Наталья Долматова
Родительское собрание в первой младшей группе «Особенности развития речи детей раннего возраста» в нетрадиционной форме
▼ Скачать + Заказать документы
Предварительная работа:
1. Анкетирование родителей «Речь моего ребёнка»;
2. Беседа «Домашняя библиотека»;
3. Буклеты «Развитие речи ребёнка 2-3 года»;
4. Консультация на тему «Чтение на ночь»;
5. Папка-передвижка «Малые формы фольклора»;
6. Блиц-опрос «Я люблю стишки».
Публикация «Родительское собрание в первой младшей группе „Особенности развития речи детей раннего возраста“ в нетрадиционной форме» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей 3-4 лет
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Тема: «Развитие речи у детей раннего возраста»
Форма проведения : Викторина.
Аудитория:воспитатель и родители первой младшей группы.
Цель:Расширение представлений родителей о развитие речи детей раннего возраста через разные виды деятельности.
Задачи:
1. Познакомить родителей с особенностями развития речи у детей раннего возраста.
2. Способствовать использованию родителями малых форм фольклора для развития речи детей дома.
3. Привлечь родителей к чтению художественной литературы, разучивание стихов дома с детьми.
4. Познакомить с логоритмичными играми, в которые полезно играть дома с детьми младшего возраста.
Ход собрания
Вводная часть
«Особенности развития речи детей раннего возраста»
Второй год жизни — период интенсивного формирования речи. Связи между предметом (действием) и словами, их обозначающими, формируются в 6-10 раз быстрее, чем в конце первого года. При этом понимание речи окружающих по-прежнему опережает умение говорить.
Дети усваивают названия предметов, действий, обозначения некоторых качеств и состояний. Благодаря этому можно организовать деятельность и поведение малышей, формировать и совершенствовать восприятие, в том числе составляющие основу сенсорного воспитания.
В процессе разнообразной деятельности со взрослыми дети усваивают, что одно и то же действие может относиться к разным предметам: «надень шапку, надень колечки на пирамидку и т. д.».
Важным приобретением речи и мышления является формирующаяся на втором году жизни способность обобщения. Слово в сознании ребенка начинает ассоциироваться не с одним предметом, а обозначать все предметы, относящиеся к этой группе, несмотря на различие по цвету, размеру и даже внешнему виду (кукла большая и маленькая, голышом и одетая, кукла-мальчик и кукла-девочка). Способность обобщения позволяет детям узнавать предметы, изображенные на картинке, в то время как в начале года на просьбу показать какой-либо предмет малыш ориентировался на случайные несущественные признаки. Так, словом «киса» он мог обозначать и кошку, и меховой воротник.
Малыш привыкает к тому, что между предметами существуют разные связи, а взрослые и дети действуют в разных ситуациях, поэтому ему понятны сюжетные инсценировки (показ игрушек, персонажей кукольного и настольного театра).
Впечатления от таких показов, заинтересованного рассматривания сохраняются в памяти. Поэтому дети старше полутора лет способны поддерживать диалог-воспоминание со взрослым о недавних событиях или вещах, связанных с их личным опытом: «Куда ходили?» — «Гулять». — «Кого видели?» — «Собачку». — «Кого кормили зернышками?» — «Птичку».
Активный словарь на протяжении года увеличивается неравномерно. К полутора годам он равен примерно 20-30 словам. После 1 года 8-10 месяцев происходит скачок, развивается активно используемый словарь. В нем много глаголов и существительных, встречаются простые прилагательные и наречия (тут, там, туда и т. д., а также предлоги.
Упрощенные слова (ту-ту, ав-ав) заменяются обычными, пусть и несовершенными в фонетическом отношении. После полутора лет ребенок чаще всего воспроизводит контур слова (разное число слогов, наполняя его звуками-заместителями, более или менее близкими по звучанию слышимому образцу.
Попытки улучшить произношение, повторяя слово за взрослым, в этом возрасте не приносят успеха. Это становится возможным лишь на третьем году. Ребенок в большинстве случаев после полутора лет правильно произносит губно-губные звуки (п, б, м, передние небоязычные (т, д, и, задние небоязычные (г, х).
Свистящие, шипящие и сонорные звуки, а также слитные фонемы в словах, произносимых ребенком, встречаются крайне редко.
Вначале произносимое ребенком слово является целым предложением. Так. слова «бах, упала» в одних случаях обозначают, что малыш уронил игрушку, в других — что он сам упал и ушибся.
К полутора годам в высказываниях детей появляются двухсловные предложения, а в конце второго года обычным становится использование трех-, четырехсловных предложений.
Ребенок старше полутора лет активно обращается ко взрослым с вопросами. Но выражает их преимущественно интонационно: «Ия куся?» — то есть «Ира кушала?»
Вопросительными словами дети пользуются реже, но могут спросить: «Где платок?», «Баба куда пошла?», «Это что?»
На втором году жизни ребенок усваивает имена взрослых и детей, с которыми общается повседневно, а также некоторые родственные отношения (мама, папа, бабушка). Он понимает элементарные человеческие чувства, обозначаемые словами «радуется», «сердится», «испугался», «жалеет». В речи появляются оценочные суждения: «плохой», «хороший», «красивый».
Основная часть
Проводится в форме викторины.
Родители выполняли задания воспитателя.
IБлиц-опрос
«Какие формы фольклора используются в вашей семье?»
(пестушки, потешки, прибаутки, считалки, приговорки, скороговорки, небылицы.)
Проговорить совместно с родителями :
- Ладушки, ладушки.
- Где были у бабушки?
- Что ели - кашку,
- пили - простоквашку.
- Кашку поели,
- Простоквашку попили?
Шууу, полетели на головку сели,
Сели посидели, прочь улетели. Кшыыы…
IIОписание игрушки (кошечка)
Направлено на обогащение словарного запаса прилагательными, обозначающими признаки предмета (формы, величины, цвета и т. д.)
III Загадки по сказкам
(загадки усложнены в шуточной форме для родителей)
1. О преимуществе каменных строений перед соломенными. (Три поросенка.)
2. О нелегком пути хлебобулочного изделия до потребителя. (Колобок.)
3. О перенаселении жилой площади, что привело к разрушению строения. (Теремок.)
4. Сказка – яркая реклама страхования жилища от пожара. (Кошкин дом)
5. Яркая реклама страхования жилища от пожара. (Кошкин дом)
6. Сказка о пользе коллективного труда в сельском хозяйстве. (Репка)
7. Народный боевик, в котором двое, воспитанных на старых традициях, не смогли добиться требуемого результата, а маленькая пронырливая таки разбила. (Курочка ряба)
IV Упражнения для развития речевого
1. Подуем на снежинку
Вырезать из салфетки тонкую и легкую снежинку. Положить на ладонь ребенку. Ребенок дует, чтобы снежинка слетела с ладони.
2. Бабочка летает
Сделать совместно с ребенком бабочку из тонкой бумаги (обертка от конфет, салфетка и т. д.). Привязать нитку. Ребенок держит за ниточку и дует на бабочку.
VЗакончи знакомое стихотворение
Проиграть с родителями
1. Наша Таня громко ….
Уронила в речку….
Тише Танечка, не….
Не утонет в речке ….
2. Я люблю свою…
Причешу ей….
Гребешком приглажу…
И верхом поеду….
VIЛогоритмичные упражнения
1. Игра "Ветер дует нам в лицо"
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише
Деревцо всё выше, выше.
2. Зайка серенький сидит
И ушами шевелит.
Вот так, вот так
Он ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть.
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать.
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать!
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал!
Заключительная часть
Раздать буклеты «Малые формы фольклора»
Памятка «Логоритмические упражнения»
Всем большое спасибо.
Подведение итогов.
Слово предоставляется родителям.