Милютина Наталья
Родительское собрание в младшей разновозрастной группе «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада«
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Раскрытие значение речи во всестороннем развитии личности ребёнка;
- обогащение родительских представлений о речевом развитии детей младшего дошкольного возраста;
- привлечение родителей к активному участию в воспитательно – образовательном процессе;
- овладение родителями игровыми приёмами развития речи детей младшего дошкольного возраста.
Задачи: - показать родителям результаты работы с детьми по речевому развитию (фото);
- познакомить родителей с особенностями речевого развития детей младшего дошкольного возраста;
- познакомить с речевыми играми, артикуляционными гимнастиками, в которые полезно играть с ребёнком дома, способствовать их овладению;
- способствовать развитию коммуникативных качеств детей;
- воспитывать культуру общения; вовлечь родителей в педагогический процесс и жизнь группы.
Материал: фото- презентация детской деятельности, подборка материала для родителей, буклеты по теме собрания.
(Родители рассаживаются полукругом).
Воспитатель:
Добрый вечер, муважаемые родители! Мы рады встрече с вами. Спасибо, что нашли время и пришли на наше собрание.
Тема нашего собрания «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада».
Воспитатель :
Продолжите, пожалуйста, фразу: «Мой ребёнок начал говорить ….»
Ваши ответы показали, что некоторые дети начали говорить в период с2 до 3 лет. У этих ребят наблюдается некоторая задержка речевого развития.
Многие родители отметили, что их дети начали говорить в возрасте от 8-9 месяцев до года 2 мес. Это является физиологической нормой.
Игра «Вопрос – ответ»
А сейчас предлагаю вам ответить на мои вопросы.
- Поднимите руку те родители, которые заинтересованы в том, чтобы их ребёнок говорил правильно.
Очень приятно видеть внимательных и заботливых родителей.
- А теперь предлагаю поднять руку тем родителям, которые считают, что его ребёнок говорит чисто, внятно, правильно.
Посмотрите, как мало рук. Действительно, в этом возрасте дети говорят неправильно, звукопроизношение у них не сформировано – и это физиологическая норма, т. е. свойственно возрасту.
- Предлагаю теперь поднять руки тем из вас, кто дома постоянно читает своим детям небольшие стихотворения, заучивает их; читает рассказы и сказки и ведёт беседу о прочитанном произведении.
В нашей группе не так много родителей, которые постоянно знакомят детей с произведениями художественной литературы
.
Тема нашей встречи актуальна и значима.
Как вы думаете «Для чего нам нужна речь?»
• общаться друг с другом;
• благодарить любимых (маму, папу, дедушку, бабушку);
• оригинально выражать свои мысли; быть успешным на работе;
• рассказывать прекрасные стихи; петь задушевные песни.
Речь развивается по двум направлениям:
Во-первых, совершенствуется её практическое употребление в процессе общения ребёнка со взрослыми и сверстниками.
Во-вторых, речь становится основой перестройки мыслительных процессов и превращается в орудие мышления.
Основная задача речевого развития детей – это способности общаться.
Сам ребёнок овладевает речью только в процессе общения со взрослыми.
Необходимо целенаправленное обучение, чтобы создать у детей интерес к родному языку и способствовать творческому отношению к речи.
Существуют наиболее значимые факторы успешного речевого развития ребёнка
1. Эмоциональное общение родителей с ребёнком с момента рождения.
2. Общение ребёнка с другими детьми.
3. Речь взрослого – образец для подражания.
4. Развитие мелкой моторики рук.
5. Чтение детской художественной литературы.
6. Игры с ребёнком взрослых и друзей.
Развитие речи прямо влияет на развитие мышления.
Как Вы думаете, какие же основные задачи развития речи должны решаться на протяжении всего дошкольного возраста?
Чем мы должны заниматься с ребёнком? (Предложить высказаться родителям)
• Воспитание звуковой культуры речи.
• Формирование грамматического строя речи.
• Обогащение словарного запаса.
• Обучение рассказыванию, связной речи.
• Развитие выразительности речи.
Работа по развитию речи ребёнка в детском саду осуществляется в разных видах деятельности; на специальных занятиях по развитию речи, а также и на других занятиях; вне занятий – в игровой и художественной деятельности ; в повседневной жизни.
Давайте мы на какое то время вернемся в детство и поиграем.
Представьте, что вы – это ваши дети.
Сейчас мы ненадолго отправимся в игру- путешествие по стране «Развитие речи».
Большое значение для развития речи дошкольника имеет обогащение словаря на основе знаний и представлений об окружающей жизни и в процессе наблюдений природой. Природа имеет уникальные возможности для развития речи детей.
1. Станция «Творческая»
Подберите эпитеты к словам:
- снег (белый, пушистый, сыпучий, холодный, мокрый, скрипучий и т. д.)
- человек (вежливый, замечательный, открытый, сердечный и т. д.)
- ветер (сильный, холодный, ласковый, пронизывающий и т. д.)
- дождь (холодный, летний, моросящий, сильный и т. д.)
- луна (яркая, растущая и т. д.)
Сказка нужна всем – и большим и маленьким. Сказкой можно успокоить, поднять настроение, научить понимать другого, улучшить самочувствие. Сказка поможет скоротать время, познакомиться с нравственными понятиями, сблизить ребёнка и родителей. Рассказывайте, читайте детям сказки. А хорошо знакомые сказки можно и проиграть.
2. Станция «Сказочная» (предложить родителям догадаться, кто из сказочных героев мог бы так о себе сказать).
1) Я решил путешествовать по свету и не знал, что путешествие может обернуться неприятностями. Я думал, все кругом такие же добрые как баба и дед. Но оказалось, что в мире живут ещё и злые, жестокие, хитрые. И каждому хочется меня съесть (колобок)
2)Так и знал, что бедой кончится. Уж больно ветхий я и старый. Сколько лет в поле стою! Мечтал, я конечно, что кто-нибудь во мне поселился да пожил. Но не также много народу! Они влезали, влезали, влезали внутрь. Я не выдержал и рухнул! (теремок)
3)Ну и хвост у этой мышки! Ни с ладонью бабы, ни с кулаком деды не сравнить! И надо же было этой мышке выбежать в самый неподходящий момент! Махнула хвостиком – я и разбилось! (яичко- сказка «Курочка Ряба»)
4) Мне приятно быть на голове у этой девочки. Она за мной ухаживает. Всегда я чистая, глаженая. Мне нравится вместе с девочкой гулять по лесу, ходить в гости к бабушке. Но вот беда: моя хозяйка очень доверчива. И из-за этого с ней происходят всякие неприятности. (Красная шапочка).
Загадки по сказкам. (Родителям предлагается отгадать загадки)
1. Из муки он был печён,
На окошке был стужён.
Убежал от бабки с дедом,
А лисе он стал обедом. (колобок)
2. Нашла однажды мышка
Совсем пустой домишко
Стала жить да поживать,
Да жильцов к себе пускать. (Теремок)
3. Уходя, просила мать
Никому не открывать,
Но открыли дети дверь!
Обманул зубастый зверь —
Песню мамину пропел.
Кто потом козляток съел? («Волк и семеро козлят»)
4. Чтобы вырвать этот овощ,
Не хватило деду сил.
Но пришли ему на помощь
Все, кого он попросил. («Репка»)
-В хорошо знакомые сказки можно и проиграть. Сделайте пальчиковый театр: нарисуйте рожицы фломастерами на пальцах или отрежьте пальчики от старой перчатки и украсьте их глазками и ушками. Ребенок будет рад любому варианту.
3 Станция «Сказочная- 2»
Можно придумать с ребёнком свою сказку.
Давайте придумаем сказку вместе. Будем по кругу передавать мячик. Каждый, кто получит мячик, придумывает сказку. (Родители придумывают и рассказывают сказку, например «Колобок»).
Или
Придумай продолжение сказок «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок».
Знаменитый русский физиолог Иван Павлов говорил: «Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга».
На развитие речи ребенка особое влияние оказывает развитие рук, особенно пальцев.
4)Станция «Наши руки не знают скуки»
1этап Массаж.
Массируя пальцы мы активизируем работу внутренних органов.
Большой - отвечает за голову;
Указательный - за желудок;
Средний - за печень;
Безымянный – за почки;
Мизинец – за сердце.
1)растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью. 2)потереть ладони, похлопать.
2этап Пальчиковые игры (без предметов).
1) «Семья»
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папочка,
Этот пальчик - мамочка,
Этот пальчик - я,
Вот и вся моя семья.
(предлагается согнуть пальцы левой руки в кулачок, затем, слушая потешку, по очереди разгибать их, начиная с большого пальца).
2) Пальчиковая игра «Медведь» (с предметом)
Лез медведь в свою берлогу, (медленно засовывайте платочек одним пальцем в кулак)
Все бока свои помял,
Эй, скорее, на подмогу,
Мишка, кажется, застрял! (с силой вытянуть платочек)
3) «Апельсин».
Мы делили апельсин.
Много нас, а он один. (Дети сжимают и разжимают пальцы обеих рук в кулаки.)
Эта долька - для ежа.
Эта долька - для стрижа.
Эта долька - для утят.
Эта долька - для котят.
Эта долька - для бобра. (По очереди загибают пальцы, начиная с большого.)
А для волка - кожура. (Сжимают пальцы обеих рук в кулаки)
Он сердит на нас - беда;
Разбегайтесь – Кто куда! (Резко разжимают пальцы, сжатые в кулаки)
4) «Дом и ворота».
На поляне дом стоит, (изобразить крышу дома пальцами правой и левой рук, соприкасающимися друг с другом)
Ну, а к дому путь закрыт. (развернуть ладони к себе, средние пальцы соприкасаются друг с другом)
Мы ворота открываем, (развернуть ладони параллельно друг другу)
В тот домик приглашаем. (изобразить крышу дома)
5) Станция «Непослушный язычок»
Нередко ребёнок неправильно произносит те или иные звуки, потому что у него пока ещё «непослушный язычок» Есть простые упражнения, помогающие отработать артикуляцию.
Артикуляционная гимнастика выполняется с детьми в игровой форме перед зеркалом 5-10 минут. (провести с родителями артикуляционную гимнастику)
«Как едет лошадка» (Предложить пощёлкать язычком, прижимая кончик к верхним зубам)
«Сердитый индюк» (вообразите себя рассерженным индюком. Он должен при этом быстро произносить повторяющиеся звуки «бла-бла-бла»)
Такая «болтушка» развивает язычок, послушнее становятся губы, активизируется работа лицевых мышц.
Можно сделать массаж язычку:
• «покусываем язычок»,
• «язычок вырывается, а зубки стараются удержать»,
• расслабить язык, «наказать непослушный язычок».
Упражнения для губ и щек и язычка:
1. Покусывание, похлопывание и растирание щек.
2. Сытый хомячок.
Надуть обе щеки, потом надувать щеки поочередно.
3. Голодный хомячок.
Втянуть щеки.
4. Рот закрыт. Бить кулачком по надутым щекам, в результате чего воздух выходит с силой и шумом.
5. Покусывание и почесывание сначала верхней, а потом нижней губы зубами.
6. Улыбка - Трубочка.
Вытянуть вперед губы трубочкой, затем растянуть губы в улыбку.
7. Пятачок.
Вытянутые трубочкой губы двигать вправо-влево, вращать по кругу.
6) Станция «Игровая» (игры для формирования звукопроизношения)
Наибольшее беспокойство у родителей вызывает звукопроизношение детей, так как это наиболее заметный дефект.
Здесь на помощь придут речевые игры.
1. Речевая игра «Ветер»(педагог показывает картинку, на которой нарисован ветер)
«ветер начинается» - тихо говорят «У-У-У…»;
по сигналу: «сильный ветер» - говорят громче;
по сигналу- «ветер кончается говорят тише; по сигналу «ветер кончился»- замолкают.
2. Игра “Кто как кричит?”
Петушок, уточка, мышка, собачка, кошка и т. д.
3. Речевая игра «Насос»
Педагог предлагает взять насос и накачать велосипедные шины, подражая действию насоса произносят звук «С-С-С…».
Еще для развития речи хорошо использовать чистоговорки.
Чистоговорки:
УП, уп, уп – мама варит суп. (зв. П.)
БЫ, бы, бы – идёт дым из трубы. (зв. Б)
«Бублик, баранку, батон и буханку Пекарь из теста испёк спозаранку». (зв. П-б)
«Жа- жа –жа, есть иголки у ежа».
«Лежит ёжик у ёлки, у ежа иголки».
"да-да-да - в огороде лебеда",
"ду-ду-ду - растут яблоки в саду",
"ша-ша-ша - принесли домой ерша"
"ту-ту-ту - мы поедем в Воркуту"
"чи-чи-чи - прилетели к нам грачи"
"жу-жу-жу - я на солнышке лежу". ну и так далее.
В таких произношениях ребенок может уловить разницу между словом и звуком.
Подведение итогов.
Итак, мы сегодня с Вами хорошо, пообщались, поиграли, поучились.
И напоследок, хочу сказать, уделяйте дома больше внимания развитию речи ребенка: больше общайтесь с ним, читайте ребенку сказки, стихи, потешки, чистоговорки, загадки и разучивать их, поощряйте в семье занятия ребёнка лепкой, рисованием, конструированием, играм с мозаикой, играйте с ним сами в различные игры: словесные, речевые, пальчиковые; делайте артикуляционную гимнастику.
В семье для ребенка необходимо создавать такие условия, чтобы он испытывал удовлетворение от общения со взрослыми, старшими братьями и сестрами, получал от них не только новые знания, но и обогащал свой словарный запас, учился верно строить предложения, правильно и четко произносить слова, интересно рассказывать.
Овладение речью ребенком находиться в тесной взаимосвязи с его умственным и психическим развитием. Расширяя круг представлений ребенка об окружающих предметах и явлениях, знакомя его с художественными произведениями, беседуя с ними на различные бытовые темы, близкие и доступные пониманию малыша, родители тем самым не только расширяют кругозор малыша, но и способствуют быстрейшему овладению правильной речью.