Татьяна Тимофеева
Родительское собрание «Знаете ли вы своего ребенка?»
▼ Скачать
Родительское собрание «Знаете ли вы своего ребёнка?»
Цель:
• Заинтересовать родителей данной проблемой, учить анализировать свою воспитательную деятельность;
• Вооружить родителей знаниями по вопросам применения разнообразных методов воспитания ребёнка, убедить их в целесообразности.
Ход собрания.
Встречу начать с вопросов:
• Заметили ли вы изменения в поведении ребёнка? Если да, то в чём это проявляется?
Публикация «Родительское собрание „Знаете ли вы своего ребенка?“» размещена в разделах
• Стала ли у ребёнка больше проявляться самостоятельность, появились ли трудовые обязанности?
У четырёхлетних детей заметно возрастает потребность в движении, наблюдается значительное совершенствование качества основных движений (бег, прыжки, ползанье). Повышается физическая и умственная работоспособность, в особенности к концу пятого года жизни. Но все эти качества не являются врождёнными, успешность их формирования зависит от воспитания и обучения. Предоставляйте ребёнку возможность удовлетворять свою потребность в движении на улице, дома, но не в ущерб окружающим. Чтобы не перевозбуждать детей, следует перемешать их активную деятельность со спокойной.
Вопросы родителям :
• Задают ли дети вопросы?
• Что их интересует?
• Как вы на их вопросы отвечаете?
Ребёнку нужны впечатления, но их обилие утомляет. Уважайте стремление малыша познать окружающее, не оставляйте без внимания вопросы. Сейчас родителей интересует проблема подготовки к школе. Важно помнить, что здесь главное- всестороннее развитие, а не умение читать, писать, считать. Уделяйте внимание формированию у ребёнка общественных мотивов поведения и нравственно-волевых качеств (организованности, самостоятельности, настойчивости, ответственности). Создайте ребёнку условия для игры, разнообразных занятий, посильного труда. Как нами уже отмечалось, дети очень подражательны, они усваивают не только положительные, но и отрицательные примеры. Хорошо известно, что ребёнок пятого года жизни более самостоятелен, чем четырехлетний. Часто родители жалуются на непослушание, упрямство детей. Послушание – первая и очень важная ступенька дисциплинированности. Его можно начинать воспитывать с того момента, как ребёнок станет понимать требования окружающих.
Вопросы:
• Что вы понимаете под словом «послушание»?
• Как вы относитесь к слепому послушанию.
Мы говорим об активном послушании, которое подразумевает сознательное и разумное подчинение авторитету взрослых. Оно основано на том, что ребёнок признаёт справедливость предъявленных ему требований и с желанием их выполняет. Интересно отметить, что особое внимание уделялось воспитанию этого качества в дворянских семьях. Считалось, если ребёнок не чтит отца, то он не чтит ни государя, ни Бога.
Вопрос:
• С какими трудностями вы сталкиваетесь в воспитании послушания у детей?
Обсудим вместе. В чём секрет успеха воспитания послушания?
Прежде всего в единстве требований к ребёнку со стороны взрослых членов семьи. Когда ребёнок постоянно ощущает единство требований всех членов семьи, у него вырабатывается устойчивая привычка.
Ситуация для анализа
Миша собирался гулять.
-Надень пальто,- говорит отец.
-Не надо, на улице тепло,- возражает мать.
-Надень!- приказывает отец.
-Не надо,- настаивает мать.
Мальчик не знает кого слушать.
Вопросы:
• Каковы последствия подобных воздействий на ребёнка?
• Какое важное педагогическое требование не реализовано?
Объясните ребёнку, почему необходимо выполнять требования взрослых: мыть руки перед едой, не шуметь, не обижать маленьких и т. д. Важно помнить, что дети реагируют не только на то, что вы потребовали, но и то, как вы это сделали. Родителям необходимо предъявлять свои требования спокойно, ласково, контролировать при поведении ребёнка. Требования должны быть выполнены обязательно. Если ребёнок их не выполнит, то требование следует повторить ещё раз, но не более категорично. Если и в этом случае ребёнок не послушается, оставьте его в покое, не упрашивайте ребёнка. Можно не общаться с ним до тех пор, пока просьба не будет выполнена. Надо заставить ребёнка считаться с вашими требованиями. Важно, чтобы у него не накапливался опыт непослушания.
Вопрос: Каков ваш круг запретов?
Важно объяснить причину запрета и запрещать то, что действительно нельзя делать.
Рекомендации для родителей.
Замените угрозу обещанием – невыполняемые угрозы подрывают доверие к родителям. Ребё нку часто говорят: «Если ты сейчас быстро уберёшь игрушки, то мы успеем ещё почитать с тобой сказку». Так можно предупреждать детское непослушание, но не следует заявлять, что ребёнок непослушный, «пока сто раз ему не скажешь, он ничего не сделает». Дети верят в то, что им говорят родители, он убеждены, что действительно такие упрямые, непослушные и т. д. Однажды мальчик сказал: «А моя мама меня зовёт неудачником, всё равно из меня ничего не получится». Понятно, каковы последствия таково воздействия. Мы уже отмечали, что важно оценить не личность, а поступок ребёнка. Не говорите ему: «Ты грязнуля», а «У тебя грязно». Избегайте прозвищ, насмешек, обидных высказываний. Лучше не использовать в общении с ребё нком выражений типа: «Ты бы лучше…» Обсуждайте только, как исправить положение. Дети охотнее откликаются на те слова и поступки, которые воспринимаются как одобряющие, и хуже реагируют на те, что унижают их, на замечания, приводящие к неверию в собственные силы. Помните, что одобрение воодушевляет, а порицание подавляет.
Ситуация для анализа.
Вова решил строить мост.
-Не бери кубики, я только что их аккуратно сложила,- говорит мама.
-Ну, тогда я возьму самосвал -решает мальчик
Но мама снова недовольна.
-Я только что пол вымыла, лучше книжку посмотри.
Однако книжка сына не интересует.
-Пойду погуляю.
Но мама напоминает, что сын недавно болел, а на улице сыро.
Вопросы:
• Каковы могут быть последствия такой «организации» деятельности мальчика.
• Что можно посоветовать маме?
• Можете ли вы назвать допущенные вами ошибки в воспитании?
• Каковы их причины?
• Как ребёнок реагирует на неоправданные наказания?
• Похожи ли ваши методы воспитания на те, что использовали ваши родители?
Вывод. Для воспитания послушания важно единство требований со стороны взрослых, проявление со стороны родителей такта, терпения. Следует предоставлять ребёнку возможность заниматься полезной деятельностью, осторожно подходить к использованию запретов и наказаний.