Лучший педагог года

Роль дидактических игр в приобретении дошкольниками математических представлений

Елена Яковлева
Роль дидактических игр в приобретении дошкольниками математических представлений
▼ Скачать + Заказать документы

Роль дидактических игр в приобретении дошкольниками математических представлений.

При первоначальном обучении счету

также не должно спешить

и идти дальше не иначе,

как вполне овладев прежним;

а овладев чем-нибудь,

никогда не оставлять его

без постоянного приложения к делу.

К. Д. Ушинский

Публикация «Роль дидактических игр в приобретении дошкольниками математических представлений» размещена в разделах

Лучший способ познания для детей дошкольников – это игра. Ведь в жизни детей, игра занимает такое же важное место, как работа в жизни взрослых. Дошкольники проводят, играя, большую часть времени, которое отведено для бодрствования. В игровой деятельности от детей требуется проявление ума, творческих способностей, выдержки, энергии, самостоятельности. При этом игра – это всегда интересное и веселое занятие. В игре, можно много раз повторять то, чему вы хотите научить детей, играя, дети учатся с наслаждением и без каких либо усилий.

Обучение математике детей дошкольного возраста немыслимо без использования дидактических игр. Их использование хорошо помогает восприятию материала и потому ребенок принимает активное участие в познавательном процессе. С учетом возрастных возможностей и задач всестороннего развития детей, роль математических игр помогает заинтересовать детей математическим материалом, активизировать умственную деятельность. Наибольшее применение, из всего многообразия математического материала в дошкольном возрасте - это дидактические игры, которые обеспечивают упражняемость детей в различении, выделении геометрических фигур, назывании чисел, направлений и т. д.

Процесс применения математических знаний в дошкольном возрасте имеет свои особенности, а именно: связь с жизнью у маленьких детей ограничена их возможностями; их жизнь — это игра, труд, занятия, поэтому приобретаемые знания следует использовать именно в этих видах деятельности; использование же знаний в разных условиях делает их более значимыми и прочными. Развивающим играм присуща свободная, активная, по личной инициативе ребенка предпринимаемая деятельность, насыщенная положительными эмоциями. В играх знания детей не только уточняются и расширяются, но и в силу их неоднократного, практически-действенного воспроизведения преобразовываются, качественно изменяются, приобретают сознательный и обобщенный характер. Поэтому психологи и педагоги характеризуют игру как форму практического познания окружающей действительности, как способ перехода от незнания к знанию. Отражая в играх, например деятельность взрослых, в которой ребенок практически еще не может участвовать, он действительно воспроизводит наиболее для него интересные, запечатлевающиеся трудовые процессы взрослых.

«Игра,— писал выдающийся психолог А. В. Запорожец, - дает возможность воссоздать в активной наглядно-действенной форме неизмеримо более широкие сферы действительности, далеко выходящие за пределы личной практики ребенка. В игре дошкольник с помощью своих движений и действий с игрушками активно воссоздает труд и быт окружающих взрослых, события их жизни, отношения между ними и т. д. Тем самым складываются необходимые условия для осознания ребенком этих новых областей действительности, а вместе с тем и для развития соответствующих способностей». Развивающая игра является активной и осмысленной для ребенка деятельностью, в которую он охотно и добровольно включается, новый опыт, приобретенный в ней, становится его личным состоянием, так как его можно свободно применять и в других условиях (поэтому необходимость в закреплении новых знаний отпадает). Перенос усвоенного опыта в новые ситуации в его собственных играх является важным показателем развития творческой инициативы ребенка. Кроме того, многие игры учат детей действовать «в уме», мыслить, что раскрепощает воображение детей, развивает их творческие возможности и способности. Вводя маленьких детей в мир математики, важно показать им присутствие чисел в мире природы и культуры, наполнить представления о каждом числе живыми ассоциациями. Развитие чувства пропорций и чувства ритма также имеет прямое отношение к математике. Абстрактному понятию должно предшествовать живое переживание, которое позволит не превратить это понятие в сухую теорию. Точность и строгость математике как науки никак не должны выливаться в сухость ее преподавания детям; отвлеченность понятий, которыми она оперирует, не должна порождать искусственность самой ситуации обучения. Знакомство с математикой дает первое интуитивное ощущение, что мир не есть хаос, но скорее некая тонкая архитектура, которая имеет канон своего создания, и человек способен прикоснутся к этому канону. Математика дает возможность увидеть, что порядок и определенность, симметрия и пропорциональность есть как в природе, так и в истинном искусстве. Интуитивное ощущение гармонии как соразмерности позволяет соединить эстетическое чувство ребенка и его интеллект. Основная цель развивающих игр – дать ребенку ощущение уверенности в своих силах, основанное на том, что мир упорядочен и потому постижим, а, следовательно, предсказуем для человека.

Развивающие игры стимулируют общение, поскольку в процессе проведения этих игр взаимоотношения между детьми, ребенком и родителем, ребенком и педагогом начинают носить более непринужденный и эмоциональный характер. Свободное и добровольное включение детей в игру: не навязывание игры, а вовлечение в нее детей. Дети должны хорошо понимать смысл и содержание игры, ее правила, идею каждой игровой роли. Смысл игровых действий должен совпадать со смыслом и содержанием поведения в реальных ситуациях с тем, чтобы основной смысл игровых действий переносился в реальную жизнедеятельность. В игре должны руководствоваться принятыми в обществе нормами нравственности, основанными на гуманизме, общечеловеческих ценностях. В игре не должно унижаться достоинство ее участников, в том числе и проигравших.

Математическое развитие дошкольников — это качественные изменения в формах их познавательной активности, которые происходят в результате овладения детьми элементарными математическими представлениями и связанными с ними логическими операциями. Следовательно, совершенно необходимо развить у ребенка интерес к математике в дошкольном возрасте. Приобщение к этому предмету в игровой и занимательной форме поможет ребенку в дальнейшем быстрее и легче усваивать школьную программу.

Список используемых источников.

1. Богуславская З. М., Смирнова Е. О. “Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста” М., Просвещение, 1991.

2. Козлова С. А., Куликова Т. А. “Дошкольная педагогика” М., Академия, 2006. 3. Никитин Б. П. “Ступеньки творчества, или развивающие игры” М., Просвещение, 1990.

4. Программа воспитания и обучения в детском саду/Под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой, М., Мозаика-Синтез, 2007.

5. Сербина Е. В. “Математика для малышей” М., Просвещение, 1992.

6. Смоленцева А. А. “Сюжетно–дидактические игры с математическим содержанием” М., Просвещение, 1987

Публикации по теме:

Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр Выступление из опыта работы " Формирование элементарных математических представлений посредством дидактических игр " Подготовила.

«Роль дидактических игр в формировании математических представлений у детей среднего дошкольного возраста» Консультация для родителей «Роль дидактических игр в формировании элементарных математических представлений у детей среднего дошкольного.

Роль сюжетно-дидактических игр в приобретении дошкольниками математических представлений «Роль сюжетно- дидактических игр в приобретении дошкольниками математических представлений». Присмотримся внимательно, какое место занимает.

Презентация «Использование дидактических игр в процессе формирования элементарных математических представлений» «Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Картотека дидактических игр по формированию математических представлений Дидактические игры по формированию математических представлений можно разделить на следующие группы: 1. Игры с цифрами и числами 2. Игры.

Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для дошкольников Картотека дидактических игр по формированию элементарных математических представлений для дошкольников среднего возраста. Количество и счёт.

Комплекс дидактических игр, способствующих формированию элементарных математических представлений у дошкольников Дидактические игры занимают важнейшее место в жизни ребёнка. Они расширяют представление малыша об окружающем мире, обучают ребёнка наблюдать.

Роль дидактических игр в профориентационной работе с дошкольникамиРоль дидактических игр в профориентационной работе с дошкольниками В настоящее время ориентация детей дошкольного возраста в мире профессий и в труде взрослых рассматривается как неотъемлемое условие их.

Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений дошкольников Роль дидактических игр в развитии элементарных математических представлений дошкольников Развитие элементарных математических представлений.

Освоение математических представлений дошкольниками в повседневной жизни Арифметика является фундаментом, на котором строится способность правильно воспринимать действительность, и создаёт основу для развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль дидактических игр в приобретении дошкольниками математических представлений
Опубликовано: 22 августа 2019 в 18:12
+16Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Роль дидактических игр в приобретении дошкольниками математических представлений» (включая файлы) размещена пользователем Елена Яковлева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. 

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД