Любовь Старова
Родительское собрание в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Повестка дня.
Слушали Старову Л. В.
Приветствие родителей. Краткое ознакомление с ФГОС, возрастными особенностями детей 6-7 лет. Напомнить о важности соблюдения режима дня.
Беседа с родителями по теме : «Игра, как способ взаимодействия ребенка и взрослого»
Познакомить родителей с консультативным материалом по темам:
- «Что должен знать и уметь дошкольник»
- «Тихие игры с ребенком»
- «Способы разнообразить творческие занятия с ребенком»
Публикация «Родительское собрание в подготовительной группе» размещена в разделах
Выбор председателя родительского комитета путем голосования. Обсуждение подготовки к выпускному вечеру.
Подведение итогов, прощание.
Приложение 1.
Советы родителям
1 сентября для первоклашки – это своеобразный выход в Новый Большой и Неизведанный мир. Мир, который изменит его привычный до этого образ жизни, мир, в котором ему придется общаться с большим количеством новых незнакомых ему людей, мир который каждый день преподносит новые сюрпризы и не всегда приятные.
Девять подсказок для родителей первоклассника.
• Поддержите в ребенке его стремление стать школьником. Ваша искренняя заинтересованность в его школьных делах и заботах, серьезное отношение к его первым достижениям и возможным трудностям помогут первокласснику подтвердить значимость его нового положения и деятельности.
• Обсудите с ребенком те правила и нормы, с которыми он встретился в школе. Объясните их необходимость и целесообразность.
• Ваш ребенок пришел в школу, чтобы учиться. Когда человек учится, у него может что-то не сразу получаться, это естественно. Ребенок имеет право на ошибку.
• Составьте вместе с первоклассником распорядок дня, следите за его соблюдением.
• Не пропускайте трудности, возможные у ребенка на начальном этапе овладения учебными навыками.
• Поддержите первоклассника в его желании добиться успеха. В каждой работе обязательно найдите, за что можно было бы его похвалить. Помните, что похвала и эмоциональная поддержка способны заметно повысить интеллектуальные достижения человека.
• Если вас что-то беспокоит в поведении ребенка, его учебных делах, не стесняйтесь обращаться за советом и консультацией к учителю или школьному психологу.
• С поступлением в школу в жизни вашего ребенка появился человек более авторитетный, чем вы. Это учитель. Уважайте мнение первоклассника о своем педагоге.
• Учение - это нелегкий и ответственный труд. Поступление в школу существенно меняет жизнь ребенка, но не должно лишать ее многообразия, радости, игры. У первоклассника должно оставаться достаточно времени для игровых занятий.
Советы педагогов
Уважаемые мамы, папы, бабушки и дедушки!
Первого сентября ваш ребенок станет первоклассником. Первый год учебы будет для него годом новых знакомств, привыкания к одноклассникам и учителям, годом творческих успехов и познания неизвестного.
Мы, взрослые - и учителя, и родители - хотим, чтобы школьная жизнь ребенка была наполнена положительными эмоциями. Для этого мы должны создавать комфортные условия и поддерживать у ребенка желание учиться, ходить в школу, общаться с учителями и одноклассниками. Педагоги будут стараться работать так, чтобы каждая минута урока была наполнена для ребенка смыслом. Для успешного обучения мы должны сделать так, чтобы наши требования были приняты ребенком. Вы, родители, можете немало сделать для того, чтобы ребенок любил школу и учился с радостью. Прежде всего, вы будете каждый день интересоваться школьными событиями. Знания детей первых классов в течение учебного года не оцениваются в баллах. Поэтому вместо вопроса: «Какую отметку ты получил?», спросите: «Что сегодня было самое интересное? Чем вы занимались на уроке чтения? Что веселого было на уроке физкультуры? В какие игры вы играли? С кем ты подружился в классе?» и т. д.
Если дети не могут толково ответить на, казалось бы, простые вопросы, не волнуйтесь, не огорчайтесь, а главное - не раздражайтесь. То, что приветствовалось в семье или детском саду, в школе может оказаться нежелательным. Такая смена требований психологически очень трудна. Имея дело с первоклассником, учитывайте тот факт, что воспитатель детского сада и школьный учитель могут видеть одного и того же ребенка совершенно по-разному. Для ребенка эта смена отношений к себе может быть очень болезненной: он дезориентирован, он не понимает, что же теперь «хорошо», а что - «плохо». Поддержите его в этой трудной ситуации.
Ребенок не должен панически бояться ошибиться. Невозможно научиться чему-то, не ошибаясь. Старайтесь не выработать у ребенка страх перед ошибкой. Чувство страха - плохой советчик. Оно подавляет инициативу, желание учиться, да и просто радость жизни и радость познания. Помните: для ребенка что-то не уметь и что-то не знать - это нормальное положение вещей. На то он и ребенок. Этим нельзя попрекать.
Не сравнивайте ребенка с другими, хвалите его за успехи и достижения. Признайте за своим первоклассником право на индивидуальность, право быть другим. Никогда не сравнивайте мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они разные даже по биологическому возрасту - девочки обычно старше ровесников-мальчиков.
Помните: ваш ребенок будет учиться в школе не так, как когда-то учились вы. Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать. Мы очень просим вас только положительно оценивать учебу вашего малыша, даже если вам кажется, что его успехи явно не достаточны.
Живите во имя своего ребенка, проявляйте к нему максимум внимания, переживайте за каждую неудачу малыша и радуйтесь даже самым маленьким его успехам. Будьте ему другом, тогда малыш доверит вам самое сокровенное.
Учитесь вместе с ребенком, объединяйтесь с ним против трудностей, станьте союзником, а не противником или сторонним наблюдателем школьной жизни первоклассника. Верьте в ребенка, верьте в учителя!
Чтобы ребенок ощутил вашу поддержку и заботу, любовь и внимание, чтобы он почувствовал себя близким и нужным, обязательно говорите ему слова любви и восхищения. Это поможет вашему малышу учиться с радостью и увеличит его желание ходить в школу.
Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки! Мы надеемся, что данные советы помогут вам решить некоторые проблемы, которые могут возникнуть в семье, где есть первоклассник.
Что делать, если.
• ребенок левша
• Не переучивайте насильно левшу - дело не в руке, а в устройстве мозга.
• Не переусердствуйте с соблюдением режима, если ребенок левша, для него жесткое следование режиму может быть непомерно трудным.
• Будьте терпеливы и внимательны к ребенку-левше, помните, что он эмоционален и раним.
• Берегите левшу от чрезмерных психологических перегрузок, будьте осторожны и тактичны, наказывая его.
• Не старайтесь сделать левшу таким, как все, больше доверяйте его природе. Его уникальность, непохожесть на других - это его достоинство
• ребенок испытывает трудности в общении с одноклассниками
Почаще приглашайте одноклассников ребенка к себе домой. Только не весь класс сразу, а небольшими группами, по 2-З человека. Устраивайте интересные совместные игры, развлечения. Это сближает детей, порождает у них симпатию друг к другу. Когда увидите, с кем из одноклассников у вашего ребенка лучше налаживается контакт, постарайтесь познакомиться с их семьями;
• ребенок плохо выполняет письменные работы
Последовательные, спокойные занятия дома помогут исправить положение: ускорить темп деятельности, усилить концентрацию внимания, улучшить почерк.
• ребенок не любит учиться
Перестаньте замечать неудачи. Сосредоточьте внимание на тех школьных достижениях, которые есть. Интересуйтесь не промахами, а успехами ребенка. Приободрите его, внушите веру в собственные силы.
Советы школьного психолога
Уважаемые родители! Учение в школе - это новый период в жизни вашего малыша. Очень важно, чтобы с первых дней пребывания в школе ребенок чувствовал себя комфортно. От этого будет зависеть успешность его обучения.
Для того чтобы период адаптации к школе прошел у ребенка относительно легко, важны хорошие взаимоотношения в семье, отсутствие конфликтных ситуаций и благоприятный статус в группе сверстников.
Необходимым условием успешной адаптации ребенка в школе является степень участия родителей в его школьной жизни, в организации приготовления уроков, особенно в первый год обучения.
Как помочь ребенку в подготовке домашнего задания?
1. Проверьте, правильно ли организовано рабочее место ребенка.
• Рабочее место должно быть достаточно освещено.
• Источник света должен находиться спереди и слева, чтобы на тетрадь не падала тень от головы или от руки.
• Во время приготовления уроков на столе не должно быть лишних предметов.
2. Приучите ребенка вовремя садиться за уроки.
• Приступать к выполнению домашнего задания лучше всего через 1-1,5 часа после возвращения из школы, чтобы ребенок успел отдохнуть от занятий, но еще не устал и не перевозбудился от домашних игр и развлечений.
• Если ребенок посещает кружок или спит после занятий в школе, за уроки можно садиться позже, но в любом случае нельзя откладывать их приготовление на вечер.
3. Не разрешайте ребенку слишком долго сидеть за рабочим столом.
• Своевременно устраивайте небольшие перерывы. Родители часто требуют, чтобы ребенок не вставал из-за стола, пока не приготовит все уроки. Это неверно! Для 7-летнего ребенка время непрерывной работы не должно превышать 15-20 мин. К концу начальной школы оно может доходить до 30-40 мин.
• На перерыв достаточно 5 мин., если он будет заполнен интенсивными физическими нагрузками (приседания, прыжки, наклоны и др.).
4. Не заставляйте переделывать плохо выполненную классную работу.
• Можно предложить проверить ее, исправить ошибки, но переписывать не надо. Повторное выполнение уже сделанного задания (пусть с ошибками) воспринимается как бессмысленное, скучное дело. Оно отбивает охоту заниматься, лишает веры в своп силы.
5. Первое время следите за тем, все ли уроки сделаны.
• Может случиться так, что ребенок плохо усвоил учебный материал. Тогда придется дополнительно позаниматься с ним, объяснить то, что осталось непонятным.
6. Присутствуйте при подготовке ребенком домашних заданий.
• Подбадривайте его, объясняйте, если он что-то не понял или забыл, но не подменяйте его деятельность своей.
• На первых порах при выполнении домашнего задания дети могут делать много ошибок, помарок от неумения распределять внимание, чрезмерного напряжения, быстрого утомления.
7. Требуйте, чтобы домашнее задание было выполнено чисто, аккуратно, красиво.
• Но все эти требования должны оставаться в пределах возможностей ребенка.
Помните! Ребенок - самая большая ценность в вашей жизни. Стремитесь понять и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживайтесь наиболее прогрессивных методов воспитания и постоянной линии поведения:
• в любой момент оставьте все свои дела и займитесь ребенком;
• советуйтесь с ним, невзирая на возраст;
• признайтесь сыну (дочери) в ошибке, совершенной по отношению к нему (к ней);
• извинитесь перед ребенком в случае вашей неправоты;
• почаще ставьте себя на его место;
• всегда воздерживайтесь от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка;
• пытайтесь устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть;
• не стесняйтесь рассказывать поучительные случаи из своего детства, представляющие вас в невыгодном свете;
• сохраняйте самообладание, даже если поступок ребенка вас вывел из себя.
Обратите, пожалуйста, внимание на развитие значимых для школьника умений и при необходимости окажите своему сыну или дочери помощь в их приобретении и развитии. К таким умениям относятся:
• умение собрать свой портфель (ранец);
• поздороваться с учителями и детьми;
• задать вопрос учителю или однокласснику;
• ответить на вопрос;
• слушать объяснения и задания учителя;
• выполнять задание;
• попросить учителя помочь, если что-то непонятно, что-то не получается;
• умение долгое время заниматься одним и тем же делом;
• обращаться с книгой, тетрадью и другими школьными принадлежностями;
• разделять работу на части;
• адекватно реагировать на замечания;
• объяснить то, с чем не согласен;
• учитывать мнение других;
• гордиться своей работой и не скрывать этого;
• устанавливать и поддерживать дружеские контакты со сверстниками;
• брать на себя часть ответственности за ведение домашнего хозяйства;
•самостоятельно пользоваться общественным транспортом, деньгами, средствами для проведения свободного времени;
• умение осуществлять выбор, обеспечивающий собственную безопасность.
Уважаемые родители!
Попробуйте сами проверить, готов ли Ваш малыш к обучению.
МОЖЕТ ЛИ ВАШ РЕБЁ НОК:
1. Объяснить с помощью слов, чего он хочет?
2. Изъясняться связно, например: «Покажи мне…»?
3. Понимать смысл того, о чём ему читают?
4. Чётко выговаривать своё имя?
5. Запомнить свой адрес и номер телефона?
6. Писать карандашами или мелком на бумаге?
7. Нарисовать картинки к сочинённой истории и объяснить, что на них изображено?
8. Пользоваться красками, пластилином, карандашами для творческого самовыражения?
9. Вырезать ножницами (с тупыми концами) фигуры по линиям?
10. Слушать и следовать полученным указаниям?
11. Быть внимательным, когда кто-то с ним разговаривает?
12. Сосредоточиться хотя бы на 10 минут, чтобы выполнить полученное задание?
13. Радоваться, когда ему читают вслух или рассказывают истории?
14. Проявлять интерес к окружающим предметам?
15. Ладить с другими людьми?
Готов ли ваш ребенок к школе.
Подготовка ребенка к школе – это, конечно же, покупка школьных принадлежностей, школьной формы, портфеля или рюкзака, но не только это. Самое главное, ребенок должен иметь желание идти в школу! В этом, пожалуй, заключается самая главная часть подготовки!
Если Вы слышите от своего будущего первоклассника: «Я не хочу идти в школу», то это значит, что у него неправильная мотивация поступления в первый класс. Конечно, новый портфель, пенал, книги – это очень важно и красиво, но ребенок – первоклассник должен быть заинтересован самим процессом познания, тем фактом, что школа – это место, где он узнает много интересного и нового, много чему научится. К этому нужно, конечно, готовить малыша не за месяц или два, а намного раньше - с 3-4 лет. Но даже если до начала занятий остался один месяц, то еще можно немного исправить ситуацию. Это Ваша задача – объяснить малышу, что он уже почти совсем взрослый, и в школе он много чему научится, чтобы быть умным и умелым.
Хотите узнать, готов ли ваш ребенок к школе? Ответьте на вопросы анкеты и прочитайте получившийся результат.
Анкета для родителей : «Готов ли ваш ребенок к школе?»
Инструкция: Ответьте на предложенные вопросы. Варианты ответов: «да» или «нет».
1. Может ли Ваш ребенок самостоятельно заниматься каким-нибудь делом в течение 30 минут?
2. Умеет ли он составлять рассказы по картинкам (более чем 5 предложений, используя наречия, прилагательные и сложные предложения?
3. Быстро ли Ваш ребенок запоминает стихотворения и знает ли несколько стихов наизусть?
4. Умеет ли он считать до 10 и в обратном порядке? Считать до 100?
5. Может ли он решать простые задачи на сложение и вычитание?
6. Умеет ли Ваш ребенок читать по слогам?
7. Имеет ли он хорошую координацию движений?
8. Умеет ли он рисовать и раскрашивать?
9. Умеет ли Ваш ребенок обобщать - называть группу предметов одним словом? (посуда, города, мебель, транспорт, одежда, насекомые?
10. Хочет ли он ходить в школу?
Интерпретация результатов:
За каждый положительный ответ, начисляйте себе по 1 баллу. Подсчитайте набранные баллы.
1 – 3 балла – Ваш ребенок пока не готов к школе.
4 – 6 баллов – ребенок условно готов к школе, но этого не достаточно для успешного усвоения школьной программы. Больше занимайтесь с ним, развивая все познавательные процессы (память, внимание, мышление, речь, воображение, а также мелкую моторику рук и усидчивость.
7 – 10 баллов – Ваш ребенок полностью готов к началу регулярного школьного обучения.
Готовность и подготовка ребенка к школе
Интеллектуальная зрелость – это уровень знаний об окружающем мире, природе, явлениях, процессах, умение объединять предметы в группы (например, деревья, овощи, фрукты, одежда, определять связи причины и следствия (гвозди и молоток связаны между собой, так как гвозди забивают молотком). Важно оценить, может ли ребенок применять знания на практике, может ли следовать указаниям учителя, выполнять работу по образцу.
Эмоциональная зрелость – это способность понимать, что не всегда работа интересна, но ее все равно нужно выполнять, ослабление импульсивных действий и реакций, память, умение сосредотачиваться, работать быстро. Да и вообще, сможет ли малыш, хоть некоторое время, посидеть за партой спокойно?
Социальная зрелость – умение вести диалог со сверстниками, вести себя в рамках законов группы детей, умение слушать и выполнять задания.
Адаптация первоклассника к школе происходит в трех основных аспектах.
Физическая адаптация ребенка к школе
Внешне вроде бы ничего нет сложного – посидеть спокойно на уроке и послушать, что говорит учитель, выполнить очень простые задания. Но статическое положение на протяжении урока для некоторых детей – это очень сложная задача. Особенно тяжело приходится гиперактивным детям. Часто детки на первых уроках даже не осознают разницы между учениками-сверстниками и учителями-взрослыми. Они часто вскакивают с места, выкрикивают, громко и эмоционально реагируют на какие-либо замечания учителя. Физическая адаптация первоклассника к школе редко длится больше месяца. Самые сложные и напряженные - первая и последняя недели первого месяца. Следите за тем, чтобы ребенок не переутомлялся, хорошо питался и соблюдал режим дня первоклассника, достаточно спал и гулял на свежем воздухе. Именно из-за такой реакции детского организма на новые условия жизни не рекомендуется прямо с первых дней первого класса давать дополнительную нагрузку ребенку в виде новых кружков, секций, студий. Вы успеете сделать это позже.
Психологическая адаптация ребенка к школе
Не менее важной является психологическая адаптация к школе. В большинстве случаев те знания, которые получают дети на первых уроках о цифрах, буквах, явлениях природы и окружающего мира, уже известны первоклассникам, но эти знания приобретались в дошкольном периоде в процессе игры. А в школе главная задача – научиться выполнять определенную учебную задачу, которую дает учитель посредством небольших заданий, без этого учебная деятельность обойтись не может. За первые полгода у ребенка должно сформироваться и закрепиться позитивное отношение к процессу получения знаний, должен появиться интерес. Психологическая адаптация к школе во многом зависит от грамотного поведения учителя. И учитель, и родители должны находить мотивацию стремлений малыша к успешному познанию.
Школьнику необходимо будет научиться составлять план своего дня для того, чтобы успевать выполнять задания, объективно подходить к оценке своих сил и результатов своего труда.
Социальная адаптация ребенка к школе
Третье очень важное условие успешной адаптации первоклассника к школе – это социальная адаптация к школе, к новому коллективу. Ребенку предстоит не только наладить отношения со сверстниками, но и усвоить принцип новых отношений между учителем и учеником.
Некоторые дети достаточно быстро адаптируются к новым условиям: без труда находят в классе друзей, выполняют задания и просьбы учителя, доброжелательно относятся к одноклассникам.
Но для большей части детей социальная адаптация к школе сопряжена со значительными сложностями. Им трудно осваивать новые знания, они ссорятся с детьми, не хотят слушать учителя и внимать его просьбам.
Подготовка ребенка к школе. Что должен знать первоклассник?
А вот для развития памяти и логики подойдут сказки. Слушая сказки, ребенок выстраивает причинно-следственные связи. И если Вы «нечаянно» что-то упускаете из сказки, то малыш вносит коррективы. Так можно проверить, понимает ли ребенок, что какой-то элемент в логической цепочке событий отсутствует.
Это игра, а посредством игры дети обучаются, получают первые жизненно важные знания и навыки. Кстати, психологи не рекомендуют ругать ребенка-первоклассника за то, что он прихватил с собой в школу какую-то игрушку. В этом возрасте на первом плане еще игровая деятельность, малыш и живет, и учится, играя, и каждую игру родители должны воспринимать очень серьезно.
Очень важно, еще задолго до первого класса, развивать у ребенка желание быть самостоятельным. Не нужно кормить до семи лет дитя с ложечки. Уже в три года малыш вполне может самостоятельно есть и ложкой, и вилкой даже. Самостоятельность нужно все время развивать и поощрять. Ребенок не станет вдруг готов к школе и к самостоятельной жизни, если все делать за него. Даже если этот момент Вы упустили, то в оставшееся время до начала занятий научите малыша хотя бы минимально обслуживать себя самостоятельно: завязывать шнурки, застегивать пуговицы, переодеваться, убирать за собой мусор и так далее - это точно то, что должен знать первоклассник.
Умение читать у будущих первоклассников, которые идут в обычную общеобразовательную школу, не проверяют! Конечно, умение читать не будет лишним. Ведь ребенок сможет самостоятельно прочесть задания, пояснения с самого начала обучения. Но за последний месяц срочно учить малыша читать не нужно! В коллективе он научится этому быстрее и с минимальными потерями. Лучше потом, в процессе обучения, уделить этому вопросу больше внимания. Дайте ребенку немного отдохнуть перед началом учебного года. Полезными будут все игровые занятия, которые развивают мелкую моторику, речевые навыки, память. Занимайтесь оригами, складывание фигурки из бумаги прекрасно влияет на развитие ребенка. Лепка из пластилина, глины, теста – тоже очень хороши! Это будет замечательная подготовка ребенка к школе, а также подготовка его пальчиков к письму.
Готовность родителей к школе. Рекомендации родителям будущих первоклассников
К началу учебы должны быть готовы как дети, так и их родители! Нужно спокойно принимать тот факт, что ребенок-первоклассник меняется, в его жизни появляются новые люди, мнение которых он ценит, новые увлечения, новые интересы. Очень важно не предъявлять завышенные требования ни к ребенку, ни к учителям. Важно, чтобы родители уважали учителя и сотрудничали с ним, тогда и малыш научится уважительно относиться к школе и педагогу. Ведь если родители и школа будут работать в одном направлении, закрепляя полученные знания и навыки, то можно будет говорить о качественном образовании. Всегда сохраняйте позитивный настрой! Если у первоклассника что-то не получается, то Ваша поддержка и вера в его силы сможет сотворить чудеса.
Для того чтобы малыш ступил на путь познания общительным, радостным, повзрослевшим, постарайтесь, пожалуйста, соблюдать простые, но очень действенные рекомендации родителям будущих первоклассников:
- создайте в семье приятную, дружественную, спокойную атмосферу;
- установите конкретные и четкие требования к ребенку, будьте последовательны, требуя их соблюдения;
- проявите максимум терпения во всех вопросах, касающихся учебы и школы;
- настойчиво формируйте и закрепляйте у малыша навыки личной гигиены и самообслуживания;
- расширяйте круг общения ребенка, поощряйте общение с другими детьми;
- слушайте своего ребенка очень внимательно, когда он Вам что-то рассказывает;
- говорите с малышом достаточно короткими фразами, медленно. Давайте понятные объяснения на вопросы ребенка;
- интересуйтесь успехами и сложностями, которые возникают у ребенка;
- каждый день читайте ребенку, заботьтесь о том, чтобы он получал новые приятные впечатления;
- занимайтесь с ребенком творчеством: рисуйте, лепите, игрaйтe и так далее;
- гуляйте вместе с ребенком на свежем воздухе, привлекая его внимание к тому, что происходит в природе и вокруг;
- поощряйте любопытство ребенка.
В Ваших силах помочь ребенку успешно адаптироваться к школе и сделать его вступление на путь познания наиболее уверенным и комфортным!
Не скупитесь на искреннюю похвалу!
Радуйтесь Вашему ребенку и с Вашим ребенком!
Помните, Ваш ребенок – Ваше будущее и всё, что Вы в него вложите это и вернется к Вам в будущем.