Ирина Карелина
Родительское собрание в старшей логопедической группе «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Думаю, никто не станет возражать против того факта, что речь имеет огромное значение в общем развитии ребенка, в становлении его успешной личности, его будущего.
Развитие речи – это самое важное приобретение ребенка в дошкольном возрасте. Хорошо развитая речь помогает легче воспринимать знания, получаемые в детском саду, в школе, дома, помогает в общении со сверстниками и взрослыми. В группе подготовлена папка с консультациями логопеда, где имеется информация об особенностях развития речи детей 5-6 лет.
Публикация «Родительское собрание в старшей логопедической группе „Развитие речи детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
К сожалению, не у всех детей речь развивается в соответствии с возрастными нормами, у многих имеются трудности в усвоении тех или иных категорий речи, нарушения в формировании речевых компонентов. Предлагаю вашему вниманию наиболее актуальные проблемы, характерные для многих детей старшего дошкольного возраста :
1. Бедный словарный запас;
2. Недостаточно сформированный фонематический слух и фонематическое восприятие:
Фонематический слух – умение слышать и различать звуки в потоке речи в различном линейном порядке (вдох-вход, сон-нос, в словах близких по звучанию, но разных по смыслу (цапля-капля, башня-пашня);
Фонематическое восприятие – звуковой анализ, который лежит в основе овладения процессом обучения грамоте: это способность определять наличие или отсутствие звука в слове; способность определять место положения звука в слове; способность определять последовательность звуков и их количество в слове.
3. Грамматические ошибки и ошибки в звукопроизношении;
4. Невыразительная, интонационно мало окрашенная речь;
6. Несформированная связная речь (односложная, состоящая из одних простых предложений; неспособность построить сюжетный или описательный рассказ за заданную тему, пересказать текст).
В детском саду уделяется большое внимание развитию речи, но без помощи родителей, без вашего тесного общения с ребенком, без вашего примера красивой, грамотной речи, нам не удастся справиться со всеми трудностями. Ведь именно у вас, в первую очередь, ребенок учится говорить, именно вам он подражает в своем общении. Что можно сделать дома?
Ниже представлены игры по развитию словарного запаса, грамматического строя, фонематического слуха и фонематического восприятия. Все игры достаточно просты и доступны, играть в них можно в любом месте (дома, на прогулке, по дороге в сад и обратно, в автомобиле и т. п.) и в любой ситуации.
И помните главное:
— разговаривая с ребенком, обращайте внимание на свою речь, говорите спокойным тоном;
— чаще общайтесь с ребёнком;
— чаще читайте и обсуждайте прочитанные книги, задавайте ребенку подробные вопросы по тексту и просите отвечать полным ответом. Все это играет важную роль в развитии речи ребенка, он усваивает новые слова, обороты, развивает слух.
Игры по развитию речи
Данные игры по развитию речи детей дошкольного возраста, позволяют ребенку научиться сравнивать предметы, объекты, явления, способствуют развитию речи, наблюдательности и умению познавать многоплановую сущность окружающей действительности.
«Подбор прилагательных» :
Эта игра интересна детям любого возраста, имеет несколько степеней сложности игры: малышам необходим наглядный единичный образ, старшим детям — словесный и не менее 2—3 образов. Содержание же игры заключается в следующем: ведущий показывает игрушку, картинку или называет слово, а участники по очереди называют как можно больше признаков, соответствующих предложенному объекту. Выигрывает тот, кто назовет для каждого из предъявленных предметов как можно больше признаков. Например, «собака» — большая, лохматая, добрая, веселая, охотничья, старая и т. п.
«Что бывает?» :
Эта игра похожа на предыдущую, отличие состоит в том, что к исходному слову-прилагательному подбирают существительное. Например, «зеленый» — помидор, ель, трава, дом и т. д. Эмоционально привлекательной основой и стимулом участия в игре могут служить поэтические произведения. В последующем детям можно предложить назвать все, что бывает веселым, грустным, злым, добрым, тихим, громким, пушистым, гладким, холодным, шершавым, колючим, быстрым, скользким, удивленным, спокойным, торжественным, шаловливым, смешным, таинственным, светлым и пр. При этом необходимо удостовериться, что смысл слова понимается и ребенком, и взрослым идентично.
«Узнавание» :
Цель игры — узнать предмет, объект по группе прилагательных, эпитетов или по группе слов-действий. Предлагаемые в качестве исходной опоры слова должны быть связаны с чувственным и практическим опытом ребенка. Например, «зеленая, кудрявая, стройная, белоствольная» — береза; «сверкает, землю согревает, тьму разгоняет» — солнце.
Игры со словами нужно постепенно усложнять, не только увеличивая словарный запас ребенка, но и тренируя у него способность легко находить нужное слово. Чтобы ребенок без особых затруднений «вычерпывал» из памяти необходимое слово, надо разнообразить варианты игр («Какое бывает?», «Что делает?»). В дальнейшем основным правилом таких игр становится отсутствие повторов.
«Кто что делает» :
Эта игра обогащает лексический запас детей словами-действиями (глаголами) и позволяет не только активизировать монологическую речь, но и выразительность неречевых средств воздействия на слушателей. В рамках этого варианта существует несколько способов организации игрового действия.
а) Для игры необходим набор предметных картинок (картина, молоток, зонт, часы, кошка, собака, клубок ниток, газета и пр.). Детям показывают картинки (по одной) и задают вопросы: «Что с этим можно делать? Для чего это нужно?» Можно поступить и следующим образом: задать вопросы, отражающие конкретное использование предмета, а дети указывают на ту или иную картинку. Например: «Что можно повесить на стену? Из чего можно связать шарф? Где можно спрятаться от дождя? Кто дом сторожит? Что можно читать? Кто мышей ловит? Как узнать, сколько времени? Чем гвозди забивать?»
б) Со старшими дошкольниками игра может проводиться без наглядной основы. Ведущий называет предмет, явление, объект, а игроки по очереди называют действие, выполняемое этим объектом, и слово-существительное для следующего игрока. Например, ведущий говорит: «Машина». Ребенок отвечает: «Едет. Художник». Следующий игрок: «Рисует. Рука» и т. д. В дальнейшем к одному слову-существительному придумывают несколько глаголов. Например, «ветер» — воет, пыль поднимает, листья срывает, парус надувает, крылья ветряной мельницы вертит, освежает, тучи разгоняет и т. п.
в) Игру можно усложнить за счет использования невербальных средств выразительности: жестов, мимики, пантомимики. Задача детей — назвать деятельность по одному или нескольким действиям. Например, взрослый поднимает обе руки — это действие может обозначать и поднятие какого-либо предмета, и вывешивание белья на веревку, и пр. ; или поднимает руку, один палец кладет на нижний правый угол воображаемой страницы, переворачивая ее — это может обозначать либо чтение книги, либо просмотр тетради, журнала.
г) Более сложный вариант игры заключается в совмещении словесных описаний и неречевых средств выразительности. Для организации игрового действия необходимы мягкие игрушки — кошка и собака. После того как дети познакомились с ними — рассмотрели, поиграли, — предложите описать их внешний вид, повадки, место-жительство, показать, что делает кошка, когда ее гладят. Когда она видит мышку? Когда видит нитку с бантиком? Когда видит собаку? Что еще умеет делать кошка? Что умеет собака? Как она ведет себя, когда видит кошку? Хозяина? Когда получает кусок мяса?
Обязательно похвалите ребенка, если он нашел удачное слово, движение, позу, жест, проявил активность и заинтересованность в поиске выразительных средств. Так развивается детская наблюдательность, точность восприятия и мыслительная активность (память, воображение). В следующий раз можно использовать другие объекты, но они должны быть хорошо знакомы ребенку. Характер предлагаемых заданий и вопросов может расширяться, а в последующем и придумываться самими детьми.
«Цепочка слов» :
Эта игра используется с детьми старшего дошкольного возраста и проводится, в основном, в словесном варианте, так как предугадать детские ответы и быстро подобрать к ним соответствующие картинки бывает достаточно сложно. Суть игры заключается в подборе слов — существительных и прилагательных, характеризующих в своем объединении какой-либо объект сходными качественными признаками (холодный — ветер, мороженое, вода, батарея; мокрый — одежда, волосы, бумага, асфальт; не умеет плавать — кирпич, земля, шуруп и т. п.). То есть дети составляют своеобразный «поезд» из слов, где слова-вагончики соединены между собой. Например, исходное слово — «кошка».
Кошка бывает какая?
Пушистая, ласковая, разноцветная…
Что еще бывает разноцветным?
Радуга, платье, телевизор…
Каким еще может быть платье?
Шелковым, новым, прямым…
Что еще может быть прямым?
Линия, дорога, взгляд… и т. д.
«Подбор объектов к действию» :
Ребенку предлагают назвать объекты, совершающие те или иные действия. Например, «кто и что плавает?» — человек, доска, собака, корабль; «греет?» — солнце, печь, грелка; «летает?» — самолет, птица, бабочка, муха, пушинка, воздушный шар, листья желтые с деревьев.
Игра «Добавь слово»
Эта игра развивает память, умение классифицировать предметы по группам и может проводиться в разных вариантах.
Вариант 1. Взрослый начинает игру: «В корзину я положил яблоки». Ребенок продолжает, повторяя все сказанное ранее и добавляя свое слово, соответствующее названному первым участником игры: «В корзину я положил яблоки и лимоны». Следующий играющий повторяет предложение и добавляет слово от себя. И так далее.
Вариант 2. Добавление слов осуществляется на основе заданной буквы или использования последовательности букв в алфавите. (Если на очередную букву сложно подобрать слово-название, то она пропускается. При этом, если игра проводится со старшими дошкольниками, то вполне допустимо использование опорной таблицы с изображением букв алфавита.) В первом случае это будет звучать так: «В корзину я положил арбуз, … ананас, … абрикос, … апельсин» и т. д. Во втором так: «На столе стоит ваза, а в ней — апельсины, бананы, виноград, груша …»
Игра «Дополни предложение» :
Эта игра отличается от предыдущей некоторой сложностью, так как главным правилом является не только запоминание и воспроизведение всего сказанного ранее, но и забота о том, чтобы предложение не потеряло смысл и партнеры по игре могли продолжить его как можно дольше. Содержание же игры состоит в следующем: водящий называет любое слово, а каждый из участников по очереди добавляет к нему свое слово, повторяя целиком предыдущее. При распространении предложения слова могут быть размещены в различных его местах (в начале, конце, середине, но добавлять их необходимо с учетом смыслового содержания. Например, исходное слово «солнце» :
Светило солнце;
Ярко светило солнце;
На небе ярко светило солнце;
На небе ярко светило весеннее солнце;
На небе ярко светило и играло весеннее солнце;
На небе ярко светило и играло лучами весеннее солнце;
На небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;
На голубом небе ярко светило и играло золотыми лучами весеннее солнце;
На голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами весеннее солнце;
На голубом небе ярко светило и играло своими золотыми лучами ласковое весеннее солнце
Игры на развитие фонематического восприятия
«Назови первый звук» :
Взрослый произносит слово с интонационным выделением первого звука и кидает мяч ребенку, а тот называет первый звук в слове и перебрасывает мяч взрослому (Аня, азбука, арбуз, Ира, индюк, изюм, Оля, осень, утка, улица).
«Сложи звук» :
Взрослый произносит ряд звуков, а дети проговаривают составленные из них слоги и слова, например: [м][а] — ма; [н][о][с] — нос.
«Скажи наоборот» :
Взрослый проговаривает два-три звука, а дети должны произнести их в обратном порядке.
«Определи первый гласный звук» :
Произносите ребёнку слова, выделяя голосом первый гласный звук и попросите ребёнка назвать этот звук.
«Зоркий глаз» :
Детям предлагается найти в окружающей обстановке предметы, в названии которых есть заданный звук.
«Что лишнее?» :
Взрослый произносит ряды слогов «па-па-па-ба-па», «фа-фа-ва-фа-фа»… Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
Чистоговорки
Взрослый начинает, а ребёнок договаривает последний слог.
Ба-бо-ба — у дороги два стол… (ба).
За-зу-за — уходи домой, ко… (за).
Ти-ди-ти — на Луну ле… (ти).
Де-де-те — сядем в темно… (те).
Лю-лу-лю — лук зеленый я по… (лю).
Фе-ве-фе — посижу я на со… (фе
«Назови слова на звук …» :
Взрослый предлагает ребёнку придумать слова на заданный звук.
«Поймай звук» :
Предложите ребенку хлопать в ладоши (или топать ногой, ударять по коленкам, поднимать руку вверх, приседать и т. д., когда он услышит слово, в котором есть заданный звук.
«Какой звук есть во всех словах?» :
Взрослый произносит три-четыре слова, в каждом из которых есть один и тот же звук: шуба, кошка, мышь — и спрашивает у ребенка, какой звук есть во всех этих словах.
Игры на развитие грамматического строя речи
Задание №1.
Дать «ласковые имена» :
Валя-Валечка, Вася, Соня;
Саша-Сашенька, Даша, Ира;
Люда, Катя, Аня и т. д.
Задание №2.
«Покажи на себе и на кукле и назови» :
Голова-головка, лоб, уши,нога, затылок, губы, рука, щеки, пальцы и т. д.
Задание №3.
Проведите с ребёнком игру «Один и много». Вы называете один предмет, а ребёнок – много.
Огурец — огурцы, Баклажан — … Редька — … Помидор — … Кабачок — … Редиска — … Боб — … Тыква — … Патиссон — …
Задание №4.
Считай овощи до трё х по образцу: один помидор, два помидора, три помидора. Один огурец …. Одна редиска…. Один баклажан, …. Одна морковка …. Один кабачок …. Одна репка …. Один боб …. Одна редька … .
Задание №5.
Проведите игру «Есть — нет». Ребё нок произносит вторую часть фразы со слов: «У меня нет».
— У меня есть свежая капуста
— У меня нет свежей капусты.
Красный помидор, зелёный огурец, синий баклажан, спелые бананы, кислые лимоны, сладкое яблоко, горькая редька.
Задание №6.
Подбери как можно больше определений к каждому предмету.
Нарисуй в тетради.
Помидор – красный, круглый, вкусный, сочный.
Банан, редис, лук, виноград, лимон, апельсин, репа, яблоко.
Задание №7.
Учите детей правильно называть маленькие предметы. Вы называете большой предмет, а ребёнок – маленький.
Стол-столик, Булка — … Стул — … Чашка — … Салфетка — … Тарелка — … Огурец — … Конфета — … Диван — … Полка — … Нож — … Кружка — …
Задание №8.
Проведите игру с мячом «Один-много».
Яблоко – яблоки, груша – груши, слива – сливы,
Персик, банан, ананас
Затем проведите игру «Много-один».
Апельсины – апельсин, абрикосы – абрикос, помидоры – помидор, огурец, мандарин, лимон.
Задание №9.
Дополнить предложения, изменив слово в скобках.
В корзине лежит один (помидор).
В лесу растёт много (дерево).
В зоопарке мало (зверь).
У меня меньше (ягода, чем у Вовы.
Петя собрал столько же (гриб, сколько и Света.
В шкафу лежит больше (плащ, чем на вешалке.
Задание №10.
Подобрать по несколько существительных к прилагательным.
Красные машины, стулья, блюдца.
Синие … Тёплые … Металлические … Вязаные … Шерстяные … Пластмассовые …Существительные должны быть всех трёх родов.
Задание №11.
Проведите игру «Большой- маленький»
Шапка – шапочка Кофта —, Юбка, костюм, брюки, чулки, туфли, платье, пальто, носки
Задание №12.
Учите детей образовывать и использовать в речи глаголы с различными приставками. Поиграйте в игру «Доскажи словечко».
Машина в гараж … (въезжает).
Мальчик из школы … (выходит).
Шофёр к машине … (подходит).
Девочка с горы … (съезжает).
Старушка через улицу … (переходит).
Девочка через лужу … (перепрыгивает).
Птичка из клетки … (вылетает).
Задание №13.
Измените предложения по образцу:
Он сидит на диване. – Они сидят на диване.
Он бежит по дорожке … Он поёт песню … Он рисует солнце … Он идёт домой … Он колет дрова …
Задание №14.
Образуйте притяжательные прилагательные по образцу:
Хвост собаки – собачий хвост.
Молоко коровы – коровье молоко.
Грива льва … Зубы тигра … Копыта лошади … Шерсть кролика … Рога лося … Усы кошки … Следы зайца …
Задание №15.
Образуйте притяжательные прилагательные по образцу:
Шуба из белки – беличья шуба.
Воротник из норки … Шапка из лисы … Накидка из соболя … Одеяло из шерсти верблюда … Шапка из пуха кролика …
Задание №16.
Вставить подходящие по смыслу слова (прилагательные).
Солнце, как мяч, круглое.
Руки, как лёд, … Нож, как бритва … Шоссе, как стрела, … Снег, словно пух, … Трава, как изумруд
Задание №17.
«Расхвалить» каждую картинку, подобрать как можно больше слов – определений.
Например: Рукавички – новые, красивые, красные, удобные, шерстяные, вязаные, тёплые.
Задание №18.
Скажи по образцу, какая посуда.
Из стекла – стеклянная.
Из металла … Из глины … Из дерева … Из хрусталя … Из серебра … Из пластмассы
Задание №19.
«Дай полные ответы на вопросы» :
Чем дворник подметает улицу?
Чем медсестра делает укол?
Чем парикмахер расчёсывает волосы?
Чем повар режет морковь?
Чем садовник рыхлит землю?
Чем маляр красит стены?
Чем столяр строгает доски?
Задание №20.
Посчитать до десяти предметы, правильно согласовывая числительные с существительными.
Один шар, два шара, три шара, четыре шара, пять шаров, шесть шаров, семь шаров, восемь шаров, девять шаров, десять шаров.
Ведро, матрёшка, дерево, дом, окно, рыбка, трактор.
Задание №21.
Изменить по образцу:
Белый – беленький. Тёплый, старый, кислый, лёгкий, чистый, добрый, толстый, сладкий, тонкий, узкий, мягкий.