Распутина Татьяна Владимировна
Родительское собрание «Опытно-экспериментальная деятельность детей младшего возраста, маленькие исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание в 1 младшей группе
Тема:
«Опытно-экспериментальная деятельность детей младшего возраста, маленькие исследователи. Знакомство с воздухом»
Форма проведения собрания. Семинар-практикум
Цель. Сформировать представления у родителей об экспериментаторской деятельности детей младшего возраста и ее значении.
- познакомить детей с понятием – воздух,
- обнаружить воздух в окружающем пространстве,
Публикация «Родительское собрание „Опытно-экспериментальная деятельность детей младшего возраста, маленькие исследователи“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
- показать, что внутри человека есть воздух,
- развивать познавательную активность. Вызвать интерес к элементарному экспериментированию.
- накапливать и обогащать эмоциональный опыт детей.
Оборудование. Трубочки для коктейля, прозрачные стаканы с водой, поддувалочки (пластиковая бутылочка с шариками из пенопласта, полиэтиленовые прозрачные мешочки, зубочистки, вертушки-ветрячки на палочке, воздушные шарики, (по количеству детей, ауди запись «Шарики воздушные»
План собрания
1. Теоретическая часть. Консультация для родителей «Маленькие исследователи».
2. Практическая часть. Выполнение элементарных опытов совместно с родителями. «Знакомство с воздухом»
Ход собрания
1. Теоретическая часть
Консультация для родителей «Маленькие исследователи»
Дети дошкольного возраста — исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, на прогулках, занятиях, в общении со сверстниками. Мышление ребенка начинается с вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Задача взрослого создать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «Почему?"и «Как?".
Экспериментирование - одна из форм организации детской деятельности, которая побуждает ребенка к активности, самостоятельности, к открытию новых знаний и способов познания.
Задача взрослого помочь малышу реализовать свою любознательность, направить её в нужное русло, стать ребенку помощником в познании мира. Овладение детьми разными способами познания, в том числе экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности. Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе знакомства с явлениями и объектами окружающего мира. Сочетая показ с активными действиями ребенка по его обследованию - ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.
Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что в процессе эксперимента дети получают:
- Реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами, со средой обитания.
- Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.
- Развивается речь.
- Формируется самостоятельность, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.
- Развивается эмоциональная сфера, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.
- Ребенок узнает окружающий мир посредством ориентировочно-исследовательской и поисковой деятельности.
Чем разнообразней деятельность ребенка, тем больше новой информации он получает, тем быстрее и полноценнее он развивается.
Организуя экспериментирование - игры с водой, песком, воздухом знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов, закрепляя элементарные представления о форме, величине, цвете предметов.
«Вода»
Исходя из возрастных особенностей детей младшей группы, первый этап экспериментирования –работа с водой. На практике дети убедятся в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.
Во время эксперимента дети получают представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда; вода не имеет цвета, но ее можно покрасить; вода может быть теплой и холодной, вода прозрачная, но она может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые при этом могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, а лед может превращаться в воду.
Примерные игры с водой:
игра «Переливашки»
- показать детям, что вода жидкая, принимает форму сосуда.
игра «Найди ракушку»
- познакомить детей со свойствами воды — прозрачность, бесцветность, может менять цвет.
игра «Тёплое – холодное»
- выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной
игра «Тонет – не тонет»
- дать представления о плавающих и тонущих телах.
наблюдение за водой
- познакомить со свойствами воды: течет, журчит, брызги летят, капельки капают.
игры-забавы с водой.
- закрепить знание свойств воды: прозрачная, тёплая, холодная; в ней можно постирать одежду, помыть игрушки, вымыть руки, умыться.
«Песок»
Знакомясь с данной темой, проводятся различные эксперименты с песком. На организованной совместной деятельности «Испечем угощение» дети пробуют слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия подводится итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.
С помощью дидактической игры «Следы», дети убедятся, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.
При проведении опыта с песком детям предлагается пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши прийдут к выводу, что сухой песок может сыпаться, а мокрый нет.
Самым главным открытием для детей на прогулке при наблюдении станет вывод, что песок – это множество песчинок.
Примерные игры с песком:
игра «Печем печенье»- закрепить умение детей выкладывать формы из влажного песка.
игра «Норка для зверушек»
- закрепить знания детей о свойствах сухого и влажного песка.
игра «Что спрятано в песке?»
-развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.
игра «Чудо пекарь» :
- закрепить знания детей о свойстве влажного песка — сохранять форму предмета.
«Камни»
На организованной совместной деятельности «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получают представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму.
Когда дети сравнивают два камня взятых с улицы и с батареи (зимой, то приходят к выводу, что камни могут быть холодными и теплыми. А когда сжимают в руках камень и комок ваты – что камни твердые.
«Бумага»
При помощи опытов дети узнают, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.
Использование элементарных опытов и экспериментов в работе с детьми младшего дошкольного возраста помогает сделать деятельность детей при формировании целостной картины мира действительно более интересной и разнообразной.
«Воздух»
С помощью предметно-манипулятивной деятельности дети получают представления о том, что воздух легче воды. При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» детям предлагается «словить» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедиться в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малышам предлагается подуть через соломинку в стакан с водой и убедиться в том, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнают, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.
На организованной совместной деятельности «Лодочка плыви», дети убедятся, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. А на прогулке, наблюдая за травой и листвой, увидят, что ветер – это движение воздуха.
Систематическая, специально организованная работа по экспериментированию позволяет качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы. В результате организации детского экспериментирования, у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности. В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, расширяется кругозор, обогащаются знания об объектах неживой природы и их свойствах.
Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах - является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.
Малыши очень любят такие игры.
2. Практическая часть.
Выполнение элементарных опытов совместно с родителями.
«Знакомство с воздухом»
Я знаю, что вы очень любознательные и любите гулять.
Вы хотите оправиться в увлекательное путешествие? Узнать где живёт воздух! Стройтесь парами за мной. Скорее в путь, всех ждет увлекательное путешествие.
(звучит музыка, дети с родителями идут парами друг за другом по кругу)
Ножки, ножки шли по дорожке
Шли – шли, что-то нашли.
Подходят к столу, на котором лежит коробочка.
Воспитатель: Что это? Что в ней может быть? (ответы детей и взрослых) - Давайте посмотрим, что это? (трубочки)
- интересно, для чего нужны отверстия в трубочках, как вы думаете?
(ответы детей и взрослых)
-совершенно верно, чтобы сквозь них что-нибудь вдувать или выдувать.
- Подуйте через трубочку на свою ладошку.
- Что почувствовала ладошка? (движение воздуха – ветерок).
Воздухом мы дышим через рот или через нос, а потом его выдыхаем. Воздух есть везде: и у нас в группе, и на улице.
- Для чего нам нужен воздух?
- Можно ли увидеть воздух, которым мы дышим?
(ответы детей и взрослых)
- Отправляемся дальше!
Ножки, ножки шли по дорожке
Шли – шли, что-то нашли.
Подходят к столу, на котором стоят прозрачные стаканы с водой.
Опыт. «Как увидеть воздух?»
Оборудование: трубочки для коктейля, стаканы с водой.
- Можно ли увидеть воздух, которым мы дышим? Давайте попробуем. Погрузите трубочку в стакан с водой и подуйте. На воде появились пузырьки.
- Откуда взялись пузырьки? (Это воздух, который мы выдыхали). Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно?
(Воздушные пузырьки поднимаются вверх).
- Почему? (ответы детей и взрослых)
- Потому что воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет.
Вывод: Воздух легче воды.
- Отправляемся дальше!
Ножки, ножки шли по дорожке
Шли – шли, что-то нашли.
Подходят к столу, на котором лежат целлофановые пакеты, зубочистки.
Опыт «Где спрятался воздух?»
Оборудование: целлофановые пакеты, зубочистки.
- Скажите, вы видите воздух вокруг нас? (нет, не видим)
Значит, воздух, какой? (невидимый). Давайте поймаем воздух. Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты.
Что произошло с пакетами? (они надулись, приобрели форму)
Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух)
Где можно использовать это свойство воздуха? (надувной матрац, спасательный круг).
Вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета в который он попадает.
А теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку? (видим).
Значит, воздух, какой?
Вывод: он прозрачный, бесцветный, невидимый. Давайте проверим, действительно внутри находится воздух?
- Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками.
Что вы чувствуете? (шипение). Так выходит воздух. Мы его не видим, но чувствуем.
- Какой сейчас можно сделать вывод?
- Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.
Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный, не имеет формы.
- Отправляемся дальше!
Ножки, ножки шли по дорожке
Шли – шли, что-то нашли.
Подходят к столу, на котором лежат вертушки-ветрячки, пластиковые бутылочки с трубочками и шариками из пенопласта внутри.
Опыт. «Движение воздуха»
Оборудование: вертушки-ветрячки; поддувалочки (пластиковая бутылочка с трубочками и шариками из пенопласта внутри).
шариками из пенопласта)
- Мы можем почувствовать движение воздуха?
- А увидеть?
На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта).
А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как?
-Подуть на вертушки-ветрячки.
Вывод: Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.
Что вы чувствуете? (Чувствуем, как воздух движется).
Вывод: Воздух движется.
- Как мы можем увидеть движение воздуха?
- Подуйте в поддувалочки, что происходит? (под струёй воздуха шарики летают)
Вывод: Шарики летают от движения воздуха.
- Отправляемся дальше!
Ножки, ножки шли по дорожке
Шли – шли, воздушные шарики нашли.
- Посмотрите, воздушные шарики! Но шарики какие-то невесёлые, грустные. Что же с ними случилось?
- Им не хватает воздуха, их надо надуть!
Родители надувают шары.
- Вот мы и закончили наше путешествие.
На память о нашем путешествии возьмите воздушные шарики и поиграйте вместе с родителями.
Игра с родителями «Шарики воздушные»
(ауди запись)
Материалы для организации экспериментирования (младший возраст)
1. Бусинки, пуговицы.
2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.
3. Пластиковые бутылочки разного размера.
4. Разноцветные прищепки и резинки.
5. Камешки разных размеров.
6. Винтики, гайки, шурупы.
7. Пробки.
8. Пух и перья.
9. Полиэтиленовые пакетики.
10. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.
11. Вата, синтепон.
12. Киндер-сюрпризы.
13. Глина, песок.
14. Вода и пищевые красители.
15. Бумага разных сортов.