Евгения Соловьева
Родительское собрание в детском саду «Скоро в школу»
▼ Скачать
Категория участников: родители будущих первоклассников
Цель: повысить психологическую культуру родителей детей старшего дошкольного возраста по проблеме адаптации ребенка к школьному обучению, формировать навыки позитивного общения родителей с детьми для сохранения их психологического здоровья.
Публикация «Родительское собрание в детском саду „Скоро в школу“» размещена в разделах
Оборудование: бейджики, плакат «Будущие школьники», стикеры, ручки; карточки синего, зеленого, желтого цвета плакат «Правила группы», две одинаковых фотографии; напечатанные фразы (к задаче «Анализ проблемных ситуаций», таблица «Пойми чувства ребенка», лист ватмана с изображением большого ящика, цветные кружочки по количеству участников тренинговой группы, буклеты «В ожидании первого звонка».
Ход родительского собрания:
Введение
Уважаемые родители!
Известно, каким тяжелым является для многих детей переход к школьному обучению. Поступление в школу - новая ступень в жизни каждого ребенка. Начало школьного обучения кардинальным образом меняет весь его образ жизни. Присущая дошкольникам беспечность, погружение в игру сменяются жизнью, наполненной множеством требований, обязанностей и ограничений. Как же помочь ребенку успешно встретиться с этими изменениями в жизни? Какова роль семьи в этот период жизни ребенка? Об этом мы сегодня и поговорим.
Упражнение «Знакомство»
Цель: помочь родителям лучше узнать своих детей, создать дружескую атмосферу, положительно настроить их на совместную работу.
Предложить родителям написать имя своего ребенка вертикально: сверху вниз, а напротив каждой буквы записать качество, особую черту ребенка, начинающуюся с этой буквы.
А - активный, артистический.
Р - умный, подвижный.
Т - творческий.
Е - эмоциональный, энергичный.
М - милый, малыш.
Инструкция: назовите свое имя и расскажите вкратце о своем ребенке, семье. После каждого рассказа разместить листок с именем ребенка на общем плакате под названием «Будущие школьники».
Правила работы группы
Психолог обращается к группе: «Для чего в нашей жизни существуют разные правила?» После ответов участников он предлагает принять правила работы группы во время тренингового занятия, которые записываются на плакате «Правила группы»:
- выключить мобильный телефон;
- внимательно слушать друг друга и не перебивать;
- активно участвовать в работе группы и тому подобное.
Диагностический момент, ожидания участников
- Уважаемые родители! У вас на каждом столе лежат цветные карточки. Поднимите карточку такого цвета, которая отражает степень вашей заботы в связи с школьной жизнью ребенка:
карта синего цвета - сильная забота;
карта желтого цвета - оказывается иногда;
карта зеленого цвета - отсутствует вообще.
Вопрос к родителям:
- В чем вы видите проблему вашей заботы?
- Озвучьте, пожалуйста, свои ожидания от занятия.
- Значит, потеря веры в себя, чувство неуверенности, недостаточный багаж знаний, завышенные требования к ребенку или наоборот чрезмерная любовь к нему и являются причинами заботы родителей.
Сегодня не менее серьезно нужно говорить не только о готовности ребенка к школе, но и о подготовленности родителей к этому событию в жизни ребенка. Период адаптации к школе, связанный с приспособлением к ее основным требованиям, существует у всех первоклассников. Только в одних он длится месяц, у других - три месяца, а у третьих - растягивается на весь учебный год. Многое зависит от индивидуальных особенностей ребенка. Процесс адаптации отслеживаться психологами и педагогами в школе. Но никто лучше Вас, родителей, не заметит изменения в настроении ребенка. Именно от вас во многом зависит, насколько успешно ребенок адаптируется в первые школьные дни, будет ли школа для него тем местом, где интересно и весело. Это действительно серьезное испытание для родителей - испытание жизненной стойкости, доброты, чуткости.
Упражнение «Разные взгляды»
Цель: продемонстрировать влияние установки на человека.
2-3 родителям предлагают выйти из кабинета. Дают фотографию человека, предварительно сообщив, что это - фото вора. Предлагают описать этого человека. В это время всей группе участников показывают то же фото, говоря, что это известный детский врач.
Когда через несколько минут все собираются вместе, каждая группа описывает человека с фотографии (характер, поведение, манеру общения, не называя, кто он.
Описания будут противоположными.
Обсуждение:
- О чем свидетельствует приведенный эксперимент? Вывод очевиден: на описание людей повлияла установка. Мы живем в обществе, поэтому так или иначе прислушиваемся к словам других. Установка влияет на наши представления о себе и окружающих, о плохом и хорошем. И вся жизнь человека проходит под влиянием установки. Некоторые установки мы делаем себе сами, другие нам делают родители, учителя, друзья. Установки имеют на нас сильное влияние.
В детстве человек похож на открытую чистую книгу - что в нее запишут, то она и сохранит на своих страницах жизни.
Родительская установка - это сложное взаимодействие советов, рекомендаций, жизненных принципов родителей. То есть все те предупреждения или положительные отзывы, которые мы слышим от взрослых в течение жизни, являются частью нашего жизненного сценария, все эти фразы сделают из нас победителей или неудачников. Победитель - это человек, который может справиться с жизненными неурядицами и выдерживает все, что попадается ему на пути к цели. Неудачника же сломают первые серьезные испытания. Конечно, приятнее быть победителем, чем неудачником. Это зависит от самого ребенка: насколько он уверен в себе, сильная ли у него воля. Но в основе всех его действий будет родительская установка. Следите за своими установками в отношении ребенка, его обучения и возможностей.
Анализ проблемных ситуаций
- На карточках написаны фразы, которые довольно часто используются взрослыми. Попробуйте предсказать как повлияют эти фразы на будущего первоклассника, какие чувства и переживания они могут вызвать у него.
Ситуации в конце
- Итак, проанализировав ситуации общения, мы понимаем негативные последствия, которые могут возникнуть от необдуманных высказываний взрослых.
- Видно, что вы уже немного устали, предлагаю такую игру.
Игра-разминка «Акулы»
На полу находится лист бумаги.
- Представим, что мы плаваем по морю (участники хаотично двигаются по комнате). По команде «Акулы» все должны спасаться (встать на лист).
- Как чувствуете себя сейчас? Улучшилось ли ваше настроение?
Информационное сообщение «Правильная организация дня первоклассника»
Ребенок 6-7-летнего возраста должен спать не менее 10 часов в сутки для поддержания нормальной жизнедеятельности организма, то есть элементарные подсчеты говорят нам о том, что ложиться в постель ребенок должен не позднее 9:00 вечера. Перед сном лучше исключить долгий просмотр телепередач и компьютерные игры - нервная система должна прийти в состояние покоя и подготовиться к спокойному сну. Час перед сном посвятите общению с ребенком - вспомните и обсудите прошлый день, обдумайте планы на будущее, поиграйте в спокойные игры.
Желательно, по возможности, сохранить дневной сон. Даже если спать после школы ребенок отказывается, спокойный отдых с закрытыми глазами хотя бы 30 минут определенно будет полезным для здоровья.
В среднем первоклассник должен быть на свежем воздухе хотя бы 3,5 часа в день.
После школы ребенок не должен сразу садиться за выполнение задач, ему необходимо обязательно отдохнуть 2-3 часа.
Нельзя выполнять задачи без перерыва. Работоспособность шестилетнего ребенка примерно 15 - 20 минут, затем нужен отдых или переключение на другой вид деятельности. Многие из детей по тем или иным причинам не справляется с темпами, которые требуются со стороны взрослых. Есть и такие дети, которые отличаются медлительностью, причина которой может быть различной (личностные особенности, болезнь).
Какие же основные признаки переутомления?
- плаксивость;
- невнимательность;
- раздражение;
- замедление темпа речи;
- ухудшение почерка;
- увеличение количества ошибок и другие.
Если это происходит дома, во время выполнения домашних заданий, сделайте небольшой перерыв, переключитесь на что-то другое - приятное и полезное для ребенка.
Все бытовые дела (уход за школьными принадлежностями, обувью, одеждой.) попробуйте «отрепетировать» заранее, иначе на бедного ребенка вместе повалятся и обучение, и дисциплина, и новые взаимоотношения, и бытовые проблемы.
Чтобы утро не начиналось с конфликтов, а уроки – с замечаний, приучайте ребенка накануне вечером готовить портфель, форму к следующему учебному дню. Вместе с ребенком возьмите расписание и соберите учебники, тетради, школьные принадлежности, а также другие предметы, которые попросил принести учитель. Не позволяйте ребенку надеяться на звонки одноклассникам или учителю, сразу приучайте его запоминать требования и просьбы педагогов и записывать задачи верно, когда учится писать.
Для того чтобы ребенку спокойнее было первое время учиться, будьте рядом, как никогда: проводите в школу, встречайте, будьте рядом, когда он делает уроки, вместе гуляйте и тому подобное.
Упражнение «Пойми чувства ребенка»
Инструкция: чтобы понять чувства ребенка, вам необходимо встать на его место. Перед вами таблица, в которой вам нужно заполнить графу «чувства ребенка». В левой колонке вы найдете описание ситуации и слова ребенка, справа напишите, какие, по вашему мнению, чувства он испытывает в этом случае.
Ситуация и слова ребенка Чувства ребенка
1. Мама с сыном-будущим школьником в магазине канцелярских товаров.
- Мама, мне больше нравится альбом для рисования с этой обложкой.
- Какая разница в чем рисовать! - говорит мама и покупает тот альбом, который уже принес продавец.
2. Родители к поступлению дочери в школу купили школьные принадлежности, составили все вещи в рюкзак. Дочь - матери:
- Мама, почему мне нельзя ни доставать вещи из ранцу, ни походить с ним по комнате, зачем же вы мне его купили?
- Для обучения в школе, а не для того, чтобы ходить с ним по комнате!
3. Сын выполняет задачи в прописях.
Папа:
- Ты сделал несколько ошибок, хотя в целом очень старался.
Мать:
- Ужас! Где же он старался, одни «каракули».
4. Папа спрашивает у сына:
- Что это у тебя с тетрадями, почему они такие грязные?
- Сегодня, когда я выходил из школы, мальчишка выбил у меня портфель и из него все посыпалось.
- Меньше бы ворон ловил, ничего бы не просыпалось, недотепа!
5. Первоклассник - маме:
- Мама, ты знаешь, я сегодня первый написал и показал учителю тетрадь!
- Я тоже очень рада за тебя, молодец, сынок!
6. Дочь собирает портфель.
- Мама, пожалуйста, можно я возьму куклу Машу с собой, я обещаю, что буду играть ею только на перемене!
- В школе надо учиться, а не в куклы играть.
Проблемные ситуации
Карточка 1.
- Вот пойдешь в школу, там тебе.
- Ты, наверное, будешь двоечником? (Могут вызвать чувство тревоги, неуверенности в своих силах, потерю желания идти в школу).
Карточка 2.
- Знаешь, как мы будем тебя любить, если ты станешь отличником! (Родительские притязания основаны на не настоящих возможностях сына или дочери, а на абстрактных представлениях об идеальном ребенке. Крах родительских надежд может стать источником детских страданий, привести к потере уверенности в родительской любви, а значит, уверенности в себе).
Карточка 3.
- Учись так, чтобы мне за тебя краснеть не приходилось! (Родителям кажется, что их собственное самоуважение зависит от оценок, которые получает ребенок. Другими словами: «Только от тебя зависит, придется ли мне испытывать стыд или нет, ты несешь ответственность за мое внутреннее состояние и переживания». На ребенка взваливают бремя двойной нагрузки: «Учись хорошо, чтобы мне не было плохо». Часто такой непосильный для ребенка психологический груз становится причиной невроза).
Карточка 4.
- Ты обещаешь мне не драться в школе и не бегать, а вести себя тихо и спокойно? (Не предъявляете ребенку невыполнимые требования, не толкайте его на путь явного обмана).
Карточка 5.
- Попробуй мне только сделать ошибку в тетради! (У ребенка, которому постоянно угрожают наказанием, могут возникнуть враждебные чувства к родителям, может развиться комплекс неполноценности пр.)