Оксана Михайлова
Родительское собрание «Сенсорное воспитание — основа умственного развития детей»
Сенсорное развитие ребенка – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве, а так же запахе, вкусе и т. п. в раннем возрасте наиболее благоприятно для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Публикация «Родительское собрание „Сенсорное воспитание — основа умственного развития детей“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Сенсорное развитие детей. Консультации
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
Сенсорное развитие составляет фундамент общего умственного развития ребенка и имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду и школе.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминания, мышления, воображение – строится на основе образов восприятия, являются результатом их переработки.
В детском саду ребенок обучается рисованию, лепке, конструированию, знакомится с явлениями природы, начинает осваивать основы математики и грамоты. Овладение знаниями и умениями во всех этих областях требует постоянного внимания к внешним свойствам предметов, их учета и использования. Так, для того чтобы получить в рисунке сходство с изображенным предметом, ребенок должен достаточно четко уловить особенности его формы, цвета.
Конструирование требует исследования формы предмета (образца) его строения. Ребенок выясняет взаимоотношение частей в пространстве и соотносит свойства образца со свойствами имеющего материала.
Без постоянной ориентировки во внешних свойствах предметов невозможно получить отчетливые представления о явлениях живой и неживой природы, об их сезонных изменениях.
В раннем возрасте ведущим видом деятельности ребенка – является предметная деятельность. Именно она оказывает наибольшее влияние на его развитие, поэтому и называется ведущей. В ней происходит познание окружающего мира. Дети познают разнообразные предметы быта, природные материалы, овладевают действиями с ними в соответствии с их назначением, т. е. развивается предметно – орудийная деятельность, в процессе которой обогащается познание свойств, качеств окружающего мира.
Так в процессе действий с предметами выделяются их признаки: цвет, форма, величина, предметы сравниваются между собой и обобщаются по данному признаку наглядно – действенным способом.
Происходит накопление чувственного опыта, который ребенок не может выразить словами, он практически усваивает окружающую его действительность и это важно. Таким образом, идет интенсивное сенсорное развитие; на его основе происходит умственное развитие ребенка.
Большое значение имеет в сенсорном воспитании – формирование у детей представлений о сенсорных эталонов общепринятых образцах внешних
свойств, предметов. В качестве сенсорных эталонов выступают семь цветов спектра и их оттенки по светлоте насыщенности.
В качестве эталонов формы – геометрические фигуры, величины – метрическая система мер.
Усвоение сенсорных эталонов – длительный и сложный процесс. Необходимо иметь четкие представления о разносторонностях каждого свойства.
Правильное восприятие формы, величины, цвета необходимо для устного усвоения многих учебных предметов в школе. В каждом возрасте перед сенсорным воспитанием стоят свои задачи.
На первом году жизни основная задача состоит в представлении ребенку достаточного богатства и разнообразия внешних впечатлений, развитии, внимания к свойствам предметов. Сенсорное воспитание в этот период – основной вид воспитания.
На втором – третьем году жизни задачи сенсорного воспитания усложняются. Ребенок раннего возраста еще не готов к усвоению сенсорных эталонов, у него начинают накапливаться представления о цвете, форме, величине и других свойствах предметов. очень важно, чтобы эти представления были достаточно разнообразными. Достаточно, чтобы дети научились правильно понимать слова: «форма», «цвет», «такой же».
Чтобы привлечь внимание ребенка раннего возраста к свойствам предметов, целесообразно организовывать такие действия с предметами, при которых для получения нужного результата требуется сопоставить предметы по форме, величине, установить их совпадение или несовпадение. Поэтому им предлагают накладывать предмет друг на друга, чтобы сравнить по форме, величине, прикладывать их вплотную друг к другу, сравнивая цвета.
К трехлетнему возрасту завершается подготовительный этап сенсорного воспитания ребенка, далее начинается усвоение им сенсорной культуры.
Сенсорным эталоном в области цвета служат так называемые хроматические (цветные) цвета спектра (красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый) и ахроматические цвет – (белый, серый, черный).
Эталонами формы служат геометрические фигуры. Усвоение эталонов формы, предполагает знакомство с квадратом, прямоугольником, кругом, овалом, треугольником.
Важное, значение имеет вопрос о целесообразности использования при обучении детей в качестве эталонов плоскостных и объемных геометрических фигур. Плоскостные фигуры отображают наиболее существенную для восприятия сторону формы предмета – его контур и могут быть использованы в качестве образцов при восприятии формы и объемных и плоскостных предметов.
Особый характер носят эталоны величины. Поскольку величина – относительное свойство, ее точное определение производится при помощи условных мер, словами (большой, маленький, самый маленький).
Сенсорное воспитание тесно переплетается здесь с развитием мышления ребенка. Знакомство с каждым видом эталонов имеет свои особенности, поскольку с разными свойствами предметов могут быть организованы разные действия.
В детском саду детей учат группировать предметы, различающие по форме, величине, по цвету.
Более сложным является обучение детей обследованию формы предметов. Каждую фигуру сравнивают с рядом предметов сходной с ней формы, предметы группируются вокруг соответствующих фигур. Затем осуществляется переход к словестному обозначению формы предметов (круглый, квадратный, овальный).
На всех этапах обучения действиям по обследованию формы может использоваться прием обведения детьми контура предмета и его частей. Он помогает сопоставлению обводимой формы с усвоенными эталонами.
При сравнении предметов по величине происходит развитие глазомера. Для детей трех лет является выбор на глаз большого (или меньшего) предмета из двух, затем выбор предмета по образцу. Так выбирая предмет, равный образцу, ребенок измеряет образец плоской бумаги, затем по этой мерке отыскивает предмет нужной величины.
Восприятие величины связано не с выделением и объединением частей сложного целого, а с выделением разных измерений величины предмета – длины, ширины, высоты. Правильным путем является сопоставление предметов по данным измерения. Нельзя забывать, что сами измерения предмета носят относительный характер, их определение зависит от его положения в пространстве.
Основные задачи в сенсорном воспитании детей от рождения до шести лет.
На первом году жизни это обогащение ребенка впечатлениями.
На втором – третьем году дети должны выделять цвет, форму, величину.
На четвертом году формируют устойчивые представления о цветах, геометрических фигурах и отношениях по величине между несколькими предметами. Одновременно с формированием эталонов необходимо учить детей способом обследования предметов; их группировке по цвету, форме, вокруг эталонов – образцов, последовательному осмотра и описанию формы, выполнению все более сложных глазомерных действий.
«Сенсорная культура и умственное развитие ребенка» Л. А. Венгер.