Марина Горева
Родительское собрание во второй младшей группе на тему «Капризы и упрямство детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Познакомить с понятиями «каприз» и «упрямство», причинами их возникновения.
2. Научить родителей видеть за негативными проявлениями стремление ребёнка к самостоятельности становление детской личности.
Ход собрания
1. Выступление педагога-психолога
Мы на свет родились,
Чтобы радостно жить,
Чтобы вместе играть,
Чтобы крепко дружить.
Чтоб улыбки друг другу
Дарить и цветы,
Чтоб исполнились в жизни
Все наши мечты.
Публикация «Родительское собрание во второй младшей группе на тему „Капризы и упрямство детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
Да, наши дети рождаются именно для этого, а всегда ли так бывает, не омрачает ли жизнь капризами и упрямством – это во многом зависит от нас, взрослых. Как помочь ребёнку избавиться от этих черт характера? Сегодня мы постараемся разобраться в причинах появления и особенностях этих столь неприятных нарушений поведения ребёнка.
Что мы понимаем под словом «каприз»? Это когда ребёнок понимает нельзя, но настаивает. Упрямство и капризы у детей нередкое явление. Иногда встречаются жалобы только на упрямство, иногда – только на капризы, а бывает – на то и другое. Они могут чередоваться у одного и того же ребёнка в разном возрасте. Чаще всего упрямство проявляется у детей в резкой форме в 2,5-3 года, в дальнейшем поведение нормализуется, и лишь иногда наблюдается «вторая волна» упрямства в среднем дошкольном возрасте около 5 лет. Капризность же обычно развивается, начиная с 4 лет и во многом, определяет поведение ребёнка в среднем и даже в старшем дошкольном возрасте.
И упрямство, и капризы – две стороны одного и того же нарушения в поведении: у детей более сильных это выражается в упрямстве, у слабых – в капризах.
Капризы могут быть случайными, а бывают и постоянными, однако они могут превратиться в привычную форму поведения.
Капризный ребенок от упрямого отличается не только излюбленным выражением (любимые слова упрямых – «я хочу», а капризных - «я не хочу», но и тем, что для упрямца самое главное – не уступить взрослому, настоять на своем, а у «капризули» - желание всегда находиться в состоянии «готовности к капризу».
Упражнение «Я капризничаю, когда…»
Инструкция. Передавая мягкое сердце (которое символизирует доброту, любовь и понимание, каждый участник расскажет, как и в каких ситуациях капризничает его ребенок. Рассказ начинается от лица ребенка: «Я капризничаю, когда…»
Вывод: Упражнение дает возможность, с одной стороны, встать на место своих детей и посмотреть на ситуацию их глазами, с другой – проанализировать обстоятельства, при которых ребенок чаще всего закатывает истерики.
Мини-лекция «Что делать, если ребенок капризничает»
Педагог-психолог: Что делать в ситуациях, когда ребенок капризничает, устраивает истерики, как предотвратить их повторение? В предыдущем упражнении вы предложили несколько способов. А сейчас вместе рассмотрим еще рекомендации.
Стимулируйте развитие взрослых черт поведения: научите ребенка говорить о своих желаниях, разговаривать, общаться, стремиться объяснить и понять. Не берите его на руки, когда он капризничает, лучше отпуститесь так, чтобы его и ваши глаза были на одном уровне, и спросите: «Чего ты хочешь? Не плачь, а скажи» или «Успокойся! Давай поговорим»
Учите и учитесь договариваться, находить компромиссы. На прогулке ребенок заявляет о желании еще погулять: «Хорошо, мы погуляем еще 10 минут. Когда я подойду к тебе и позову, мы пойдем домой. Договорились?» (на уровне глаз ребенка). Дочка не хочет вставать утром, устраивает капризы – не возмущайтесь, а лучше предложите: «Давай договоримся так. Вот будильник. Сейчас ты еще немного полежишь. Но когда большая стрелка дойдет до пяти, ты сама быстро встанешь с кроватки и соберешься». Таким образом, вы немного уступите, дав ребенку еще полежать, и позволите ему самостоятельно контролировать время.
Общайтесь с ребенком, как со взрослым. Беседуйте с ним, рассказывайте о себе и своих чувствах, о том, что видели по дороге домой, во время одевания в детском саду.
Устанавливайте правила и границы дозволенного, в том числе и наказания. Ребенок должен понимать, что в жизни есть не только «хочу», но и «надо». Он должен руководствоваться не только своими желаниями, но и желаниями и потребностями других членов семьи. Чаще всего капризничают дети в семьях, где:
• между взрослыми нет согласия и единства;
• требования родителей не последовательны.
Будьте последовательны и строги в своих требованиях, иначе слезы и истерики будут способом добиться своего. Ребенок быстро распознает, что значат мамины угрозы: пустые слова или их следует выполнять – поэтому не угрожайте ребенку и не шантажируйте его («Если ты… то…»). Прежде чем что-то запретить, решите, готовы ли вы спокойно вынести каприз.
Используйте игру. Попросите одеть мишку или собрать в детский сад куклу, обратитесь от их имени к ребенку, играйте в детские сказки и мультики, устройте соревнование во время сбора игрушек – кто последнюю игрушку положит, тот и выиграл.
Эффективное влияние оказывают «Я-сообщения». Главная цель «Я-сообщений» - донести до ребенка свое мнение, свое чувство, свою позицию, используя местоимения - «я», «мне», «меня». («Я рада, что ты сегодня оделся сам», «Мне приятно, когда ты спокойно играешь», «Меня расстраивает твое поведение в магазине» и др.) В такой форме ребенок услышит и поймет гораздо быстрее.
Стимулируйте и развивайте самостоятельность, творчество ребенка. Это возможность для него проявить свою активность, настойчивость, независимость и в то же время снять напряжение. Дайте ребенку роль «консультанта» : «выбери себе чашку», «посмотри, чистое ли у меня лицо». Используйте «полезные вопросы» : «Ты наденешь колготки красные или желтые?», «Что тебе приготовить – яичницу или хлопья с молоком?», «Почему ты это хочешь?», «А чем бы ты хотел заняться (при отрицании других предложений?».
Разнообразьте опыт общения ребенка со взрослыми, включайте его в общее дело и при этом незаметно помогайте и громко радуйтесь самостоятельности. Чем содержательнее жизнь ребенка, тем меньше времени и сил остается на капризы.
Психолог: Сегодня мы узнали о капризах и упрямстве и убедились, что плохое поведение у детей – явление хоть и неприятное, но временное и вполне преодолимое. Вера в свои силы, искренняя любовь к ребенку, понимание, помогут вам понять, что безвыходных ситуаций на пути воспитания ребенка не бывает. Главное это любовь, понимание и терпение к своему ребенку.
Всего хорошего! До свидания!