы будем опираться на классификацию, предложенную А. К. Бондаренко ( в ее основе лежит характер используемого материала: игры с предметами, настольно-печатные игры, словесные игры). Словесные дидактические игры, по мнению В. К. Воробьевой, способствуют актуализации поиска слов в долговременной памяти и формированию семантических полей значений, что актуально для детей со стертой дизартрией. Словесные игры построены на словах и действиях играющих. В таких играх дети учатся, опираясь на имеющиеся представления о предметах, углублять знания о них, так как здесь требуется использование приобретенных ранее знаний в новых связях, в новых обстоятельствах.
Темочки:
- Дидактические игры для детей. ВСЕ игры
- Дидактические игры. Консультации для педагогов
- Дидактические игры. Проекты
- Игры для детей. Роль и значение детских игр в развитии детей
- Консультации для педагогов и воспитателей
- ОНР, нарушение речи
- Работа с особыми детьми, ОВЗ
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
Дидактическая игра имеет определенную структуру,то есть основные элементы, характеризующие игру как форму обучения и игровую деятельность одновременно. Обязательными элементами игры являются : обучающие и воспитательные задачи, игровое действие, игровое правило.
Дидактические игры способствуют решению одной из главных задач умственного воспитания, а именно развитию речи детей : пополнение и активизация словаря, формирование правильного звукопроизношения, развитие связной речи и умение выражать правильно свои мысли. Некоторые игры требуют от детей активного использования родовых и видовых понятий.
Е. И. Тихеева рассматривает развитие речи детей в тесной связи с их деятельностью. Она пишет: «С предметами, представленными в игре, ребенок приходит в частое повторное общение, вследствие чего они легко воспринимаются, запечатлеваются в мозгу. Каждый предмет имеет свое имя, каждому действию присущ свой глагол». На основе своего значения и грамматических признаков слова в языке группируются в лексико-грамматические категории – части речи, одни из которых передают вещественные лексические значения, а другие – лишь грамматические и употребляются для связи слов в предложении или для связи предложений. Дидактические игры помогают формировать : предметную отнесенность слова (связь наименования с предметом); на ее основе обобщающую функцию слова (отнесенность слова не только к отдельному предмету, но и к группе подобных предметов); понятийно-обобщающую функцию слова (отнесенность слова к классу предметов : мебель, посуда и т. д.).
В. И. Селиверстов при организации дидактических игр для детей с нарушением речи предлагал руководствоваться следующими рекомендациями:
• игры не должны быть длительными по времени (5-10-15 мин);
• проводятся в неторопливом темпе, чтобы ребенок мог понять задание;
• игра должна быть живой, интересной (элемент соревнования, награды);
• добиваться активного речевого участия, использовать двигательную активность;
• развивать у детей навыки контроля за своей и чужой речью.
Проанализировав методическую литературу, мы обнаружили описание ряда игр, направленных на понимание значения слов у детей с речевой патологией (Р. И. Лалаева, Л. В. Лопатина, В. И. Селиверстов, Н. В. Серебрякова, Т. А. Ткаченко и др., но они представлены однотипно, не определены этапы работы с учетом речевого дефекта, технологии обучения дошкольников с речевыми нарушениями. Поэтому логопеды и воспитатели испытывают потребность в более полной и конкретной разработке дидактических игр, направленных на понимание значения слов у старших дошкольников со стертой дизартрией.
Таким образом, дидактической игре принадлежит ведущая роль в активизации имеющегося речевого запаса, в освоении старшими дошкольниками слов в их обобщенных значениях, в развитии видовых и родовых понятий.