Любовь Петровна Коробкова
Родительское собрание «Учите детей вежливости»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме нравственного воспитания дошкольников в условиях дошкольного учреждения и семьи.
Задачи:
• Актуализировать понятие «вежливость».
• Напомнить родителям элементарные правила культурного, вежливого человека.
• Рассмотреть приемы и методы воспитания основ вежливости в условиях семьи.
План проведения:
1. Подготовительный этап
Публикация «Родительское собрание „Учите детей вежливости“» размещена в разделах
• Анкетирование родителей (приложение 1)
• Работа с детьми (приложение 2)
Ход собрания
1. Вступительное слово.
- Добрый вечер, уважаемые родители! Нам приятно отметить, что вы откликнулись на нашу просьбу и пришли на нашу встречу. Мы рады вас видеть!
Звучит песня «Вежливые люди».
Мы всегда должны помнить, что к другим людям надо относиться сердечно и внимательно, чтобы это доброе отношение вернулось назад к нам.
Но прежде чем начать нашу встречу давайте определимся с темой. Я предлагаю поиграть в игру «Ассоциация»
Игра «Ассоциация»
Правила игры: «Передавая мяч по кругу, вы должны назвать слова, которые у вас ассоциируются со словом «вежливость»
Ассоциации – сострадание, правда, красота, порядочность, такт, доброжелательность, спасибо, здравствуйте, уступчивость, радость, доброта…. Вежливость – это проявление уважения, готовность вовремя оказать услугу, деликатность, такт, своевременное и уместное речевое проявление. Вежливость – это искусство вести себя в обществе.
Видеопросмотр "Как наши дети понимают слово «вежливость».
Воспитатель: Вежливое слово, как добрый волшебник, дарит настроение, радует и даже лечит людей. «Ничто не ценится так дорого и не обходится так дешево, как вежливость». Так Петр Первый в изданных при его участии «Показаниях к житейскому обхождению» указывал: «Никто не имеет права, повеся голову и потупя глаза вниз, по улицам ходить или на людей косо взглядывать».
Много лет люди создавали правила этикета, цель которых была привитие нравственных качеств доброты, чуткости, прививать чувство меры и красоты в манерах поведения, в одежде, в разговоре, в приеме гостей – словом во всем, с чем человек входит в общество. И так, я думаю, что вы уже догадались, что разговор пойдет о простых вещах, с которыми мы сталкиваемся ежедневно, но не всегда придаем им должного значения, о вежливости.
Вежливость внешне проявляется в соблюдении правил приличия, принятых обществом. Воспитание вежливости начинается в семье. Именно здесь учат ребенка искусству человеческого общения.
Ребёнок учится тому,
Что видит у себя в дому,
Родители пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них всё то, чему их учит.
Там где аббат не враг вина,
Вся братия пьяным - пьяна.
Не волк воспитывал овец,
Походку раку дал отец.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова…Легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
Это стихотворение было написано немецким сатириком Себастьяном Брантом еще в XV веке. И, несмотря на то, что произведению уже несколько столетий, оно вполне актуально по сей день.
Вежливость раскрывает внутреннюю культуру человека через сумму поступков по отношению к другим людям. Вежливость - это умение деликатно, предусмотрительно относиться к окружающим нас людям, умение вести себя в зависимости от сложившейся конкретной обстановки: Не только детям, но многим взрослым людям хочется, чтобы все их друзья, и все соседи, и даже незнакомые люди всегда относились к ним внимательно, по - доброму; всегда бы любили и уважали их. Чтобы никто-никто не делал им замечаний. Весь секрет в том, что только к вежливому, воспитанному и доброму человеку окружающие люди относятся всегда по-доброму. Вежливый человек всегда заботится о близких и друзьях, готов помочь им. Сегодня мы вкладываем в понятие вежливости не только и не сколько умение вести себя благопристойно. Вежливый человек не позволит себе оскорбительное отношение к окружающим, небрежное отношение к природе.
Современный воспитанный человек - личность активная. Он способен не только совершать поступки, но и отвечать за них, управлять своими эмоциями. Внутренняя культура человека обязательно проявляется в его каждодневном поведении. Собственное наше поведение, наши поступки, отношение друг к другу сильнее всяких нравоучительных бесед воспитывают малышей.
2. Родительский практикум.
I Пословицы и поговорки о вежливости (закончите)
Вежливости открываются ….(все двери)
Ласковое слово и ….(кошке приятно)
Доброе слово лечит, а ….(злое калечит)
Плохое слово, что ….(грязная вода)
Ласковым словом и …. (мед растопишь)
II Вспомните и назовите художественные произведения с ярким примером хороших манер
(В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо?», В. Осеева «Труд согревает», В. Осеева «Волшебное слово», В. Осеева «Просто старушка», Л. Толстой «Прыжок»)
I I I. Решаем проблемные ситуации.
Ситуация 1.
После работы мама приготовила ужин, перемыла посуду и пошла стирать белье. Папа отправился на огород поливать огурцы. А Петя удобно устроился на диване и стал смотреть любимую передачу «В мире животных».
Правило 1. Вежливый Человек постоянно думает об окружающих людях.
Ситуация 2.
Марине на день рождения подарили большой набор фломастеров. На следующий день она с гордостью показывала свой подарок девочкам. «Я никому их не дам, пока они новые» - говорила она подругам.
Правило 2. Будь вежлив со своими товарищами.
Ситуация 3.
Коля, вбежав в группу, закричал: «Привет, Серый! Я сейчас, Светку толстую стукнул. Вот смешно было, когда она упала в лужу!»
Правило 3. Вежливый человек не причинит неприятности другому человеку, не обидит его оскорбительным прозвищем.
Ситуация 4.
Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в трамвай вошла женщина с маленьким ребенком. Вова посмотрел на них и снова отвернулся к окну.
Правило 4. Вежливый человек внимателен к людям.
Ситуация 5.
У Наташи много друзей. Они часто встречаются, гуляют, играют, выполняют вместе домашние задания. Наташе со своими друзьями не бывает скучно.
Правило 5. Вежливый человек не ссорится с друзьями, работает и играет дружно.
3. Анализ анкет.
4. Подведение итогов. Взгляд на воспитание.
Кто или что, по-вашему, является главным в воспитании хороших манер?
/Родители/. Ребенок – великий наблюдатель и подражатель – замечает любые мамины и папины поступки и слова, перенимает от них суждения и манеру поведения.
С чего следует начинать воспитание культуры поведения?
Родители : «Воспитание ребенка необходимо начинать с создания вежливой, доброй, терпимой, сочувственной и ласковой семейной атмосферы. И плюс к этому, учитывая возраст детей, начинать с создания духа игры, с приветливо – живой сказки. Именно игра и сказка должны стать добрыми помощниками в воспитании детей. Пусть иногда в комнате появится фея Здрасте, в волшебном фартуке которой – секрет. В следующий раз ребенок увидит зонт, оставленный феей, а к нему прикреплена записка с шуточными замечаниями, указанием на правила, в которых он допустил оплошность. Можно ежедневно вывешивать маску – оценку: если малыш вел себя прекрасно, появится улыбающаяся маска феи, если ведет плохо – маска дракона», - такой совет дала автор книги «Азбука вежливости» Смирнова
Назовите эффективные методы воспитания культуры поведения?
Родители : Наше поведение, поступки, отношение друг к другу сильнее всяких нравоучительных бесед; в первую очередь – пример, затем показ с четким объяснением и организация упражнения.
Воспитатель. Быстро летит время. Растут дети, и наступит час, когда они, став взрослыми, придут к вам за советами по воспитанию своих детей. От каких ошибок вы бы их предостерегли? Какие бы советы дали?
5. «Воспитание детей»–выступление Священника Максима Курленко.
6. Заключительная часть.
- В заключении нашего собрания я вручаю Вам памятки: ««Правила общения в семье» (приложение 3)
Приложение 1
Анкетирование родителей
1. Как Вашребенокблагодарит за оказанную помощь, Ваши действия, если ребенок забывает это делать:
- Напоминаете ему об этом, но шепотом, чтобы никто не слышал.
- Напоминаете ему громко, что бы все слышали.
- Ничего не говорите, показывая при этом личный пример.
2. Пользуется ли Ваш ребенок «волшебными» словами, если нет, то как учите его это делать :
- Показываете своим личным примером.
- Не учите ребенка.
- Научат в детском саду или в школе.
3. Ребенокперебивает Ваш разговор с другим человеком, Ваши действия:
- Говорите, чтобы он подождал.
- Разговор продолжаете, не слушая ребенка.
- Прерываете свой разговор и начинаете общаться с ребенком.
4. Вы пришли в гости, Вашребенок прыгает на диване, Вашидействия:
- Занимаетесь чем-либо, не обращая внимания на ребенка.
- Резко осаживаете свое чадо.
-Предлагаете спросить у хозяина квартиры.
5. Кто должен первым говорить до свидание:ребенок или взрослый?
6. Как Вы думаете, что воздействуетсильнее: пример или проповедь?
Приложение 2
Предварительная работа с детьми
Ситуация 1.
После работы мама приготовила ужин, перемыла посуду и пошла стирать белье. Папа отправился на огород поливать огурцы. А Петя удобно устроился на диване и стал смотреть любимую передачу «В мире животных».
Правило 1.
Вежливый Человек постоянно думает об окружающих людях.
Ситуация 2.
Марине на день рождения подарили большой набор фломастеров. На следующий день она с гордостью показывала свой подарок девочкам. «Я никому их не дам, пока они новые» - говорила она подругам.
Правило 2.
Будь вежлив со своими товарищами.
Ситуация 3.
Коля, вбежав в группу, закричал: «Привет, Серый! Я сейчас, Светку толстую стукнул. Вот смешно было, когда она упала в лужу!»
Правило 3.
Вежливый человек не причинит неприятности другому человеку, не обидит его оскорбительным прозвищем.
Ситуация 4.
Однажды Вова поехал в театр. В трамвае он сел около окна и с интересом рассматривал улицы. Вдруг в трамвай вошла женщина с маленьким ребенком. Вова посмотрел на них и снова отвернулся к окну.
Правило 4.
Вежливый человек внимателен к людям.
Ситуация 5.
У Наташи много друзей. Они часто встречаются, гуляют, играют, выполняют вместе домашние задания. Наташе со своими друзьями не бывает скучно.
Правило 5.
Знакомство детей с поговорками, пословицами о вежливости :
В просьбе поклон не в потерю.
На всякие приветы надобно иметь ответы.
Не будь в людях приметлив, будь дома приветлив.
Не спеши хватать: оботри руки.
Ласковое слово самому ничего не стоит, а другому много даёт.
Ласковое слово - что весенний день.
Когда совесть раздавали, его дома не было.
Поклониться - вперёд пригодится.
Опрос детей
1. Какие вежливые слова ты знаешь?
2. Кто такой вежливый человек?
3. А ты вежливый?
4. Вежливо ли обращаются с тобой взрослые?
5. Почему вежливые слова называют вежливыми?
6. О чем бы ты спросил маму или папу при воспитании хороших манер?
Приложение 3
Памятка для родителей
«Как научить ребенка не перебивать взрослых»
1. Заранее договоритесь с ребенком о том, чтобы, когда к вам придет гость и вы с ним разговаривать, малыш, например, поиграет один в своей комнате. Объясните, что сейчас вы заняты. Попросите запомнить то, что ребенок хочет вам сказать, с тем, чтобы выслушать его тогда, когда закончите разговор с гостем. Попросите ребенка нарисовать, написать то, что он хочет вам сказать.
2. Не используйте такие фразы, как: «Ты перебил меня!», «Нехорошо перебивать взрослых», «Только плохие мальчики так делают» и т. п.
3. Научите вежливым способом пребывания разговора: фраза «Извините, пожалуйста, за то, что я вынужден прервать вас!» может стать поистине волшебной
4. Показывайте пример для ребенка и не влезайте в чужой разговор без необходимости.
5. Учитывайте возраст : чем младше ребенок, тем сложнее ему сдерживаться в ожидании паузы в разговоре.
6. Хвалите ребенка за то, что он нашел, чем ему заняться, когда вы были заняты разговором.
7. Сами никогда не перебивайте ребенка!
Памятка для родителей
«Как помочь ребенку быть вежливым»
1. В обязательном порядке употребляйте вежливые слова сами в тех ситуациях, где они необходимы.
2. Убедите окружающих ребенка взрослых сделать использование вежливых слов нормой.
3. Покажите ребенку «волшебство» вежливых слов. Не выполняйте просьбы ребенка, например «дай мне», без слова «пожалуйста».
4. Сделайте для ребенка ситуации встречи и расставания как можно более естественными и разнообразными.
5. Здоровайтесь, прощайтесь и благодарите первыми, не дожидайтесь, когда об этом вспомнит ребенок.
6. Вместе с ребенком разработайте и утвердите обязательные правила вежливости. Например: «Здороваться надо со всеми, кого увидел в этот день впервые» и т. п.
7. Учите вежливости вежливо!
Памятка для родителей
«Как отучить ребенка ругаться матом»
1. Не употребляйте сами ненормативную лексику, следите за собственной речью. Убедите взрослых, окружающих ребенка, не использовать «Мусорные» слова.
2. Не спрашивайте (даже если очень хочется) у ребенка, где он услышал эти слова (А вдруг от вас, поскольку этим вы заостряете внимание малыша к «этим словам» и к ситуации, в которой они были услышаны.
3. Реагируйте на ругательные слова ребенка в зависимости от его возраста. На слова, услышанные от младшего дошкольника, можно никак не реагировать, он, вполне вероятно, вскоре их забудет. Ребенку среднего и старшего дошкольного возраста надо дать понять, что вы такие слова не хотите слышать у себя дома (в детском саду). Тактично, убедительно и спокойно объясните ребенку, что это обидные, плохие, грязные слова, их неприятно и говорить, и слышать. Хорошие дети такие слова не говорят, а вы уверены в том, что ваш ребенок хороший!
4. Не демонстрируйте ребенку эмоциональную реакцию по поводу услышанных вами неприличных слов, поскольку как положительная, так и отрицательная реакция взрослого может вызвать у ребенка желание повторить употребление неприличных слов для того, чтобы вызвать реакцию.
5. При непрекращающемся употреблении ребенком неприличных слов определите время и место, когда и где можно говорить плохие слова. Например, можно говорить эти слова у мусорного ведра только тогда, когда поблизости никого нет.
6. Научите ребенка выражать свои сильные чувства другими, не бранными словами.
7. Поддерживайте в семье (в детском саду) доброжелательные отношения, поскольку мир, взаимопонимание и теплая атмосфера являются той средой, в которой ненормативная лексика не нужна.
Советы родителям
В старшем дошкольном возрасте уделяется особое внимание воспитанию вежливости, приветливости, сдержанности.
-Учите детей приветливо здороваться и прощаться со всеми взрослыми и сверстниками, теперь уже без напоминания взрослого, называть заведующую, воспитателей, и других сотрудников по имени и отчеству. Закрепляйте умение выслушивать взрослых, внимательно выполнять их требования, вежливо обращаться с просьбой и просить разрешения войти в кабинет заведующей или врача, благодарить за услугу, при необходимости предложить помощь. Приучайте детей с уважением относиться к труду и отдыху старших, дружить с товарищами, проявлять заботу о маленьких, оказывать им помощь, стараться успокоить плачущего.
-Значительное место отводите воспитанию у детей культуры речи : способности отвечать, вступать в разговор со взрослыми, поддерживать беседу, задавать вопросы, четко и ясно формулируя мысль и употребляя вежливые формы обращений, отвечать на вопросы полным ответом с хорошей дикцией и ясным произношением, разговаривать приветливо в доброжелательном тоне.
-Прививайте детям навыки общественного поведения: первыми здороваться со всеми знакомыми, прощаться, вежливо благодарить за оказанную услугу, помощь или заботу, уметь проявить внимание и предупредительность к старшим, пожилым людям, родителям (поднять оброненную вещь, придерживать дверь и пропустить вперед себя, предложить помощь и т. д.); умение вести себя в общественных местах организованно, сдержанно, не нарушая покоя окружающих и не привлекая к себе их внимания, по необходимости уступать место взрослым и маленьким детям.
Правила
общения в семье
1. Не оскорбляйте человеческое достоинство сына или дочки. Никогда не кричите на него. Не говорите при нем, а тем более обращаясь к нему, грубых слов. Не применяйте физических способов наказания.
2. Не делайте бесконечных замечаний по пустячным поводам. Поощряйте детскую самостоятельность.
3. Будьте единодушны и постоянны в своих требованиях. Несогласие высказывайте не при ребенке.
4. Прежде чем предъявить требования к ребенку, предъявите их к себе.
5. Проявляйте интерес к жизни и проблемам ребенка – подражая, он очень скоро вернет это Вам.
6. Будьте искренними: ваши показные вежливость и чуткость к окружающим легко распознаются ребенком- он учится лжи и лицемерию.
7. Поступайте с другими людьми тактично, будьте терпеливым к чужим недостаткам: это будет для вашего ребенка уроком доброты и человечности.
8. Не говорите о людях неуважительно, плохо: ребенок вырастет и станет отзываться о вас так же.
9. Поведение – нравственное мерило человека. Проявляйте благородство при любых обстоятельствах. Станьте примером для своего ребенка.