МААМ-картинки

Родительское собрание в средней группе «Возрождаем традиции семейного чтения»

Наталья Журавлева
Родительское собрание в средней группе «Возрождаем традиции семейного чтения»
▼ Скачать + Заказать документы

Добрый вечер, уважаемые родители! Одна из тем сегодняшней встречи – «Возрождаем традиции семейного чтения».

На протяжении многих веков книга являлась главным источником развития и воспитания детей, а чтение вслух в домашнем кругу было одним из самых популярных видов досуга. Но с появлением кино и телевидения развивающая роль семейного чтения отодвинулась на второй план, уступив место детским мультфильмам и познавательно-развлекательным телепередачам. Сегодня создана целая индустрия, массово выпускающая развивающие игры и игрушки, электронные гаджеты. Они тренируют память и сообразительность, развивают ловкость и мелкую моторику, прививают ребенку множество полезных навыков. Казалось бы, на этом ярком и разнообразном фоне традиционная бумажная книга безвозвратно потеряла свою актуальность.

Публикация «Родительское собрание в средней группе „Возрождаем традиции семейного чтения“» размещена в разделах

Однако детские психологи спустя десятилетия вновь активно заговорили о пользе семейного чтения для ребенка. ПОЧЕМУ?

Оказалось, что, делая упор на физическом и умственном развитии детей, современные родители упускают очень важный момент: морально-нравственное воспитание. Ведь именно в семье формируются личность человека, его мировоззрение, поведение, образ жизни. И в этом плане никакая «навороченная» электронная игрушка не в состоянии заменить обычную книгу, способную достучаться до самых тонких душевных струн ребенка, заставить его сострадать, сопереживать и делать правильные выводы.

Книга – это не только источник знаний, но и мощное воспитательное средство, воздействующее на душу ребенка и формирующее его личность. Здесь важно все:

ЧТО ЧИТАТЬ, С КЕМ, КОГДА и КАК.

Давайте попробуем разобраться!

Не секрет, что с упразднением цензуры наряду с шедеврами мировых классиков и наших современников в печати стал появляться бесполезный, а то и откровенно вредный шлак. И если мы говорим о семейном чтении, то для него, на мой взгляд, следует выбирать книги особенно тщательно. Это не обязательно должна быть классика – есть много ярких, интересных и талантливых произведений современных писателей и поэтов. Важное условие – они должны быть позитивными и побуждать к размышлениям. И конечно же, следует выбирать книги с учетом возраста ребенка, доступные для его понимания. Иначе вместо удовольствия и позитива ребенок получит унылую скуку и надолго, а может быть навсегда потеряет интерес к книгам.

Пока ребенок маленький, книги ему читают взрослые. Во многих семьях малышам читают на ночь сказки, и ребенок до такой степени к этому привыкает, что отказывается засыпать, пока ему не прочитают одну из любимых книг. Но вот парадокс: чем старше он становится, тем меньший интерес проявляет к книгам. Казалось бы, научившись читать, ребенок должен сам охотно браться за книги, но порой его невозможно заставить прочитать даже учебник. Почему же так происходит?

Дело в том, что сказка, прочитанная на ночь, часто подсознательно воспринимается взрослеющим ребенком как атрибут для малышей. Но он-то уже взрослый – готовиться стать первоклассником или уже ходит в школу! А в другое время родители ему книг не читали, его впечатлением о прочитанном не интересовались, да и вообще чтение их не привлекало. Откуда же у ребенка появится интерес, если в семье отсутствует традиция семейного чтения?

Проведенный среди родителей некоторое время назад опрос «Семейное чтение», подтвердил – все респонденты осознают важность чтения книг в семейном кругу - кто-то по просьбе ребенка, а кто-то по личной инициативе.

На вопрос «Как часто вы читаете книги?» больше половины родителей ответили – ежедневно, остальные – время от времени. При этом – домашняя библиотека в большинстве семей в основном состоит из детских книг; а в мнении о факторах, способствующих воспитанию ребёнка-читателя, практически все родители были единодушны : одно из основных условий – личный пример близких взрослых людей. И, конечно же, совместные чтения.

Каким же может или должно быть «Семейное чтение»?

Главное, чтобы чтение было не «второпях», внятным и выразительным – тогда воображение ребенка будет рисовать яркие картины и запоминающиеся образы. Если книга большая, не стоит пытаться «проглотить» ее за один вечер – такое семейное чтение лишь утомит и ребенка, и родителя. Можно читать ее по главам в течение нескольких вечеров или остановиться, когда закончится время, заранее отведенное на чтение, например, через 15 или 20 минут.

После прочтения книги или ее главы неплохо было бы обсудить прочитанное с ребенком. Поинтересоваться его мнением по поводу героев, их внешности, поведения и поступков. Побуждайте малыша к рассуждениям и собственной оценке описанной ситуации. Вовсе не обязательно, что ваши мнения будут совпадать, но именно это и ценно в семейном чтении! Споры, дискуссии, обмен мнениями по поводу прочитанного – все очень важно по нескольким причинам:

• во-первых, сам факт обсуждения на равных сближает членов семьи, делает отношения между родителями и детьми более тесными и доверительными;

• во-вторых, чтение вслух отлично развивает ребенка интеллектуально, увеличивает его словарный запас, расширяет кругозор, вызывает огромную палитру чувств и эмоций;

• в-третьих, в процессе обсуждения ребенок учится мыслить, аргументировать свои доводы, отстаивать собственную точку зрения и, что тоже немаловажно, учится соглашаться с доводами других людей и признавать их правоту – все эти качества, воспитанные в семье, очень пригодятся ребенку во взрослой жизни.

И, пожалуй, главный аргумент в пользу семейного чтения : книга, обращенная непосредственно к читателю, несет в себе огромный воспитательный посыл. Как известно, воздействие эмоций на подсознание гораздо эффективнее, чем обращение к разуму.

Можно, например, много раз сказать малышу: «Нельзя дергать кошку за хвост», но так и не достучаться до него. А можно вместе с ним прочитать добрую книгу о животных – и ребенок, рассуждая о прочитанном, сам сделает вывод: «Наших меньших братьев обижать нельзя!» Здесь важно, чтобы это стало его собственным убеждением, потому что пришло к нему через эмоции, вызванные книгой, а не было навязано извне или усвоено под страхом наказания.

Со временем эти убеждения формируют характер и мировоззрение ребенка, учат отличать добро от зла и помогают ему вырасти полноценной, гармонично развитой личностью, имеющей собственную точку зрения и умеющей ее отстаивать.

Чтение хорошей литературы в семейном кругу, проведенное вместе время – это самые лучшие, замечательные мгновенья жизни, которые можно подарить своему ребенку, сделав неоценимый вклад в его будущее. И поверьте, он будет вам бесконечно благодарен.

В заключение хочу поделиться с вами результатами ещё одного опроса:

В рамках акции «Дни семейного чтения» один из больших книжных интернет-магазинов решил выяснить, какими бывают традиции чтения в разных семьях. Своё мнение об этом высказали современные детские писатели.

Авторы добрых сказок, звонких стихотворений и интересных познавательных книг ответили на вопрос: «Какой должна быть книга для семейного чтения

Михаил Яснов: «…что это такое — семейное чтение? Когда я был маленький, раз в неделю находилось полчаса времени, наша семья — мама, папа, моя сестренка, кот Васька и я — все мы садились вокруг стола, я доставал какую-нибудь свою книжку, и мы читали ее по кругу. Это семейное чтение? Полагаю, семейное. А если мама вечером читает ребенку книжку, а другим вечером читать ее приходит бабушка, или папа — это семейное чтение? Полагаю, семейное. А если ребенок читает полюбившуюся книжку (или даже просто показывает ее) своим куклам и плюшевым животным — это семейное чтение? Полагаю, да. Понятно, что в книге для семейного чтения родители и дети должны вычитывать свое. Но важна не столько сама по себе книга, сколько постоянное желание читать. Если родители читают свои книги, ребенок станет читать свои. Семейное чтение — это атмосфера

Одри Пенн: «Первая и самая главная задача книги для семейного чтения – помочь установить и укрепить связь между родителем и ребенком, глубокую связь, которая продлится всю жизнь…»

Марина Аромштам: «Какая книга, как правило, оказывается «семейной»? Та, которая была адресована маленьким, но по каким-то причинам очень нравится взрослым: взрослые с удовольствием читают ее детям вслух…»

Тамара Михеева: «Для меня книга для семейного чтения – это мостик между поколениями, который вы строите вместе со своими детьми. Книга, которую в пять лет ты слушаешь – и слышишь одно, а когда в десять лет читаешь сам – вдруг открываешь другое, а в двадцать пять, читая своим детям, – понимаешь что-то еще, новое. Я искренне считаю, что практически любая книга подходит для семейного чтения. Можно читать стихи, романы и даже пьесы. Книга может быть веселой, а может – грустной. Вечернее чтение всей семьей – это не тяжелая обязанность для родителей, а тихий остров, крепкий мостик между поколениями, который вы строите вместе с детьми.»

Ольга Колпакова: «Книги могут быть разными. …главное зачем – это и будет диктовать выбор книги. И цели могут быть разные - Просто посидеть рядом и послушать родной голос, если читаем вслух. Ненавязчиво затронуть болезненные вопросы. Передать скрытое послание. Посмеяться. Помириться. Лучше понять друг друга.»

Ирина Зартайская: «Мне кажется, что книгой для семейного чтения автоматически становится та книга, которую читают всей семьей. Взяли родители с полки энциклопедию окружающего мира, раскрыли вместе с ребенком, читают, обсуждают – вот и семейная книга получилась. То же и с атласом, и с азбукой, и со сказками. Ведь главное – это именно атмосфера, которая окружает читающих. В этом и есть вся магия чтения

Подробнее с авторами и полными версиями их ответов вы сможете ознакомиться на нашем перекидном стенде в группе. Также мы подготовили для вас памятки с рекомендациями «Как пробудить в детях интерес к чтению». Дорогие родители, пусть сегодняшняя встреча не воспринимается как назидание, а станет началом пути к возрождению традиции Семейного чтения.

Источники:

1. Павлова А. С. Домашняя библиотека и семейное чтение / А. С. Павлова // Семейное чтение в Год семьи / сост. Т. Д. Жукова. — М. : Рус. шк. библ. ассоц., 2008. — С. 60—66.

2.https://www.labirint.ru/child-now/kniga-dlya-semeynogo-chteniya/

3. https://school20-penza.ru/%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5/

Публикации по теме:

Родительское собрание в средней группе «В гостях у бабушки Глаши». Цель: взаимодействие ДОУ с родителями при воспитании и развитии детей. Задача: «повернуться» лицом к семье, оказать ей педагогическую помощь,.

Итоговое родительское собрание в средней группе Родительское собрание в средней группе «Подведение итогов» май 2017 г Воспитатель: Вицкова М. В. Родители заходят в группу и присаживаются.

Родительское собрание «Типы семей и стили семейного воспитания» (средняя группа) Цель: просвещение родителей, повышение их психолого-педагогической компетентности в формировании личности ребенка. Задачи: познакомить родителей.

Родительское собрание в ясельной группе Родительское собрание в ясельной группе Воспитатель Котлярова Татьяна Павловна Цель собрания в ясельной группе: • подвести итоги совместной.

Родительское собрание в средней группе «Мы расскажем вам о том, как мы в садике живём»Родительское собрание в средней группе «Мы расскажем вам о том, как мы в садике живём» Цель: установление партнёрских отношений между педагогами и родителями, повышение родительской компетенции в воспитании и образовании.

Родительское собрание «Моя семья — всего дороже» в средней группеРодительское собрание «Моя семья — всего дороже» в средней группе Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».

Родительское собрание в средней группе «Развитие речи детей в дидактических играх»Родительское собрание в средней группе «Развитие речи детей в дидактических играх» Родительское собрание в средней группе на тему «Развитие речи детей в дидактических играх» Форма проведения: родители совместно с детьми.

Родительское собрание в средней группе. «Путешествие в страну знаний продолжается, или только вперед!» Родительское собрание в средней группе. «Путешествие в страну знаний продолжается, или только вперед!» Цели: Расширение контакта между.

Родительское собрание в средней группе садаРодительское собрание в средней группе сада Родительское собрание в средней группе. Цель: расширение контакта между педагогами и родителями, моделирование перспектив взаимодействия.

Возрождаем традиции: Акция «Белый цветок»Возрождаем традиции: Акция «Белый цветок» Возрождающуюся традицию которая начала свою историю в до революционной России, Благотворительную акцию «Белый цветок» активно подхватили.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание в средней группе «Возрождаем традиции семейного чтения»
Опубликовано: 23 апреля 2022 в 05:32
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание в средней группе «Возрождаем традиции семейного чтения»» (включая файлы) размещена пользователем Наталья Журавлева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД