Алла Г
Родительское собрание. «Оригами — фигурки из бумаги»
▼ Скачать +Заказ
b]ПРЕДВАРИТЕЛЬНАЯ РАБОТА[/b]
Объявление:
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ!Много должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту жизни поможет оригами - искусство близкое ему и доступное. Оригами - это искусство бумажной пластики, родившейся в Японии… А собственно, для чего оно нужно это оригами? Что оно дает для развития ребенка? С какого возраста можно начинать заниматься оригами? Как правильно и эффективнее организовать занятие по Оригами? Ответы на эти и другие интересующие Вас вопросы можно будет услышать на РОДИТЕЛЬСКОМ СОБРАНИИ, которое состоится 7 декабря 2012 г. в 17.20.
Публикация «Родительское собрание, „Оригами — фигурки из бумаги“» размещена в разделах
- Оригами для детей
- Оригами. Консультации для родителей
- Поделки из бумаги
- Поделки. Мастерим с детьми
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2013
БУДЕМ РАДЫ ВСТРЕТИТЬСЯ С ВАМИ!
Приглашение для каждой семьи:«Пригласительный билет на РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ «Оригами – фигурки из бумаги». 7 декабря 2012 г. в 17.20. ЖДЕМ ВАС!» - оригамные фигурки «Снежинки», выполненные детьми.
Изготовление памяток: «Возрастные особенности детей второй младшей группы (от 3 до 4 лет», «Игра как ведущая деятельность в дошкольном возрасте», «Значение занятий Оригами для развития дошкольника», «Подготовка к работе с техникой Оригами», «Приёмы складывания в технике Оригами», «Упражнения по отработке основных элементов складывания фигурок оригами», «Базовые формы Оригами», «Правила обучения Оригами», «Упражнения на релаксацию», «Пальчиковая гимнастика».
Оформление выставки фигурок оригами.
Оформление группы:Выставка познавательной и художественной литературы; фигурки оригами, выполненные детьми и из художественно-театрального центра.
На столах, расставленных по кругу: бумага и ручки для записей, раздаточный материал для складывания фигурок (бумага, клей, ножницы, кисточки, схемы фигурок, схемы с условными обозначениями).
До собрания тихо звучит музыка.
Родителям предлагают принять участие в выборе лучшей работы выставки.
ХОД СОБРАНИЯ
Вступление:
Дорогие родители, бабушки и дедушки! Мы очень рады, что Вы пришли на это Родительское собрание! Как быстро летит время. Незаметно вырастают наши дети. Развитие ребенка у нас, взрослых, вызывает удивление и радость. Кажется, совсем недавно малыш сделал первый шаг, сказал свое первое слово, удивил своим "я сам", задал свой первый вопрос, от которого стало не по себе, так как ответить на этот вопрос было невозможно на языке ребенка. А вот он уже весело скачет по дорожке, делится впечатлениями, с удовольствием выполняет данные ему поручения. Нас поражает быстрота его успехов: вчера он еще ничего не мог, а сегодня уже во всем справляются. Постоянное движение ребенка вперед, появление нового, переход от простейших реакций к более сложным и осмысленным действиям, овладение речью, первые проявления самостоятельности - это то, что характеризует развитие ребенка.
Дискуссия:
В возрасте 3-4 лет ребенок постепенно выходит за пределы семейного круга. Его общение становится внеситуативным. Взрослый становится для ребенка не только членом семьи, но и носителем определенной общественной функции. Желание ребенка выполнять такую же функцию приводит к противоречию с его реальными возможностями. Это противоречие разрешается через развитие игры, которая становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.
Важнейшим типом деятельности в данном возрасте является игра, в которой взрослый со своим отношением к вещам и другим людям присутствует опосредствованно, через роль, которую берет на себя ребенок.
Игра, как результат всевозрастающей и усложняющейся познавательной активности при отсутствии систематического обучения и обязательного труда, реализует в себе все основные для психического развития ребенка потребности: познавательную потребность, потребность в общении и потребность в практическом действии.
Таким образом, игра, воплощая возрастные тенденции развития потребностей, составляет ту ведущую форму поведения и деятельности детей дошкольного возраста, в которой происходит усвоение ребенком культуры взрослых» (Божович Л. И.).
Игра имеет важное значение для развития личности ребенка.
Игра становится ведущим типом деятельности ребенка дошкольного возраста, в котором операционально-техническая сторона минимальна. Сокращены операции, предметы условны. Предметом этой деятельности является взрослый как носитель определенных общественных функций, вступающий в определенные отношения с другими людьми. В ней ребенок берет на себя роли взрослых, воспроизводит их деятельность и взаимоотношения.
Через игру происходит влияние на ребенка со стороны взрослых и сверстников.
Возрастает стремление ребенка к самостоятельности и потребности поступать, как взрослый, что приводит к тому, что он пытается подражать взрослым.
В раннем детстве ребенок осваивает действия с предметами ближайшего окружения.
Происходит знакомство с доступными для них правилами и мотивами поведения, которыми обуславливается трудовая и общественная деятельность взрослых, их общение друг с другом.
В связи с выше сказанным игра, являясь, по определению «ведущей деятельностью дошкольника», способствует формированию многих его психологических особенностей.
Много должен знать и уметь ребенок, вступая в незнакомую, но такую притягательную жизнь. Подготовить ребенка к этому важному моменту жизни поможет оригами - искусство близкое ему и доступное.
НЕМНОГО ОБ ОРИГАМИ
Оригами - это искусство бумажной пластики, родившейся в Японии. Несмотря на то, что сама бумага появилась в Китае, именно в Японии научились складывать из нее удивительные по своей красоте фигурки. Может быть, свою роль здесь сыграло и то, что по-японски слова "бумага" и "бог" очень похожи.
Начиная с конца ХVI века оригами из церемониального искусства превращается в любимое развлечение японцев. Именно в этот период времени появилось большинство классических фигурок.
Появление большого числа авторских работ связано с именем знаменитого японского мастера Акиры Йошизавы. Именно он придумал своеобразную "азбуку" оригами, которая позволила записывать и передавать процесс складывания фигурок.
В триумфальное шествие по всему миру оригами отправилось в начале ХХ века, спустя века после своего рождения.
А собственно, для чего оно нужно это оригами? Что дает? Давайте поговорим об этом, дорогие родители.
Доступность бумаги как материала, простота ее обработки привлекают детей. Они легко овладевают различными приемами и способами действия с бумагой, такими как сгибание, многократное складывание, надрезание, склеивание. Оригами развивают у детей способность работать руками под контролем сознания.
Прежде всего, он учится общаться с бумагой, угадывать ее качества, развивается мелкая моторика пальцев. Психологи считают, что это очень важно для нормального формирования речи. Специалисты рекомендуют малышам, которые только учатся говорить, а также дошкольникам, как можно чаще выполнять задания, связанные задания, связанные с работой пальцами - мастерить, шить, играть на музыкальных инструментах. Оригами дает для этого огромный простор - мелких движений не только много, они еще и разнообразны. Очень важно и то, что при складывании фигурок одновременно работают обе руки. Ведь большинство из нас "однорукие": мы почти все делаем правой рукой. И это приводит к непропорциональному развитию левого полушария мозга, которое управляет правой рукой. А занятие оригами гармонизирует работу полушарий мозга, потому что мы все делаем двумя руками. И это помогает развитию творческих задатков у ребенка. Оригами имеет огромное значение в развитии конструктивного мышления детей, их творческого воображения, художественного вкуса. Оригами знакомит детей с основными геометрическими понятиями (угол, сторона, квадрат, треугольник и т. д., происходит развитие глазомера, одновременно происходит обогащение словаря специальными терминами. Оригами активизирует мыслительные процессы. В процессе конструирования у ребенка возникает необходимость соединения наглядных символов (показ приемов складывания) со словесными (объяснение приемов складывания) и перевод их значений в практическую деятельность, т. е. самостоятельное выполнение действий. И, конечно, развивает привычку сосредоточенно, кропотливо работать. Оригами способствует концентрации внимания, так как заставляет сосредоточиться на процессе изготовления, чтобы получить желаемый результат.
Можно соединить занятия оригами с игрой. Сложив из бумаги поделки животных, дети могут рассказывать с их помощью знакомые сказки, сами становятся сказочными героями, совершают путешествия в мир цветов и т. д. И это еще далеко не все достоинства, которые заключает в себе волшебное искусство оригами.
А с какого возраста можно начинать заниматься оригами? Как показывает опыт, начинать занятия можно даже совсем взрослому человеку. А самые маленькие ученики были сначала примерно шести лет. Потом снизили планку до пяти. Затем стало ясно, что некоторые задания прекрасно могут выполнить и малыши трех-четырех лет. И даже одна девочка двух с половиной лет участвовала недавно на празднике оригами.
ПОДГОТОВКА К РАБОТЕ
С самого начала нужно внимательно отнестись к организации работы малыша, потому что первые кажущиеся непреодолимыми трудностями могут надолго охладить пыл ребенка и, что хуже всего, подорвать его уверенность в себе. Скорее всего, без вашей помощи ребенку не обойтись, будьте рядом с ним:
• начните знакомство с техникой оригами с самых простых фигурок, предлагая ребенку повторять ваши действия с бумагой;
• получайте удовольствие от общения с малышом, не требуйте от него слишком многого;
• не скупитесь на похвалу, найдите слова ободрения в случае неудачи, настройте ребенка на то, что в следующий раз все получится гораздо лучше;
• применяйте свои артистические способности, исполняя роль ученика, и ваш маленький «учитель» с радостью придет вам на помощь;
• очень важен индивидуальный подход, и если малыш еще не готов к занятиям, то на некоторое время их следует отложить;
• помните, что занятие не должно длиться более 30 минут;
• между занятиями по оригами не должно быть большого перерыва, но также не следует и перенасыщать досуг складыванием – достаточно заниматься один раз в неделю;
• до занятия необходимо приготовить бумажные квадраты нужного размера и цвета, убедиться в том, что место работы удобно для ребенка и хорошо освещено;
• он должен удобно сидеть за столом;
• можно использовать обычные тетрадные листочки, но лучше купить набор цветной бумаги;
• объясните ребенку значение условных значков, если он сам еще плохо читает или ему трудно воспринимать чертежи;
• обратите внимание, что голова и туловище некоторых поделок складываются отдельно, после чего их можно склеить;
• демонстрировать складывание фигурки можно только при условии внимательного отношения со стороны ребенка и отсутствия отвлекающих факторов – в состоянии эмоционального комфорта;
• при малейшем проявлении потери интереса к процессу складывания занятие следует прервать и выполнить простейшие физические упражнения или пальчиковую гимнастику с использованием потешек, не следует забывать и о гимнастике для глаз и пальчиков, например:
Наши пальцы не ленились,
Над фигуркою трудились.
Уголочки загибали
И немножечко устали.
Мы легонько их стряхнем,
Снова складывать начнем.
• начиная с первого занятия, действия ребенка следует контролировать и при обнаружении неправильного, неаккуратного складывания обратить его внимание на это, попросить исправить ошибку или допущенную неточность;
• старших дошкольников постепенно можно приучать к складыванию по чертежам, но при этом обязательно надо учитывать готовность каждого ребенка к такой деятельности и начинать с освоения простейших обозначений.
В международной литературе по оригами давно сложился определенный набор условных знаков, необходимых для того, чтобы зарисовать схему складывания даже самого сложного изделия.
Условные знаки играют роль своеобразных «нот», следуя которым можно воспроизвести любую работу. Каждый оригамист должен знать эти знаки и уметь пользоваться ими для записей. Помимо знаков, существует небольшой набор приемов, которые встречаются достаточно часто. Обычно они даются в книгах без комментариев. Считается, что любой новичок умеет выполнять их на практике. Большая часть условных знаков была введена в практику еще в середине ХХ века. В последние десятилетия к этим знакам добавилось несколько новых. К введению любых дополнительных обозначений следует относиться очень осторожно, и уж, конечно, совсем не стоит «изобретать велосипед» и пытаться записывать схемы складывания как-то по-своему. Все обозначения в оригами можно разделить на линии, стрелки и знаки: Приложение 1.
ПРИЕМЫ СКЛАДЫВАНИЯ
Для записывания того или иного приема знаки могут сочетаться между собой; чаще всего это стрелки со знаками линий.
Что необходимо приготовить
для занятий по «оригами»
Белая и цветная бумага
Известно около 600 видов бумаги, многие их которых пригодны для складывания самоделок. В основном используют писчую бумагу – из нее делают тетради, блокноты, конверты. Бумага эта прочна и хорошо сохраняет форму. Объемные игрушки хорошо получают из плотной бумаги: бархатной, ватмана, рисовальной. Для оригами лучше брать такую бумагу, которая после сгибания не образует трещин. Можно также использовать газеты, обертки от конфет, журналы. Такая бумага сделает композицию более выразительной. Бумага должна быть чистой, не мятой. Следует обращать внимание на цвет бумаги, из которой будет складываться та или иная поделка. Это очень важно. Цвет должен конкретизировать образ предмета (зеленый – лягушка, елка; оранжевый – белка, лиса и т. д.). Обрезки бумаги лучше не выбрасывать, а использовать как дополнения и украшения.
Ножницы
Желательно взять ножницы с закругленными концами и разработанными рычагами. По длине ножницы могут быть различной длины (от 10 до 20 см). При использовании ножницами нельзя забывать о технике безопасности: не размахивать ножницами, передавать ножницы за сомкнутые лезвия, класть ножницы на стол так чтобы они не свешивались со стола и не упали кому-нибудь на ноги. После работы ножницы убирать в коробки или в подставки кольцами вверх.
Клей
Для некоторых поделок нужен клей, лучше всего использовать клей ПВА, можно использовать клей в виде карандаша, он не оставляет на бумаге желтых следов инее деформирует поделку.
Кисточки
Следует подготовить кисточки разных размеров. Для склеивания небольших деталей подойдут маленькие кисточки, если деталь объемная и ее надо приклеить на какую-то основу, то подойдет кисточка большего размера. После работы необходимо тщательно промыть кисточки. Хранить кисточки лучше в вертикальном положении, ворсом вверх.
Салфетка
В некоторых случаях, когда поделку предполагается конструировать с использованием клей, следует заранее приготовить салфетку для промокания места склеивания детали. Салфетка должна быть чистой, легко впитывающей влагу, мягкой по фактуре. После салфетку необходимо постирать и высушить.
Цветные карандаши или фломастеры
Некоторые поделки после складывания необходимо украсить: нарисовать глаза, нос у фигурок животных; раскрасить коробочки; нарисовать чешуйки у рыбок и т. д. Особенно пригодятся карандаши, и фломастеры, если фигурка выполнена из бумаги белого цвета.
УПРАЖНЕНИЙ ПО ОТРАБОТКЕ ОСНОВНЫХ ЭЛЕМЕНТОВ СКЛАДЫВАНИЯ
Научившись конструировать игрушку, ребенок может легко показать, как все складывать. А вот описать словами как он это делает, ребенку трудно. Поэтому очень важно научить его проговаривать свои действия, используя при этом специальную терминологию.
Прежде чем приступить к конструированию игрушек, необходимо с ребенком отработать самые простые приемы складывания квадрата. В первую очередь надо научить ребенка аккуратно сгибать квадрат, четко следуя основному правилу: точно совмещать углы и стороны. Приложение 2.
Совет родителям.
С детьми от 4 до 5 лет рекомендуется выполнять первые 2 упражнения, так как поделки для этого возраста основаны только на этих приемах складывания. Упражнения складывания необходимо сочетать со словесными комментариями и наводящими вопросами:
• где угол квадрата?
• где нижняя сторона (верхняя, левая, правая?
• где диагонали? и т. д.
Практические действия, дополненные объяснениями, способствуют более эффективному усвоению приемов складывания.
БАЗОВЫЕ ФОРМЫ ОРИГАМИ
В основе любой поделки лежит определенная заготовка – базовая форма. Она имеет свое название. Когда малыш научится складывать базовую форму, он сможет быстрее сориентировать в изготовлении любой фигурки и усвоить приемы ее конструирования.
Наиболее распространенные следующие базовые модели: Приложение 3.
ПРАВИЛА ОБУЧЕНИЯ ОРИГАМИ
1. Заготовки для поделок дошкольников должен готовить взрослый.
2. Заготовка должна иметь точно квадратную форму.
3. Бумага для поделок должна быть тонкой, упруго, хорошо сгибаться, цветной.
4. Показ изготовления должен производиться на столе.
5. При показе не должно быть лишних поворотов и переворотов изделия.
6. Обучение складыванию каждой поделки должно быть поэтапным: показ одного приема – выполнение детьми, показ второго – выполнение детьми и т. д.
7. Линии сгибов изделия должны в процессе проглаживаться.
8. Совмещение углов и сторон в процессе складывания должно быть точным.
9. После того, как игрушка будет полностью готова, необходимо повторить приемы складывания. В итоге ребенок должен уметь самостоятельно изготовить поделку от начала до конца.
Многие фигурки известные в оригами, начинают складывать одинаково до определенного момента. Одинаковые заготовки – базовые формы. Например, фигурки гуся, ослика, слона сделаны на основе базовой формы «воздушный змей», а фигурки лебедя, бабочки, жука сделаны на основе другой базовой формы – «двойного треугольника».
Поделки для детей 4-5 лет основаны на одной базовой форме – «треугольнике». Дети 5-6 лет осваивают приемы складывания на основе нескольких базовых форм: «треугольник», «двойной треугольник», «конверт», «воздушный змей».
В 6-7 лет детям доступны более сложные базовые формы.
Чтобы вызвать у ребенка интерес к конструированию и эмоционально настроить его на эту деятельность, ему можно предложить стихи, загадки, потешки и др. Слушая загадки, ребенок воображает себе происходящее событие. Присутствие сказочного героя вызывает у ребенка еще больший интерес.
Музыкальная пауза.
Практическая часть:
Выполнение практического задания всеми родителями (складывание фигурки – «Снежинка», повторяя демонстрируемые действия (без схемы); разучивание пальчиковой гимнастики; составление рассказа о Снежинке).
Презентация: познавательная и художественная литература, папка для родителей «Оригами».
«Острое блюдо»: Вам предложили принять участие в выставке «Оригами руками детей», которая состоится через несколько дней. Ребенок все дни с радостью говорил, какую фигурку необходимо сделать. Наступил свободный момент, когда Вы можете уделить внимание совместному складыванию фигурки. Но ребенок отказывается принимать участие или просит Вас самому сделать фигурку. Каким образом Вы сможете уговорить, заинтересовать ребенка в складывании фигурки? Какие возможны причины отказа Вашего ребенка в подобной ситуации?
Родителям предлагают ознакомиться с памятками «Подготовка работы с Оригами» и «Правила обучения Оригами».
Подведение итогов:
Нет сомнений в том, что каждый из Вас заинтересовался Оригами как продуктивной деятельностью, которая способна стать значимой в развитии Вашего ребенка. А чтобы занятия Оригами в нашей группе были эффективными нам необходима Ваша поддержка: выполнение домашних заданий, изучение папки для родителей, заинтересованность в успехах Вашего ребенка, обмен опытом в отношении Оригами.
Родителям предлагается озвучить свои впечатления в отношении информации об Оригами, значения Оригами для развития ребенка, складывания фигурки (оценка результатов). Обмен опытом в отношении Оригами.