Дементьева Юлия Александровна
Родительское собрание «Развития речи детей раннего возраста в семье»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание.
«Развития речи детей раннего возраста в семье»
Форма: «Круглый стол» (с элементами практикума).
Цель: Расширение представлений родителей о развитии речи детей.
Задачи:
1. Заинтересовать родителей данной проблемой.
2. Познакомить с содержанием игр и упражнений.
Публикация «Родительское собрание „Развития речи детей раннего возраста в семье“» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
3. Содействовать сплочению родительского сообщества.
Средства
1. Дидактические игры.
2. Памятки.
Предварительная работа:
1. Изготовление приглашений (объявление для родителей)
2. Подготовить памятку «Артикуляционная гимнастика»
3. Подготовить разные виды дидактических игр.
План родительского собрания :
1. Вступительное слово.
2. Введение в проблему.
3. Практическая часть.
4. Раздача памяток.
5. Награждение участников конкурса.
6. Разное (участие в конкурсах, посещаемость, оплата за д/с).
1. Вступительное слово:
Здравствуйте, дорогие родители! Приветствуем вас в стенах нашего дошкольного учреждения! Сегодня состоится очень ответственное мероприятие – родительское собрание.
2. Введение в проблему.
Всем известно, что ведущая роль в развитии ребенка принадлежит семье. Семья – это источник, который питает человека с рождения, знакомит его с окружающим миром, дает ребенку первые знания и умения.
В настоящее время проблема развития речи у детей раннего возраста стоит остро, так как в наше время очень много детей имеют признаки задержки развития речи. Скомпенсировать отставание в речевом развитии максимально быстро и эффективно можно только в раннем возрасте, так как этот период характеризуется пластичностью и чувствительностью нервной системы.
Сегодня наш разговор о развитии речи.
Тема собрания : «Развития речи детей раннего возраста в семье».
3. Практическая часть.
Ребенок от двух до четырех лет может заниматься продуктивно только тогда, когда ему по-настоящему интересно. Поэтому все, что вы рассказываете вашему малышу должно быть:
1. Наглядно (если вы рассказываете про посуду, то показываете ребенку посуду, если вы рассказываете про мебель, то показываете ребенку эту мебель).
2. Эмоционально окрашено ОБЯЗАТЕЛЬНО сделайте свою речь эмоционально окрашенной, используйте паузы, не забывайте также использовать мимику и жесты).
3. Правильно (говорите простыми словами и фразами, речь должна быть чистая, ни в коем случае «не сюсюкайтесь» с ребенком, повторяя его неправильные слова, ваша речь должна быть образцом правильной речи).
4. Артикулируемо (всегда говорите четко и медленно, при этом ребенок должен видеть, как вы произносите то или иное слово.
Всегда помните, что занятия должны строиться по принципу от простого к сложному, при этом обязательно учитываются возрастные и индивидуальные особенности ребенка.
«Наши руки не знают скуки»
Массаж. Растираем подушечку пальца, затем медленно опускаемся к запястью и так каждый пальчик, потереть ладони, похлопать
«Мои пальчики расскажут» (пальчиковая гимнастика)
Воспитатель: Учеными подтверждено, что чем активнее и точнее движения пальцев рук ребенка, тем быстрее развивается его речь. Ребенок лучше усваивает текст, если рассказывают его с жестами и мимикой.
Играем с детьми и родителями пальчиковую гимнастику.
«Я учусь правильно дышать» (дыхательная гимнастика)
Цель: Организация работы по развитию правильного речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста.
Важно акцентировать внимание ребёнка на долгом вдохе и плавном выдохе.
Полезно ежедневно выполнять дыхательные упражнения и игры:
- дуть на легкие шарики, бумажные полоски, играть на детских музыкальных инструментах;
- дуть на привязанные к ниточке шарики, разноцветные бумажные фигурки;
- надувать мыльные пузыри;
- сдувать со стола ватные или бумажные пушинки в определенном направлении
- дуть вверх, не давая упасть вниз пушинке, ватке, воздушному шарику и т. д
«Артикуляционная гимнастика»
Артикуляционная гимнастика — это упражнения, которые помогают улучшить подвижность органов артикуляции, увеличить объём и силу движений, вырабатывают точность позы губ, языка, необходимую для произнесения того или иного звука, чем раньше родители с ребенком начинают заниматься артикуляционной гимнастикой, тем быстрее у ребенка появляются звуки родного языка, даже таких трудных как Р, Л).
Заниматься следует ежедневно.
Все упражнения проводятся перед зеркалом (лучший вариант – большое зеркало, где ребенок видит себя и взрослого, но можно и маленькое зеркальце).
Все упражнения проводятся в виде игры «Давай поиграем с язычком…»
Сначала упражнение проводится медленно, не спеша, 4 – 5 упражнений в день, затем прибавляем по одному новому упражнению.
1.«Улыбка»
Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удержать мышцы губ в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
2.«Хоботок»
Вытянуть сомкнутые губы вперёд «трубочкой». Удерживать их в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
3.«Домик открывается»
Слегка улыбнуться, медленно открыть рот (как для звука «а» : «а-а-а», подержать рот открытым 5-10 секунд, медленно закрыть.
4. «Шлёпаем губами по языку»
Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить на нижнюю губу и, пошлёпать его губами, произносить: «па-па-па».
5. «Лопаточка»
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от 1 до 5-10.
6.«Лошадка»
Улыбнуться, открыть рот и пощёлкать кончиком языка («лошадка цокает копытами»).
7. «Маятник»
Улыбнуться, приоткрыть рот, высунуть язык как можно дальше и производить им плавные движения от одного уголка рта к другому. Проделать упражнение 10-15 раз.
Для того чтобы заниматься развитием речи дошкольников самостоятельно. Существует множество игр, незамысловатых упражнений по развитию речи у детей, которые легко использовать по дороге в детский сад, на прогулке или перед сном ребенка.
"Цепочка слов"
Цель: Обогащение словаря, развитие слухового внимания, мышления.
Суть этой игры по развитию речи дошкольников заключается в подборе слов, объединённых каким-либо признаком. То есть ребенок с вашей помощью составляет своеобразную цепочку из слов, которые логически соединяются между собой с помощью вопросов-переходов.
Например, исходное слово «кошка». Вы задаё те вопрос:
Воспитатель: Это кто (показ кошки?
Родитель : Кошка.
Воспитатель: Что есть у кошки?
Родитель : Голова, хвост, уши, лапы, когти.
Воспитатель: Когти острые и колючие. Что ещё бывает колючим?
Родитель : Ёлка, ёжик.
Воспитатель: А где живёт ёжик?
Родитель : В лесу.
Воспитатель: А кто ещё живёт в лесу?
Родитель : Волк, лиса, заяц…
Воспитатель: А какого цвета шубка у зайца зимой?
Родитель : Белого.
Воспитатель: А что ещё бывает белым?
Родитель : Снежинки, снег, снеговик, облака…
Воспитатель: А снеговик из каких фигур сделан?
Родитель : Из круглых.
Воспитатель: А что ещё бывает круглым?
Воспитатель: Мяч, солнце, шар, помидор…
«Мои пальчики расскажут» (пальчиковая гимнастика)
Воспитатель: Учеными подтверждено, что чем активнее и точнее движения пальцев рук ребенка, тем быстрее развивается его речь. Ребенок лучше усваивает текст, если рассказывают его с жестами и мимикой.
Показываем с детьми и родителями пальчиковую гимнастику.
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени развития тонких движений пальцев рук. Если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие.
Развитию кисти и пальцев рук способствуют разнообразные действия с предметами, которыми можно заниматься дома.
Попробуем и мы с Вами поиграть в такие игры. Прошу вас внимательно следить, чтобы в ходе игр дети ничего не брали в рот. Важно помнить о технике безопасности, ведь мы имеем дело с мелкими частицами.
1. Игра «Песочница» на кухне. Возьмём поднос или плоское блюдо. Тонким равномерным слоем рассыпьте по подносу любую мелкую крупу. Проведите пальчиком по крупе. Получится яркая контрастная линия. Позвольте малышу самому нарисовать несколько линий. Затем попробуйте вместе нарисовать какие-нибудь предметы (забор, дождик, волны). Такое рисование способствует развитию не только мелкой моторики рук, но и массажирует пальчики Вашего малыша.
2. Игры с крупами. Дети очень любят игры с крупами, это не только приятные тактильные ощущения и самомассаж, но и возможность немного пошалить.
3. Игры с пробками от бутылок
Две пробки от пластиковых бутылок кладем на столе резьбой вверх. Это - «лыжи». Указательный и средний пальцы встают в них, как ноги. Двигаемся на «лыжах».
4. Отлично развивает руку разнообразное нанизывание. Нанизывать можно все, что нанизывается: пуговицы, бусы, рожки и макароны, сушки.
5. Игры с бумагой бумагу можно мять, рвать, разглаживать - эти упражнения развивают пальцы рук.
6. Игры с прищепками - разноцветные бельевые прищепки - это готовый тренажер. Многократное повторение движения разжимания- сжимания с усилием дает отличную тренировку пальчикам рук. Необходимо научить ребенка брать прищепки тремя пальцами и прикреплять их к картинке, тарелке, к любой поверхности.
4. Раздача памяток.
5. Награждение участников конкурса.
6. Другое.
Благодарим вас за активное участие и творческую работу! Всем большое спасибо! До свидания.