Oльга Краева
Развитие речевой активности через театральную деятельность и сюжетную игру. Родительское собрание в первой младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Развитие речевой активности детей через театральную деятельность и сюжетную игру.
Цели:
1. Способствовать повышению педагогической культуры родителей, пополнению их знаний по театрализованной деятельности и сюжетной игре ребенка в семье и детском саду;
2. Раскрытия значения речи во всестороннем развития личности ребёнка.
3. Создание эмоционально - положительного настроя.
Задачи:
- Рассказать родителям как влияет на речевое развитие ребенка использование театральной деятельности и сюжетная игра.
-способствовать развитию коммуникативных качеств детей; воспитывать культуру общения;
- вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы
1. Организационный этап
Добрый вечер, уважаемые родители. Компасом сегодняшней встречи нам будут служить следующие строки.
Прекрасна речь, когда она, как ручеёк,
Бежит среди камней чиста, нетороплива,
И ты готов внимать её поток
И восклицать: - О! Как же ты красива.
Наша встреча сегодня посвящена развитию речевой активности детей через театральную деятельность и сюжетную игру.
Семья является главным источником, которая питает ребенка с рождения, дает ребенку первые знания, умения, знакомит его с окружающим миром. Родители определяют и направляют поведение ребенка. Объясняют, как он должен себя вести. Без речевого общения, т. е. без социальной (общественной) среды ребенок не может стать полноценным человеком. И сегодня мы поговорим с вами о том, как развивать языковые способности малыша, о том, как учить ребенка говорить красиво и правильно, но при этом играя и с удовольствием. Как в быту, в самом обычном общении с детишками можно создавать ту питательную среду, в которых будут развиваться их способности, в том числе и языковые
Игра – это ведущий вид деятельности детей. В игре ребенок узнает как вести себя в различных ситуациях, какой он на самом деле. Игра влияет на развитие интеллекта и нравственно-волевое развитие. А также игра хорошо готовит детей к школе. Она учит детей общаться, разговаривать. Да, с ребенком нужно рисовать, лепить, петь, прыгать… но и играть. Психологи утверждают: что без игрового опыта у ребенка могут возникнуть трудности в общении..
Как вы считаете, во сколько лет стоит ребёнку познакомиться с театром?
Вы все прекрасно знаете, как дети любят кукольный театр! Театр – это игра! А какой малыш не мечтает, чтобы его игрушки ожили!
Театральная деятельность в детском саду имеет свои особенности. «Это волшебный край, в котором ребенок радуется, играя, а в игре он познает мир».
На первых порах главную роль в театрализованной деятельности берет на себя педагог, рассказывая и показывая различные сказки и потешки. Но уже начиная с 3-4 летнего возраста дети, подражая взрослым, самостоятельно обыгрывают фрагменты литературных произведений в свободной деятельности.
Театрализованная деятельность – это самый распространенный вид детского творчества.
Во время зрелища воображение позволяет ребенку наделять героев пьесы человеческим свойствами, воспринимать происходящее как реальность, сочувствовать, переживать и радоваться за героев пьесы. Дети учатся замечать хорошие и плохие поступки, проявлять любознательность, они становятся более раскрепощенными и общительными, учатся четко формулировать свои мысли и излагать их публично, тоньше чувствовать и познавать окружающий мир. Театрализованные игры способствуют всестороннему развитию детей: развивается речь, память, целеустремленность, усидчивость, отрабатываются физические навыки (имитация движений различных животных). Кроме того, занятия театральной деятельностью требуют решительности, трудолюбия, смекалки.
- А теперь предлагаю вашему вниманию несколько видов театра, наиболее часто используемых на наших занятиях.
- Настольный театр игрушек. Это обыкновенные игрушки, которыми ежедневно играют дети. Их можно приобрести в магазине, сшить мягкую игрушку своими руками, связать крючком. Сценическая площадка – детский стол или напольный коврик. Цель таких показов – развлечь и порадовать детей, сделать для них куклу более интересной, помочь им внести разнообразие в их игровую деятельность.
- Плоскостной театр – это разновидность настольного театра, который можно сделать своими руками из бумаги и картона или приобрести готовый из дерева, пластика и другого материала. Персонажи и декорации – картинки, фигурки. Их действия ограничены. Состояние персонажа, его настроение передаётся интонацией играющего. Персонажи появляются по ходу действия, что создаёт элемент сюрпризности, вызывает интерес у детей.
- Настольный театр доставляет детям много радости и удовольствия, создаёт у них хорошее настроение и находит яркое отражение в их творческих играх. Легко можно сделать своими руками.
- Пальчиковый театр – это фигурки персонажей, которые одеваются на пальчики. Этот театр помогает развивать речь, мелкую моторику рук, учит общению между взрослыми и сверстниками. Ребёнок «играет» за персонажа, изображение которого находится на руке. По ходу разворачивания сюжета действует одним или несколькими пальцами, проговаривая текст. Можно изображать действие, находясь за ширмой или свободно передвигаясь по комнате.
- магнитный театр – это фигурки персонажей сделанных на магнитах и крепятся к магнитной доске. дети сами самостоятельно могут проигрывать сюжеты сказок общаясь друг с другом.
- Театр кукол би-ба-бо, ещё называют театр «Петрушки». Это перчаточные куклы, которые сделаны из твёрдой головы и приклеенного к ней костюма. Они обычно действуют на ширме, за которой стоит водящий. Таких кукол можно изготовить самостоятельно, используя старые игрушки.
- Театр маски. Иногда достаточно надеть маску, чтобы превратить ребёнка в актёра. Маски можно сделать из поролона, бумаги, приобрести готовые.
- Костюмированный или ролевой театр, где дети (взрослые) берут на себя роль выбранного персонажа. Дети с помощью взрослого или самостоятельно разыгрывают стихотворения, загадки, небольшие сказки, инсценируют песни. Для лучшей наглядности детям нужны костюмы.
Ёщё одним видом речевого развития детей является сюжетная игра. Сюжетно-ролевая игра носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Игра-отражение жизни. Здесь все понарошку, как будто.
В сюжетно-ролевой игре есть сюжет и роли.
Значение сюжетно-ролевой игры на развитие детей очень велико.
1. В игре придумывается сюжет - значит, развивается фантазия.
2. В игре ведутся диалоги между играющими - значит, развивается речь.
3. Используются заместители предметов - развивается воображение.
4. Придумываются костюмы- дети проявляют творчество.
5. В игре познается окружающий мир.
6. В игре дети знакомятся с такими сторонами действительности, как действия и взаимоотношения взрослых.
7. Развивается самооценка (оценка своих возможностей, качеств и места среди других детей. От самооценки зависит отношение к успехам и неудачам).
Существует огромное количество сюжетно-ролевых игр.
Игры предлагаются детям в соответствии с возрастом и усложняются в каждой группе
«Роль сюжетно-ролевой игры в развитии речи у дошкольников»
В дошкольном возрасте большое значение в речевом развитии детей имеет игра. Игра - это не просто развлечения, это творческий, вдохновенный труд ребенка, это его жизнь. В процессе игры ребенок познает не только окружающий мир, но и самого себя, свое место в этом мире. Играя, малыш накапливает знания, осваивает язык, общается, развивает мышление и воображение. От уровня развития игры в значительной мере зависит развитие мышления, воображения и речи.
Играя ребенок заменяет отсутствующие объекты предметами - заместителями, иногда даже воображаемыми. И это не просто игра, это становление функции замещения, с которой ребенок в последующем будет встречаться постоянно. В иге он учится планировать и регулировать свои действия, а также действия партнеров по игре. Но чтобы игра стала действительно развивающей для малыша, но надо учить играть - сначала просто оперировать игрушками, подражал реальным действиям, их логике, их последовательности. Потом, когда ребенок уже умеет самостоятельно действовать, осваивать науку сюжетно-ролевой игры, разыгрывать целые сюжеты, в которых главное - отражение отношений между людьми. Основной сюжетно-ролевой игры является мнимая или воображаемая ситуация, которая заключается в том, что ребенок берет на себя роль взрослого и выполняет ее в созданный им самим игровой обстановке. Например «Уложим куклу Катю спать», Угостим вкусным чаем». Зайка заболел». В этих играх ребёнок берет роль взрослого он может стать мамой или папой, накормить и укачать куклу. Может стать врачом который вылечит зайчика. Можно утверждать, что сюжетно-ролевая игра оказывает положительное влияние на развитие связной речи. В ходе игры ребенок вслух разговаривает с игрушкой, говорит и за себя, и за нее, подражает гудению самолета, голосам зверей и т. д. Таким образом, в сюжетно-ролевой игре развивается речевая активность детей. Дети знакомятся с предметами ближайшего окружения, посуда, мебель, вещи: для чего нужны? как пользоваться? всё это они узнают через действия с предметами и их использованием.
- А сейчас я предлагаю вам изготовить куколку, поиграть и оживить наших кукол.
Педагог раздает схему изготовления куколки из ткани и ниток. Родители изготавливают.
Предлагаю «оживить» одного кукольного персонажа (кукла девочки из разных видов театра)
Наша Машенька проснулась,
Вправо-влево повернулась.
Встала Машенька на ножки
И захлопала в ладошки.
А как песня зазвучала,
Наша Маша заплясала.
=
Игра «Сценка про зайца»
Раз-два-три-четыре-пять,
(взяли игрушку, потрясли)
Вышел зайчик поскакать.
(покачали вверх-вниз)
Огляделся,
(вращаем голову игрушки)
Повертелся,
(вращаем игрушку)
Посмотрел наверх и вниз
(наклоняем вперед-назад)
Пробежался,
(«побежала» игрушка)
Забоялся….
(спрятали за спину)
Где ты, зайчик, отзовись!
(показали ребенку)
Воспитатель.
Спасибо большое нашим актёрам. Надеюсь, что всем вам понравилось наше представление.
Рефлексия
В заключение нашего родительского собрания хотелось сказать…
В древней Японии был такой ритуал: когда корабль отправлялся в плавание, путешественников и экипаж провожали все родственники. От провожающих до самого корабля тянулись ленты. Корабль отчаливал от берега, ленты разрывались. Одна часть ленты оставалась на корабле, другая - в руках провожающих. Кусочки ленты хранились до возвращения корабля на родину. Сегодня мы завершаем нашу встречу, но мне бы хотелось с вами еще встретиться. Возьмитесь себе по этой бумажной ленточке.
От тех, кто держит красную ленточку, мне бы хотелось услышать, что понравилось им сегодня?
От тех, кто держит синюю ленточку, мне бы хотелось услышать, что нового интересного они сегодня узнали?
От тех, кто держит желтую ленточку, мне бы хотелось услышать, будут ли они применять правила, с которыми они сегодня познакомились?
Спасибо вам за ваши ответы.