Александра Блохина
Родительское собрание в старшей группе «Эмоциональное благополучие в семье дошкольника»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор: Блохина Александра Анатольевна, воспитатель старшей группы «Вишенка», МКДОУ детский сад «Родничок».
Форма проведения родительского собрания : круглый стол
Форма работы: групповая
Участники: воспитатели и родители.
Цель: создание условий для возникновения партнерских отношений между родителями и педагогами.
Задачи:
Публикация «Родительское собрание в старшей группе „Эмоциональное благополучие в семье дошкольника“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
• Помочь родителям понять своих детей, проявить заботу о психологическом здоровье своего ребенка;
• Познакомить и практически освоить способы налаживания и оздоровления взаимоотношений: «ребенок – взрослый»;
• Создание благоприятной атмосферы общения.
Подготовительная работа к родительскому собранию :
• Приглашение родителей на собрание;
• Подготовка презентации, изготовление папки - передвижки с рекомендациями для родителей;
• Подбор анкетирования.
План собрания :
1. Вступительная часть
2. Тест на тему: «Какой вы родитель?»
3. Анализ и обсуждение результатов анкетирования.
3. Игра – ситуация «Влияние слов на ребенка»
4. Ознакомление с рекомендациями по общению с ребенком.
5. Заключительная часть. Обратная связь. Рефлексия.
Материалы и оборудование: ноутбук; презентация «Как мы весело живем»; проектор, экран, выставка детских работ; тест «Какой вы родитель?»; папка – передвижка «Эмоциональное благополучие в семье дошкольника», самолетики для рефлексии красного и зеленого цвета.
Актуальность
Как поётся в одной из песен, «важней всего погода в доме», тема родительского собрания с ней перекликается, и призывает родителей быть внимательнее и терпеливей к своим детям. Каждый родитель заинтересован, в том, чтобы сделать для своего ребенка максимум, что он может, но не все родители, знают с чего начать. В данной разработке родительского собрания, я решила затронуть тему эмоционального благополучия в семье. Для этого, было проведено анкетирование родителей, с целью посмотреть на своего ребенка с другой стороны, а так же проведение теста для родителей, чтобы «посмотреть на себя». Тест проведен анонимно, так как считаю, что родители, так отвечают честнее. Чтобы родителям было интереснее посещать родительские собрания, провела игру – ситуацию. В заключении предложили посмотреть презентацию, ещё одна удобная форма работы с родителями, с целью показать, чему научились дети в течение года, сколько интересных событий было в детском саду. Были даны рекомендации по улучшению эмоционального благополучия в семье ребенка. Это тема, никогда не потеряет актуальность, ведь если счастлива семья, если воспитание ребенка идёт бесперебойно, а не ситуативно – счастлив и ребенок.
План – конспект
Добрый вечер, уважаемые родители! Сегодня мы с вами поговорим на тему как создать благоприятную эмоциональную обстановку для вашего ребенка дома. На первый взгляд простая тема, но давайте на нее посмотрим по-другому. Ученые давно доказали, что если ребенок растет в атмосфере понимания и любви, он вырастает более счастливым и благополучным.
Основная часть.
Вам было предложено анкетирование по теме нашей встречи. По итогам анкетирования удалось выяснить, какие эмоции чаще испытывают наши дети. В чем причины нарушения эмоционального благополучия детей? Чаще всего мы взрослые сами не контролируем свои негативные эмоции и подаем пример своим детям, вовремя не поговорили с ними или сказали что-то, что отразилось на дальнейшем поведении нашего ребенка.
А сейчас мы с вами определим анонимно «Какой вы родитель?», внимательно подсчитывайте баллы.
Воспитатель предлагает родителям ответить на вопросы.
Анкетирование «Какой вы родитель?» (см. приложение 2)
Теперь мы с вами определили, какой вы родитель, и какой тип воспитания присущ вашей семье. Для того, чтобы ребенок лучше понимал вас, а вы его, достаточно правильно разговаривать с ребенком, чтобы он вас правильно услышал. Наглядно, мы с вами это увидим в игре.
Проводится игра – ситуация «Влияние слов на ребенка»
Предлагаю Вам, поиграть в такую игру. Часто наши дети понимают нас не так, это происходит потому, что мы не всегда правильно реагируем и отвечаем нашим детям. Сейчас я буду, предлагать вам определенные фразы, а вам их надо будет переделать. К примеру:
1. Родитель устал – «Ты меня утомил» - ребенок думает, что он плохой, а следовало, сказать «Я устал», ребенок, бы понял. Что вы много работали и устали.
Предложить родителям переделать фразу, в «пользу». Варианты для родителей :
1. Тебе бесполезно, что – либо говорить, ты никогда не слушаешь. (Когда я говорю с тобой, мне хотелось бы, чтобы ты меня выслушал внимательно).
2. Ты постоянно, не можешь убрать за собой в комнате! (Я так устаю делать уборку каждый день в твоей комнате, а ты ведь уже большой, и мог бы сам убрать за собой игрушки).
3. Ты опять не выполнил обещание. (Я очень расстроена, что ты не сдержал слово).
А теперь, предлагаю вам познакомится с папкой – передвижкой, внимательно изучить вы ее сможете в нашей приемной в уголке для родителей. А я, ознакомлю вас с некоторыми важными «советами» о том, как создать благоприятную эмоциональную обстановку в семье.
Демонстрация папки – передвижки для родителей «Советы родителям по улучшению эмоционального благополучия».
1. Начинайте утро с улыбки.
2. Не думайте о ребенке с тревогой.
3. Умейте «читать» ребенка.
4. Не сравнивайте своего ребенка с другими.
5. Хвалите часто и от души.
6. «Заведите» домашнюю традицию.
7. Не будьте равнодушны к внутреннему миру и переживаниям своих детей.
8. Не подавайте дурной пример, сдерживайте свои отрицательные эмоции.
9. Будьте искренними – Ваши показные вежливость и чуткость, легко распознается ребенком, и учат лжи и лицемерию. Поступайте с другими человечно и тактично – это будет уроком доброты и человечности.
10. Чаще общайтесь «по душам», спокойно, не ругая ребенка, если он что-то сделал не так.
Заключительная часть.
А сейчас предлагаю вам посмотреть презентацию о том, как мы весело живем в детском саду, в нашей группе «Вишенка».
Просмотр презентации «Как мы весело живем».
Родители – это главные воспитатели ребенка, не зря говорят, что «яблоко от яблони не далеко падает». Дети, это отражение родителей, они их копируют, подражают им, ориентируются на них, как на образец. Процесс воспитания – бесконечная работа. Хотелось бы закончить собрание словами А. Макаренко: «Не думайте, что воспитываете детей только тогда, когда с ними говорите или наказываете. Вы воспитываете их каждым мигом своей жизни, даже тогда, когда вас нет дома».
Решение родительского собрания :
1. Использовать информацию, полученную на родительском собрании
2. Быть внимательнее к своему ребенку.
Если Вам понравилось наше собрание, отправьте зеленый самолётик, а если нет, то красный.
Приложение
Анкета для родителей, предложенная до собрания на определение какие эмоции чаще преобладают у ребенка.
1. Считаете ли Вы своего ребенка эмоциональным? (Да, нет, не могу сказать)___
2. Как часто (редко, иногда, постоянно) Ваш ребенок испытывает:
радость___
печаль___
гнев (злость)___
страх___
обиду___
стыд (вину)___
3. Если Вашего ребенка что-либо беспокоит, стараетесь ли Вы исправить ситуацию? (Всегда, иногда, никогда)___
4. Как часто (постоянно, по ситуации, редко, никогда) Вы наказываете своего ребенка?___
В чем выражается наказание?___
5. Можно ли сказать о Вашем ребенке: эмоционально возбудимый___; эмоционально заторможенный? (Да, нет, не могу сказать)___
6. Какое событие (радостное, печальное, не могу сказать) своей жизни Ваш ребенок вспоминает чаще всего?___
7. Можно ли по лицу Вашего ребенка догадаться об испытываемых им чувствах? (Всегда, иногда, никогда)___
8. Может ли Ваш ребенок заплакать или засмеяться, сопереживая Вам, другим людям, литературным и телевизионным персонажам? (Да, нет, не могу сказать)___
9. Принято ли у Вас в семье ярко выражать эмоции и чувства? (Да, нет)___
10. Каковы наиболее частые причины появления признаков плохого или хорошего настроения Вашего ребенка? (Самочувствие, конкретные си-туации, темперамент, не знаю)___
2. Тест «Какой вы родитель?».
Оцените особенности вашего общения с ребенком. Часто ли вы употребляете следующие выражения?
1. Какой ты у меня молодец! (1 балл)
2. Ты способный у тебя все получится! (1 балл)
3. Ты невыносим! (2 балла)
4. У всех дети, как дети, а ты у меня… (2 балла)
5. Ты мой помощник! (1 балл)
6. Вечно у тебя все не так. (2 балла)
7. Сколько раз тебе повторять! (2 балла)
8. Какой ты сообразительный. (1 балл)
9. Чтобы я больше не видела твоих друзей! (2 б)
10. Как ты считаешь? (1 балл)
• 11. Ты полностью распустился. (2 балла)
• 12. Познакомь меня со своими друзьями. (1 балл)
• 13. Я тебе обязательно помогу, не переживай. (1 балл)
• 14. Меня не интересует, что ты хочешь. (2 балла)
Итоги теста
• 7-8 баллов. Между вами и вашим ребенком полное взаимопонимание. Вы не злоупотребляете строгостью.
• 9-10 баллов. Ваше настроение в общении с ребенком носит непоследовательный характер и больше зависит от случайных обстоятельств.
• 11-12 баллов. Вы недостаточно внимательны к своему ребенку, возможно часто подавляете его свободу.
• 13-14 баллов. Вы слишком авторитарны. Между Вами и ребенком часто возникает раздражение. Будьте более гибким со своим ребенком.
Список используемых источников
1. Анкета «Эмоциональное благополучие в семье дошкольника» - Сайт «Воспитатель» https:// 1.vospitately.ru/emocionalnoe – blagopoluchie –rebenka/
2. Арнаутова Е. П. Педагог и семья. М. : Педагогика, 2001.
3. Тест «Какой вы родитель». Система сопровождения родителей : модель организации клуба «Молодая семья». Автор – составитель М. В. Тимофеева. Волгоград: Учитель, 2009 год, стр. 55.