ольга чистякова
Родительское собрание «Зачем воспитывать у детей патриотизм»
Родительское собрание «Зачем воспитывать у детей патриотизм»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад№ 18 «Родничок»
Конспект родительского собрания
«Зачем воспитывать у детей патриотизм»
Автор - составитель:
Воспитатель 1 категории
Чистякова. О. А
Главная цель собрания: расширить знания родителей о роли семьи в воспитании патриотических чувств детей, ознакомление с приёмами и методами патриотического воспитания.
Задачи:
1. Повышать педагогическую культуру родителей, пополнять арсенал их знаний по вопросу патриотического воспитания младших школьников.
2. Организовать взаимодействие родителей и учителя в организации патриотического воспитания детей.
3. Создать условия для формирования у родителей позиции сотрудничества и позитивного взаимодействия, потребности высказывать свою точку зрения.
Форма проведения: «Круглый стол»
Ход собрания:
Добрый вечер, уважаемые родители! Родительское собрание я хочу начать словами В. А. Сухомлинского: «Руководить нравственным воспитанием - это значит создавать тот моральный тонус школьной жизни, который выражается в том, что каждый воспитанник о ком-то заботится, о ком-то печётся и беспокоится, кому-то отдает свое сердце».
В требованиях ФГОС обозначено, что программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования должна быть направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе образовательного учреждения, семьи и других институтов общества.
Свою работу с учащимися я строю на основе искренности и доверии, уважении их достоинства, только так можно добиться таких результатов, которые позволят подрастающему поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нем, как личность, быть социализированным в обществе, стать патриотом своей страны не на словах, а на деле. Большую роль в этом играет сотрудничество с вами. Потому что считаю, что семья - это фундамент, на котором строится высотный храм духовного мира ребенка.
Одной из основных форм работы по педагогическому просвещению семьи является родительское собрание.
Каким оно должно быть сегодня? Нетрадиционным! Это значит, на родительском собрании мы будем использовать такие методы и приемы, которые активизируют ваше внимание и будут способствовать более легкому запоминанию информации, создадут особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор.
1. Наш круглый стол я хочу начать с небольшой игры. Я хочу предложить «Цветок вежливости», с помощью которого мы вспомним с вами добрые, вежливые слова, которые мы используем при общении с ребенком, друг к другу и коллективом гимназии.
Игра «Цветок вежливости» (Родители отрывают лепесток и дарят соседу и так по кругу, произнося слова приветствия, извинения, просьбы, благодарности).
2. Беседа «Герб семьи» (родителям заранее выдается домашнее задание)
А сейчас я предлагаю вам взять свои гербы семьи и рассказать, что вы изобразили.
Рассказы родителей.
Спасибо вам за то, что в семьях вы имеете семейные традиции, уважаете старших и их труд, помогаете младшим, создаёте гармонию, всех вас объединяет одно слово-"семья".
3. Презентация семьи «Традиции нашей семьи» (выбирается учителем заранее. Лучше, если это будет семья, в которой не один ребенок).
В презентации семья рассказывает о своих традициях (совместный отдых, совместный труд, семейные игры и праздники)
4. Обсуждение
Нужно ли воспитывать в детях младшего школьного возраста патриотизм? Некоторые родители отвечают: «да зачем, да пусть детство почувствуют, да наиграются». Так отвечают те, кто не понимает значение слова «патриотизм».
-Как вы, уважаемые родители считаете, что означает это слово? (слово "патриотизм" выставить на доске).
Родители высказывают предположения.
Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Данная тема реализуется в рамках программы гражданско-патриотического воспитания младшего школьника и нашла свое отражение в долгосрочном проекте с первого по четвертый класс учащихся, которых я обучаю «Город детства моего».
Что такое патриотизм? Какого человека можно назвать патриотом? Условимся считать Владимира Даля первым, кто внятно определил понятие «патриотизм». Патриот, по Далю, - «любитель Отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник».
Патриотическое воспитание – это целенаправленный процесс, нацеленный на воспитание патриота, гражданина своей страны. А каким должен быть патриот в настоящее время? Большинство людей считает, что патриотизм – это чувство любви к своей Родине, способность на смелые и героические поступки, ответственность за свой вклад в развитие своей страны и общества.
Когда маленький человек начинает осознавать мир вокруг себя, уже в этот момент важно формировать у него чувство сопричастности к семье, к школе, к обществу. Это чувство формируется только в том случае, если взрослый хочет, а главное умеет увидеть и показать «маленькому гражданину» все события, правила, нормы, которые связывают ребенка с обществом, в котором он живет. Как легко формируется у ребенка чувство гордости за свою Родину, когда читаешь вместе с ним произведения о подвигах солдат во время Великой Отечественной войны!
Тема патриотизма - ныне важная тема для нашей страны, для россиян. Как пробудить в ребенке чувство любви к Родине? Именно «пробудить», потому что оно есть в каждой душе, и его надо взрастить, усилить. Нельзя заставить любить Отечество. Любовь надо воспитывать.
Воспитание патриотизма должно начинаться и укрепляться в семье. Семья является благодатной средой для воспитания патриотического сознания, чувств и убеждений у детей. Родители должны понимать, если они не смогут воспитать у ребенка трепетного отношения к своей Родине, своему народу, культуре, истории, то уважительное и трепетное отношение ребенка к своим родителям, близким, данное нам от природы, тоже не сформируется. Умение видеть во всем окружающем частичку себя, своих мыслей, чувств, поступков – это начало патриотического воспитания.
Из прочных кирпичиков: любви к Родине, уважения к женщине, любви и почитания матери, сохранение семейных уз, уважение к традициям наших предков, добра и милосердия, памяти о нашем героическом прошлом – складывается великое чувство патриотизма.
5. Продолжаем нашу встречу и предлагаем вам поиграть в игру «Бабушкин сундук»
(Для игры используется сундук в котором находятся предметы для воспитания нравственно - патриотических чувств: старая фотография, веретено, открытка с изображением родного города, матрешка, старая новогодняя игрушка, старинная монета, воинский орден или медаль и т. д. Ведущий поочередно достает предмет и предлагает родителям объяснить, о чем «расскажет» ребенку данный предмет)
Дорогие родители, наверняка у вас дома есть подобные вещицы и предметы. Подобную игру можно провести в кругу семьи. Взрослым это поможет перенестись в прошлое и вспомнить приятные моменты, а дети в это время почувствуют свою сопричастность к своей семье, к ее истории и традициям.
6. Игра «Собери картинку» (Из геометрических фигур составить картины герб и флаг Нижнего Новгорода)
Краеведение в начальной школе является одним из основных источников развития учебной мотивации, обогащения учащихся знаниями о родном крае, воспитании любви к нему, формирование гражданских позиций и навыков. Оно играет существенную педагогическую роль в нравственном, эстетическом, экологическом, трудовом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает формирование универсальных учебных действий, как основных умений, требуемых стандартом второго поколения.
Как вы думаете, какие мероприятия могут способствовать воспитанию гражданско-патриотических чувств наших детей?
На данном этапе утверждается план экскурсий и мероприятий по изучению культурно-исторического наследия нашего края. Родители предлагают различные варианты.
7. Игра «Давайте споем»
Дети ваши прекрасно поют, а теперь вы нам покажете, на что способны. Вам необходимо по очереди исполнить строки из песен, в которых встречаются слова “Родина”, “страна”, “мать”, “земля”, “столица”.
8. Конкурс “Богатырская наша сила”.
Говоря о патриотизме, мы не можем не вспомнить о тех, кого “… в черных избах по всей Руси простой народ любит, славит и чествует. Ржаным хлебом с ними делится, в красный угол сажает и поет песни про славные подвиги – о том, как берегут, защищают они родную Русь! Слава, слава и в наши дни богатырям – защитникам Родины! А и сильные, могучие богатыри на славной Руси!”
Назовите богатырей, которых вы помните по сказкам и былинам. (Ответы родителей)
Если уж вы так хорошо помните их, тогда назовите нам, что характерно для внешнего вида богатыря. (Ответы родителей)
Назовите главные качества, которыми должен обладать богатырь (ответы родителей»
Как вы думаете, есть ли в современном обществе богатыри – герои, на которых следует равняться подрастающему поколению? (ответы родителей).
Сегодняшнему поколению, как любому другому, нужен идеал. И надежной основой для выработки такого идеала является история. Нужно рассказывать о деятелях нашей истории: князе Ярославе Мудром, Владимире Мономахе, Александре Невском, Дмитрии Донском, нижегородском старосте Кузьме Минине, князе Дмитрии Пожарском, Иване Сусанине, Алексее Маресьеве и др. Каждая семья может гордиться своими родственниками, жившими в годы Великой Отечественной войны, каждый из них герой и патриот: кто то на полях сражений, кто то в тылу.
Но не только положительные примеры истории формируют патриота. Много соотечественников погибли и пострадали во время Гражданской войны, в годы репрессий.
Есть хорошая английская пословица: «Права она или не права, но это моя страна!» Для воспитания человека, имеющего собственное мировоззрение, необходимо дать ему знания и о счастливых, и о горьких страницах биографии родной земли. На хорошие примеры нужно равняться, а на плохих примерах мы учимся, как не надо поступать.
Я пытаюсь на своих уроках задействовать все возможные методы и приемы, опираясь на богатое наследие прошлого, позитивное настоящее, помочь ребенку выбрать правильное видение того или иного вопроса. Подчас это занимает длительное время, но в этом и заключается весь смысл воспитательного процесса. День ото дня, от урока к уроку мы вместе с детьми идем к намеченной цели. Они получают знания, а я не только обучаю, но и воспитываю, прививаю любовь к истории и не только России, но и к своей малой родине.
9. Презентация коллажа «Военные традиции семьи» (семья Канцеровых).
10. РЕФЛЕКСИЯ. «Волшебный клубочек»
Уважаемые родители! Сейчас я предлагаю поиграть в «Волшебный клубочек»: передавая и удерживая свою нитку рассказать, какую необходимую информацию вы сегодня получили, что вам понравилось, ваши пожелания, ваше мнение.
(родители передают клубочек и делятся мнением, впечатлениями)
Памятка для родителей "Известные люди о воспитании любви к Родине"
"В вашей семье и под вашим руководством растет будущий гражданин, будущий деятель и будущий борец. Все, что совершается в стране, через вашу душу и вашу мысль должно приходить к детям" (А. С. Макаренко)
"Есть много родов образования, но выше всего стоит нравственное воспитание, которое делает нас человеком" (В. Белинский)
"Посейте поступок - пожнете привычку, посейте привычку - пожнете характер, посейте характер - и вы пожнете судьбу" (Уильям Теккерей)
"Светлые дни детских впечатлений, полученных от общения с родной природой, провожают человека далеко в жизнь и укрепляют в нем желание отдать свои силы служению Родине" (А. И. Герцен)
«Подлинная школа воспитания сердечности, душевности и отзывчивости- это семья; отношение к матери, отцу, дедушке, бабушке, братьям, сестрам является испытанием человечности" (В. А. Сухомлинский).