Наталья Журавлева
Родительское собрание в ДОО «Сохранение семейных традиций в современном образовательном пространстве»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект родительского собрания.
Ход собрания.
Ведущий 1 (психолог) :
(Слайд1)
- Уважаемые родители, рады видеть Вас в нашей «литературной гостиной»! Сегодня мы собрались, чтобы поговорить о семье, о незаслуженно забытой традиции семейного чтения и ее значении в воспитании и развитии ребенка, а также найти ответ на вопрос : «А стоит ли ребенку читать книги?» Прежде чем мы приступим к освещению данной темы, представляю вашему вниманию результаты проведенного анкетирования среди родителей и «интервью» с участием детей вашей группы на тему «Читают ли вам дома?» (Слайд 2). Как мы видим, чтению Вы уделяете совсем незначительное время. Во многих семьях книгу сегодня заменяют смартфоны и планшеты, что не лучшим образом влияет на развитие ребенка. Надеемся, что после нашей сегодняшней встречи отношение к семейному чтению у Вас изменится! Предлагаю Вашему вниманию послушать выступление нашего логопеда о важности детского чтения и сохранения в семьях этой традиции.
Темочки:
- Родительские собрания в детском саду
- Семейные традиции, обычаи, ценности
- Семейные традиции. Консультации для родителей
- Семья. Все материалы по теме семьи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июнь 2022
Ведущий 2 (логопед)
мини-лекция: «Важность сохранения традиции семейного чтения, или зачем детям читать книги?»
(Слайд 3)
- Каждый родитель мечтает о том, чтобы его дети выросли достойными и уважаемыми людьми, нашли своё место в обществе. Но что является той волшебной палочкой, которая способна претворить эту мечту в жизнь и сделать ребёнка счастливым? Ответ прост : этой палочкой является умение и желание ребёнка читать.
(Слайд 4) Детское чтение – интеллектуальный ресурс страны, главный резерв развития человеческого потенциала нации! (И. И. Тихомирова) Оно занимает одно из важных мест в развитии ребёнка, в формировании его личности наряду с развивающими играми, общением с природой, музыкальным и художественным образованием. Книги расширяют кругозор детей, учат их мыслить, развивают воображение, речь, память, то есть выполняют познавательную и развивающую функции. И это аксиома!
(Слайд 5) Книга не имеет себе равных среди источников информации ни по полноте содержащихся сведений, ни по достоверности информации, ни по способности проникновения во внутренний мир человека, а также не имеет равных и по способности устанавливать взаимопонимание между поколениями.
Во время чтения книги (самостоятельного или чтения ему взрослым) ребёнок активно думает, сопереживает и сочувствует героям, учится анализировать, предвосхищает события, сравнивает себя с героями книги, проводит аналогии своего опыта с опытом других.
Во время совместного чтения происходит сближение взрослых и детей, минуты духовного общения наполняются содержанием, так в ребёнке воспитывается доброе и любящее сердце. Бесспорным является утверждение кандидата педагогических наук, специалиста по детскому чтению Ираиды Ивановны Тихомировой: «В силу особого свойства мозга малышей, способности «впечатывать» окрашенные эмоциями впечатления, идущие не только от печатных строк, но и от родного голоса матери или отца, остающиеся в памяти до конца жизни, влияние чтения на ребёнка сильнее, чем на взрослого».
(Слайд6) Известный педагог-новатор Василий Александрович Сухомлинский (1918–1970) проводил лонгитюдное (то есть длительное и систематическое, на протяжении 35 лет) исследование умственных способностей и интеллектуального труда детей и подростков. В 2008 году впервые была напечатана работа В. А. Сухомлинского «Чем лечить мозг – мыслью, тр удом, творчеством – или лекарствами?», в которой были обозначены некоторые итоги 35-летнего исследования, называемого павлышским экспериментом. Одним из выводов стал факт о том, что успешное воспитание малоспособных детей не мыслимо без умелого использования богатства слова, поэтического слова, сказки, народной легенды.
(Слайд7) Для В. А. Сухомлинского СЛОВО было тем мостиком, «через который наука воспитания переходит в искусство». Он считал, что каждый ребёнок младшего возраста, до 4 лет, должен почувствовать эмоциональную окраску слова, которую можно понять только из детской сказки, из народной песни, из пословицы, художественного произведения, которое вошло в золотой фонд детской литературы.
(Слайд 8)
- А что происходит сегодня у нас?
На сегодняшний день отмечаются следующие тенденции развития молодого поколения:
- клиповое мышление: то есть короткое, вырабатываемое у ребёнка от мгновенной и неожиданной смены различных впечатлений, получаемых через короткие яркие образы, зачастую не связанные между собой. Сегодняшние дети, привыкшие к зрительному короткому материалу, не в состоянии понять достаточно продолжительную информацию, тем более без иллюстраций или видеоряда;
- низкий уровень восприятия текста на слух;
- низкий уровень речевой культуры, развития речи: дети не могут построить связный текст на определённую тему, бедный словарный запас, а также те проблемы, которые проявились в ходе исследований PISA;
- опасность глобальной бездуховности, озлобленности, интеллектуальной беспомощности.
КНИГА И ЧТЕНИЕ являются средством для преодоления этих проблем.
Первые шаги на пути к книге ребёнок делает вместе с родителями. Именно в семье рождается читатель.
(Слайд 9)
Совместное семейное чтение для ребёнка имеет особое значение, это не только хорошая семейная традиция, это огромный урок мудрости и жизни, выполняющий много функций.
Во-первых, слушая чтение взрослого, ребёнок активно думает, предвосхищает события, устанавливает связи своего опыта с опытом других, ассоциирует себя с героем книги.
Во-вторых, пока родители читают, ребёнок фантазирует, создаёт зримый красочный образ, мир, в котором живут герои книги; когда ребёнок, только научившийся читать, делает это сам, он слишком много усилий тратит на процесс чтения. На полноценное создание образов и восприятие текста не остаётся сил. И это тормозит читательский интерес, эмоционально сковывает ребёнка. Между тем, развитие фантазии - это важнейшая ступень на пути становления творческой личности. В связи с этим ребёнку, даже уже умеющему читать самостоятельно, обязательно нужно читать вслух.
В-третьих, во время чтения книги взрослыми ребё нок учится слушать: долго, не прерывая читающего, различать смысловые акценты, слышать различную интонацию. Кроме этого формируется слуховая память, ребёнок начинает хорошо запоминать.
(Слайд 10) Когда, зачем и как развивать интерес к чтению у детей раннего возраста?
«Когда?» – одно из самых часто употребляемых слов в лексиконе начинающих родителей. Когда кормить, купать, гулять, прививать и ещё много других. Но, к сожалению, не все родители задают вопрос «Когда приучать ребёнка к книге?»
Ответ Ольги Ивановны Мургиной, специалиста Российской государственной детской библиотеки совпадает с нашей точкой зрения: «Как можно раньше».
Книга входит в мир ребёнка постепенно. С первого дня знакомства с ней до того момента, когда она станет неотъемлемой частью жизнедеятельности ребёнка пройдёт немало времени. В один день невозможно сделать так, чтобы ребёнок полюбил книгу. Чем раньше начнётся процесс знакомства с книгой, тем проще и быстрее он будет проходить. Мы этот возраст определяем, как 6 месяцев (но можно и на несколько месяцев позже). К этому времени ребёнок уже фиксирует взгляд, дольше бодрствует, а также это время является временем наиболее активного развития сенсорных способностей (видеть, слышать, осязать, обонять – то есть воспринимать окружающий мир).
Зачем делать первые шаги к книге так рано? (Слайд 11)
Глен Доман (американский педагог) считает, что именно в младенческом возрасте самым активным образом начинает развиваться интеллект, логика, абстрактное мышление, воображение, речь.
Как же ввести книгу в жизнь ребенка, чтобы заинтересовать его?
Во-первых, книги нужно подбирать по возрасту малыша, для этого мы вам сегодня раздадим специальные памятки с подбором литературы по возрастам.
Во-вторых, простой и понятный совет даёт Анна Герасимова в книге «Уникальное руководство по развитию речи» : «Читать нужно обязательно, но не превращая это в отбывание повинности. Читайте тогда, когда вы и малыш можете расслабиться, когда вы в хорошем настроении, <…> читайте выразительно и не торопитесь». Чтение должно быть ежедневным ритуалом – 20-30 минут перед сном. (Слайд 12)
А в-третьих, не забывайте о ведущей деятельности детей – это игра. Разнообразьте свои семейные литературные вечера, а как спросите Вы? Предлагаем Вам разделиться на 2 команды и поиграем в «Литературную викторину», задания которой Вы сможете впоследствии использовать в повседневной жизни, читая со своими детьми.
Ведущий 1 (психолог) :
Предлагаем Вам, дорогие родители, проявить свои умения и знания в литературной викторине «В гостях у сказки». (Слайд 13)
В сказках происходит то, чего не бывает в обычной жизни. Звери умеют разговаривать, люди пользуются волшебными предметами. А какие волшебные предметы вы знаете? (Метла и ступа Бабы-Яги, волшебный клубок, волшебная палочка, сапоги-скороходы, ковер-самолет, шапка-невидимка, кощеева смерть в яйце и т. п).
А вот и волшебный сундучок с заданиями для Вас. (Слайд 14) За каждое правильно выполненное задание команды получают лепесток ромашки. Ромашка - это символ семьи. В конце викторины мы должны собрать одну большую ромашку, которая будет для нас символом возрождения традиции семейного чтения. Команды готовы, достаю из сундучка первое задание.
Разминка: «Сказочные анаграммы» (Слайд 15)
Переставьте буквы в предложенных словах так, чтобы из них получились имена писателей или имена сказочных персонажей или литературный термин. (Команды получают карточки с анаграммами). На выполнение задания отводится 5 минут. Время пошло.
ТО-РБА (русская детская поэтесса) Барто
ОП-ЕР (инструмент писателя) перо
КО-РТ (нелюбимый жених Дюймовочки) крот
МАК-ШАР (детский писатель) Маршак
РАК-СЛОН (в меру упитанный персонаж) Карлсон
ЗАД-ОРЕХ (русский писатель, переводчик) Заходер
2 задание - «Блиц-опрос» (Слайд 16)
Каждая команда должна выбрать самого эрудированного, находчивого, смекалистого. Представителю от команды за 20 секунд нужно ответить на пять вопросов. За каждый правильный ответ получает лепесток.
Вопросы для первой команды :
1. Самый лучший знаток сказок рассказчик это. бабушка
2. Чем все очень разные сказки похожи друг на друга? (побеждает добро)
3. У этой «народной» сказки автор все таки есть – В. И. Даль. Что это за сказка, героиней которой является домашняя птица (Курочка Ряба)
4. Что в сказке «Мороз Иванович» Рукодельница уронила в колодец? (ведро)
5. Появлению какой сказки мы обязаны маленькой дочке К. И. Чуковского, которая не желала умываться? (Мойдодыр)
Вопросы для второй команды :
1. Назовите грозное оружие Соловья-разбойника (свист)
2. Назовите «отчество» хитрой и ловкой лисы, встречающееся в русских народных сказках. (Патрикеевна)
3. В какой сказке рассказывается о деятельности экспериментального крестьянского хозяйства, где недостаток техники компенсируется количеством рабочих рук и лап. (Репка)
4. Назовите единственную героиню сказки «Репка», имя которой нам известно. (Жучка)
5. Какому сказочному герою принадлежат слова: «Не печалься, ступай себе с богом» (Золотой рыбке).
3 задание: «Заморочки из мешочка» (Слайд 17)
Ведущий показывает картинки предметов из сказки, команды по очереди называют сказки, которым они принадлежат. За правильный ответ команда получает лепесток.
(1- дуб, яйцо; 2-полено, Азбука; 3-чашка, кровать;4-шляпа, перо;5 — яблоня, избушка на курьих ножках;6-градусник и слушалка;7 - баночка варенья и плюшки)
4 задание: «Сказочный пазл» (Слайд 18)
Теперь я предлагаю Вам собрать сказку. У каждой команды есть одна страничка из сказки, но она рассыпанная. Ваша задача собрать каждый свою страничку, узнать и назвать сказку. За правильный ответ команда получает лепесток.
И мы переходим к заключительному заданию.
5 задание: «Театральная постановка»
Первая команда собрала страничку из сказки «….»
Вторая команда собрала страничку из сказки «….»
Для каждой команды приготовили костюмы героев этих сказок. Предлагаем рассказать сказки по ролям. За артистизм, смекалку и знание сказки команды получают заветный лепесток.
Итог литературной викторины и собрания.
Ведущий 2 (логопед) (Слад 19)
- Ну вот дорогие родители, подошла к концу наша с Вами встреча. Надеемся, что Вы с пользой провели сегодняшний вечер, осознали важность сохранения традиции семейного чтения для наших детей. Давайте соберем цветок ромашки, как символ возрождения традиции семейного чтения, о которой сегодня мы так много говорили. Каждый родитель, приклеивая лепесток, говорит, что нового и полезного он почерпнул для себя из нашей встречи. Спасибо всем за активное участие.
А еще предлагаю организовать в нашей группе уголок «Прочитай мою любимую книжку». Каждый из вас может принести свою любимую книжку, оставить ее в группе, чтобы желающие могли ее прочитать и вернуть опять, чтобы кто - то еще мог ее прочитать. Таким образом, Вы сможете обмениваться любимыми книгами. А мы вносим свой вклад и дарим в ваш читательский уголок вот эти книги (ведущий вручает участникам команд подарочные книги).
И закончить наше родительское собрание я хочу стихотворением, которое написал Ю. Энтин:
Давайте представим, хотя бы на миг,
Что вдруг мы лишились журналов и книг,
Что люди не знают, что значит поэт,
Что нет Чебурашки, Хоттабыча нет.
Что будто никто никогда в этом мире,
И слыхом не слыхивал о Мойдодыре,
Что нету Незнайки, вруна-недотёпы,
Что нет Айболита, и нет дяди Стёпы.
Наверно нельзя и представить такого?
Так здравствуй же, умное, доброе слово!
Пусть книги, друзьями заходят в дома!
Читайте всю жизнь – набирайтесь ума!