ТАТЬЯНА МОРОЗОВА
Родительское собрание во второй младшей группе «Азбука выживания для родителей во время кризиса 3-х лет у детей»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание во 2 младшей группе.
Тема: «Малыши наоборот!» - азбука выживания для родителей во время кризиса 3-х лет у детей.
План собрания :
1. Знакомство
А) «Пожелания» (в общем кругу)
Б) «Встаньте все те, кто…»
2. Высказывания родителей, совместное обсуждение проблемы.
3. Мини- лекция.
4. Советы родителям.
5. Игра «Верные высказывания».
6. Рефлексия.
Ход:
Публикация «Родительское собрание во второй младшей группе „Азбука выживания для родителей во время кризиса 3-х лет у детей“» размещена в разделах
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Капризы и упрямство детей. Кризис трех и семи лет
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
1. Знакомство родителей друг с другом и психологом.
А) Психолог: давайте познакомимся с Вами поближе, представимся по кругу и пожелаем друг другу чего-нибудь хорошего.
Я начну. Меня зовут Татьяна Михайловна, я желаю вам всем огромного терпения и мудрости….
Б) Психолог: а сейчас мы с вами немного поиграем: встаньте все те, кто имеют одного ребенка, двух детей и т. д.
1. Сегодня мы поговорим с вами о кризисе трех лет. Эта тема очень актуаль-на на данный момент, т. к. все ваши дети достигли данного возрастного этапа и, скорее всего, в связи с этим у вас появилось много новых проблем. Я хочу, чтобы каждый из вас рассказал о своем ребенке в трех словах, какой он? (высказывания родителей).
Какие трудности вы испытываете с детьми в этот период? (обсуждение трудностей и фиксация их на доске).
Мини лекция: Кризис трех лет и как его преодолеть».
К трем годам родители начинают замечать серьезные изменения в своем ребенке. С чем это связано? Наша жизнь делится на периоды – так называе-мые возрастные кризисы. Кризисы развития – это относительно короткие периоды жизни, в течение которых человек заметно меняется. Кризисы – это переход между стабильными периодами.
В течение первых трех лет жизни ребенок меняется столь сильно, как ни на одном последующем этапе. К 3-м годам у него в большей или меньшей степени формируется характер, свое индивидуальное отношение к миру, он научается действовать человеческими способами, у него складывается определенное отношение к себе.
Возраст 3-х лет характеризуют как «трудный». Его «трудность» состоит в том, что, начиная отделять себя от близких взрослых, ребенок проявляет все возрастающую строптивость. А взрослые, настаивая на своем, проявляют не меньшее упрямство.
«Кризис 3-х лет» - определение условное, так как временные рамки кризиса гораздо шире. У одних детей он может начаться в 2 года 10 месяцев, а у других - в три с половиной года.
Первым свидетельством начала кризиса может служить появление негативизма, когда ребенок перестает беспрекословно выполнять просьбы взрослых. С одной стороны, попытки отделить свое «Я» и формирование собственных желаний - тенденция прогрессивная. Но с другой, при объективном отсутствии умения высказать свое мнение, малыш выбирает наиболее доступный способ: противопоставление себя взрослым. Единственная цель ребенка - дать понять окружающим, что у него есть своя точка зрения и все должны с ней считаться.
Далее к самостоятельности и негативизму прибавляются другие кризисные симптомы. Для ребенка становится важна его успешность или неспешность в делах или в играх, он начинает остро и бурно реагировать на оценки, учится самостоятельно оценивать результаты своей деятельности. Он становится злопамятным и обидчивым, начинает хитрить. Ребенок начинает претендовать на равноправие со взрослым. Огромное желание получить положительную оценку со стороны взрослых, желание опередить сверстника часто толкают детей на то, что они сильно преувеличивают свои успехи.
Это следствие ошибок взрослых. Во-первых, если малыш начал откровенно фантазировать, значит, родители или педагоги не замечают его реальных успехов. Во-вторых, не следует «раскручивать» маленького фантазера, стараться уличить во лжи во что бы то ни стало.
Посткризисное развитие ребенка непосредственно зависит от того, как он взаимодействовал со взрослым. Возможны два варианта:
а) если взрослый в целом позитивно оценивал личность ребенка, тактично и аргу-ментированно указывал на недостатки и промахи, умел поддержать и похвалить за старание и инициативность, то ребенок научится гордиться собой и своими успе-хами;
б) если взрослый стремится добиться подчинения любой ценой, наказывает за своеволие, стремится подловить на обмане, то, скорее всего, у ребенка разовьется желание противостоять взрослому, победить его и ответно добиться своего.
Во втором случае гневливость, раздражительность и упрямство укореняются, становятся чертами характера.
1. Что делать родителям?
1. Помнить и понимать смысл поведения, так как можно легко сломать механизм воздействия.
2. Ребенок должен выйти из кризиса с набором положительных качеств.
Поэтому главная задача родителей – не допустить закрепление их крайних проявлений.
Что необходимо знать родителям о детском упрямстве и капризности:
- период упрямства и капризности начинается примерно с 18 месяцев;
- как правило, фаза эта заканчивается к 3,5-4 годам. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте – тоже вещь вполне нормальная;
- пик упрямства приходится на 2,5 – 3года;
- мальчики упрямятся сильнее, чем девочки;
- девочки капризничают чаще, чем мальчики;
- в кризисный период приступы упрямства случаются у детей по 5 раз в день. У некоторых – до 19 раз;
- если дети по достижении 4-х лет все еще продолжают часто упрямиться и капризничать, то вероятно речь идет о «фиксированном» упрямстве, исте-ричности, как удобных способах манипулирования ребенком своими роди-телями. Чаще всего это результат соглашательского поведения родителей, поддавшихся нажиму со стороны ребенка, нередко ради своего спокойствия.
Психолог: А сейчас я предлагаю вам поиграть в следующую игру. Я раздам вам правила поведения с ребенком в период кризиса, а вы разделите их на 2 группы : верные высказывания и неверные (каждое высказывание обсуждается).
Рефлексия.