Надежда Голдинова
Родительское собрание во второй младшей группе «Возрастные особенности детей 3–4 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: расширение и структурирование имеющихся у родителей и педагогов знаний о возрастных особенностях детей 3-4 лет и об особенностях протекания кризиса трех лет у детей.
Используемая литература:
1. Куражева Н. Ю., Вараева Н. В., Тузаева А. С., Козлова И. А. «Цветик-семицветик». Программа интеллектуального, эмоционального и волевого развития детей 3- 4 лет. - СПБ. : Речь; М. : Сфера, 2016.-160с.
Публикация «Родительское собрание во второй младшей группе „Возрастные особенности детей 3–4 лет“» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей
- Возрастные особенности детей 3-4 лет
- Младшая группа
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2018
2. Павлова Н. Н., Руденко Л. Г. «Экспресс-диагностика в детском саду: Комплект материалов для педагогов-психологов детских дошкольных образовательных учреждений». – 5-е изд. – М. : Генезис, 2016. – 80 с.
3. Потапова Ю. В., Шаталина М. П. «Кризисы детского возраста: навязчивые привычки у детей».- Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 139, 1 с. – (Психология)
Раздаточный материал для родителей и воспитателей (памятки):
1. "Возрастные особенности детей 3-4 лет".
2. "Рекомендуемые мультфильмы для детей 3-4 х лет".
Рекомендуемая литература для родителей:
1.«Кризисы детского возраста: навязчивые привычки у детей». Потапова Ю. В., Шаталина М. П. - Ростов н/Д: Феникс, 2015. – 139, 1 с. – (Психология)
2.«Сказки от капризов». – СПб. : Речь, 2017. – 80с.
3.«Сказки от слез». – СПб. ; М. : Речь, 2016. – 96 с. : ил. – (Речь о детях)
4.«Сонные сказки». – СПб. ; М. : Речь, 2017. – 63 с. : ил. – (Речь о детях)
Ход семинара
Здравствуйте, уважаемые родители. Сегодня мы с вами поговорим о возрастных особенностях детей трех-четырех лет и о том, как помочь ребенку успешно прожить кризис трех лет.
Годы дошкольного детства - это годы интенсивного психического развития и появления новых, ранее отсутствовавших психических особенностей. Ведущая потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка, ведущая деятельность – игровая. Переход от манипулятивной игры к ролевой.
Особенности высших психических функций и процессов:
Восприятие. Носит предметный характер, т. е. важно отмечать свойства предметов: форма, величина, вкус, цвет и т. д. Игры: Коробка форм (путем проб, или на основе зрительного соотнесения, цветные кубики с цветами: покажи такой же, покажи красный, синий, желтый, зеленый, назови сам, какие это цвета.
Внимание. Ребенок может удерживать активное внимание 7-8 минут. Игры: Парные картинки- покажи такую же, скажи, что на этой картинке изображено.
Память непроизвольна. Преобладает узнавание. Ребенок хорошо запоминает все, что представляет для него жизненный интерес, вызывает сильный эмоциональный отклик. Прочно усваивается информация, которую он видит и слышит много раз. Игры: Угадай, чего не стало: шесть игрушек, убираются две.
Мышление. Способность к классификации предметов: игрушки, посуда, одежда, мебель, овощи, фрукты. Игры: Матрешка 3-х составная (разобрать, собрать, расставить по росту). Разрезные картинки 2-3 составные.
Воображение только формируется. Иногда замысел рождается после того, как действие уже выполнено. Игры: Представь, на что похоже.
Речь. Словарный запас увеличивается за год до 1500 слов. Индивидуальные различия колеблются от 600 до 2300 слов. Длина предложений увеличивается, появляются сложные предложения. Игры: Сказки, игры с слова. Обратить внимание на активное слушание ребенка. Он может придумать своё завершение сказки.
В речи детей преобладает ещё одна особенность: занимаясь каким- либо делом, дети часто сопровождают свои действия малопонятной для окружающих негромкой речью – «приборматыванием», Эти «разговоры с собой» имеют огромное значение для развития детей. С их помощью ребенок удерживает в памяти поставленные им перед собой цели, строит новые планы, обдумывает пути их достижения, выполняет на словах действия, которые опускает в реальности.
Особенности поведения:
Сделать согласно собственному желанию или согласно требованиям взрослого- создает у ребенка внутренний конфликт и тем самым осложняет его внутреннюю психическую жизнь. Элементы самосознания у ребенка трех- четырех лет проявляются порой не всегда соответствующе ожиданиям взрослого: Поэтому конец третьего и начало четвертого года называют «кризисным»- ребенка будто подменили и ранее спокойный, покладистый ребенок начинает проявлять упрямство, негативизм, неустойчивость настроения.
Вторая особенность состоит в том, что действия детей в игре приобретают намеренный характер, что позволяет малышам создавать какой-то конкретный образ (в рисовании, лепке) они уже выполнять определенную роль в игре. Но поскольку эти качества только формируются, то деятельность носит неустойчивый характер и младшие дошкольники во время игры могут отвлекаться до 12-13 раз. Поэтому очень важно поддерживать в детях формирующиеся качества и помогать им в их развитии, например: чтобы поддержать игру, нужно все необходимое для ее продолжения расположить в поле зрения детей.
Младшего дошкольника привлекает мотив сделать вещь для себя, для своей игры (лепка, рисование, конструирование). Ребенок уже способен охотно трудиться для близкого человека: воспитателя, папы, мамы, бабушки, дедушки, для любимого игрушечного персонажа: куклы, медвежонка.
Деятельность, поручения взрослых : если ребенок
Справляется - получает одобрение, верит в себя, ставит новые цели.
Не может справиться самостоятельно (или ему не позволяют) – теряет интерес, не приобретает веры в свои силы.
Особенности возраста:
Кризис 3-х лет. Формирование «системы Я».
Ребенок добивается нового статуса, вследствие чего проявляет упрямство и негативизм.
Развитие происходит через общение. С взрослым общение становится внеситуативно-познавательным.
Удерживает внимание 7–8 минут.
Может выполнять мыслительные операции: анализ, синтез, сравнение, обобщение.
При новой деятельности необходимо поэтапное объяснение (делай, как Я).
Цели и задачи для взрослых:
1. Помогать осваивать разные способы взаимодействия с взрослым и сверстником в игре и в повседневном общении.
2. Способствовать проявлению всех видов активности ребенка.
3. Формировать первые «нравственные эмоции»: хорошо - плохо.
4. Формировать умение действовать по правилам.
5. Формировать умение сопереживать, сочувствовать. Формировать эмоциональную отзывчивость.
6. 6. Способствовать формированию позитивной самооценки ребенка в процессе общения с взрослым.
Новообразования:
1. Усвоение первичных нравственных норм.
2. Самооценка.
3. Появление элементов партнерского общения.
Выдача родителям информационных листов для закрепления новых, полученных знаний.
К приложениям:
Чистоту, простоту мы у древних берем,
Саги, сказки – из прошлого тащим, -
Потому, что добро остается добром –
В прошлом, будущем и настоящем!
Владимир Высоцкий «Баллада о времени».
Ответы педагога-психолога на вопросы родителей в режиме «вопрос-ответ».
Совместное обсуждение имеющихся трудностей у родителей и детей.