Татьяна Ефремова
Родительское собрание в средней группе «Игротека «Путешествие в страну Развитие речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Нетрадиционное родительское собрание в средней группе
Игротека «Путешествие в страну Развитие речи»
Повестка:
1. Выступление логопеда Васильевой Надежды Афанасьевны по теме
«Развитие речи детей 5 года жизни.»
Публикация «Родительское собрание в средней группе „Игротека „Путешествие в страну Развитие речи“» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
2. Игротека «Путешествие в страну Развитие речи»
3. Разное
Форма проведения: игровой практикум.
Цель: обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи; повышение компетенции родителей в вопросах речевого развития детей среднего дошкольного возраста, включение родителей в единое образовательное пространство ДОУ.
Задачи:
- формирование родительской компетентности в области речевого развития детей;
- закрепление навыков эффективного взаимодействия родителей и детей в процессе организации совместных игровых действий;
- овладение родителями игровыми приёмами развития речи.
Участники: родители, воспитатели.
План проведения:
1. Вступительный этап:
-введение в проблему;
-создание проблемной ситуации.
-разное
2. Основная часть:
-игротека в форме путешествия по лесным полянам.
3. Подведение итогов собрания :
-обратная связь;
-рефлексия.
Ход мероприятия
1. Подготовительный этап
-Изготовление пособий и дидактических игр по речевому развитию.
-Проведение консультаций: «Развитие речи и воспитание младших дошкольников». (Стендовая консультация)
-Оформление наглядной информации: картотека дидактических игр, буклет.
-Музыкальное оформление.
2. Организационный этап
-Оформление выставки, посвященной речевому развитию (литература, дидактические игры, пособия).
-Подготовка места проведения собрания и необходимого оборудования.
3. Вступительный этап
Добрый день, уважаемые родители! Мы рады встрече с вами.
Чтобы детство наших детей было счастливым, основное, главное место в их жизни должна занимать игра. В детском возрасте у ребёнка есть потребность в игре. И её нужно удовлетворить не потому, что делу – время, потехе – час, а потому, что играя, ребёнок учится и познаёт жизнь. Маленькие дети – очаровательные, азартные и счастливые искатели приключений, стремящиеся познать мир. И, конечно, своими открытиями очень хочется поделиться, особенно с теми, кого любишь больше всех. Но, к сожалению, папа очень занят на работе, а у мамы столько хлопот по дому, что совсем не остается времени на свое чадо. И все же мы уверены, что необходимо находить время и возможность для того, чтобы пообщаться с ребенком, поиграть с ним и чему – то научить. Сегодня мы хотим поделиться своим опытом работы с детьми и поговорить об играх, в которые мы играем в детском саду и в которые мы советуем играть дома. И проведём мы нашу встречу не совсем обычно, в форме игры- путешествия по стране «Развитие речи»
Но сначала немного теории.
Речь – форма общения. В дошкольном возрасте она развивается по двум взаимосвязанным направлениям:
- речь ребёнка совершенствуется в процессе общения с взрослыми и сверстниками;
- речь становится основной перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Подробнее об этом нам с вами расскажет логопед детского сада Васильева Надежда Афанасьевна. (вопросы Н. А.)
Создание проблемной ситуации.
Сегодня мы предлагаем вам пройти тот путь, который проходит ребёнок при столкновении с неизвестным, познакомиться с содержанием и приемами, способствующими развитию речи детей младшего возраста, познакомиться с дидактическими играми, пособиями. А так как вы родители маленьких детей, а все дети любят играть, то мы вам предлагаем вспомнить детство и понять, как через дидактическую игру дети должны усваивать речь.
Забудьте на время, что вы взрослые и давайте поиграем. Вы хотите? Тогда мы отправляемся в путешествие в страну Развитие речи!
(презентация на экране картинка феи +звучит сказочная мелодия, читаю сама слова)
Я словно сказочная фея
Волшебной палочкой взмахну
И, вы, нисколько не робея
Помчитесь в детскую страну!
Палочка-чудесница,
Волшебная кудесница!
Нам скорее помоги
Нас в детей, ты, преврати!
Быстро собираемся,
В поездку отправляемся!
Паровоз вас ждет,
В страну Развития речи повезет!
(презентация картина поезда из Ромашково+ звук поезда +читаю слова).
1. Весело стучат колеса,
Мчится паровоз,
Он в страну Развитие речи
Всех детей привез!
А вы читаете детям сказки?
Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого ребенка, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей.
Внимание! Наш поезд прибывает на станцию.
Как она называется, вы знаете? А кто же нас встречает?
(презентация картина кот учёный)
Догадайтесь, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать: (презентация)
1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть … (Колобок)
2) Я всю жизнь боялась кошек. А эта пришла и мурлычет, скребё тся: мол, помоги мне! Чем же я, маленькая, серенькая, могу помочь кошке? Только чувствую – не обманывает она меня. Выбежала в огород, вижу – и правда моя помощь нужна. (Мышка)
3)Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я, конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул. (Теремок)
4)Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось. (Яйцо)
Догадались, как станция называется? Станция «Сказочная».
(презентация картина поезда из Ромашково+ звук поезда +читаю слова).
2. Весело стучат колеса
Мчится паровоз,
На следующую станцию
Он детей привез!
Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений за природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей.
Как же называется эта станция, давайте угадаем? Только сначала выйдем из вагона.
(презентация картинка зимнего леса + классическая мелодия леса).
-Посмотрите как красиво! Мы попали в зимний лес. Предлагаем свои чувства и ощущения высказать словами. (подберем к словам прилагательные)
Игра. «Эпитеты». (на экране появляются по очереди картинки зима, лес, ветер, снежинки, луна)
Цель: Формировать у детей умение подбирать эпитеты к словам.
- зима (какая) (холодная, морозная, туманная, белая и т. д)
- лес (какой) (волшебный, заколдованный, дремучий, тихий, добрый т. д)
- ветер (какой) (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)
- снежинки (какие) (холодные, красивые, ажурные нежные и т. д.)
- луна (какая) (яркая, растущая, холодная, полная, далекая и т. д.)
-Как станция называется? Догадались? (Станция Лесная)
(презентация картина поезда из Ромашково+ звук поезда +читаю слова). 3. Весело стучат колеса
Мчится паровоз,
Немного размяться
Он детей привез!
Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
Моторные центры речи в коре головного мозга человека находятся рядом с моторными центрами пальцев, поэтому, развивая речь и стимулируя моторику пальцев, мы передаём импульсы в речевые центры, что активизирует речь.
Станция «Наши руки не знают скуки»
Сделаем «Массаж».
Цель: активизируем у детей работу внутренних органов.
-Массируем пальцы.
Большой – отвечает за голову;
Указательный – желудок;
Средний – печень;
Безымянный – почки;
Мизинец – сердце.
1)растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью.
2)потереть ладони, похлопать.
Наши пальчики тоже решили поиграть.
Пальчиковая игра «Медведь» (с предметом, платочек).
Цель: развитие у детей мелкой моторики пальцев рук.
(медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак)
Лез медведь в свою берлогу,
Все бока свои помял,
Эй, скорее, на подмогу,
Мишка, кажется, застрял! (с силой вытянуть платочек)
4. Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект. Окружающие могут не заметить ограниченность словаря или особенности грамматического строя речи, а вот не правильное произношение – как на ладошке. Здесь на помощь придут игры.
(презентация картина поезда из Ромашково+ звук поезда +читаю слова).
4. Весело стучат колеса
Весело стучат колеса
Мчится паровоз,
В игры речевые
Поиграть привез.
-Вы догадались на какую станцию мы приехали? Станция «Игровая». (Правильно.)
Цель: развитие у детей силы голоса и речевого дыхания.
Поезд остановился. Все пути замело, пересаживаемся в машину.
1) Игра «Машина»
Цель: развивать у детей озвученный выдох, умение действовать в коллективе.
«Машина едет, трутся шины» (как шуршат колёса Ш-Ш-Ш-Ш)
Что произошло, почему стало холодно? Откуда взялась вьюга?
2) Игра «Вьюга»
«Вьюга начинается» - тихо говорим «У-У-У…»; по сигналу: «сильная вьюга» - говорим громче; по сигналу - «вьюга кончается» - говорим тише; по сигналу «вьюга кончилась» - замолкаем.
Почему мы остановились? Спустились шины?
3) Игра «Насос».
Цель: развивать у детей озвученный выдох, умение действовать в коллективе.
(Производим глубокий вдох и озвученный выдох.)
Педагог предлагает взять насос и накачать шины. Родители, подражая действию насоса, произносят звук «С-С-С…».
-Что-то вы заскучали. Повторяйте за мной.
4)Игра «Чистоговорки».
Цель: формировать у детей умение правильно произносить заданный звук.
Ма-ма-ма– наступила зима
Ит-ит-ит- дятел по дереву стучит
Ри-ри-ри- на ветку сели снегири
Ей-ей-ей – прилетел к ним воробей
Ла-ла-ла –и ворона их нашла
Ло-ло-ло- вместе стало весело.
Ок-ок-ок- выпал белый снежок
Ул-ул-ул- ветер сильный подул
Оз-оз-оз- пришёл трескучий мороз
Ой-ой-ой- очень холодно зимой
Са-са-са-в зимнем лесе чудеса
Ат-ат-ат –все деревья крепко спят
Ло-ло-ло - скоро будет тепло
Ой-ой-ой- деревья проснутся все весной
(презентация картина поезда из Ромашково + звук поезда +читаю слова).
А веселый паровоз нас опять зовет в дорогу. Едем дальше!
5)Весело стучат колеса
Мчится паровоз,
На станцию конечную
Он детей привез.
Станция «Творческая»
-Наш поезд прибыл на конечную станцию «Творческую». Посмотрите, сколько различных игр, развивающих речь детей, нас встречает. Здесь, игры, купленные в магазине и сделанные руками воспитателей и родителей. Наша задача, как говориться, дёшево и сердито научиться делать игры из подручного и бросового материала, который имеется в каждом доме. Сейчас мы с вами попробуем сделаем одну из игр. (Вам было дано задание заранее приготовить материал, который нам пригодится для игры (круг вырезанный из картона,6 деревянных прищепок, клей, карандаш, линейка, домашние животные их детёныши (напечатать) : кошка-котёнок, собака-щенок, корова -телёнок, лошадь -жеребёнок, свинья-поросёнок. коза-козлёнок).
(Родители совместно с воспитателями делают игру.)Так же, можно приклеить на прищепки чем животные питаются (еду, где живут (дом) и т. д.
Сегодня мы создали игру «Где чья мама?», по такому же принципу можно сделать игры например «Дикие животные», «Птицы», «Домашний обиход» «Угадай кто, что ест?» и т. д Посмотрите, какое разнообразие!
Играя, ребёнок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения. У ребёнка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность.
-Как методически правильно провести дидактическую игру вы узнаете из памятки, которую мы вам подготовили, и вы сможете забрать в понедельник.
-С вашего позволения я опять стану феей, так как настало время вам превращаться во взрослых.
(презентация на экране картинка феи +звучит сказочная мелодия, читаю сама слова)
А теперь начнём вращаться, И во взрослых превращаться.
-Сегодня мы с Вами подтвердили тот факт, что взрослые должны сами видеть окружающий нас мир и открыть на него глаза ребенку. Учить его замечать и восхищаться окружающей нас жизнью, беречь и любить всё живое, а свои чувства высказывать словами.
При стихийном речевом развитии лишь немногие дети достигают высокого уровня. Поэтому необходимо целенаправленное обучение, чтобы создавать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи. Развитие речи непосредственно влияет на развитие мышления. Благодаря речи дети овладевают нормами общественного поведения, что способствует нравственному воспитанию. Таким образом, овладение родным языком необходимо для полноценного формирования личности ребёнка.
Подведение итогов собрания.
-Нам хотелось бы узнать ваше мнение о сегодняшнем мероприятии и для этого мы вам отправим ссылку с вопросами (просим вас написать отзывы)
-Понравилась ли Вам сегодняшняя встреча?
- Чем полезна именно для Вас данная встреча?
- Какие конкретные игровые приёмы Вы будете использовать дома?
-Чему могут научить ребёнка дидактические игры по развитию речи?
- Ваши пожелания, предложения (темы, которые вас интересуют) на следующее родительское собрание.
А теперь переходим к разному. Разное.