Екатерина Барабаш
Родительское собрание с элементами тренинга «Как научить детей дружить» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Ознакомить родителей с особенностями общения ребёнка-дошкольника со сверстниками и с играми, способствующими формированию межличностных отношений.
Что такое дружба, каждый знает?
Может быть, и спрашивать смешно.
Ну а все же, что обозначает
Это слово? Значит что оно?
Дружба – это если друг твой болен
И не может в садик приходить, –
Навещать его по доброй воле,
Разные игрушки приносить,
Терпеливо ждать выздоровленья,
На себя взять часть его забот,
Отдавать ему свое вниманье
Дни, недели, месяц или год.
Публикация «Родительское собрание с элементами тренинга „Как научить детей дружить“ в средней группе» размещена в разделах
- Дружба. Консультации для родителей
- Дружба. Учимся дружить
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
Если друг твой что-то, к сожаленью,
Плохо сделал или же сказал,
Надо честно, прямо, без сомненья
Правду высказать ему в глаза.
Может быть, понять он все не сможет,
Может быть, обидится он вдруг –
Все равно сказать ты правду должен,
Ведь на то и нужен лучший друг.
Дружба в радости и дружба в горе.
Друг последнее всегда отдаст.
Друг не тот, кто льстит, а тот, кто спорит,
Тот, кто не обманет, не продаст.
Дружба никогда границ не знает.
Нет преград для дружбы никаких.
Дружба на земле объединяет
Всех детей – и белых, и цветных.
Дружба – это если пишут дети
Письма детям из другой страны.
Дружба – это мир на всей планете
Без сирот, без ужасов войны.
(Л. Измайлов)
Общение со сверстниками играет очень важную роль в жизни ребенка дошкольного возраст, умение общаться – одно из условий развития личности, оно необходимо для дальнейшей социализации ребенка.
Отдавая ребенка в детский сад, родители часто уверены, что там-то он и научится общаться, приобретет друзей. Но нередко именно с этим возникают проблемы. Неудачно сложившиеся взаимоотношения в группе детского сада могут привести к стойким нарушениям в сфере общения.
Дети достаточно часто конфликтуют, им тяжело согласовывать свои действия, уступать другим, сопереживать. В конфликтных ситуациях ребенок видит только, что сверстник ему мешает в достижении его целей (ломает постройку, хочет забрать игрушку). Это связано с тем, что ребенок дошкольного возраста еще не понимает, что другой ребенок – это личность, со своими чувствами, интересами.
Особенности общения детей со сверстниками меняются с возрастом. Обычно в раннем возрасте малыши с удовольствием начинают играть со сверстниками, но хватает их ненадолго, и игра часто заканчивается слезами. К концу дошкольного детства возникают конфликты по поводу распределения ролей в игре, соблюдение правил игры.
Важную роль в профилактике детских конфликтов играют именно родители. Избежать конфликтов в детском саду невозможно, да и необходимости в этом нет, так как решение конфликтных ситуаций сейчас помогает социализации ребенка в будущем. А вот научить ребенка правильно себя вести во время споров родителям необходимо.
Тут родители часто впадают в крайности: или проявляют чрезмерное участие в ссорах малыша, пытаясь защитить его, или же совсем не принимают участие, и не помогают ребенку, даже когда в этом есть необходимость. Если у родителей в детстве были проблемы в общении со сверстниками, то она могут чересчур остро воспринимать несправедливое отношение к ребенку. Поэтому прежде чем подсказать ребенку, как действовать в той или иной ситуации, необходимо абстрагироваться от собственных воспоминаний детства.
Нужно учить детей дружить! А следовательно, нужно учить детей справляться с проявлениями собственного эгоизма, уважать мнение других, сопереживать и помогать другим людям/
ТРЕНИНГ «ИГРАЕМ ВМЕСТЕ» (проводиться с родителями)
Игра «Я люблю.»
Цель: Развивать внимание к другому, умение выражать свои чувства.
Играющие сидят по кругу на стульчиках. Начиная с ведущего, игроки по очереди представляются, называя себя по имени, называют то, чего или кого они любят. Например: «Меня зовут Галина. Я люблю путешествовать» и т. д.
Игра «Встань за.»
Цель: Развивать внимание к другому.
Играющие делятся на две команды. Каждая команда соревнуется между собой, кто быстрее встанет по заданию ведущего. Ведущий даё т задания:
- Встать от самого высокого до самому низкого;
- Встать от самого светловолосого до самого темноволосого;
- Встать по порядку по количеству пуговиц на одежде: от большего количества до самого меньшего и т. д.
Игра «Подарим друг другу комплимент»
Цель: Развитие коммуникативных склонностей.
Родители обводят свою руку на листе бумаги и подписывают листочек. Затем воспитатель предлагает передавать по кругу листочки с обведёнными ладошками и написать на одном пальце ладошки комплимент обладателю данной руки. В конце зачитывает каждый родитель все комплименты, которые написаны на его ладошке, что думает о нём каждый родитель.
Игра «Поменяемся местами»
Цель: Развитие коммуникативных склонностей.
Играющие сидят по кругу на стульях. Ведущий говорит: «Меняются местами те, у кого.» — и называет любой признак, например, светлые волосы, длинный шарф на шее, черные ботинки и т. д. Все участники, имеющие этот признак, встают и быстро меняются местами.
Рефлексия: Что было для вас сложным? Что понравилось?
А теперь я предлагаю вам тест.
Тест на выявление уровня коммуникативных навыков детей
1. Как часто ваш ребёнок применяет слова вежливости в общении с друзьями?
А) Всегда
Б) Никогда
В) В зависимости от настроения
2. Как ваш ребёнок устанавливает контакт со сверстниками?
А) Легко, ему нравится заводить новых друзей
Б) Ему необходимо время, чтобы привыкнуть к новому коллективу
В) Он не любит общение со сверстниками, потому что сам никогда не выходит на контакт
3. Как ваш ребёнок ведёт себя в разговоре со сверстниками?
А) Может внимательно выслушать собеседника
Б) Старается быстрее закончить разговор
В) Много говорит, постоянно перебивает, своего собеседника
4. Как ребёнок ведёт себя по отношению к сверстнику, когда тот чем-то расстроен?
А) Старается помочь, успокоить, развеселить
Б) Не обращает на него внимание
В) Раздражается, когда кто-то расстроен
5. Как ведёт себя ваш ребёнок, когда друг делится с ним чем-то радостным?
А) Искренне радуется вместе с ним
Б) Ему безразлична радость другого ребёнка
В) Вызывает зависть, раздражается
6. Когда ваш ребёнок чем-то опечален, или наоборот чему-то рад, делится ли он своими переживаниями с другом?
А) Да, всегда
Б) Иногда
В) Никогда
7. Может ли ваш ребёнок выражать своё настроение словами «Мне грустно», «мне весело» и т. д
А) Да
Б) не всегда
В) нет
8. Как чаще ведёт себя ваш ребёнок в конфликтной ситуации?
А) Пытается разрешить проблему по взрослому, спокойно без криков и упрёков
Б) начинает плакать, обижается, капризничает
В) резко обрывает сверстника, категорически показывая, что тот не прав
9. Опишите реакцию вашего ребенка, если он слышит, что в адрес кого-то произносятся не этичные слова, дразнят?
А) Заступится за обиженного
Б) не обратит никакого внимания
В) сам начнёт дразниться
10. Как чаще всего ведёт себя ваш ребёнок, когда кто-то из детей оскорбляет, обзывает его?
А) достойно ответит
Б) промолчит и пойдёт жаловаться взрослым
В) оскорбляет в ответ
11. Как ребёнок реагирует на наказания?
А) соглашается с тем, что заслужил его
Б) Начинает плакать
В) спорит, не соглашается с наказанием
Большинство ответов «А»
У вашего ребёнка хорошие, доброжелательные взаимоотношения со сверстниками. Он общителен, легко налаживает контакт с новыми детьми. Всегда готов выслушать, помочь (в силу своих возможностей, успокоить того, кто расстроен, искренне порадоваться с тем, кто рад. Ребёнок адекватно ведёт себя в конфликтных ситуациях.
Большинство ответов «Б»
У ребёнка возникают трудности во взаимоотношениях со сверстниками, в силу его застенчивости, замкнутости или наоборот агрессивности. Он всячески избегает общения с новыми людьми (детьми, любого контакта со сверстниками, не радуется вместе с ними, не сочувствует, не участвует в спорах, боится конфликтных ситуаций и наказаний, постоянно плачет, жалуется
Большинство ответов «В»
На первый взгляд можно сказать, что ребёнок общителен, активен, но на самом деле он зациклен на своих переживаниях. Он не идёт первым на контакт, его раздражает чужое горе или радость. При общении много говорит и требует, чтобы слушали только его. Такой ребёнок часто попадает в конфликтные ситуации, дерзит детям, оскорбляет их. Скорее всего, это наигранно, таким образом, он скрывает эмоциональные переживания, показывая, будто у него всё хорошо, он лучше всех, но в глубине души он может думать совершенно иначе.
В заключение хочется сказать, что от того, как ребёнок общается сейчас, ещё в дошкольном возрасте, зависит его будущее. Ведь мы живём в обществе, постоянно налаживая контакты с разными людьми. Если вы научите ребёнка коммуникативным навыкам как можно раньше, то ребёнку будет легко пройти процессы социализации и реализоваться в обществе.