Гузэлия Барашева
Родительское собрание «Эта русская сторонка» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель Барашева Гузэлия Камилевна
Курганская обл. г. Шадринск
МБДОУ «Детский сад №33»
«Это русская сторонка…»
Ход собрания:
Встречаю родителей :
- Здравствуйте, желанные гости!
Что стоите у порога на помосте?
Проходите в светёлку за столы.
Обо всём по порядку да по чести и поговорим!
Публикация «Родительское собрание „Эта русская сторонка“ в старшей группе» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2020
Родители проходят в группу, садятся.
- Родина, Россия, родной край. Эти слова мы слышим с самого раннего детства. Родина-мать – так порой называют нашу страну. Почему так повелось? Да потому, что Родину, как и мать, не выбирают. Она достаётся всем по наследству. Родина – это место рождения нас и наших детей. Родина – это наши леса, поля и реки. Родина – это…
- Что для вас значит Родина? (Ответы родителей.)
- Для каждого из вас Родина – это личное : любимые родные места, гордость за своих родных и близких, за свой народ и ощущение единства и неразрывности с окружающим. Но для того, чтобы быть частью Родины, Отечества, нужно знать её культуру, историю, традиции, уважать своё прошлое, узнавать свои истоки, окружить себя культурным полем.
Поэтому не стоит забывать праздники и обычаи нашего народа, его фольклор, народную мудрость, красоту живописи и богатство музыки. Испокон веков всё это бережно сохранялось и передавалось из поколения в поколение. Народное богатство прошло через победы и поражения, открытия и неудачи, надеясь на дальнейшую жизнь.
Народные песни, колыбельные, хороводы, пословицы, поговорки, сказки, игры, игрушки и сегодня воспитывают наших детей, формируют нравственные качества и воспитывают чувства, которые мало поддаются измерению, – любовь к своей Родине и гордость за неё.
В последние годы в детском саду много внимания стали уделять патриотическому воспитанию. И начинается оно с воспитания любви к своей семье, детскому саду, улице, на которой живёт ребёнок. Далее дети знакомятся с селом, краем, страной. Так постепенно ребёнок начинает понимать, что он – часть великого русского народа. В своей работе используем фольклор разных жанров: сказки, поговорки, пословицы, песни, загадки и др. Знакомим детей с предметами русского народного быта : посудой, игрушками, мебелью, промыслами, костюмами, праздниками и традициями.
А чтобы познакомить ребёнка с этим, важно самому узнать и понять русскую культуру, русское наследство и научиться разбираться во всём этом.
- Хорошо ли вы знаете русское народное творчество? Смеете ли рассказать ребёнку о русских народных сказках, приметах, промыслах и др. ?
Очень часто за событиями
И за сутолокой дней
Старины своей не помним,
Забываем мы о ней.
Хоть и более привычны
Нам полёты на Луну,
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину.
- Предлагаю вам принять участие в игре «Русская старина».
1. Русский народный костюм
- По обычаям старинным
В платьях все ходили длинных
И гостей встречать умели,
Своих нарядов не жалели.
Загадываю родителям загадки, ответ показываю на экране.
- Эта часть костюма –
Не мужской кафтан.
Носит красная девица
Длинный … (сарафан)
- Ходит девица с косой,
С непокрытой головой,
Красоте помощник,
Расписной … (кокошник)
- Кто носил кокошник? (Кокошник носили замужние женщины.)
- Не зря говорили: «Сарафан на крестьяночке – заря, кокошник – солнышко, лебединому крылу под стать». А на этой девице (показать) – рубаха, понева, душегрея. Что такое понева? (Домотканая длинная прямая юбка с разрезами по бокам.)
- С давних пор краса девицы –
Не румяна, не ресницы,
Всюду русская краса –
С лентой длинная коса.
- Кто на Руси носил лапти, а кто сапоги? (Бедные носили лапти, а богатые – сапоги.)
- Лапти (показать) – самая древняя обувь на Руси. Они были и мужской, и женской обувью. Материал для лаптей всегда был под рукой, их плели из внутренней части коры липы – лыка, стоили лапти три копейки, а сапоги – аж несколько рублей. В горячую летнюю пору хватало лаптей на четыре дня, а в зимнюю – на десять дней. Отсюда пошла у крестьян пословица: «В дорогу идти – пять пар лаптей плести».
Зимы в России были лютые, поэтому русский люд шил себе зимнюю одежду. Шубы шили из разного меха.
- Из какого меха носили шубы бедные, среднее сословие и богатые? (Бедные носили шубы овчинные, заячьи, собачьи; среднее сословие – беличьи, куньи; богатые – лисьи, собольи.)
- Богатый купец говаривал в то время: «Наш чин не любит овчин».
2. Семья, семейные традиции
- «Кто я?», «Какое место занимаю я в этом мире?». Роль семьи в становлении своего я очень важная. Когда-то В. Гюго сказал: «Чтобы изменить человека, нужно начинать с его бабушки». А какие мы? Заглянем в свою родословную, попытается узнать, понять наших предков. Какой я, какая моя семья? Это вы увидели на выставке «Я и моя семья».
Мы часто слышим от своих знакомых и родственников слова «деверь», «золовка» и т. п. и знаем, что они означают определённые отношения родства.
• - Кто такой шурин? (Брат жены.)
• - Кто такая золовка? (Сестра мужа.)
• - Кто такие нетий и нестера? (До XI века в Древней Руси так называли племянника и племянницу, теперь этих слов в русском языке нет.)
3. Фольклор
- День за днём, год за годом ребёнок растёт, набирается ума-разума, черпая новые духовные силы и знания из чистого, животворного источника – слова, таящего в себе старинные сказки и былины, сказания и песни, загадки и скороговорки, заклички и дразнилки, считалки и поговорки.
- Напишите за одну минуту названия русских сказок.
- Напишите имена наиболее известных персонажей русских народных сказок. (Иван, Иван-царевич, Иванушка-дурачок, Емеля, Василиса, Елена, Змей Горыныч, Баба-Яга, Кощей Бессмертный).
- В русском фольклоре часто встречаются старинные русские слова. А знаете ли вы их и сможете ли перевести на современный язык?
- Что означают слова: баской, браный, година, живот, жито, ладом, орать, пролеть, радеть, седмица (Баской – нарядный, красивый; браный – узорчатый (о ткани); година – хорошая погода; живот – жизнь; жито – всякий хлеб в зерне или на корню; ладом – хорошо; орать – пахать; пролеть – начало лета; радеть – стараться, заботиться; седмица – неделя.)
- Изобразите с помощью пантомимы пословицы. Другие участники игры должны догадаться, что это за пословицы.
• Дарёному коню в зубы не смотрят.
• Не рой другому яму, сам в неё попадёшь.
• Одна голова хорошо, а две лучше.
• Под лежачий камень вода не течёт.
- Отгадайте русские загадки :
• Длинна, как дорога, коротка, как блоха. (Жизнь)
• Чувство, которое любого красит. (Стыд)
• Шарю-пошарю, в угол встану. (Веник)
• Страна без людей, города без домов, моря без воды. (Карта)
• Всех кормлю с охотою, а сама безротая. (Ложка)
• Что не сеяно родится? (Трава)
• Зимой нет теплей, а летом холодней. (Печка)
• Стоит баба на юру, руками машет, что съест, тем и люди сыты. (Мельница)
4. Народный календарь
- Интересный способ, который помогает нам связаться с прошлым и настоящим нашего народа, – народный календарь. Это большой и богатый жизненный опыт наших предков, их память, жизнь, полная таинств и загадок, их философские суждения. Это наша жизнь и жизнь наших детей. Но народный календарь – не обязательное строгое расписание природы и погоды. Это народное описание событий, явлений, периодов года.
- Какой месяц на Руси называли «протальник», «зимобор», «водотёк», «дорогорушитель»? (Март.)
- В ночь на этот праздник на берегах рек и озёр обычно разжигали обрядовые костры, через которые бросали венки, прыгали, купались в озере, реке, обливались водой. С этого дня начинали заготавливать берёзовые веники для бань. Назовите этот день. (Иван Купала – 7 июля.)
- Какой из праздников на Руси не имел точного срока в календаре? В этот день не ели мяса, запасались к нему рыбой. (Масленица.)
- В этом месяце их три: медовый, хлебный (ореховый, яблочный. (Август.)
5. Домашняя утварь, обычаи стола
- Русский народ всегда славился своим гостеприимством. В доме гости – на столе появлялись самые разнообразные лакомства, приготовленные хозяйкой. Всё лучшее и самое вкусное приготавливалось для гостей. Народная мудрость гласила:
• Что есть в печи – всё на стол мечи.
• Умей в гости звать, умей и угощать.
• Хоть худо живём, да тот же хлеб жуём.
• Где щи да каша, там и место наше.
- Русская печь, домашняя утварь, обычаи стола, будничные и праздничные блюда – всё это русский человек не забывал, где бы он ни находился.
- Зачем вешали на забор вверх дном старый горшок? (В поверьях русского народа горшок часто выступает как оберег. Чтобы предохранить кур от ястребов и ворон, на забор вешали вверх дном старый горшок. Это делалось обязательно в Великий четверг до восхода солнца, когда были особенно сильны колдовские чары. Горшок в этом случае как бы впитывал их в себя, получал дополнительную волшебную силу.)
- Ложку клали на стол в разное время по-разному: то выемкой черпака вверх, то выемкой черпака вниз, почему? (Ложка, повёрнутая выемкой черпака вверх, означала, что она будет использована на поминальной трапезе.)
- Спасибо вам, уважаемые родители, за участие в игре. Надеюсь, что сегодня в вас пробудилась любовь к Родине через знакомство с её славным прошлым. Передавайте эту любовь вашим детям. Пусть они постепенно познают красоту родной земли, всё сильнее и сильнее привязываются сердцем к ней. И пусть эта привязанность рождает в них самые добрые чувства.
- А сейчас я приглашаю Вас в наш мини-музей «Русская изба».