Васильева Ирина Николаевна
Родительское собрание. Семинар-практикум «Хорошая речь — слаще меда»
▼ Скачать + Заказать документы
Воспитатель
: Здравствуйте, уважаемые родители! Вы знаете, что нужно проводить большую работу с детьми по устранению речевых дефектов и развитию связной речи дошкольников. Но эффективность коррекционно-развивающих занятий во многом зависит от того, насколько вы, родители, отвественно и грамотно выполняете рекомендации логопеда. Сегодня вы узнаете, для чего необходимо проводить артикуляционную и пальчиковую гимнастику, как делать самомассаж, в какие словесные игры можно играть с ребенком дома.
Публикация «Родительское собрание, Семинар-практикум „Хорошая речь — слаще меда“» размещена в разделах
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Семинар, практикум
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2013
Почувствовать себя комфортно и уверенно, снять ощущение тревоги и детям,и взрослым помогают игры. Предлагаю вам встать в круг и поиграть.
(воспитатель проводит игры, способствующие формированиюблагоприятного психилогического климата).
" Подари улыбку другу". Родители образуют круг, берутся за руки. Ведущий поворачивает голову направо, улыбается игроку, стоящему рядом, тот в совою очередь улыбается следующему и т.
"Найди пару". Родители идут по кругу по залу со словами: "Я иду, иду, иду. Я иду, иду к тебе". Во время движения каждый участник ловит взгляд кого-либо из игроков и, произнеся слова "к тебе", образуют папру. (игра повторяется 2 раза).
"Улыбнуться не забудь". Родители образуют два круга - внешний и внутрений. Ведущий предлагает выучить слова. Игроки, образующие внутренний круг,неподвижны, игроки образующие внешний круг, идут против часовой стрелки и проговаривают слова.
Руки ты можешь мне протянуть,
руки ты можешь мне протянуть:
Правую руку, левую руку.
И улыбнуться мне не забудь.
игроки внешнего круга останавливаются, поворачиваются к партнерам из внутреннего круга. Ведущий делает какой - либо знак, участники приветствуют друг друга и меняются местами (стоящие во внешнем круге занимают места во внутреннем). Варианты приветствия: если воспитатель покажет красный флажок игроки кивают; покажет зелёный- обмениваются рукопожатием; покажет синий -обнимаются. (игра проводится 2 раза).
Мы с вами стали ближе друг к другу. Теперь можно приступать к артикуляционной гимнастике. Для чего и как она проводится, вам расскажет учитель -логопед Верхозина Светлана Ивановна.
Учитель -логопед: В норме формирование правильного звукопроизношения у ребенка заканчивается к 4-5 годам. Однако не все дошкольники в состоянии самостоятельно освоить произношение отдельных звуков родного языка, многие недостаточно отчетливо произносят слова, их речь не всегда понятна окружающим. Происходит это потому, что подвижность артикуляционнго аппарата (мышц языка, губ, нижней челюсти) недостаточна. Ребенок заменяет "Трудные" для произношения звуки более "легкими": "р" -на "л" (рыба-лыба, шипящие и твердые свистящие- мягкими (шуба-сюба, жук-зюк, санки-сянки). Родители всегда определяют эти ошибки на слух и не придают им особого значения, полагая что с возрастом такие недостатки исправляются сами собой.
Что делать, если вы заметели неправильное произношение звуков у своего ребенка. В первую очередь обратитесь к логопеду. Наша консультация поможет вам понять, правильно ли вы это делаете.
Цель речевой гимнастики-формировать определенного положения и подвиности органов артикеуляционного аппарата (артикуляционных укладов, необходимых для правильного произношения звуков.
Проводить гимнастику надо эмоционально, в игровой форме. Работа над каждым упражнением идет в определенной последвательности:
рассказ из упражнения;
показ упражнения;
выполнение упражнения ребенком перед зеркалом;
проверка правильности выполнения;
выполнение упражнения ребенком без зеркала.
Чтобы понять, правильно ли выполняет упражнения ваш ребенок, попробуем выполнить некоторые из них.
Возьмите зеркало, посмотритесь в него и познакомьтесь с нашим помощником- веселым Язычком. (раздаются зеркала, далее родители, глядя в зеркала, выпоняют упражненияпо показу логопеда).
Логопед: Жил был веселый Язычек в своем уютном домике.
В домике этом красные двери, рядом с дверями - белые звери.
Домик Языка -рот. Двери его то откываются, то закрываются. Вот так.
Проводится упражнение "Окошечко"
Приоткрыл Язык окно:
Как на улице тепло! (широко открывает рот).
Язычок потянулся (высовывает язык).
Широко всем улыбнулся. (улыбается).
Непоседлевый Язычок не сидит на месте и часто выбегает из домика. Вот он решил погреться на солнышке, полежатьна крылечке.
проводится комплекс упражнений: "Лопатка", "Качели", "Часики", "Змейка", "Маляр", "Горка", "Вкусное варенье", "Лошадка".
Скрылась солнце за горой,
Язычок пошел домой.
Дверь он запер на замок
Лег в краватку и замолк.
упражнение артикуляционной гимнастики следует выполнять ежедневно в течение 7 мин.
Для формирования звукоподражения у ребенка должно быть вырабано правильние речевое дыхание, ведь некоторые[ звуки невозможно произности без достаточно сильной воздушной струи. Этому способствуют разнообразные задания ("Загони мяч в ворота", "Кто Дальше прокатит мячик") и игры ("Бабочка, лети!", пускание корабликов, "Чья пушинка выше подлетит?" и др., которые вы можете проводить с детьми дома. (Родителям показывают 2-3 игры).
Воспитатель: О значении пальчиковой гимнастики написано немало книг. Ученые пришли к выводу о том, что развитие мелкой моторики рук способствует развитию речи детей. Обусловлено это тем, что речевые и моторные центры в коре головного мозга расположеены рядом и частично компенсируют функции друг друга. Кроме того психологи утверждают, что упражнения для пальцев рук развивают внимагние и память.
Дома вы можете поиграть с ребенком в "Золушку". Смешать в миске горох с фасолью и попросить разложить их в разные чашки. Задание можно усложнить: брать семена (гороха) всеми пальцами или двумя (большим и указательным, большим средним, большим и безымянным, большим и мизинцем).
Мальчикам можно предложить разложить болты и гайки, девочкам - бусы.
Пальчиковые игры, сопровождаются стихотворными текстами, развивают чувство ритма и помогают работать над дикцией детей. Давайте немного потренеруемся.
Проводится пальчиковая гимнастика "Две сороконожки" (родители выполняют движения по показу логопеда).
Две сороконожки
Бежали по дорожке.
Бежали, бежали,
i]Друг друга повстречали.
Друг друга повстречали.
Крепко обнимали, так обнимали,
Что их с трудом разняли.
При проведении некоторых упражнений можно использовать различные предметы. Давайте поиграем с платочками.
Проводится упражнение "Проглот". (каждый участник берет платочек за уголок и пытается вобрать его в кулак, не помогая себе второй рукой).
У меня живёт проглот.
Все подряд проглот жует.
Вот и стало у проглота
Брюшко как у бегемота.
(упражнение выполняется другой рукой, затем двумя руками одновременно).
Воспитатель: Полезно знать элементарные приемы самомассажа. Поглаживания и прикосновения своими руками и лицу тонизирует мышцы, которые участвуют в артикуляции и мимике.
(Родители выполняют (по Показу) самомссаж "Времена года" ладонями или пальцами обеих рук.
Если солнце пригревает,
В небе ласточка летает, (поглаживают лоб от середины к верхней части ушей)
Стало сухо и тепло,
Значит лето к нам пришло. (поглаживают щеки от середины подбородка к мочкам ушей).
Если дождь стучит по крыше
То сильней, то тише, тише (постукивает кончиками пальцев от середины лба к верхней части ушей).
Землю всю листва укрыла.
Значит осень наступила. (постукивают кончиками пальцев от середины подбородка к мочкам ушей).
Если вяюга и пурга
Намели вокруг снега
И укутала дома,
Значит к нам зима пришла. (выполняют спиральные движения от середины лба к верхней части ушей)
Если тает снег и лед,
Ручеек журчит, поет, (поглаживают лоб от середины к верхней части ушей).
Мишке стало не до сна
Значит к нам идет весна. (поглаживает щеки от подборотка к мочкам ушей).
При преодолению моторной неловкости, развитию координации движений, способствуют специальные упражнения.
Физкультминутки помогают решать различные задачи:
снять напряжение после занятия, на котором требовалась максимальная концентрация внимания, памяти;
развивать правильное физиологическое и речевое дыхание;
закреплять речевые навыки.
на каждом занятии проводятся физкультминутки.
(родители встают в круг и выполняют движения в соответствии с текстом стихотворения).
Зайка шел, шел, шел (идут по кругу).
И морковку, капусту, редиску нашел. (хлопают в ладоши)
Сел, поел и дальше пошел. (присидают, встают и вновь идут по кругу).
Для формирования координации движения в пространстве проводятся следующие разминки.
"Цапля". Каждый участник встает на правую лил левую ногу, прижимая к боковой поверхности колена левую (правую) стопу. Стовит руки на пояс.
Очень трудно мне стоять,
Ногу вниз не опускать,
Не падать, не качаться,
за соседа не держаться.
Тексты некоторых разминок вызывают положительные эмоции, что способствует запоминанию движений, усвоению новых слов.
"Три медведя".
Три медведя шли домой. (маршируют на месте).
Папа был большой-большой (поднимают руки вверх).
Мама чуть поменьше ростом, (вытягивают руки вперед на уровне груди).
А сынок - малютка просто. (ставит руки на пояс).
Очень маленький он был.
С погрямушками ходил. (Имитируют игру с погремушкой).
Игра, развивает память, внимание, наблюдательность, сообразительность. Она оказывает специфическое воздействие на формирования речевых навыков. Ребенка надо постоянно побуждать комментировать свои действия. Это закрепляет навыки, инициативность речи, совершенствует разговорную речь, обогащает словарь, формирует грамматический строй языка.
Давайте с вами разучим некоторые словесные игры.
"Скажи наоборот". Воспитатель поочередно бросает каждому мяч и произносит слово (например: страшный, сильный, светлый, и т. д.) игрок, поймавший мяч, называет слово, противоположное по значению.
"Цепоска слов" Воспитатель и родители поочередно произносят слова: каждое последующее слово должно начинаться на звук, которым закончилось предыдущее (мяч-чемодан-нос-санки-игла-абрикос и т. д.)
"Назови одним словом". Воспитатель называет несколько слов (Дуб, Липа, ель, сосна). Родители должны вспомнить и назвать обобщающее понятие (деревья).
"Подбери как можно больше слов". Воспитатель называет глагол, родители должны подбирать к нему слово, подходящее по смыслу. (летит- воробей, комар, самолёт; плачет- ребенок, кошка, мама; растет- дерево, ребенок, цветок, и т. д.).
В такие игры можно играть с ребенком в транспорте, по дороге в детский сад и дома и пр.
Для того чтобы ваши домашние задания проходили как можно эффективнее и интереснее и не были затруднительными для ребенка, следует придерживаться определенных правил. Я сейчас вам их подарю вы их хорошо изучите и применяйте в соей работе с вашим ребенком.
наберитесь тепения и не бросайте начатое дело, даже если результат не будет заметен сразу. Вы обязательно добьетесь успехов.
Удачи Вам и терпения!
3][/h3]