Анна Апанина
Родительское собрание «Развитие речи детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание в подготовительной к школе группе на тему: «Развитие речи детей дошкольного возраста»
Форма проведения: Речевые игры.
Дата: 22.12.2014г.
Темочки:
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Цель: Раскрытие значения речи во всестороннем развитии личности ребёнка.
Задачи: Активизировать взаимодействие родителей и воспитателей с целью развития речи детей, рассказать о направлениях по которым ведётся работа по развитию речи в группе. Показать значение развития правильной речи ребёнка. Организовать и провести литературный К. В. Н. между командами родителей и детей.
Предварительная работа:
• Оформить группу пословицами о языке.
• Приготовить материал для проведения литературного КВНа, призы для награждения.
• Провести анкетирование, которое поможет выявить уровень заинтересованности родителей данной темой. (Анкеты прилагаются)
Повестка дня:
1. Организационный момент.
2. Литературный КВН
3. Выступление воспитателей о развитии речи шестилетнего ребенка.
4. Памятка для родителей : «Речевые игры- помощницы».
5. Разное.
6. Подведение итогов.
Ход собрания:
1. Организационный момент
Добрый вечер, уважаемые родители! Мы благодарим Вас, что в круговороте дел, работы, занятости вы нашли время и пришли к нам на встречу. Мы рады видеть вас. Это означает, что нас всех объединяет интерес к теме родительского собрания, а она действительно заслуживает внимания. Итак, тема нашей встречи «Развитие речи детей дошкольного возраста».
Приложение № 2
Литературный КВН.
Родители и дети делятся на две команды. Воспитатель предлагает придумать названия команд, объявляет членов жюри.
Конкурс №1. Литературный.
Командам предлагается поочерёдно называть фамилии известных детских писателей.
Конкурс №2. Книголюбы.
Команды получают по конверту,в которых на листке написана фамилия детского
писателя. Участники должны вспомнить произведения этого писателя. (К. И. Чуковский).
Конкурс №3. Поэтический.
Команды получают по картинке-пейзажу с изображением определённого времени года. Участники должны вспомнить стихи об этом времени года и прочесть их.
Конкурс №4. Драматический.
Команды получают атрибуты героев сказок. Участникам предлагается разыграть
диалоги сказочных героев.
Конкурс №5. Загадки –догадки.
Ведущий демонстрирует командам картинки с буквальным изображением текста фразеологического оборота, игроки должны догадаться, назвать этот оборот и объяснить его значение.
Конкурс №6. Конкурс капитанов.
Капитан команды получает конверт с заданием изобразить на листе ватмана значение многозначных слов. Язык (у колокола, человека, обуви, пламени). Кисть (винограда, руки, малярная, шали).
Конкурс №7. Ребусы.
Командам предлагаются одинаковые ребусы. За 1 минуту необходимо их прочесть. Чья команда быстрее прочтёт.
Конкурс №8. Съедобное –несъедобное.
На столе лежат картинки с изображением съедобных и несъедобных предметов.
Дети одной команды выбирают картинки с изображением съедобных предметов, а дети другой команды- несъедобных предметов. Кто быстрее выберет свои картинки.
Конкурс №9. Расскажем друг о друге.
Участвуют дети и мамы. Сначала дети по очереди отвечают на вопрос :»какая твоя мама?»,называя одно качество.
Затем мамы дают характеристику своим детям. Побеждает команда,назвавшая большее количество качеств.
Жюри подводит итог литературного К. В. Н. а, вручает награды.
Приложение №3
О развитии речи шестилетнего ребёнка. (выступление воспитателей)
Развитие речи в дошкольном возрасте, является процессом многоаспектным по своей природе и органически связанно с умственным развитием человека. В развитии речи ребёнка наблюдаются определённые закономерности, которые отражаются в постоянности процесса. У детей дошкольного возраста продолжается совершенствование всех сторон речи. Правильным становится произношение звуков, более развёрнутыми фразы, точнее высказывания, мышцы артикуляционного аппарата достаточно окрепли и дети способны правильно произносить все звуки.
Значительно увеличивается словарный запас ребёнка, его количественный состав.
Дошкольник свободно общается со взрослыми и сверстниками и может поддерживать разговор на любую тему, доступную его возрасту. При рассказывании ребёнок стремится точно подбирать слова, яснее выражать свои мысли. У детей складываются представления о многозначности слов, они понимают и используют в своей речи слова с переносным значением, в процессе высказывания способны подбирать синонимы, наиболее точно отражающие качества предмета.
Дети,ориентируясь на образец, способны воспроизводить стихи с интонацией (вопросительной, восклицательной,могут передать свои чувства по отношению к различным предметам и явлениям (радость, печаль, негодование и т. д.).
Ребёнок умеет изменять темп речи, чётко произносить слова.
Таким образом, к моменту поступления в школу ребёнок овладевает правильным произношением, чётко и ясно говорит, имеет словарный запас, строит различные по конструкции предложения, свободно пользуется монологической речью, способен рассказывать содержание сказки, какого-либо события.
Развитая речь облегчает вхождение ребёнка в новый коллектив, сближает с незнакомыми детьми.
Объединение усилий детского сада и семьи с целью развития речи ребёнка обязательно принесёт положительные результаты. Ведь уровень речевой культуры взрослых, их умение правильно использовать речевые формы и категории оказывают большое влияние на формирование у детей грамматически правильной речи. Своевременно исправляя речевые ошибки, родители оказывают большую помощь своему ребёнку.
Развитие речи в детском саду ведё тся по следующим направлениям:
• Воспитание звуковой культуры речи.
• Обогащение активного и пассивного словаря.
• Формирование грамматического строя речи.
• Развитие связной речи.
Совместная работа с семьёй по этим направлениям ускорит полноценное речевое развитие ребёнка.
Приложение №4
Памятка для родителей «Речевые игры-помощницы.»
Речевые игры помогают стимулировать развитие речи ребёнка, обогащают его словарь, активизируют умственную и речевую деятельность, помогают развивать внимание и память.
Мы предлагаем вам несколько вариантов речевых игр, которые вы можете проводить с ребёнком по дороге в детский сад, готовя обед, когда ваше чадо рядом не знает чем заняться и т. д.
1) Скажи наоборот:
Прилагательные (мокрый-сухой,добрый-злой,горячий-холодный,кривой-прямой)
Существительные (день- ночь, добро- зло, мальчик- девочка, богатство- бедность)
Глаголы (бежать- стоять, смеяться- плакать, кричать- молчать, открывать- закрывать)
2) Слова для определения действий
Какими словами можно сказать про то,что может делать котёнок? (лакать, лазить, царапаться, мяукать, мурлыкать, играть, лежать, смотреть, и т. д.)
Что делает котёнок, когда его берут на руки? (прижимается, мурлычет, смотрит и т. д.)
3) Слова-определения.
О чём можно сказать, используя слова: круглая (тарелка, сковорода….)
---круглый (шар, мяч, обруч….)
---круглое (колесо, зеркало….)
---красный (флаг, мяч….)
---красная (косынка, майка….)
---красное (знамя, яблоко….)
4) Слова-наречия
Как передвигается черепаха (медленно, спокойно, плавно)
Как падают листья на землю (бесшумно, тихо, легко, медленно, красиво)
Как вы играете в д. с. (весело, дружно, шумно, интересно, увлеченно.)
5) Родственные слова
Какие слова можно образовать от слова кот, солнце, мама,.
Какие клички можно придумать о лисе, чтобы было понятно, что она рыжая
(рыжуля, рыжик, рыжулька, рыжка, рыжонок, рыжоночек и т. д.)
Как сказать о цыплёнке,чтобы понять, что он пушистый?
6) Сравнения
На что похоже солнышко?
На что похож ёж?
На что похож ручеёк (ленту, змейку, дорожку, зеркало)
Большую роль в развитии речи детей играет развитие интонационной выразительности речи. Интонационной выразительностью дети овладевают к пяти годам. Но, как правило, в детском саду при разучивании стихов, песен, инсценировок мы сталкиваемся с монотонностью, невыразительностью детской речи. В большинстве это связано с тем, что дети не всегда осознают значение интонации для передачи смысла высказываний и своего отношения к происходящему. Попробуйте прочитать ребёнку один и тот же текст по – разному: монотонно и с интонацией. Ребёнок сразу поймёт разницу. Поэтому так важно при чтении произведений детям обращать внимание на выразительность, темп своей речи. Объясните ребёнку, что интонация помогает точно передать свои мысли и чувства, отношение к другим людям.
Интонация включает в себя:
Мелодику (повышение и понижение голоса)
Темп (ускорение или замедление скорости произнесения фразы)
Ритм (чередование ударных слогов)
Тембр (эмоциональную окраску голоса)
Логическое ударение (выделение наиболее важного по смыслу слова)