Куракина Елена Евгеньевна
Родительское собрание в подготовительной группе «Психологическая готовность к школьному обучению»
▼ Скачать +Заказ
Цель: психологическое просвещение родителей в вопросах психологической готовности ребёнка к школе.
Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы поговорим о готовности ребёнка к школьному обучению.
Публикация «Родительское собрание в подготовительной группе „Психологическая готовность к школьному обучению“» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Зачастую мы думаем, что быть готовым к школе – это значит уметь читать, писать, считать. Но быть готовым к школе – это в первую очередь, быть готовым всему этому научиться. Часто под готовностью к обучению подразумевают только определённый уровень знаний, умений и навыков ребёнка. Очень часто родители направляют все свои усилия на то, чтобы «впихнуть» в ребёнка всевозможную информацию. Но для успешной учёбы этого недостаточно. На этапе подготовки к школе необходимо не обучать ребёнка тому, чему его будут учить в школе, а развивать предпосылки к обучению.
Итак, что такое Психологическая готовность? Она включает в себя:
•интеллектуальную готовность;
•мотивационную готовность;
•эмоционально-волевую готовность;
•коммуникативную (социально-психологическую) готовность.
Интеллектуальная готовность означает, что у ребёнка развиты все ВПФ (внимание, память и т. д., сформированы мыслительные операции анализа, синтеза, обобщения, он умеет устанавливать связи между явлениями и событиями.
К 6– 7-и годам ребенок должен знать:
•свой адрес и название города, в котором он живет;
•название страны и ее столицы;
•имена и отчества своих родителей, информацию о местах их работы;
•времена года, их последовательность и основные признаки;
•названия месяцев, дней недели; основные виды деревьев и цветов.
Мотивационная готовность – это когда ребёнок принимает новую социальную роль – роль школьника, ученика. Он принимает позицию школьника, у ребёнка есть желание учиться. Большинство родителей почти сразу скажут, что их дети хотят в школу, следовательно, и мотивационная готовность у них сформированна. Но это далеко не так. Желание пойти в школу и желание учиться – разные понятия.
Можно выделить несколько групп мотивов, которые определяют отношение будущих первоклассников к учению:
Социальные – «Я хочу в школу, потому что все дети должны учиться, это нужно и важно»;
Учебно-познавательные – интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому;
Оценочные – «Я хочу в школу, потому что там я буду получать только пятёрки»;
Позиционные – «Я хочу в школу, потому что там большие, а детском саду маленькие, мне купят тетради, пенал, красивый портфель…»;
Внешние по отношению к школе и учению – «Я пойду в школу, потому что так сказала мама»;
Игровые – неадекватно переносимые в учебную деятельность «Я хочу в школу, потому что там можно играть с друзьями».
Задайте дома вопрос своему ребё нку: «Зачем ты пойдёшь в школу?» и вы практически сразу определите мотив его учение.
Задача взрослых заключается в формировании у детей именно учебно-познавательного мотива (беседы о школе, чтение сказок, рассказов, стихов о школе, рассматривание картинок, отражающих школьную жизнь, беседы по ним, положительный пример старших детей и т. д.)
Мы не прививаем ребенку любовь к школе, ведь невозможо полюбить то, о чем мы не знаем. Достаточно дать понять ребенку, что учеба — это обязанность каждого человека и от того, насколько он будет успешен в учении, зависит отношение к нему многих из окружающих ребенка людей.
Важной стороной психологической готовности к школе является и эмоционально-волевая готовность :
•способность управлять своим поведением, эмоциями
•умение организовывать рабочее место и поддерживать порядок
•стремление преодолевать трудности
•стремление к достижению результата своей деятельности.
•настойчивость, самостоятельность
•трудолюбие, прилежание
•усидчивость, терпение, ответственность
•дисциплинированность, организованность
•внимание
•любознательность и т. д.
Речь идёт не об умении слушаться, об умении слушать, вникать в содержание того, о чём говорит взрослый, когда ребёнок может длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Также волевая готовность предполагает наличие у ребенка:
•способностей ставить перед собой цель,
•принять решение о начале деятельности,
•наметить план действий,
•выполнить его, проявив определенные усилия,
•оценить результат своей деятельности,
•а также умения длительно выполнять не очень привлекательную работу.
Развитию волевой готовности к школе способствуют изобразительная деятельность и конструирование, поскольку они побуждают длительное время сосредоточиваться на постройке или рисовании. Для развития воли хороши настольные игры, где необходимо соблюдать правила игры, и подвижные.
Коммуникативная или социально-психологическая готовность – это, когда ребёнок имеет потребность в общении, умеет общаться со взрослыми, со сверстниками, умеет подчинять своё поведение законам детских групп и нормам поведения, которые установлены в классе.
Она предполагает способность включиться в детское сообщество, действовать совместно с другими ребятами, в случае необходимости уступать или отстаивать свою правоту, подчиняться или руководить.
В целях развития коммуникативной компетентности следует поддерживать доброжелательные отношения вашего сына или дочери с окружающими. Личный пример терпимости во взаимоотношениях с друзьями, родными, соседями также играет большую роль в формировании этого вида готовности к школе.
Не стоит забывать о том, что готовность к обучению подразумевает и определённый уровень развития речи ребёнка. У него должна быть сформирована грамматически правильная речь, лексически богатая и фонетически чёткая. Если есть проблемы, ребёнку трудно будет освоить образовательную программу.
Необходимо помнить, именно в начальной школе закладываются основы успешного обучения. Конечно, школьные успехи зависят не только от того, насколько ребёнок готов к учёбе. Важную роль при обучении ребенка в школе играет помощь родителей, понимание его проблем, возникающих в процессе обучения.
Подготавливая ребёнка к школе необходимо научить его слушать, видеть, наблюдать, запоминать, перерабатывать полученную информацию. Самое главное при подготовке ребёнка к школе – сформировать у него желание учиться.
Рекомендации родителям дошкольника
Чтобы ваш ребёнок с радостью пошел в первый класс и был подготовлен к обучению в школе, чтобы его учеба была успешной и продуктивной, прислушайтесь к следующим рекомендациям психологов и педагогов.
1. Не будьте слишком требовательны к ребенку.
2. Ребенок имеет право на ошибку, ведь ошибаться свойственно всем людям, в том числе и взрослым.
3. Следите, чтобы нагрузка не была для ребенка чрезмерной. Если вы видите, что у ребенка есть проблемы, то не бойтесь обращаться за помощью к специалистам: логопеду, психологу и т. д.
4. Учеба должна гармонично совмещаться с отдыхом, поэтому устраивайте ребенку небольшие праздники и сюрпризы, например, отправьтесь в выходные дни в цирк, музей, парк и т. д.
5. Следите за распорядком дня, чтобы ребенок просыпался и ложился спать в одно и то же время, чтобы он достаточно времени проводил на свежем воздухе, чтобы его сон был спокойным и полноценным. Исключите перед сном подвижные игры и другую активную деятельность. Хорошей и полезной семейной традицией может стать чтение книги всей семьей перед сном.
6. Питание должно быть сбалансированным, не рекомендуются перекусы.
7. Наблюдайте, как ребенок реагирует на различные ситуации, как выражает свои эмоции, как себя ведет в общественных местах. Ребенок шести-семи лет должен управлять своими желаниями и адекватно выражать свои эмоции, понимать, что не всегда все будет происходить так, как этого хочет он. Следует уделить особое внимание ребенку, если он в предшкольном возрасте может прилюдно устроить скандал в магазине, если вы ему что-то не покупаете, если он агрессивно реагирует на свой проигрыш в игре и т. п.
8. Обеспечьте для домашних занятий ребенку все необходимые материалы, чтобы в любое время он мог взять пластилин и начать лепить, взять альбом и краски и порисовать и т. д. Для материалов отведите отдельное место, чтобы ребенок самостоятельно ими распоряжался и держал их в порядке.
9. Если ребенок устал заниматься, не доделав задание, то не настаивайте, дайте ему несколько минут на отдых, а затем вернитесь к выполнению задания. Но все-таки постепенно приучайте ребенка, чтобы он в течение пятнадцати-двадцати минут мог заниматься одним делом, не отвлекаясь.
10. Если ребенок отказывается выполнять задание, то попробуйте найти способ, чтобы заинтересовать его. Для этого используйте свою фантазию, не бойтесь придумывать что-то интересное, но ни в коем случае не пугайте ребенка, что лишите его сладостей, что не пустите его гулять и т. п. Будьте терпеливы к капризам вашего нехочухи.
11. Обеспечьте ребенку развивающее пространство, то есть стремитесь, чтобы вашего малыша окружало как можно меньше бесполезных вещей, игр, предметов.
12. Рассказывайте ребенку, как вы учились в школе, как вы пошли в первый класс, просматривайте вместе свои школьные фотографии.
13. Формируйте у ребенка положительное отношение к школе, что у него там будет много друзей, там очень интересно, учителя очень хорошие и добрые. Нельзя пугать его двойками, наказанием за плохое поведение и т. п.
14. Обратите внимание, знает и использует ли ваш ребенок «волшебные» слова: здравствуйте, до свидания, извините, спасибо и т. п. Если нет, то, возможно, этих слов нет в вашем лексиконе. Лучше всего не отдавать ребенку команды: принеси то, сделай это, убери на место, - а превратить их в вежливые просьбы. Известно, что дети копируют поведение, манеру говорить своих родителей. Если вы используете при ребенке ненормативную лексику, если вы грубы друг с другом, то не удивляйтесь, если учителя будут жаловаться, что ваш ребенок в школе материться, дерется, задирается на других детей.
Рекомендации родителям первоклассника
Итак, ваш ребенок пошел в первый класс, но это не повод для того, чтобы расслабляться, а как раз наоборот. Во многом именно от вас зависит, как будет учиться ребенок, и его отношение к школе. Обратите внимание на следующие моменты.
1. Помните, что ваш ребенок первоклассник, а не десятиклассник, поэтому не требуйте от него больше, чем надо.
2. Уважительно относитесь к самостоятельности ребенка, его новой школьной жизни, теперь у него появились личные дела – отношения с одноклассниками, учителем, школьное расписание, уроки.
3. Не старайтесь полностью контролировать пребывание ребенка в школе, некоторые моменты можно обсудить индивидуально с учителем, но не в присутствии ребенка. Больше обращайте внимание на пребывание ребенка дома, чем он занимается, как и сколько, но опять же ненавязчиво и незаметно для ребенка, чтобы он не подумал, что вы им командуете.
4. Не принижайте, не стыдите ребенка перед его сверстниками. Старайтесь сформировать адекватную самооценку.
5. Спрашивайте, что он нового узнал в школе, чем занимались на уроках, какое было домашнее задание и т. д.