Наталья Журавлева
Родительское собрание в средней группе «Возрождаем традиции семейного чтения»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый вечер, уважаемые родители! Одна из тем сегодняшней встречи – «Возрождаем традиции семейного чтения».
На протяжении многих веков книга являлась главным источником развития и воспитания детей, а чтение вслух в домашнем кругу было одним из самых популярных видов досуга. Но с появлением кино и телевидения развивающая роль семейного чтения отодвинулась на второй план, уступив место детским мультфильмам и познавательно-развлекательным телепередачам. Сегодня создана целая индустрия, массово выпускающая развивающие игры и игрушки, электронные гаджеты. Они тренируют память и сообразительность, развивают ловкость и мелкую моторику, прививают ребенку множество полезных навыков. Казалось бы, на этом ярком и разнообразном фоне традиционная бумажная книга безвозвратно потеряла свою актуальность.
Публикация «Родительское собрание в средней группе „Возрождаем традиции семейного чтения“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Средняя группа
- Чтение, книги. Консультации для родителей
- Темочки
Однако детские психологи спустя десятилетия вновь активно заговорили о пользе семейного чтения для ребенка. ПОЧЕМУ?
Оказалось, что, делая упор на физическом и умственном развитии детей, современные родители упускают очень важный момент: морально-нравственное воспитание. Ведь именно в семье формируются личность человека, его мировоззрение, поведение, образ жизни. И в этом плане никакая «навороченная» электронная игрушка не в состоянии заменить обычную книгу, способную достучаться до самых тонких душевных струн ребенка, заставить его сострадать, сопереживать и делать правильные выводы.
Книга – это не только источник знаний, но и мощное воспитательное средство, воздействующее на душу ребенка и формирующее его личность. Здесь важно все:
ЧТО ЧИТАТЬ, С КЕМ, КОГДА и КАК.
Давайте попробуем разобраться!
Не секрет, что с упразднением цензуры наряду с шедеврами мировых классиков и наших современников в печати стал появляться бесполезный, а то и откровенно вредный шлак. И если мы говорим о семейном чтении, то для него, на мой взгляд, следует выбирать книги особенно тщательно. Это не обязательно должна быть классика – есть много ярких, интересных и талантливых произведений современных писателей и поэтов. Важное условие – они должны быть позитивными и побуждать к размышлениям. И конечно же, следует выбирать книги с учетом возраста ребенка, доступные для его понимания. Иначе вместо удовольствия и позитива ребенок получит унылую скуку и надолго, а может быть навсегда потеряет интерес к книгам.
Пока ребенок маленький, книги ему читают взрослые. Во многих семьях малышам читают на ночь сказки, и ребенок до такой степени к этому привыкает, что отказывается засыпать, пока ему не прочитают одну из любимых книг. Но вот парадокс: чем старше он становится, тем меньший интерес проявляет к книгам. Казалось бы, научившись читать, ребенок должен сам охотно браться за книги, но порой его невозможно заставить прочитать даже учебник. Почему же так происходит?
Дело в том, что сказка, прочитанная на ночь, часто подсознательно воспринимается взрослеющим ребенком как атрибут для малышей. Но он-то уже взрослый – готовиться стать первоклассником или уже ходит в школу! А в другое время родители ему книг не читали, его впечатлением о прочитанном не интересовались, да и вообще чтение их не привлекало. Откуда же у ребенка появится интерес, если в семье отсутствует традиция семейного чтения?
Проведенный среди родителей некоторое время назад опрос «Семейное чтение», подтвердил – все респонденты осознают важность чтения книг в семейном кругу - кто-то по просьбе ребенка, а кто-то по личной инициативе.
На вопрос «Как часто вы читаете книги?» больше половины родителей ответили – ежедневно, остальные – время от времени. При этом – домашняя библиотека в большинстве семей в основном состоит из детских книг; а в мнении о факторах, способствующих воспитанию ребёнка-читателя, практически все родители были единодушны : одно из основных условий – личный пример близких взрослых людей. И, конечно же, совместные чтения.
Каким же может или должно быть «Семейное чтение»?
Главное, чтобы чтение было не «второпях», внятным и выразительным – тогда воображение ребенка будет рисовать яркие картины и запоминающиеся образы. Если книга большая, не стоит пытаться «проглотить» ее за один вечер – такое семейное чтение лишь утомит и ребенка, и родителя. Можно читать ее по главам в течение нескольких вечеров или остановиться, когда закончится время, заранее отведенное на чтение, например, через 15 или 20 минут.
После прочтения книги или ее главы неплохо было бы обсудить прочитанное с ребенком. Поинтересоваться его мнением по поводу героев, их внешности, поведения и поступков. Побуждайте малыша к рассуждениям и собственной оценке описанной ситуации. Вовсе не обязательно, что ваши мнения будут совпадать, но именно это и ценно в семейном чтении! Споры, дискуссии, обмен мнениями по поводу прочитанного – все очень важно по нескольким причинам:
• во-первых, сам факт обсуждения на равных сближает членов семьи, делает отношения между родителями и детьми более тесными и доверительными;
• во-вторых, чтение вслух отлично развивает ребенка интеллектуально, увеличивает его словарный запас, расширяет кругозор, вызывает огромную палитру чувств и эмоций;
• в-третьих, в процессе обсуждения ребенок учится мыслить, аргументировать свои доводы, отстаивать собственную точку зрения и, что тоже немаловажно, учится соглашаться с доводами других людей и признавать их правоту – все эти качества, воспитанные в семье, очень пригодятся ребенку во взрослой жизни.
И, пожалуй, главный аргумент в пользу семейного чтения : книга, обращенная непосредственно к читателю, несет в себе огромный воспитательный посыл. Как известно, воздействие эмоций на подсознание гораздо эффективнее, чем обращение к разуму.
Можно, например, много раз сказать малышу: «Нельзя дергать кошку за хвост», но так и не достучаться до него. А можно вместе с ним прочитать добрую книгу о животных – и ребенок, рассуждая о прочитанном, сам сделает вывод: «Наших меньших братьев обижать нельзя!» Здесь важно, чтобы это стало его собственным убеждением, потому что пришло к нему через эмоции, вызванные книгой, а не было навязано извне или усвоено под страхом наказания.
Со временем эти убеждения формируют характер и мировоззрение ребенка, учат отличать добро от зла и помогают ему вырасти полноценной, гармонично развитой личностью, имеющей собственную точку зрения и умеющей ее отстаивать.
Чтение хорошей литературы в семейном кругу, проведенное вместе время – это самые лучшие, замечательные мгновенья жизни, которые можно подарить своему ребенку, сделав неоценимый вклад в его будущее. И поверьте, он будет вам бесконечно благодарен.
В заключение хочу поделиться с вами результатами ещё одного опроса:
В рамках акции «Дни семейного чтения» один из больших книжных интернет-магазинов решил выяснить, какими бывают традиции чтения в разных семьях. Своё мнение об этом высказали современные детские писатели.
Авторы добрых сказок, звонких стихотворений и интересных познавательных книг ответили на вопрос: «Какой должна быть книга для семейного чтения?»
Михаил Яснов: «…что это такое — семейное чтение? Когда я был маленький, раз в неделю находилось полчаса времени, наша семья — мама, папа, моя сестренка, кот Васька и я — все мы садились вокруг стола, я доставал какую-нибудь свою книжку, и мы читали ее по кругу. Это семейное чтение? Полагаю, семейное. А если мама вечером читает ребенку книжку, а другим вечером читать ее приходит бабушка, или папа — это семейное чтение? Полагаю, семейное. А если ребенок читает полюбившуюся книжку (или даже просто показывает ее) своим куклам и плюшевым животным — это семейное чтение? Полагаю, да. Понятно, что в книге для семейного чтения родители и дети должны вычитывать свое. Но важна не столько сама по себе книга, сколько постоянное желание читать. Если родители читают свои книги, ребенок станет читать свои. Семейное чтение — это атмосфера!»
Одри Пенн: «Первая и самая главная задача книги для семейного чтения – помочь установить и укрепить связь между родителем и ребенком, глубокую связь, которая продлится всю жизнь…»
Марина Аромштам: «Какая книга, как правило, оказывается «семейной»? Та, которая была адресована маленьким, но по каким-то причинам очень нравится взрослым: взрослые с удовольствием читают ее детям вслух…»
Тамара Михеева: «Для меня книга для семейного чтения – это мостик между поколениями, который вы строите вместе со своими детьми. Книга, которую в пять лет ты слушаешь – и слышишь одно, а когда в десять лет читаешь сам – вдруг открываешь другое, а в двадцать пять, читая своим детям, – понимаешь что-то еще, новое. Я искренне считаю, что практически любая книга подходит для семейного чтения. Можно читать стихи, романы и даже пьесы. Книга может быть веселой, а может – грустной. Вечернее чтение всей семьей – это не тяжелая обязанность для родителей, а тихий остров, крепкий мостик между поколениями, который вы строите вместе с детьми.»
Ольга Колпакова: «Книги могут быть разными. …главное зачем – это и будет диктовать выбор книги. И цели могут быть разные - Просто посидеть рядом и послушать родной голос, если читаем вслух. Ненавязчиво затронуть болезненные вопросы. Передать скрытое послание. Посмеяться. Помириться. Лучше понять друг друга.»
Ирина Зартайская: «Мне кажется, что книгой для семейного чтения автоматически становится та книга, которую читают всей семьей. Взяли родители с полки энциклопедию окружающего мира, раскрыли вместе с ребенком, читают, обсуждают – вот и семейная книга получилась. То же и с атласом, и с азбукой, и со сказками. Ведь главное – это именно атмосфера, которая окружает читающих. В этом и есть вся магия чтения.»
Подробнее с авторами и полными версиями их ответов вы сможете ознакомиться на нашем перекидном стенде в группе. Также мы подготовили для вас памятки с рекомендациями «Как пробудить в детях интерес к чтению». Дорогие родители, пусть сегодняшняя встреча не воспринимается как назидание, а станет началом пути к возрождению традиции Семейного чтения.
Источники:
1. Павлова А. С. Домашняя библиотека и семейное чтение / А. С. Павлова // Семейное чтение в Год семьи / сост. Т. Д. Жукова. — М. : Рус. шк. библ. ассоц., 2008. — С. 60—66.
2.https://www.labirint.ru/child-now/kniga-dlya-semeynogo-chteniya/
3. https://school20-penza.ru/%D1%81%D0%B5%D0%BC%D0%B5%D0%B9%D0%BD%D0%BE%D0%B5-%D1%87%D1%82%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5/