Татьяна Скоропад
Родительское собрание «Воспитательные возможности хозяйственно-бытового труда»
▼ Скачать + Заказать документы
Татьяна Скоропад
НА ТЕМУ:
"Воспитательные возможности
хозяйственно-бытового труда"
Воспитатель: Скоропад Т. В.
Орёл 2016
Цель:
повысить уровень педагогической культуры родителей;
способствовать повышению роли семьи в воспитании детей средством хозяйственно-бытового труда.
Предварительная работа:
Оформление выставки литературы по теме собрания.
Публикация «Родительское собрание „Воспитательные возможности хозяйственно-бытового труда“» размещена в разделах
Подготовка видеозаписи коллективного хозяйственно-бытового труда детей по уборке помещения.
Подбор педагогических ситуаций.
Подготовка с детьми к выступлению на собрании (исполнение частушек о труде совместно с музыкальным руководителем).
Подготовка памятки для родителей: «Виды работ хозяйственно-бытового труда», которые могут выполнять дети старшего дошкольного возраста».
Разработка проекта решения родительского собрания.
Материалы и оборудование:
Выставка литературы по теме собрания.
Подготовить столы для проведения собрания.
Эпиграф: «Если вы мечтаете оставить после себя след на земле, не обязательно быть выдающимся писателем или ученым… Вы можете утвердить себя в обществе, воспитывая хороших детей…. Творение человека – высшее напряжение всех ваших духовных сил. Это и жизненная мудрость, и мастерство, и искусство».
Ход мероприятия:
Воспитатель: Полноценному воспитанию ребенка способствует труд. Трудовая деятельность многофункциональна. В процессе трудовой деятельности происходит физическое и психическое развитие детей, овладение умениями и навыками (умение работать согласованно, намечать последовательность действий, производить корректировку цели и т. д.) Участие в трудовой деятельности способствует социализации детей, развитию их индивидуальных свойств.
Хозяйственно-бытовой труд создает большие возможности для формирования у детей бережного отношения к вещам, умения замечать малейший беспорядок и по собственной инициативе включаться в его восстановление. Поэтому в семье, как и в детском саду должны быть созданы оптимальные условия для того, чтобы воспитательные возможности этого вида труда бы-ли использованы полностью.
Детей необходимо приучать не только к хозяйственному труду, но и сохранению и поддержанию чистоты инвентаря, приведению его в порядок после работы.
Мы все хотим, чтобы в доме были чистота и порядок. Самое правильное, если в определенный деть в неделе все члены семьи, в том числе и дети 6-7 лет принимают участие в уборке. При этом необходимо обращать внимание ребенка (и в процессе работы, и по ее окончании, что именно от усилий каждого работающего зависит общий результат дела. А дружно и хорошо поработав, приятнее и отдохнуть вместе: подольше посидеть за ужином или обедом, поговорить, отправиться на прогулку, в театр, на концерт, позаниматься спортом.
Но бывает и так: через день-два в квартире вновь беспорядок. И причиной его являются не только дети, но и сами взрослые. В таком случае взрослые должны начать с себя и только потом требовать, чтобы ребята не разбрасывали игрушки. Закончив игру или занятие, убирали на место (для этого у детей должен быть свой уголок). Можно посоветовать такой прием, применять который следует ни от случая к случаю, а систематически.
Перед тем как ребенок начнет собираться на прогулку, готовиться ко сну, заниматься чем-то другим, полезно напомнить: «Проверь, пожалуйста, в порядке ли ты оставляешь комнату, не разбросаны ли твои вещи. На месте ли игрушки…»
Когда проверишь, позови меня, я тоже посмотрю.
Только в результате личного примера и постоянного контроля со стороны взрослых у ребенка пяти-семи лет в течение двух-трех месяцев вырабатывается достаточно устойчивая привычка поддерживать порядок в доме, проявлять инициативу: «Мама (бабушка, папа, посмотри, у меня все в по-рядке?»
Бывает так, что ребенок устал, куда-то торопится. Несмотря на это, нужно указать ему на беспорядок, предложить все убрать и помочь. Привыкнув к тому, что родители строго следят за выполнением своих указаний. Сами соблюдают порядок во всем, дети начинают проявлять инициативу, сами наводят чистоту, просят отца починить сломанную игрушку, а мать зашить порванное платье, охотно откликаются на просьбы взрослых помочь навести порядок.
Но и для старшего дошкольника целесообразно вносить в привычную, немного надоевшую работу элемент новизны и привлекательности. Так, игрушка, книжка, которые были убраны на неделю-две или недавно куплены, вызывают у дошкольника интерес и желание найти им место, создать вокруг порядок.
Хозяйственно-бытовой труд активизирует способность детей к творческому решению самых разных жизненных задач. Необходимо обращать внимание на то, чтобы ребенок не просто старался, но и стремился достигнуть положительных результатов. Если он будет к этому стремиться, то и сам непременно спросит: «А как лучше?» Это и есть начало творческого подхода к делу.
Привычка трудиться закрепляется волевыми усилиями - важно помочь ребенку научиться различать понятия «можно», «надо», «нельзя». С этой целью необходимо приучать его делать не только то, что в данный момент хочется, а то, что надо. Причем родителям следует проявлять настойчивость до тех пор, пока для ребенка не станет привычкой сначала делать то, что «надо», а потом то, что «хочу». Приучать ребенка к слову «нельзя»-значит приучать его сдерживать свои желания, т. е. развивать самоорганизацию, самоконтроль, которые имеют огромное значение в развитии волевых качеств личности.
Привычка к порядку и чистоте поможет будущему первокласснику быстро усвоить правила аккуратного обращения с учебниками, сохранения порядка в процессе выполнения домашних заданий и по окончании учебной работы и т. д.
Хозяйственно-бытовой труд приучает ребенка планировать и организовывать свой труд, работать собрано, ритмично. Необходимо предоставлять ребенку самому, путем преодоления ошибок, осваивать всю систему организации работы, уметь планировать деятельность, раскрывать ее внутренний смысл: зачем что-то делают, почему важно качество исполнения, контролировать свои действия, прилагать усилия.
Участвуя в хозяйственно-бытовом труде, дошкольник приобретает важные качества: самостоятельность, настойчивость, ответственность. Без них невозможно успешное обучение в школе.
Поощряя хорошую работу детей, их заботу об окружающих, не нужно излишне восторгаться и этим, как бы, подчеркивать необычность действий: ведь так собственно и должно быть. Участие дошкольников в хозяйственно-бытовом труде определяется во многом тем, что делают взрослые: отец чинит электропроводку, сын подает ему необходимые инструменты, мама развешивает белье, дочь приносит прищепки, подает их маме; семья получила новую квартиру, и ребенок будет рад, если взрослые дадут ему возможность принять участие в ее благоустройстве (какую картину и куда лучше повесить, где будет смотреться лучше новая ваза и т. п.). Тем самым ребенок при-общается к заботам совместным делам семьи.
Родители поступят правильно, если привлекая детей к выполнению различной хозяйственно-бытовой работы, будут сопровождать показ (что и как делать) объяснением, разъяснением. Так дети лучше усваивают наиболее рациональные способы самого труда.
В семье должно быть твердо установлено, какую работу ребенок может выполнять самостоятельно, какую – под руководством взрослых, и на какую должен получать разрешение.
Необходимо также учитывать особенности нервной системы дошкольника и его физические возможности: давать ему задания соответствующей трудности, вовремя приходить на помощь.
Воспитанию ответственности способствует обсуждение в семейном кругу того, как ребенок трудился, что у него хорошо получилось, что ему не удалось и почему.
Если дети своевременно не получают необходимой помощи при возникающих трудностях, то они могут потерять интерес к делу и отказаться от поставленной цели. Поэтому задача взрослых – оказать ребенку некоторую помощь, вызвать у него желание преодолеть затруднения и добиться результата.
Воспитатель:
А сейчас, как говорится: «Делу – время, а потехе час».
(Входят дети и исполняют частушки о труде).
Музыкальная пауза «Коллективный хозяйственно-бытовой труд детей по уборке помещения».
Воспитатель:
Как показывают наблюдения, далеко не все дети старшего дошкольного возраста в процессе выполнения знакомых поручений действуют достаточно самостоятельно и инициативно.
Чаще всего это является результатом неравномерного включения детей в выполнение поручений дома. Поэтому, посмотрите сейчас видеозапись коллективного хозяйственно-бытового труда ваших детей по уборке групповой комнаты, проанализируйте и сделайте для себя вывод: насколько важно систематическое участие детей в труде.
Решение педагогических ситуаций.
Включение родителей в дискуссию.
Воспитатель: Предлагаю Вам обсудить несколько педагогических ситуаций, решить предложенные задачи, найти выход из них.
1. Семилетняя Маша взялась подметать дома пол. Но у нее нет сноровки: метет медленно, оставляет местами сор. Мать начинает нервничать, делает дочери бесконечные замечания повышенным тоном. Нервозность передается Маше. Мести она начинает еще хуже. Мать отбирает у дочери веник и заканчивает уборку ворча: «Лучше самой сделать, чем от тебя ждать помощи». (Т. М. Куриленко. Задачи и упражнения по педагогике.)
Вопрос. В чем состоял педагогический просчет матери? Как вы поступаете в подобных обстоятельствах?
1. Дима часто помогал маме на кухне: мыл посуду, нарезал хлеб. Однажды отец увидел, как сын моет посуду, и сказал: «Что ты занимаешься женской работой?» С тех пор Дима перестал помогать маме. (М. П. Осипова, Г. А. Бутрима «Работа с родителями»)
Вопрос. Как вы оцениваете действия отца? Следует ли мальчиков приобщать к домашнему труду?
1. Антон выполняет домашнее задание одновременно ногой пытается дотянуться до кота, свернувшегося под столом. Иногда мальчик перестает рисовать, смотрит телевизор. Вокруг него на столе разбросаны книги, альбомы, краски, карандаши.
В той же комнате мать Антона вяжет шарф. Возле нее спицы, нитки, утюг, тарелка с печеньем, журналы.
Вопрос. В чем причина неорганизованности мальчика? Как помочь Антону научиться организовывать учебный труд?
Укажите методы способствующие воспитанию организованности, трудолюбия.
1. Лена (6 лет) не любит наводить порядок в своих вещах и игрушках, а если мама дает ей какое-либо поручение, то выполняет его нехотя, небрежно, с оговорками: «Не хочу!», «Потом», «Уже некогда, спать пора» и т. п.
– А я сегодня в детском саду малышам помогала одеваться! – заявляет девочка, как о доблестном поступке.
– Молодец, говорит мама, - за это можешь не помогать мыть посуду.
Иногда она освобождает дочь от трудовых обязанностей «за то, что слушалась, бабушку», «за то, что старательно занималась на занятии в детском саду»…
Вопрос. Чем можно объяснить отрицательное отношение ребенка к трудовым поручениям в данном случае? Целесообразно ли, по вашему мнению, применение такой формы поощрения, как освобождение ребенка от трудовых поручений? Обоснуйте свое мнение.
1. Оля (6 лет) вместе с мамой убирает комнату. Оля хочет делать все как мама. Закончив работу, обе окидывают взглядом комнату. Вместе отмечают: нигде ни соринки, паркет блестит, словно зеркало, все вещи на местах. Целую стопу белья нагладила мама. Оля аккуратно складывает по местам. Мама советует:
– Складывай так, чтобы не помять белье и чтобы его удобно было отыскивать в шкафу: отдельно колготки, затем платочки. А в самый низ - носочки… Вот как ты хорошо делаешь, настоящая помощница!
Вопрос. В чем воспитательная ценность участия ребенка в хозяйствен-но-бытовом труде? Какими приемами мать старается воспитать у дочери интерес к труду? Привлекаете ли Вы ребенка к трудовым будням семьи? В чем выражается его участие? (Примеры).
Подведение итогов родительского собрания.
Воспитатель: Наше собрание подошло к концу. Мы благодарим всех родителей, принявших участие в обсуждение такой актуальной темы! Получили ли вы ответы на интересующие Вас вопросы? Что полезного Вы узнали на собрании?
Принятие решения.
(Обсуждение положений проекта, которые будут внесены в решение родительского собрания)
Ведущий предлагает родителям памятку: «Виды работ хозяйственно-бытового труда, которые могут выполнять дети старшего дошкольного возраста».