Нина Мигунова
Родительское собрание в старшей группе «Давайте поиграем в математику»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное общеобразовательное
учреждение муниципального образования
«Город Архангельск» «Основная школа № 12 имени
Героя Российской Федерации генерал-полковника И. В. Коробова»
МБОУ ОШ № 12
на тему «Давайте поиграем в математику»
Составила:
Викульева Екатерина Васильевна, воспитатель
Публикация «Родительское собрание в старшей группе „Давайте поиграем в математику“» размещена в разделах
- Математика. Консультации для родителей
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
Жернакова Нина Сергеевна, воспитатель
Архангельск,
2021
Цель: Познакомить родителей с ролью занимательной математики для формирования знаний по ФЭМП, помочь приобщить к математической игре в условиях семьи.
Задачи:
• Дать родителям знания по формированию элементарных математических представлений у ребенка, убедить в их целесообразности;
• Заинтересовать родителей данной проблемой;
• Познакомить родителей с занимательными играми и упражнениями по ФЭМП, которые можно использовать в домашних условиях.
План подготовки собрания :
1. Анкетирование родителей по теме собрания.
Анкеты заполняются дома, до собрания, их результаты используются в ходе его проведения.
2. Изготовление приглашений каждой семье.
Родители получают приглашения за неделю до собрания.
3. Выставка книг, рабочих тетрадей математического содержания.
4. Выставка игр занимательного математического содержания.
5. Изготовление памяток для родителей.
6. Оформление группы на тему собрания.
Ход собрания:
1. Введение.
«Поиграй со мной!» - как часто слышим мы эту просьбу от детей. И сколько радости они получают, когда мы, взрослые, преодолевая усталость и отодвигая домашние дела, соглашаемся хоть на несколько минут побыть больным или пассажиром, учеником или серым волком. Играя с ребенком, мы следуем за его желанием: он сам рассказывает, что надо делать, и мы послушно выполняем все требования.
Игра – это не только удовольствие и радость для ребенка. Играя, ребенок может приобретать новые знания, умения, навыки, развивать способности.
2. Основная часть.
? Что же значит, по вашему мнению «играть в математику»?
Известно, что многие дети испытывают затруднения при усвоении математических знаний в школе. Причин этому много. Одна из них, возможно, наиболее серьезная, состоит в том, что они быстро теряют интерес к учебе, к самому предмету – математике. Слишком рано отрывают маленьких детей от их любимого занятия, от игры и сажают за парты.
Поэтому мы и предлагаем вам «поиграть» с детьми в математику.
Пусть дети не видят, что их чему-то обучают. Пусть думают, что они только играют. Но незаметно для себя, в процессе игры, дошкольники считают, складывают, вычитают, более того – решают разного рода логические задачи. А это детям интересно потому, что они любят играть. Роль взрослого в этом процессе – поддерживать интерес детей.
В наше время, встречающаяся порой точка зрения, выражаемая словами: «не каждый будет математиком», безнадежно устарела. Т. к. основная роль математики – это умственное воспитание, развитие интеллекта.
Результатами обучения математике являются не только знания, но и определенный стиль мышления. Психологией установлено, что основные логические структуры мышления формируются примерно в возрасте от 5 до 11 лет.
Запоздалое формирование этих структур протекает с большими трудностями и часто остается незавершенным. Известный психолог Л. С. Выготский говорил: «Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения всей активности его собственной мысли».
Поэтому единственный правильный путь, ведущий к ускорению интеллектуального развития, обучение дошкольников, основанное на использовании обучающих игр.
Игры математического содержания помогают :
воспитывать у детей познавательный интерес,
способность к творческому поиску,
желание и умение учиться,
желание достичь цели – например, составить фигуру, дать ответ, получить результат,
стимулируют активность,
настойчивость,
самостоятельность,
проявление нравственно-волевых умений (это преодоление трудностей, доведение начатого до конца).
Как же играть с детьми?
1. Организуя игры с ребенком, внимательно присмотритесь к нему, оцените его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко справляется с заданиями, можно предлагать ему более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых.
2. Ни в коем случае нельзя форсировать выполнение заданий, упрекать ребенка в том, что он что-либо не умеет, даже если это с легкостью делают его сверстники. Не обижайте ребенка в игре.
3. Важно не только научить ребенка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, свое решение.
4. Нужно научить ребенка принимать критику без обид. И тут важны индивидуальные черты ребенка. Если он смел и уверен в себе, можно начинать учить его критически оценивать свой ответ. Если застенчив, нерешителен, лучше сначала подбодрить его и поддержать любую инициативу.
5. Радоваться успехам ребенка, но не захваливать.
6. Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятие играми до пресыщения.
7. Создавайте в игре непринужденную обстановку: не сдерживайте двигательную активность ребенка, чтобы можно было и попрыгать от восторга, и сделать кувырок на ковре, и похлопать в ладоши.
8. и т. д. – это те правила, которые вы… найдете сами, чтобы игра стала еще увлекательнее.
Так, давайте «поиграем в математику»! В игры, которые развивают у ребенка элементарные математические представления.
3. Практическая часть.
Игры с палочками – их называют задачами на смекалку геометрического характера.
Необходимо начинать игры с палочками с более простых игр:
1) Составление предметных изображений: дом, кораблик, елочка и т. д. (по образцу, по замыслу).
2) Составление геометрических фигур: квадратов, треугольников, прямоугольников, четырехугольников.
3) Как можно по-разному расположить, например, 4 палочки. Зарисуйте как можно больше способов.
4) Задачи на составление заданной фигуры из определенного количества палочек. Например:
а. Составьте 2 равных квадрата из 7 палочек;
б. Составьте 2 равных треугольника из 5 палочек.
Дети без труда смогут решать эти задачи, если их упражнять в составлении геометрических фигур (квадратов, прямоугольников, треугольников) из счетных палочек.
Впервые получив такое задание, дети пытаются составить 2 отдельные фигуры. После ряда безуспешных попыток догадываются о необходимости пристроения к одной фигуре, взятой за основу, другой.
5) Задачи на изменение фигур, для решения которых надо убрать указанное количество палочек.
6) Задачи на смекалку, решение которых состоит в перекладывании палочек с целью видоизменения, преобразования заданной фигуры.
Например:
1) Решите такую задачу (таблица). В фигуре, состоящей из 6 квадратов, убрать 2 палочки, чтобы остались 4 равных квадрата.
2) Составьте домик из 6 палочек, а затем переложите 2 палочки так, чтобы получился флажок.
Логические задачи и упражнения (по З. А. Михайловой) они представлены в виде таблиц. Например:
Которая из геометрических фигур здесь лишняя и почему? (Демонстрирую таблицу)
Продолжи ряд изображений и более сложные логические задачи.
Задачи подобного типа можно найти в детских журналах. Например:
Чем отличаются одна картинка от другой? (Показать подборку игр-упражнений «Зарядка для ума».)
Лабиринты. (На основе зрительного прослеживания ходов, линий надо отыскать нужный выход, предмет и т. д.)
Игры на воссоздание из геометрических фигур образных изображений. Эти игры интересны детям, их увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное.
Игра «Танграм» (так ее назвали по имени ученого придумавшего игру) одна из несложных игр. Игра проста в изготовлении. Квадрат размером 10*10 см из картона (пластика, одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезают на 7 частей. Используются все 7 частей, плотно присоединяя их одну к другой, можно составить очень много различных изображений по образцу и по собственному замыслу. (Демонстрирую игру.)
Игровое упражнение «Дорисуй», «Дострой». Это упражнение способствует развитию у детей пространственных представлений, закреплению знаний о геометрических фигурах, их свойствах. На листе бумаги изображаются геометрические фигуры, например, круги, разных размеров, на расстоянии один от другого. Ребенок должен дорисовать, закончить изображение предмета, имеющего в своей структуре круглую форму. (Предложить родителям дорисовать круги, квадраты, треугольники.)
Аналогично, проводится упражнение «Дострой» со строительным материалом. Например, ребенку дается кубик, а он должен его достроить до предмета.
Помимо этих игр, большое значение в развитии умственных способностей детей оказывают игры семьи Никитиных: «Сложи квадрат», «Сложи узор», «Точечки» и др. (Демонстрация игр.)
Другие игры: «Чего не стало?», «Что изменилось?», «Найди пару», «Какое число пропущено?», «Будь внимательным» и др.
4. Анализ анкет.
Уважаемые родители, продолжая тему нашего собрания «Давайте поиграем в математику» хочу представить вам результаты анкетирования. Вам было предложено ответить на 4 вопроса. Очень приятно, что…
5. А сейчас предлагаем вам посмотреть видео - фрагмент НОД по применению занимательных игр.
Просмотр видео ролика «Использование занимательных игры на НОД по ФЭМП» и демонстрация слайдовой презентации «Индивидуальная и самостоятельная деятельность детей по ФЭМП»
6. Заключение.
Таким образом, работу с детьми следует вести одновременно (и в детском саду, и дома). Этим будет обеспечено разностороннее воздействие на ребят, направленное на воспитание у них интереса в играм, занимательным задачам математического содержания.
Подводя итог, предлагаю решение собрания :
1. Приобрести детям для домашнего использования игры математического содержания, счетные палочки.
2. Поощрять дома игры ребенка с математическим содержанием.
3. Играть вместе с ребенком.
Кто согласен с данным решением собрания, прошу проголосовать.
Спасибо, всем за участие в собрании.
Желаю вам успехов!
Список используемой литературы:
1. Михайлова З. А. Игровые занимательные задачи для дошкольников: Кн. для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., дораб. – М. : Просвещение, 1990
2. Никитин Б. П. Ступеньки творчества, или Развивающие игры. – 3-е изд., доп. – М. : Просвещение, 1990
3. Зверева О. Л. Родительские собрания в ДОУ : метод. пособие / О. Л. Зверева, Т. В. Кротова. – М. : Айрис-пресс, 2006
Анкета
Уважаемые родители!
Предлагаю Вам в преддверии скорой встречи подумать над некоторыми вопросами и ответить на них письменно.
1. Что лично для Вас означает выражение: «Играть в математику»? (нужное подчеркните, дополните)
развивать интеллект
играть в игры математического содержания
давать знания, не говоря об этом детям
готовить к школе
развивать умственные способности___
___
___
2. Считаете ли вы, что определенную математическую подготовку к школе ребенок получает в своей семье? В чем она заключается?___
___
___
3. Есть ли у Вашего ребенка желание заниматься математикой? Почему Вы так считаете?___
___
___
4. Есть ли у Вас литература, игры по математической подготовке ребенка к школе?___
___
___
СПАСИБО!
Уважаемые родители!
Для вас проводится тематическое родительское собрание на тему «Давайте поиграем в математику».
Жду Вас __сентября (пятница) в 18.30
Заранее благодарна за участие.
Екатерина Васильевна
Уважаемые родители!
Для вас проводится тематическое родительское собрание на тему «Давайте поиграем в математику».
Жду Вас __сентября (пятница) в 18.30
Заранее благодарна за участие.
Екатерина Васильевна
«Научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, не берутся памятью, а возникают и складываются с помощью величайшего напряжения активности его собственной мысли».
Л. С. Выготский
«Математика ум в порядок приводит»
М. В. Ломоносов
Уважаемые родители,
данная памятка поможет Вам играть в математические игры с Вашим ребенком.
Как играть с детьми?
1. Организуя игры с ребенком, внимательно присмотритесь к нему, оцените его индивидуальные особенности. Если он быстро и легко справляется с заданиями, можно предлагать ему более сложные и, наоборот, в случае затруднений, лучше подольше задержаться на простых.
2. Ни в коем случае нельзя форсировать выполнение заданий, упрекать ребенка в том, что он что-либо не умеет, даже если это с легкостью делают его сверстники. Не обижайте ребенка в игре.
3. Важно не только научить ребенка чему-либо, но и вселить в него уверенность в себе, сформировать умение отстаивать свою идею, свое решение.
4. Нужно научить ребенка принимать критику без обид. И тут важны индивидуальные черты ребенка. Если он смел и уверен в себе, можно начинать учить его критически оценивать свой ответ. Если застенчив, нерешителен, лучше сначала подбодрить его и поддержать любую инициативу.
5. Радоваться успехам ребенка, но не захваливать.
6. Заинтересовывайте ребенка игрой, но не заставляйте его играть, не доводите занятие играми до пресыщения.
7. Создавайте в игре непринужденную обстановку: не сдерживайте двигательную активность ребенка, чтобы можно было и попрыгать от восторга, и сделать кувырок на ковре, и похлопать в ладоши.
8. и т. д. – это те правила, которые вы… найдете сами, чтобы игра стала еще увлекательнее.
Головоломки с палочками – они помогут развить интеллект ребенка, занять ребенка в вечернее время, в поездке.
1. Составить 2 равных треугольника из 5 палочек.
2. Составить 2 равных квадрата из 7 палочек.
3. Составить 3 равных треугольника из 7 палочек.
4. Составить 4 равных треугольника из 5 палочек.
5. Составить 3 равных квадрата из 10 палочек.
6. Из 5 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника.
7. Из 9 палочек составить квадрат и 2 равных треугольника.
8. Из 10 палочек составить 2 квадрата: большой и маленький (маленький квадрат составляется из 2 палочек внутри большого).
9. Из 9 палочек составить 5 треугольников (4 маленьких треугольника, полученные в результате пристроения, образуют 1 большой).
10. Из 9 палочек составить 2 квадрата и 4 равных треугольника (из 7 палочек составляют 2 квадрата и делят на треугольники 2 палочками).
11. Составить домик из 6 палочек, а затем переложить 2 палочки так, чтобы получился флажок.
12. В фигуре, состоящей из 5 квадратов, убрать 3 палочки, чтобы осталось 3 таких же квадрата.
13. В фигуре, состоящей из 4 квадратов, убрать 2 палочки, чтобы осталось 2 неравных квадрата.
14. Придумать как можно больше способов расположения 3,4 и т. д. палочек (зарисовать).
15. Составление различных предметов По вашему образцу или самостоятельному замыслу ребенка и т. д.
Игра «Танграм»
Для ее изготовления вам потребуется квадрат 10*10 см из картона (или пластика) одинаково окрашенный с обеих сторон, разрезанный на 7 частей (см. образец). Используя все 7 частей, плотно присоединяя одну к другой, составляем различные изображения.
Другие игры:
«Дорисуй» (дорисовать геометрическую фигуру до предмета);
«Продолжи ряд» (на нахождение закономерности в расположении предметов);
«Что изменилось в ряду» (перестановка предметов, геометрических фигур, цифр);
«Чего не стало» (какой-либо предмет убирается) и многие другие игры.
ЖЕЛАЕЮ УДАЧИ!
Составила: Викульева Е. В.
Приложение 3
МБОУ ОШ № 12