Ольга Белова
Родительское собрание «Ваш ребенок идет в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
«Ваш ребенок идет в школу»
Цель: повышение психолого-педагогической компетентности родителей по проблеме готовности детей к школе.
Место проведения: музыкальный зал.
Подготовка к собранию :
1. Диагностика детей:
• Графический диктант (Д. Б. Эльконин) (Приложение 1).
Публикация «Родительское собрание „Ваш ребенок идет в школу“» размещена в разделах
• Экспериментальная беседа «Внутренняя позиция школьника» (Н. И. Гуткина) (Приложение 2).
2. Количественный и качественный анализ результатов диагностики:
• по методике Д. Б. Эльконина «Графический диктант» (Приложение 3);
• по методике Н. И. Гуткиной «Внутренняя позиция школьника» (Приложение 4.).
3. Разработка памяток для родителей «Рекомендации по подготовке ребенка к школе» (Приложение 5).
4. Анкетирование родителей «Ваш ребенок на пороге школы» (Приложение 6)
5. Подготовка консультации для родителей «Готовность ребенка к школе» и презентации «Ваш ребенок идет в школу».
План собрания :
1. Консультация для родителей «Готовность ребенка к школе».
2. Количественный и качественный анализ по методике Д. Б. Эльконина «Графический диктант», по методике Н. И. Гуткиной «Внутренняя позиция школьника».
3. Памятки для родителей.
Ход встречи:
1. Консультация «Готовность ребенка к школе».
Сегодня мы с вами собрались для того, чтобы немного поговорить о том, что ждёт вас в недалёком будущем, о школе.
Чтобы понять ваше отношение к подготовке детей к школе, мы перед нашей встречей провели небольшое анкетирование. Очень отрадно, что многие родители откликнулись на это. И вот какие результаты мы получили.
Практически все родители 78% одной из наиболее важной стороной готовности к школе отметили психологическую готовность. Большинство опрошенных родителей считают, что в настоящий момент ребенок полностью готов к поступлению в школу, так как он умеет читать и писать и у ребенка присутствует желание идти в школу.
На вопрос в чем вы видите свою роль в подготовке ребенка к школе, большинство ответили, что считают важным приучить ребенка самостоятельности. 17% опрошенных родителей важным при подготовке к школе считают научить ребенка считать и писать, 17 % родителей воздержались с ответом.
На вопрос есть ли у ребенка обязанности по дому, 35% родителей ответили отрицательно, 17% родителей отметили, что дети посещают дополнительное образование.
В чём же суть «готовности»? Давайте рассмотрим этот вопрос более предметно.
Подготовка к школе – процесс многоплановый. И следует отметить, что начинать заниматься с детьми следует не только непосредственно перед поступлением в школу, а далеко до этого, с младшего дошкольного возраста. И не только на специальных занятиях, но и в самостоятельной деятельности ребят – в играх, в труде, общении со взрослыми и сверстниками. Выделяются разные виды готовности к школе :
• Психологическая готовность;
• Физическая готовность: состояние здоровья, физическое развитие, развитие мелких групп мышц, развитие основных движений;
• Специальная готовность: умение читать, считать, писать.
Прежде всего, важна психологическая готовность. У любого психологического понятия, как правило, есть своя история. Сейчас мы уже привыкли к сочетанию «готовность к школе». Но это довольно молодой термин. И проблема готовности к школе тоже очень молодая. А возникла проблема готовности в связи с экспериментами по обучению шестилеток. Пока дети шли в школу с семи или даже с восьми лет, никаких вопросов не возникало. Конечно, одни учились лучше, другие хуже. Но когда процесс обучения столкнулся с шестилетками, привычные, устоявшиеся методы работы вдруг потерпели фиаско. Более того, несостоятельными оказались прогнозы школьной успешности детей и привычные объяснения их неудач. Вот приходит симпатичный ребёнок из интеллигентной семьи. Воспитанный. Родители уделяют ему много внимания, развивают, как могут. Он и читает, и считает. Казалось бы, чего ещё хотеть от будущего первоклассника? Только учи его – и получится отличник. Так не получается! Шестилеток принимали не везде. Это, как правило, были элитные школы, имевшие возможность, так или иначе, отбирать детей. Учителя и отбирали - по привычным для себя показателям. А через полгода выяснялось, что чуть ли не половина отобранных детей не оправдывает возлагавшихся на них надежд. Не то, что отличники из них не получались: возникала проблема даже на уровне освоения программы. Казалось, что возникшие сложности решить можно: раз дети плохо учатся, значит, плохо готовы. А раз плохо готовы, нужно готовить лучше. К примеру с пяти лет. И под этим «лучше» опять понималось «читать, считать» и т. д. И опять ничего не получалось. Потому что нельзя ничего хорошего сделать с ребёнком с помощью механического снижения планки обучения, игнорируя законы его психологического развития.
Психологическая готовность ребенка к школе состоит из следующих компонентов:
• мотивационной готовности (наличие у детей стремления, желания учится);
• интеллектуальной готовности (развитие познавательных процессов памяти, внимания, мышления, - представлений о пространстве и времени, о животном и растительном мире, об общественных явлениях.);
• волевой готовности (развитие самоконтроля, умения слушать, умение подчинятся правилам,
• социально-психологической готовности (или готовности в сфере общения) (формирование качеств, благодаря которым они бы смогли благополучно наладить отношения в новом коллективе).
Остановимся немного подробнее на каждой из них. Мотивационная готовность. Прежде всего, у дошкольника должно быть желание идти в школу, т. е. мотивация к обучению. Она заключается в том, что у ребёнка к моменту поступления в школу должны сформироваться психологические черты, присущие школьнику, желание стать школьником, выполнять серьёзную деятельность, учиться.
Но это появляется у детей лишь к концу дошкольного возраста и связано с очередным кризисом психического развития. Ребёнок психологически перерастает игру, и положение школьника выступает для него, как ступенька к взрослости, а учёба – как ответственное дело, к которому все относятся с уважением.
Важной стороной психологической готовности к школе является и эмоционально-волевая готовность:
• способность управлять своим поведением;
• умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок:
• стремление преодолевать трудности;
• стремление к достижению результата своей деятельности.
Важная задача перед родителями – научить ребёнка доводить начатое дело до конца, пусть это будет занятие трудом или рисование, значение не имеет. Для этого нужны определё нные условия: ничто не должно его отвлекать. Многое зависит и от того, как дети подготовили своё рабочее место. Например, если ребёнок сел рисовать, но не приготовил заранее всё необходимое, то он будет постоянно отвлекаться: надо заточить карандаши, подобрать соответствующий листок. В результате, ребёнок теряет интерес к замыслу, затрачивает время впустую, а то и оставляет дело незавершённым. Большое значение имеет отношение взрослых к делам детей. Если ребёнок видит внимательное, доброжелательное, но вместе с тем требовательное отношение к результатам его деятельности, то он сам с ответственностью относится к ней.
Ситуация «Илюша предпочитает шумные игры, а занятия, требующие сосредоточенности не любит. Вот и сейчас, выполнил рисунок, не приложив усилий: видно, что может рисовать лучше, но не старается. Но мама, посмотрев его работу, говорит: «Хорошо, молодец». Для неё главное, чтобы сын был занят. Мальчик тут же бросает свой «шедевр» и создаёт новый ничуть не лучше прежнего. И мама опять хвалит малыша. Она считает: «Подумаешь, не дорисовал. Подумаешь, неправильно держит карандаш! Пойдёт в школу – научится. Не беда, что принимается сразу за несколько дел. Лишь бы занят был. Вот пойдёт в школу, тогда…»
Конечно же, мама в данной ситуации не права. Ваша заинтересованность и объективная оценка результатов детской деятельности ребёнка помогает ему проявить усилия, вырабатывает правильное отношение к занятию как к серьёзному делу. Подумайте, а как вы реагируете, когда ребёнок не доводит начатое до конца?
Готовность к школе предполагает и определённый уровень умственного развития - интеллектуальная готовность. Ребёнку необходим запас знаний. Родителям следует помнить, что само по себе количество знаний или навыков не может служить показателем развития. Школа ждёт не столько образованного, сколько психологически подготовленного к учебному труду ребёнка. Значительно существеннее не сами знания, а то, как дети умеют ими пользоваться.
Но не только умение писать, читать и считать определяют готовность к школе. Конечно, хорошо, если до школы ребенок умеет читать и писать. Но это всего лишь такой, же навык (хотя и очень важный для развития ребенка, как катание на велосипеде или игра на музыкальных инструментах. Само чтение и умение считать не являются физиологическими механизмами памяти, мышления, воображения и речи. Они развивают ребенка только в том случае, когда, опираясь на этот навык, родители продолжают совершенствовать психические процессы ребенка.
Часто наблюдается такая картина. Родители все свои силы отдают тому, чтобы научить ребенка читать и считать, и, как только он освоит задачу, заканчивают процесс обучения. Но на самом деле работа только начинается. Ведь чтение и счет не должны становиться самоцелью.
Нужно учитывать всю многогранность процесса развития ребенка, совершенствовать речь, внимание, мышление, память. Различие между ребенком, который рано научился читать, и тем, который научился позднее, сотрется к 3 – 4-му классу, а возможно, другие дети и вовсе перегонят его. Поэтому обучение чтению и счету – важная, но не главная часть в развитии ребенка.
Важнее само желание узнать новое, а оно не возникнет, если ребенку трудно и воспринимать и запоминать новый материал. Следовательно, для того, чтобы появилось это желание необходимо развивать психические процессы: память, мышление, внимание, воображение, речь, восприятие.
Для школы важно чтобы ребенок мог управлять своей памятью, ставить перед собой осознанную цель — запомнить, приложив силу и волю. А для этого ему нужно помочь освоить приемы запоминания: повторение, выделение смыслов, разделение на части, схемы. Чем больше родители будут тренировать память детей, тем легче им будет учиться, усваивать новое. Например, рассказав сказку, можно попросить ребенка нарисовать картинки, а затем по ним пересказать сюжет.
Речь ребенка является средством приобретения знаний, развития всех психических функций, самовыражения и познания, основным средством общения. Уровень развития речи влияет на успешность обучения. К концу дошкольного возраста ребенок должен произносить все звуки родного языка. Уметь выделять звук в слове. Определять его местоположение в слове (в начале, середине, в конце). Если у ребенка есть проблемы со звукопроизношением, то до школы необходимо проконсультироваться с логопедом.
Важно чтобы ребенок умел сравнивать предметы и явления, выделять важные признаки, связно отвечать на вопросы, рассуждать.
Был способен сосредоточенно выполнять задание, как по указанию взрослого, так и самостоятельно используя образец Ему необходимы умения видеть и удерживать образы, возникающие в процессе обучения.
Следующий компонент психологической готовности - социально - психологическая готовность (или готовность в сфере общения) включает в себя формирование у детей качеств, благодаря которым они смогли бы благополучно наладить отношения в новом коллективе. Готовность детей к школе в сфере общения включает:
• развитие потребности в общении с другими детьми и взрослыми;
• умение подчиняться традициям и правилам группы, не ущемляя своих интересов;
• развивающиеся способности справляться с ролью школьника в ситуации школьного обучения.
Общение - многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порожденный потребностью в совместной деятельности. Умение налаживать контакты с другими способствует облегчению процесса адаптации к школьной жизни, к новым социальным условиям. Умение строить свои взаимоотношения со сверстниками и взрослыми является важным компонентом волевой готовности к школе. Важно, чтобы у ребенка были сформированы такие качества:
• доброжелательность;
• уважение к товарищам;
• общительность;
• готовность проявить сочувствие.
Наличие таких черт способствует созданию эмоционального тона в общении.
Мы с вами рассмотрели компоненты психологической готовности к школе. Но не менее важную составляющую общей готовности к школе определят физическая готовность. Что понимают под физической готовностью?
Для того чтобы, ребенок мог справляться и выдерживать учебную нагрузку в течение всего урока и школьного дня, он должен быть здоров и хорошо физически развит:
- иметь нормальный рост, вес, объем груди, мышечный тонус, пропорции, кожный покров и прочие показатели, соответствующие средним нормам физического развития мальчиков и девочек 6 – 7 – летнего возраста,
- нормальное, соответствующее возрасту, состояние зрения, слуха, моторики, особенно сформированость мелких движений кистей рук и пальцев (близорукость, пониженный слух или недостаточная подвижность и координированность мелких движений руки нередко являются причинами, мешающими успешности учения детей в школе,
- нормальное, соответствующее возрасту, состояние нервной системы ребенка : степень ее возбудимости, силы и подвижности (нарушения нервной деятельности приводят к быстрой утомляемости ребенка и отрицательно влияют как на успеваемость, так и на отношение ученика к школе).
Не последнюю роль играет и специальная готовность. Это овладение детьми некоторыми специальными знаниями и навыками – грамотой, счётом, решением арифметических задач.
Перед нашей встречей мы провели небольшую педагогическую диагностику, которая была направлена на определение готовности будущего школьника к новому для него виду деятельности - учебной.
В отличие от игровой деятельности – учебная деятельность имеет ряд специфических особенностей. Она предполагает ориентацию на результат, произвольность и обязательность.
Большая часть учебных заданий, с которыми сталкивается первоклассник, направлена на выполнение ряда условий, некоторых требований, ориентацию на правило и образец. Именно эти умения относятся к так называемым предпосылкам учебной деятельности, т. е. к тем, которые еще не являются в полной мере учебными действиями, но необходимы для начала ее усвоения.
Приложение 1.
Методика Д. Б. Эльконина «Графический диктант»
Цель: выявление умения внимательно слушать и точно выполнять указания взрослого, правильно воспроизводить на листе бумаги заданное направление линии, самостоятельно действовать по указанию взрослого.
Описание методики: методика проводится следующим образом. Каждому ребенку выдается тетрадный лист в клетку с нанесенными на нем четырьмя точками (рис. 6). В правом верхнем углу записываются фамилия и имя ребенка, дата проведения обследования, в случае необходимости дополнительные данные. После того, как всем детям розданы листы, проверяющий дает предварительные объяснения: «Сейчас мы с вами будем рисовать разные узоры. Надо постараться, чтобы они получились красивыми и аккуратными. Для этого нужно внимательно слушать меня — я буду говорить, на сколько клеточек и в какую сторону вы должны проводить линию. Проводите только те линии, которые я скажу. Когда проведете — ждите, пока я не сообщу, как надо проводить следующую.
Следующую линию надо начинать там, где закончилась предыдущая, не отрывая карандаша от бумаги. Все помнят, где правая рука? Вытяните правую руку в сторону. Видите, она указывает дверь (называется какой-либо реальный ориентир, имеющийся в помещении). Когда я скажу, что надо провести линию направо, вы ее проведете — к двери (на доске, заранее расчерченной на клетки, проводится линия слева направо длиной в одну клетку). Это я провел линию на одну клетку направо. А теперь я, не отрывая руки, провожу на две клетки вверх (на доске рисуется соответствующая линия). Теперь вытяните левую руку. Видите, она показывает на окно (снова называется реально имеющийся в помещении ориентир). Вот я, не отрывая руки, провожу линию на три клетки налево — к окну (на доске проводится соответствующая линия). Все поняли, как надо рисовать?». После того как даны предварительные объяснения, переходят к рисованию тренировочного узора.
Инструкция: проверяющий говорит - начинаем рисовать первый узор. Поставьте карандаши на самую верхнюю точку. Внимание! Рисуйте линию: одна клеточка вниз. Не отрывайте карандаш от бумаги. Теперь одна клеточка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Дальше продолжайте рисовать такой же узор сами».
При диктовке нужно делать достаточно длительные паузы, чтобы дети успевали кончить предыдущую линию. На самостоятельное продолжение узора дается полторы-две минуты. Детям нужно объяснить, что узор не обязательно должен идти по всей ширине страницы. Во время рисования тренировочного узора (как под диктовку, так и далее самостоятельно) ассистент ходит по рядам и исправляет допущенные детьми ошибки, помогая им точно выполнить инструкцию. При рисовании последующих узоров такой контроль снимается, и ассистент следит только за тем, чтобы дети не переворачивали свои листки и начинали новый узор с нужной точки. В случае необходимости он одобряет робких детей, однако никаких конкретных указаний не дает. По прошествии времени, отведенного для самостоятельного продолжения узора, проверяющий говорит:
• «Теперь поставьте карандаш на следующую точку. Приготовились! Внимание! Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка верх. Одна клетка направо. Одна клетка вниз. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. Одна клетка вверх. Одна клетка направо. А теперь сами продолжайте рисовать тот же узор».
Предоставив детям полторы-две минуты на самостоятельное продолжение узора, проверяющий говорит:
«Все, этот узор дальше рисовать не надо. Мы будем рисовать следующий узор. Поднимите карандаши. Поставьте их на следующую точку. Начинаю диктовать. Внимание! Три клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Три клетки вниз. Одна клетка направо. Две клетки вверх. Одна клетка направо. Две клетки вниз. Одна клетка направо. Три клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор»
Через полторы-две минуты начинается диктовка последнего узора:
«Поставьте карандаши на самую нижнюю точку. Внимание! Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клеткя налево - слово «налево» выделяется голосом). Две клетки вверх. Три клетки направо. Две клетки вниз. Одна клетка налево (слово «налево» опять выделяется голосом). Одна клетка вниз. Три клетки направо. Одна клетка вверх. Одна клетка налево. Две клетки вверх. Теперь сами продолжайте рисовать этот узор».
По истечении времени, предоставленного на самостоятельное продолжение последнего узора, проверяющий и ассистент собирают у детей листки. Общее время проведения методики обычно составляет около 15 минут.
Оценка результатов. Результаты выполнения тренировочного узора не оцениваются. В каждом из последующих узоров оценивается порознь выполнение диктанта и самостоятельное продолжение узора. Оценка производится по следующей шкале:
• Точное воспроизведение узора — 4 балла (неровность линии, «дрожащая» линия, «грязь» и т. п. не учитываются и не снижают оценки).
• Воспроизведение, содержащее ошибку в одной линии, — 3 балла.
• Воспроизведение с несколькими ошибками — 2 балла.
• Воспроизведение, в котором имеется лишь сходство отдельных элементов с диктовавшимся узором, — 1 балл.
• Отсутствие сходства даже в отдельных элементах — О баллов.
За самостоятельное продолжение узора оценки выставляются по той же шкале.
Таким образом, за каждый узор ребенок получает по две оценки: одну — за выполнение диктанта, другую — за самостоятельное продолжение узора. Обе они колеблются в пределах от 0 до 4.
Итоговая оценка работы под диктовку выводится из трех соответствующих оценок за отдельные узоры путем суммирования максимальной из них с минимальной, есть оценка, занимающая промежуточное положение или совпадающая с максимальной или минимальной, не учитывается). Полученная оценка может колебаться 0 до 7
Аналогично из трех оценок за продолжение узора выводится итоговая. Затем обе итоговые оценки суммируются, давая суммарный балл (СБ, который может колебаться в пределах от 0 (если и за работу под диктовку, и за самостоятельную работу получено 0 баллов) до 16 баллов (если за оба вида работы получено по 8 баллов).
В дальнейшем анализе используется только итоговый показатель, который интерпретируется следующим образом:
0–3 баллов – низкий;
3–6 баллов – ниже среднего;
7–10 баллов – средний;
11–13 баллов – выше среднего
Готовность к школе
Протокол к методике «Графический диктант»
Группа ___
Воспитатель ___
Дата ___
Фамилия, имя ребенка
Тренировочное задание 1 узор 2 узор Результат Итого
По инструкции По образцу По инструкции По образцу По инструкции По образцу По инструкции По образцу
Методика «Графический диктант».
Фамилия, имя ребенка___
Гр. № ___, Дата ___