Ирина Евгеньевна Руденко
Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей
▼ Скачать + Заказать документы
Народное декоративно-прикладное искусство — одно из важных средств художественного воспитания детей дошкольного возраста. Раннее развитие способности к творчеству, уже в дошкольном детстве — залог будущих успехов. Декоративно-прикладное искусство обогащает творческие стремления детей преобразовывать мир, развивает в детях нестандартность мышления, свободу, раскрепощенность, индивидуальность, умение всматриваться и наблюдать. В своей работе я большое внимание уделяю приобщению детей к истокам народной культуры, ставлю цель подарить детям радость творчества, познакомить с историей народного творчества, показать примы лепки и работы с кистью, ознакомить с образной стилизацией растительного и геометрического орнамента. Чтобы каждый ребенок почувствовал гордость за то, что он житель маленького родного края, гражданин России. Свою работу по приобщению дошкольников к истокам народной культуры страны планирую в соответствии с Образовательной программой ДОУ, разработанной на основе Примерной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Данная программа рекомендует уделять серьезное внимание приобщению дошкольников к истокам народной культуры своей страны, края, где мы живем. Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их творческих возможностей, я поставила основные задачи в работе по данной теме:
Публикация «Роль декоративно-прикладного искусства в развитии творческих способностей детей» размещена в разделах
- формировать устойчивый интерес к искусству народа Дагестана и России, народов других стран;
- развивать художественно-творческие способности у детей;
- формировать эстетическое отношение к предметам и явлениям окружающего мира;
- воспитывать самостоятельность, активность и творчество в применении ранее усвоенных способов изображения, используя выразительные средства. При создании предметно-развивающей среды группы я учитывала принципы ФГОС к условиям реализации образовательной программы ДОУ. Одной из важных задач работы по данной теме вижу создание для каждого ребенка разносторонней развивающей среды, чтобы дать ему возможность проявить себя. В “Центре искусства” подобрала дидактические и развивающие игр; папки с силуэтным моделированием, различный иллюстрированный материал по темам : «Гончарное производство Дагестана», «Керамическая посуда селения Балхар», «Керамическая игрушка селения Балхар», «Ковры Дагестана»,“Гжель”, “Дымка”, “Хохлома”, “Филимоновские”, “Жостово” и др, оформила таблицы с элементами народных дагестанских и исконно русских росписей, создала условия для самостоятельной деятельности, различный иллюстрированный материал, были приобретены подлинные изделия декоративно-прикладного искусства, модели-плакаты для формирования умения планировать работу по реализации замысла. Во время работы пробуждаю в ребенке веру в его творческие способности, индивидуальность, неповторимость, веру в то, что очень важно творить добро и красоту, приносить людям радость. Интеграция образовательных областей: «Художественное творчество», «Познание», «Социализация», «Коммуникация», «Труд», «Чтение Художественной литературы», «Музыка», дает возможность интересно и доступно сформировать систему знаний и умений детей по данной теме. В своей работе придерживаюсь следующих дидактических принципов: наглядности, активности и самостоятельности, поэтапности, индивидуально-личностной ориентации воспитания дошкольников, познавательной выразительности, успешности, коммуникативности. Творческие способности детей при применении декоративно-прикладного искусства развиваю в следующих направлениях: в предварительном создании эскизов на бумаге, в продумывании элементов узора, в расположении их на объемах, в создании предметов декоративного характера, умения найти собственный способ изображения и оформления предмета, в перенесении задуманного декоративного узора на изделия. Всю работу строю в определенной системе, использую традиционные и нетрадиционные формы. Творчество — это деятельность, в процессе которой создается что-то новое, в результате поиска, использования, использования личного опыта, а также знаний и умений, которые ребенок получил в процессе обучения. Основной формой обучения и воспитания всё-таки являются тематические и интегрированные занятия, в которых фрагментарное введение познавательного материала идет в логике с темой занятия. Тематика таких занятий направлена на формирование устойчивого интереса детей к искусству своего народа, на воспитание чувства любви к родному краю, Родине В педагогическом процессе я использую народное искусство по трем направлениям: оформление интерьера детского учреждения, на праздниках и досуге. ознакомление детей с народным искусством развитие детского творчества сначала как прямое воспроизведение образцов-эталонов, а затем — творческое осмысление и применение. Формируя культуру эстетического восприятия детей, подготавливаю их к творчеству, потребности создавать узоры, украшать предметы, вырабатываю желания рассматривать новые узоры и высказывать свои оценочно-эстетические суждения. Практикую игровые формы обучения, посещение нашего “ мини – музея» и выставок декоративно-прикладного искусства, вечера развлечений «Осенняя ярмарка», «Дагестанские игры и забавы», “Масленичные гулянья”. Всю свою работу стараюсь строить так, чтобы каждый ребенок активно фантазировал, воображал, чтобы уже начало занятия было сказочным, увлекательным. Поэтому формы проведения НОД выбираю разные: путешествия по родному краю, знаменитому на весь мир своими художественными промыслами, например, “Путешествие в селение Балхар”, экскурсии в сказку «Ковровые сказки», превращение в мастеров-художников гжели, хохломы, дымки. Метод проектов считаю очень эффективным для развития творческих способностей старших дошкольников. Помочь детям войти в мир народной дагестанской, русской игрушки, познакомиться с её характерными образами способствовали такие проекты «Дагестанские игрушки», «Игрушка из Руси». В рамках проектной деятельности познакомила детей с балхарской керамической игрушкой, богородской деревянной игрушкой, городецкой, полхово-майданскими таратушками, семеновской игрушкой, сергиевско-посадской матрешкой, дымковскими игрушками и многими другими. В целях эмоционального воспитания рассматривание предметов сопровождала художественным словом, потешками, прибаутками, образными словами, которые используют народные мастера, звучанием народной музыки, частушек, песен. Использование различных фольклорных речевых форм позволяет привлекать к активному участию обычно пассивных, застенчивых детей. Важную роль отвожу, предварительному обследованию игрушки, предмета: рассматривание предмета, тактильно обводя рукой по его контуру, т. е. использую «жест рукой». Познавательно-игровой проекты «Сказка – чудная копилка», «Традиции и обычаи русского народа» помог развить интерес у детей к устному народному творчеству, народным играм. В проекте использую элементы музейной педагогики. С помощью мультимедийного оборудования для детей устраиваются видео-экскурсии в музеи «Дагестанского музея прикладного творчества», «Русского быта», «Русского костюма», «Дагестанского народного костюма». В проект входят познавательный блок: интерактивные занятия, дидактические игры, народные и хороводные игры, танцы, чтение народных сказок и т. д. и конечно, продуктивная творческая деятельность детей. При создании декоративного орнамента, узора обращаю внимание детей на обязательное выделение знакомых элементов и их украшения, чередование элементов, ритмичность. Показываю, что сложный узор состоит из простейших, знакомых геометрических частей — точка, кружок, кольцо, прямая и волнистая линии. Если дети затрудняются, обращаю их внимание на таблицы с элементами и компоновку их в узоре. Стараюсь приободрить детей пословицами и поговорками: «Терпение и труд — все перетрут», «Не приложишь труда, и шапки не заимеешь», «Умелец да рукоделец и себе и людям славу приносит», «Много не захватывай – поднять тяжело будет». Очень значима организация творческих заданий с целью применения детьми полученных знаний непосредственно в той или иной деятельности, например “Мастеру поступил большой заказ, и он обратился за помощью к детям”. Это становится предпосылкой к формированию устойчивого интереса к народному искусству, его необходимости и ценности, уважение к труду и таланту мастеров. Немаловажный прием в развитии детского творчества — проживание ситуации успеха. Провожу анализ всех детских работ в форме разнообразных мини-выставок, дискуссии, круглого стола, где каждый ребенок имеет возможность полюбоваться своей работой вместе со сверстниками, а вечером — с родителями, услышать добрые и такие важные слова одобрения.
Воспитание и развитие ребенка, в том числе и творческое, невозможно без участия родителей. Чтобы родители стали единомышленниками и создавали необходимые условия для творческого развития своих детей, необходимо увлечь и оказать необходимую методическую помощь. Необходимую информацию родители получают на собраниях, в индивидуальных беседах, консультациях, через информационные стенды по темам: «Учить понимать прекрасное» и др. Оформила папку-передвижку «Народные традиции в воспитании детей». Плодотворно проходят Дни открытых дверей: «Я — взрослый, ты — ребенок» и «Неделя народных промыслов», где родители трудятся вместе с детьми. Результатом таких дней становятся выставки совместного творчества, где все могут полюбоваться на творение своих рук. Результаты проделанной работы позволяют сделать вывод, что использование изделий народных промыслов углубляет знания детей о народном искусстве, развивает эстетический вкус, обогащает изобразительное творчество. Большинство воспитанников умеют различать изделия разных народных промыслов, рисовать узоры по изделиям народного декоративно-прикладного искусства. Дошкольники умело и свободно пользуются не только кистью, но нетрадиционными способами создания узоров, самостоятельно намечают последовательность изготовления изделий, контролируют собственные действия со словесным объяснением. Дети моей группы умеют выделять средства выразительности, элементы узоров, сочетания цветов, колорит, симметричный узор композиции характерный для той или иной росписи. Наши маленькие художники активно применяют полученные знания, умения в самостоятельной творческой деятельности. Глубокий эмоциональный отклик вызывает в душе маленького ребенка от встречи с красотой народных изделий, таких ярких, красочных, радостных; способствует воспитанию доброты, трудолюбия, терпения, любви к родной земле, уважения к мастерам, чьим усердием талантом создаются такие прекрасные вещи.