Ирина
Роль адаптивной физкультуры, ЛФК и физического воспитания в развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Роль адаптивной физкультуры, ЛФК и физического воспитания
Симчат Ирина Ивановна.
Ключевые слова: физическое воспитание, ЛФК, адаптивная физкультура, дошкольники. Дошкольное образовательное учреждение
Публикация «Роль адаптивной физкультуры, ЛФК и физического воспитания в развитии дошкольников» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Работа инструкторов по физической культуре
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Физическое воспитание. Консультации для родителей
- Темочки
В работах как отечественных (А. А. Петровский, Д. В. Хухлаева, так и зарубежных ученых (Ж. Пиаже) дошкольный возраст определяется как период, оптимальный для развития мышления ребенка, формирования его познавательной активности (Щербакова Т. А., 2011).
В «Программе воспитания и обучения в детском саду», принятой в 2005 году, физическое воспитание органически включено в процесс психомоторного, умственного и эмоционального развития детей. Во многих странах Европы и Азии физическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает развитие интеллекта и психо-эмоциональной сферы ребенка. В группах дошкольных учреждений, во многих странах Европы и Азии, в программу общего дошкольного образования включены занятия лечебной или адаптивной физкультурой. (Щербакова Т. А., 2011). В последние два десятилетия в России активно идет процесс становления и развития инклюзивного воспитания и образования, что также предполагает включение в программы общего дошкольного и школьного воспитания уроки лечебной физкультуры.
Лечебная физкультура - это совокупность методов лечения, профилактики и медицинской реабилитации, которые основаны на использовании физических упражнений, методически разработанных и специально подобранных с учетом характера заболевания м (Субботина Е. А., 2011). В основе лечебного действия физических упражнений лежат строго определенные нагрузки применительно к ослабленным и больным. Выделяют общую тренировку для оздоровления и укрепления организма и специальную тренировку, направленную на устранение нарушенных функций в определенных органах и системах.
Применение лечебной физкультуры предупреждает дальнейшее прогрессирование болезни, ускоряет сроки выздоровления и повышает эффективность комплексной терапии больных, способствует укреплению функциональных возможностей и физических качеств организма, восстановлению нарушенной трудоспособности и возвращению к нормальной жизнедеятельности, позволяет добиться социальной реабилитации (Е. А. Субботина, 2011).
Нами было проведено исследование ряда работ авторов, изучавших роль физического воспитания, адаптивной физкультуры и ЛФК в развитии дошкольников. Щербаковой Т. А. (2011) была разработана система целевого, содержательного и технологического обеспечения совершенствования интеллектуального развития дошкольников на уроках физического воспитания. По мнению автора, усвоение разработанных ею учебных элементов в программе физического воспитания содействует интеллектуальному развитию и учебно-познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста в условиях образовательного учреждения.
Исследование Багиной А. Н. посвящены формированию моделей полоролевого поведения детей 4-6 лет средствами физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры. (Багина А. Н., 2007). Основная мысль автора заключается в одной из ведущих ролей физического воспитания в процессе формирования личности будущих мужчин и женщин. В работе приведены результаты исследования типов полоролевого поведения детей в дошкольных образовательных учреждений, выявлена специфика семейного полоролевого воспитания детей дошкольного возраста, а также внедрены основные признаки проявления полоролевого поведения детей и
их взаимосвязи при организации физического воспитания в условиях
дошкольных образовательных учреждений.
Коровина И. А. рассматривает коррекционные и подводящие упражнения на занятиях адаптивной физической культурой с детьми старшего дошкольного возраста, как один из методов коррекции основных двигательных действий у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития. Опираясь на результаты исследований М. Е. Иоффе, 1975; Я. М. Коц, 1975; А. В. Запорожец, 1986 и др, автор проводит тесную связь моторных и психических функций и определяет ключевую роль физической активности для детей, имеющих различные проявления задержек психического развития (Коровина И. А., 2010). Автором подобран комплекс средств адаптивной физической культуры для коррекции нарушений в основных двигательных действиях у детей с задержкой психического развития, включающий коррекционные, подводящие упражнения и средства, направленные на развитие мелкой моторики, разработана и научно обоснована методика коррекции основных двигательных действий у детей данной категории, экспериментально подтверждена эффективность применения авторской методики для коррекции основных двигательных действий и повышения уровня развития физических способностей у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития (Коровина И. А., 2010).
Средства адаптивного физического воспитания для коррекции заикания у дошкольников изучала Е. Я. Михайлова. В ее работах определено место и содержание средств и методов АФК в занятиях по физическому воспитанию на различных этапах логопедической коррекции у дошкольников с заиканием, а также разработана методика проведения занятий по физическому воспитанию, представляющая собой систему, включающую укрепление здоровья и коррекцию речевой дисфункции, а также возможности интеграции детей с заиканием в социум Михайлова Е. Я., 2004).
Нами найдено большое количество работ по изучению формирования двигательно-игрового опыта дошкольников посредством спортивных игр и физического воспитания.
Галимская О. Г. изучала формирование двигательно-игрового опыта дошкольников через спортивные игры. В данной диссертации привелен анализ современных исследований (Л. В. Абдульмановой, М. Н. Дедулевич, Т. С. Гришиной, М. А. Зайцевой, О. Ю. Зинченко, В. М. Кравченко, А. В. Третьяк, В. А. Шишкиной и др., которые, по мнению автора свидетельствуют об оторванности содержания двигательно-игрового опыта, получаемого в дошкольных образовательных учреждениях, от реальных потребностей ребенка, что отрицательно сказывается на уровне его физической подготовленности (О. Г. Галимская, 2018). Сложившаяся проблемная ситуация, на взгляд О. Г. Галимской, является следствием недостаточной реализации потенциала спортивных игр в системе физического воспитания дошкольников. В работе Галимской О. Г. представлены авторские алгоритмы и способы организации межличностного и разновозрастного взаимодействия дошкольников в спортивных играх, обеспечивающие рост самостоятельности в двигательной деятельности, а также доказано что использование в процессе физкультурных занятий педагогических средств на материале спортивных игр, способствуют обогащению двигательно-игрового опыта детей. (Галимская О. Г., 2018).
Нами были исследованы авторефераты диссертаций педагогов и психологов, применяющих физическое воспитание, спортивные игры и лечебно-адаптивную физкультуру в своей практике и исследовавших воздействие физических упражнений на развитие и восстановление анатомической нормы и физиологических функций. Немногочисленные работы обращены к развитию речевых навыков и интеллектуальной сферы у детей средствами физического воспитания. Нами не найдено работ по исследованию роли физического воспитания, адаптивной физкультуры и ЛФК в психо-эмоциональном развитии детей дошкольного возраста.
Таким образом, предполагаемая тема научного исследования: «Роль адаптивной физкультуры и ЛФК в психо-эмоциональном развитии дошкольников».
Список литературы
1. Багина Анна Николаевна. Формирование моделей полоролевого поведения детей 4-6 лет средствами физического воспитания, спортивной тренировки, оздоровительной и адаптивной физической культуры : диссертация. кандидата педагогических наук : 13.00.04 Москва, 2007 176 с. РГБ ОД, 61:07-13/1750
2. Галимская О. Г. Формирование двигательно-игрового опыта старших дошкольников посредством спортивных игр: диссертация. кандидата Педагогических наук: 13.00.04 / Галимская Ольга Генриховна;[ Место защиты: ФГБОУ ВО «Тамбовский государственный университет имени Г. Р. Державина»], 2018.- 195 с.
3. Коровина Ирина Александровна. Методика коррекции основных двигательных действий у детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития : диссертация. кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Коровина Ирина Александровна; [ Место защиты: Волгог. гос. акад. физ. культуры].- Волгоград, 2010.- 155 с. : ил. РГБ ОД, 61 10-13/830
4. Михайлова Е. Я. Коррекция психомоторных нарушений у дошкольников с заиканием средствами адаптивного физического воспитания : Дис.. канд. пед. наук : 13.00. 04 : Санкт-Петербург, 2003 156 c. РГБ ОД, 61:04-13/628
5. Субботина, Екатерина Александровна. Адаптивная коррекционно-развивающая гимнастика у подростков с задержкой психического развития : диссертация. кандидата психологических наук : 14.03.11 / Субботина Екатерина Александровна; [ Место защиты: Рос. науч. центр мед. реабилитации и курортологии].- Москва, 2012.- 134 с. : ил. РГБ ОД, 61 12-19/544
6. Щербакова, Тамара Аркадьевна. Целевое, содержательное и технологическое обеспечение интеллектуального развития детей старшего дошкольного возраста в процессе физического воспитания : диссертация. кандидата педагогических наук : 13.00.04 / Щербакова Тамара Аркадьевна; [ Место защиты: Поволж. гос. акад. физ. культ., спорта и туризма].- Набережные Челны, 2011.- 151 с. : ил. РГБ ОД, 61 11-13/1280