Горячкина Мария Владимировна
Родительское собрание в средней группе «Мнемотаблицы как вспомогательная часть развития речи ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание в средней группе «Мнемотаблици как вспомогательная часть развитие речи ребенка.»
[/b]
Цель: Заинтересовать родителей в процесс формирования у детей связной речи, используя метод мнемотаблиц и использование их в дома условиях.
Ход:
Публикация «Родительское собрание в средней группе „Мнемотаблицы как вспомогательная часть развития речи ребенка“» размещена в разделах
- Мнемотехника. Опорные картинки, мнемотаблицы
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
Здравствуйте, уважаемые родители! Я рада приветствовать Вас! И наше родительское собрание я хочу начать с таких слов.
«Учите ребенка каким–нибудь неизвестным ему пяти словам –
он будет долго и напрасно мучится,
но свяжите двадцать таких слов с картинками,
и он их усвоит на лету»
К. Д. Ушинский
Как вы догадались сегодня мы с вами поговорим о речи и памяти. При работе с детьми, имеющими нарушения речи, отмечается, что они без радости включаются в учебную деятельность. Как правило, дети плохо воспринимают материал на слух, у них снижено внимание, они не отличаются высокой работоспособностью.
Есть разные виды памяти:
-Ассоциативная память- это связь между отдельными представлениями, когда одно из них влечет за собой появление другого. Например, мы чувствуем запах пирога и вспоминаем старый деревенский дом, в котором провели свое детство. Или кто-то говорит нам «лес», и в нашем сознании всплывает образ ели.
-Интересный вид памяти - фотографическая память, которая у дошкольников встречается редко. Вспоминая что-нибудь, ребенок как бы снова видит это перед глазами и может описать во всех подробностях. Поскольку мы с Вами определили, что память бывает разная, и она влияет на то, как развивается мышление ребёнка и его речь, то нам необходимо найти такие приёмы, которые бы развивали детскую память в целом. Такие приёмы есть. Сегодня мне хотелось бы не просто рассказать, а показать и дать возможность практически опробовать некоторые методические приёмы, которые используются при работе с детьми по развитию речи и памяти.
Самый эффективный прием это:
Мнемотехника(от греч. mnemonikon – искусство запоминания) - это система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.
Цель работы с мнемотехниками: развивать разные виды памяти у детей дошкольного возраста (слуховая, зрительная, ассоциативная, фотографическая).
Мнемотаблица - это схема, в которую заложена определенная информация. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка (изображение); таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически (кодируется). После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком. Например: разучивание стихотворений или песни, а также их можно также использовать при составлении и отгадывании загадок. Можно заполнять мнемотаблицы картинками (распечатать или вырезать из журнала).
В каждом доме есть незаменимый помощник, без которого нам не обойтись - компьютер и компьютерные программы. Одна из них Microsoft Power Point, в которой так же можно создавать мнемотаблицы. На современном этапе в рамках информатизации образования и использования компьютерных технологий в работе с детьми актуально создание электронных презентаций с использованием мнемотехники.
Обращаю Ваше внимание на то, что при регулярном использовании такого способа запоминания текста, у детей вырабатывается хорошая привычка перекодировать образы в рисунки.
Как ещё можно использовать мнемотаблицы, занимаясь с ребёнком дома?
- Восстановить последовательность картинок по памяти;
- Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме;
-Определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других;
-Найти лишнюю картинку;
-Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста;
- Игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”. Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.
Таким образом, Вы можете в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение или пересказать художественный текст и развивать память ребёнка.
Итак, использование методов мнемотаблиц:
-позволяет ребенку систематизировать свой непосредственный опыт;
-ребенок с опорой на образы памяти устанавливает причинно-следственные связи, делает выводы;
- развивает творческое познание детей.
Хотелось бы отметить, что детям очень нравится работать с мнемотаблицами.
Я предлагаю Вам разделиться на 2 группы, и выполнить следующие задания.
Первая группа – составление мнемотаблицы по стихотворению «Кораблик», А. Барто
Вторая группа – составление мнемотаблицы по песне. Песня «В лесу родилась елочка…»
Как вы видите, использование мнемотехники в работе с детьми позволяет не только развивать все виды памяти, учить детей управлять своей памятью, увеличивать её объём, но и обеспечить развитие всей умственной деятельности дошкольника, его творческое познание. Мне очень хотелось бы, чтобы сегодняшняя информация для вас оказалась интересной и полезной.
Желаю вам успехов и творчества в вашей ежедневной работе с детьми! А в заключении прошу выразить своё мнение о сегодняшнем мероприятии.
Спасибо за внимание!