Лучший педагог года

Родительское собрание «Опытно-экспериментальная деятельность детей младшего возраста, маленькие исследователи»

Распутина Татьяна Владимировна
Родительское собрание «Опытно-экспериментальная деятельность детей младшего возраста, маленькие исследователи»
▼ Скачать + Заказать документы

Родительское собрание в 1 младшей группе

Тема:

«Опытно-экспериментальная деятельность детей младшего возраста, маленькие исследователи. Знакомство с воздухом»

Форма проведения собрания. Семинар-практикум

Цель. Сформировать представления у родителей об экспериментаторской деятельности детей младшего возраста и ее значении.

- познакомить детей с понятием – воздух,

- обнаружить воздух в окружающем пространстве,

Публикация «Родительское собрание „Опытно-экспериментальная деятельность детей младшего возраста, маленькие исследователи“» размещена в разделах

- показать, что внутри человека есть воздух,

- развивать познавательную активность. Вызвать интерес к элементарному экспериментированию.

- накапливать и обогащать эмоциональный опыт детей.

Оборудование. Трубочки для коктейля, прозрачные стаканы с водой, поддувалочки (пластиковая бутылочка с шариками из пенопласта, полиэтиленовые прозрачные мешочки, зубочистки, вертушки-ветрячки на палочке, воздушные шарики, (по количеству детей, ауди запись «Шарики воздушные»

План собрания

1. Теоретическая часть. Консультация для родителей «Маленькие исследователи».

2. Практическая часть. Выполнение элементарных опытов совместно с родителями. «Знакомство с воздухом»

Ход собрания

1. Теоретическая часть

Консультация для родителей «Маленькие исследователи»

Дети дошкольного возраста — исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, на прогулках, занятиях, в общении со сверстниками. Мышление ребенка начинается с вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Задача взрослого создать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «Почему?"и «Как?".

Экспериментирование - одна из форм организации детской деятельности, которая побуждает ребенка к активности, самостоятельности, к открытию новых знаний и способов познания.

Задача взрослого помочь малышу реализовать свою любознательность, направить её в нужное русло, стать ребенку помощником в познании мира. Овладение детьми разными способами познания, в том числе экспериментированием, способствует развитию активной, самостоятельной, творческой личности. Работа с детьми направлена на создание условий для сенсорного развития в ходе знакомства с явлениями и объектами окружающего мира. Сочетая показ с активными действиями ребенка по его обследованию - ощупывание, восприятие на вкус, запах и т. д.

Главное достоинство экспериментирования заключается в том, что в процессе эксперимента дети получают:

- Реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта и его взаимоотношениях с другими объектами, со средой обитания.

- Идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы.

- Развивается речь.

- Формируется самостоятельность, способность преобразовывать какие-либо предметы и явления для достижения определенного результата.

- Развивается эмоциональная сфера, творческие способности, формируются трудовые навыки, укрепляется здоровье за счет повышения общего уровня двигательной активности.

- Ребенок узнает окружающий мир посредством ориентировочно-исследовательской и поисковой деятельности.

Чем разнообразней деятельность ребенка, тем больше новой информации он получает, тем быстрее и полноценнее он развивается.

Организуя экспериментирование - игры с водой, песком, воздухом знакомим детей со свойствами различных предметов и материалов, закрепляя элементарные представления о форме, величине, цвете предметов.

«Вода»

Исходя из возрастных особенностей детей младшей группы, первый этап экспериментирования –работа с водой. На практике дети убедятся в том, что водой можно умываться, опускать в нее и вылавливать различные предметы; что вода может литься, а может брызгать; что предметы станут чище, если помыть их водой; что вода не имеет вкуса.

Во время эксперимента дети получают представления о том, что вода жидкая, поэтому может разливаться из сосуда; вода не имеет цвета, но ее можно покрасить; вода может быть теплой и холодной, вода прозрачная, но она может стать мутной; что некоторые вещества в воде растворяются, а некоторые при этом могут передавать воде свой вкус; что вода может превращаться в лед, а лед может превращаться в воду.

Примерные игры с водой:

игра «Переливашки»

- показать детям, что вода жидкая, принимает форму сосуда.

игра «Найди ракушку»

- познакомить детей со свойствами воды — прозрачность, бесцветность, может менять цвет.

игра «Тёплое – холодное»

- выявить свойства воды: вода может быть теплой и холодной

игра «Тонет – не тонет»

- дать представления о плавающих и тонущих телах.

наблюдение за водой

- познакомить со свойствами воды: течет, журчит, брызги летят, капельки капают.

игры-забавы с водой.

- закрепить знание свойств воды: прозрачная, тёплая, холодная; в ней можно постирать одежду, помыть игрушки, вымыть руки, умыться.

«Песок»

Знакомясь с данной темой, проводятся различные эксперименты с песком. На организованной совместной деятельности «Испечем угощение» дети пробуют слепить «угощение» из сухого и мокрого песка руками и с помощью формочек. В конце занятия подводится итог – мокрый песок принимает любую нужную форму.

С помощью дидактической игры «Следы», дети убедятся, что на мокром песке остаются следы и отпечатки.

При проведении опыта с песком детям предлагается пропустить через ситечко мокрый песок, а затем сухой – малыши прийдут к выводу, что сухой песок может сыпаться, а мокрый нет.

Самым главным открытием для детей на прогулке при наблюдении станет вывод, что песок – это множество песчинок.

Примерные игры с песком:

игра «Печем печенье»- закрепить умение детей выкладывать формы из влажного песка.

игра «Норка для зверушек»

- закрепить знания детей о свойствах сухого и влажного песка.

игра «Что спрятано в песке?»

-развивать общую и мелкую моторику, тактильные ощущения.

игра «Чудо пекарь» :

- закрепить знания детей о свойстве влажного песка — сохранять форму предмета.

«Камни»

На организованной совместной деятельности «Легкий-тяжелый» и «Какой формы камень?», дети получают представления о том, что камни бывают тяжелые и легкие, и что камни имеют различную форму.

Когда дети сравнивают два камня взятых с улицы и с батареи (зимой, то приходят к выводу, что камни могут быть холодными и теплыми. А когда сжимают в руках камень и комок ваты – что камни твердые.

«Бумага»

При помощи опытов дети узнают, что бумага легкая: ее можно сдуть с ладони, и она не тонет в воде в отличие от камней; что бумага может быть тонкой и толстой и она может рваться: салфетку очень легко смять и порвать в отличие от плотного картона.

Использование элементарных опытов и экспериментов в работе с детьми младшего дошкольного возраста помогает сделать деятельность детей при формировании целостной картины мира действительно более интересной и разнообразной.

«Воздух»

С помощью предметно-манипулятивной деятельности дети получают представления о том, что воздух легче воды. При проведении дидактической игры «Поймаем воздух» детям предлагается «словить» воздух в полиэтиленовые пакеты и убедиться в том, что воздух не виден, но он есть. В игре «Буря в стакане» малышам предлагается подуть через соломинку в стакан с водой и убедиться в том, что вода вымещает воздух. Играя в игру «Мой веселый звонкий мяч» дети узнают, что мячик прыгает высоко, потому что в нём много воздуха.

На организованной совместной деятельности «Лодочка плыви», дети убедятся, что предметы могут передвигаться при помощи воздуха. А на прогулке, наблюдая за травой и листвой, увидят, что ветер – это движение воздуха.

Систематическая, специально организованная работа по экспериментированию позволяет качественно изменить уровень знаний детей об окружающей действительности и явлениях природы. В результате организации детского экспериментирования, у детей развивается познавательная активность, появляется интерес к поисково-исследовательской деятельности. В процессе экспериментирования словарь детей пополняется словами, расширяется кругозор, обогащаются знания об объектах неживой природы и их свойствах.

Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах - является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

Малыши очень любят такие игры.

2. Практическая часть.

Выполнение элементарных опытов совместно с родителями.

«Знакомство с воздухом»

Я знаю, что вы очень любознательные и любите гулять.

Вы хотите оправиться в увлекательное путешествие? Узнать где живёт воздух! Стройтесь парами за мной. Скорее в путь, всех ждет увлекательное путешествие.

(звучит музыка, дети с родителями идут парами друг за другом по кругу)

Ножки, ножки шли по дорожке

Шли – шли, что-то нашли.

Подходят к столу, на котором лежит коробочка.

Воспитатель: Что это? Что в ней может быть? (ответы детей и взрослых) - Давайте посмотрим, что это? (трубочки)

- интересно, для чего нужны отверстия в трубочках, как вы думаете?

(ответы детей и взрослых)

-совершенно верно, чтобы сквозь них что-нибудь вдувать или выдувать.

- Подуйте через трубочку на свою ладошку.

- Что почувствовала ладошка? (движение воздуха – ветерок).

Воздухом мы дышим через рот или через нос, а потом его выдыхаем. Воздух есть везде: и у нас в группе, и на улице.

- Для чего нам нужен воздух?

- Можно ли увидеть воздух, которым мы дышим?

(ответы детей и взрослых)

- Отправляемся дальше!

Ножки, ножки шли по дорожке

Шли – шли, что-то нашли.

Подходят к столу, на котором стоят прозрачные стаканы с водой.

Опыт. «Как увидеть воздух?»

Оборудование: трубочки для коктейля, стаканы с водой.

- Можно ли увидеть воздух, которым мы дышим? Давайте попробуем. Погрузите трубочку в стакан с водой и подуйте. На воде появились пузырьки.

- Откуда взялись пузырьки? (Это воздух, который мы выдыхали). Куда плывут пузырьки – поднимаются вверх или опускаются на дно?

(Воздушные пузырьки поднимаются вверх).

- Почему? (ответы детей и взрослых)

- Потому что воздух легкий, он легче воды. Когда весь воздух выйдет, пузырьков не будет.

Вывод: Воздух легче воды.

- Отправляемся дальше!

Ножки, ножки шли по дорожке

Шли – шли, что-то нашли.

Подходят к столу, на котором лежат целлофановые пакеты, зубочистки.

Опыт «Где спрятался воздух?»

Оборудование: целлофановые пакеты, зубочистки.

- Скажите, вы видите воздух вокруг нас? (нет, не видим)

Значит, воздух, какой? (невидимый). Давайте поймаем воздух. Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты.

Что произошло с пакетами? (они надулись, приобрели форму)

Попробуйте сдавить пакет. Почему не получается? (внутри находится воздух)

Где можно использовать это свойство воздуха? (надувной матрац, спасательный круг).

Вывод: Воздух не имеет формы, он приобретает форму того предмета в который он попадает.

А теперь посмотрите на свою руку через пакет. Вы видите руку? (видим).

Значит, воздух, какой?

Вывод: он прозрачный, бесцветный, невидимый. Давайте проверим, действительно внутри находится воздух?

- Возьмите острую палочку и осторожно проколите мешочек. Поднесите его к лицу и нажмите на него руками.

Что вы чувствуете? (шипение). Так выходит воздух. Мы его не видим, но чувствуем.

- Какой сейчас можно сделать вывод?

- Воздух нельзя увидеть, но его можно почувствовать.

Вывод: Воздух прозрачный, невидимый, бесцветный, не имеет формы.

- Отправляемся дальше!

Ножки, ножки шли по дорожке

Шли – шли, что-то нашли.

Подходят к столу, на котором лежат вертушки-ветрячки, пластиковые бутылочки с трубочками и шариками из пенопласта внутри.

Опыт. «Движение воздуха»

Оборудование: вертушки-ветрячки; поддувалочки (пластиковая бутылочка с трубочками и шариками из пенопласта внутри).

шариками из пенопласта)

- Мы можем почувствовать движение воздуха?

- А увидеть?

На прогулке мы часто наблюдаем движение воздуха (качаются деревья, бегут облака, крутится вертушка, пар изо рта).

А в комнате мы можем почувствовать движение воздуха? Как?

-Подуть на вертушки-ветрячки.

Вывод: Воздух не видим, зато мы его можем ощутить.

Что вы чувствуете? (Чувствуем, как воздух движется).

Вывод: Воздух движется.

- Как мы можем увидеть движение воздуха?

- Подуйте в поддувалочки, что происходит? (под струёй воздуха шарики летают)

Вывод: Шарики летают от движения воздуха.

- Отправляемся дальше!

Ножки, ножки шли по дорожке

Шли – шли, воздушные шарики нашли.

- Посмотрите, воздушные шарики! Но шарики какие-то невесёлые, грустные. Что же с ними случилось?

- Им не хватает воздуха, их надо надуть!

Родители надувают шары.

- Вот мы и закончили наше путешествие.

На память о нашем путешествии возьмите воздушные шарики и поиграйте вместе с родителями.

Игра с родителями «Шарики воздушные»

(ауди запись)

Материалы для организации экспериментирования (младший возраст)

1. Бусинки, пуговицы.

2. Веревки, шнурки, тесьма, нитки.

3. Пластиковые бутылочки разного размера.

4. Разноцветные прищепки и резинки.

5. Камешки разных размеров.

6. Винтики, гайки, шурупы.

7. Пробки.

8. Пух и перья.

9. Полиэтиленовые пакетики.

10. Семена бобов, фасоли, гороха, косточки, скорлупа орехов.

11. Вата, синтепон.

12. Киндер-сюрпризы.

13. Глина, песок.

14. Вода и пищевые красители.

15. Бумага разных сортов.

Публикации по теме:

Опытно-экспериментальная деятельность как средство экологического образования детей старшего дошкольного возраста Цель мастер-класса: повышение уровня профессионального мастерства педагогов, в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста.

Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях»Родительское собрание в форме мастер-класса «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста в домашних условиях» «РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ».Мастер – класс для родителей по теме: "Сенсорное развитие" I младшая группа. Цель мастер-класса:помочь родителям.

Опытно-исследовательская деятельность по экологическому воспитанию детей младшего возраста «Волшебница вода»Опытно-исследовательская деятельность по экологическому воспитанию детей младшего возраста «Волшебница вода» «Волшебница вода» Цель: подвести детей к пониманию того, что есть вещества растворимые и нерастворимые в воде. Образовательные задачи:.

Опытно-экспериментальная деятельность детей во второй младшей группе. Знакомство с пипеткойОпытно-экспериментальная деятельность детей во второй младшей группе. Знакомство с пипеткой Наши дети растут, окружающий мир становится все понятней и интересней для них, многое из того. что не получалось раньше, теперь с легкостью.

Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях Опытно-экспериментальная деятельность детей на музыкальных занятиях. 1. Музыка или шум?Цель: Научить определять происхождение звуков и различать.

Опытно-экспериментальная деятельность для детей 5–7 лет 1. Опыт «Движение воздуха» Цель: показать детям, что хотя воздух невидим, его можно почувствовать. Ход опыта. Помашите рукой у лица. Какое.

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возрастаОпытно-экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста Опытно – экспериментальная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста Вокруг нас постоянно что-то меняется, происходят какие-то.

Фотоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста»Фотоотчет «Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» Опытно-экспериментальная деятельность — один из наиболее интереснейших видов деятельности для дошкольников. Происходит знакомство с окружающим.

Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего возраста «Знакомство детей со свойствами стекла»Опытно-экспериментальная деятельность с детьми старшего возраста «Знакомство детей со свойствами стекла» Сегодня мы с вами отправимся в увлекательное путешествие в «научную лабораторию». Мне нужна ваша помощь – исследовать эти предметы, согласны?.

Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Родительское собраниеТема собрания: "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр" Цель собрания:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание «Опытно-экспериментальная деятельность детей младшего возраста, маленькие исследователи»
Опубликовано: 19 мая 2023 в 06:55
+5Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание «Опытно-экспериментальная деятельность детей младшего возраста, маленькие исследователи»» (включая файлы) размещена пользователем Распутина Татьяна Владимировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД