Марина Викторовна Пожидаева
Родительское собрание «Наркомания — жизнь без будущего» по профилактике детской наркомании
"Наркомания - жизнь без будущего"
Цель: рассмотрение проблемы возникновения наркомании, как угрозы будущему детей и подростков.
Задачи:
довести до сведения родителей достоверную информацию о наркотиках и их влиянии на личность;
формировать у родителей понимание значимости данной проблемы в современном обществе;
пробудить желание предупредить эту проблему.
Публикация «Родительское собрание „Наркомания — жизнь без будущего“ по профилактике детской наркомании» размещена в разделах
Всего несколько лет назад мы все считали, что СПИД - нас не коснется, а наркотики – западная зараза. Но на сегодняшний день это проблема №1, от которой каждый из нас хочет отгородиться, думая, что это никогда нас не коснется. Наступил XXI век. Меняются времена, меняется и человечество, но наши вредные привычки - курение, алкоголизм - мы упорно тащим за собой из века в век. Более того, приобретаем новые: наркомания, токсикомания.
От общего числа наркоманов в России по статистике -
20% - это школьники.
60% – молодежь в возрасте 17-30 лет
20% - люди более старшего возраста
Молодежь ищет легкие пути решения своих проблем, усматривая их в алкоголе и наркотических веществах.
Средний возраст приобщения к наркотикам в России составляет 15-17 лет, резко увеличивается процент употребления наркотиков детьми 9-13 лет. Замечены и случаи употребления наркотиков детьми 6-7 лет - к наркомании их приобщают родители-наркоманы. По мнению экспертов, каждый наркоман вовлекает вслед за собой в употребление наркотиков 13-15 человек.
Число смертей от употребления наркотиков за последние годы выросло в 12 раз, а среди детей - в 42 раза.
Проблемы от употребления психоактивных веществ, к которым можно отнести не только различные виды наркотиков, но и алкоголь, табак, часто отягощаются различными сопутствующими заболеваниями, такими как гепатит, туберкулёз, кожно-венерические заболевания, ВИЧ-инфекция и СПИД. При этом необходимо отметить, что наиболее быстрое и массовое распространение этих заболеваний, происходит в детской и подростковой среде.
Что такое наркотики и наркомания?
Наркотики – это химические вещества, которые изменяют сознание человека и вызывают психическую и физиологическую зависимость.
Наркомания – смертельное заболевание, при котором влечение к наркотику настолько сильно, что без лечения прекратить невозможно.
Первая встреча с наркотическими веществами происходит иногда в 8-10 лет. Но чаще в подростковом возрасте. Подростковый возраст – это переломный период для подростка. Кризис взросления. Переживается он по-разному, создавая различные психологические и социальные трудности. Это может проявиться у подростка в ухудшении успеваемости в школе, ослабевает интерес к учебной деятельности, развивается скрытность, появлении тяготения жить в «параллельных мирах», стремление уйти в себя и т. д. Подросток желает ощутить себя взрослым, стремиться утвердить свою взрослость любыми способами, использует разные средства.
Отсутствие взаимопонимания в семье, чрезмерное давление взрослых, недостаток уверенности в собственных силах – всё это заставляет подростков объединяться в группы. В них молодёжь пытается получить то, что не может иметь дома – доверие, поддержку. Объединяясь, подростки развлекаются, они экспериментируют с алкогольными напитками, ингаляторами, наркотическими веществами.
Каждый родитель должен хорошо представлять признаки пристрастия к наркотикам. Вот характерные признаки и симптомы употребления наркотиков.
Физиологические признаки:
бледность кожи;
расширенные или суженные зрачки;
покрасневшие или мутные глаза;
замедленная несвязная речь;
потеря аппетита, похудение или чрезмерное употребление пищи;
хронический кашель;
плохая координация движений (пошатывание или спотыкание).
Изменения в поведении:
нарастающее безразличие ко всему;
уход из дома и прогулы в школе по непонятным причинам;
бессонница;
болезненная реакция на критику;
частая и резкая смена настроения;
избегание общения с людьми, с которыми раньше был близок (резкая смена друзей);
постоянные просьбы дать денег;
частые телефонные звонки;
самоизоляция, уход от участия в семейных делах;
непривычная лживость.
Очевидные признаки:
следы от уколов, порезы, синяки;
бумажки, свернутые в трубочки;
маленькие ложечки;
капсулы, пузырьки, жестяные банки;
лекарства снотворного или успокоительного действия.
Подростки признаются, что найти одурманивающее вещество не составляет труда. Для получения наркотика уже не нужны какие-то специфические, «личные» взаимоотношения, все сводится к простой схеме «продавец - покупатель». Да и денег для того, чтобы пережить кайф, порой нужно совсем немного. В ход идет и содержимое бабушкиных и маминых аптечек, и средства бытовой химии.
Давайте попробуем разобраться в причинах наркомании!
Причин, конечно же, много, но среди них часто встречаются:
1. Дефицит внимания к ребенку в семье. Ухоженный, вовремя накормленный, заботливо одетый ребенок может оказаться внутренне одиноким, психологически безнадзорным, поскольку до его настроения, переживаний, интересов никому нет дела.
2. Психологическая безнадзорность в сочетании с гиперопекой, т. е. неумение справляться с жизненными ситуациями. Там, где господствует жесткая регламентация, где все определяется наставлениями и инструкциями, не остается места для нравственности.
3. Напряженная жизнь, стрессовые ситуации, в тех семьях, где происходит разлад между родителями.
4. Элементарное любопытство - дети живут чувствами, им все хочется испытать. Думать о последствиях они еще просто не умеют;
5. Желание не отстать от других, не выглядеть трусом, "маменькиным сынком", "белой вороной".
Как надо разговаривать с ребенком, чтобы повысить его самоуважение и помочь ему сказать “НЕТ” алкоголю и наркотикам? Есть общие, проверенные на практике рекомендации
Выслушать – более эффективная тактика, чем запретить высказываться. Но вам необходимо уметь сосредоточиться и иметь навыки бесед на деликатные темы.
Существует 5 приемов, которые помогают родителям лучше понимать собственных детей:
Прием № 1: Постарайтесь показать вашему ребенку, что вы его понимаете. Иногда этот прием называют “отраженным выслушиванием”. Он состоит из трех пунктов:
- демонстрируйте ребенку, что вы слышите то, что он говорит (например, словами “да, “”угу”, вопросами “А что потом?”, “И что же?” и т. д.);
-позволяйте ребенку выражать его собственные чувства;
-докажите ребенку, что правильно поняли его рассказ или сообщение (например, коротко пересказав его).
Прием № 2: Внимательно следите за лицом ребенка и “языком” его тела. Часто ребенок уверен, что успешно скрывает свои эмоции (грусть, досаду, нетерпение и пр.) Но дрожащий подбородок или блеск глаз скажут вам иное. Когда слова не соответствуют “языку тела”, всегда полагайтесь на “язык тела”.
Прием № 3: Выражайте свою поддержку и поощрение не только словами. Это могут быть ваши улыбка, похлопывание по плечу, кивок головой, взгляд в глаза, прикосновение к детской руке.
Прием № 4: Выбирайте правильный тон для ваших ответов. Помните, что тон голоса связан со смыслом ваших слов, выбирайте верный тон и не отвечайте безапелляционно или саркастично – дети могут расценить это как пренебрежение к своей личности.
Прием № 5: Используйте одобрительные фразы для поддержания разговора и показывайте вашу заинтересованность в нем. Для этого подойдут короткие фразы, показывающие ваше эмоциональное отношение к обсуждаемой теме, например: “Вот это да!”, “Да ну, не верю!” и т. д.
В профилактике наркомании, главное уметь сказать "нет" в ответ на предложенную дозу наркотика. Убеждая ребенка никогда не пробовать наркотики, приводите следующие аргументы:
1. Сам наркоделец никогда не принимает наркотики, так как знает о том вреде, который они наносят организму.
2. Тот, кто предлагает тебе сейчас наркотик просто так, знает, что за следующей дозой ты придешь сам и будешь готов заплатить за нее любые деньги.
3. Наркомания - это бизнес, поэтому всегда найдется тот, кто захочет на тебе обогатиться.
Главный совет всем – любить близких вам людей. Если близкий человек попал в беду, и страдает тяжелой зависимостью, важно не растеряться, не утратить контроль над собой, не сделать новые ошибки и принести пользу семье.
Никакие книги, никакие рекомендации врачей или друзей не помогут в трудной ситуации, если между близкими людьми нет прочного духовного контакта, основанного на доверии, терпении, взаимопонимании и любви.
Не бойтесь просить помощи или совета, это признак силы, а не слабости!
Прибегая к наркотикам, ребёнок получает возможность «покупать счастье, как товар». Мы не можем, к сожалению, изменить жизнь так, чтобы нашим детям всегда и всюду было легко и приятно, чтобы их никто никогда не оскорблял и не унижал. Но вполне в наших силах обеспечить ребенку тыл – сделать так, чтобы он всегда знал: он необходим нам и дорог. Выслушивайте своих детей предельно внимательно, о чё м бы они ни говорили: о школе, о друзьях, о разной чепухе. Рассказывает – значит, доверяет вам. Не потеряйте этого доверия!
Игра "Джеффа"
Игра проводится в два этапа: 1 – ответы на вопросы, 2 – анализ происходящего.
Подготовка: три плаката с надписью – «Да», «Нет», «Может быть». Крайние плакаты вывешиваются в двух концах аудитории, а средний – в центре. После заданного вопроса все участники переходят под тот плакат, который соответствует их ответу. Ведущий спрашивает, кто хотел бы сказать, почему он выбрал именно этот ответ, кидает ему мяч. Тот, у кого в руках мяч, имеет право на ответ.
Правила проведения игры:
• Вопросы не должны быть однозначными - это неинтересно.
• Лучше их формулировать утвердительно, чтобы было понятно, что означает "ДА" и "НЕТ"
• Ведущий, как правило, не высказывает никакую позицию и не поддерживает ничью из высказанных, но может в конце высказать своё мнение.
• В Джеффе, как правило, нет правильных ответов на поставленные вопросы. Есть возможность выслушать чужие мнения, а так же актуализировать проблему, заставить людей подумать о ней. Т. е. Джефф скорей ставит вопросы, чем даёт ответы.
• В Джеффе стоят, т. к. сев, человек выключается из процесса.
• Важное правило - это возможность перехода из одной группы в другую в процессе обсуждения.
• Ведущий старается давать высказаться людям из разных групп.
• Вводится жест -"завершай свою мысль"
• Мячик идёт только через ведущего (подходит и теннисный мячик).
Запрет: участники не имеют права спорить. Они высказывают только своё мнение.
Выдача информационных буклетов.