Курбатова Ирина Павловна
Родительское собрание «Родители — главные воспитатели»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: осознание своей родительской роли в судьбе ребёнка
Задачи:
- задуматься над своей родительской позицией
Предварительная работа: опрос детей по вопросам опросника для
родителей, изучение рисунков будущих первоклассников «Моя семья
Предварительная работа: опрос детей по вопросам опросника для
родителей, изучение рисунков будущих первоклассников «Моя семья».
Публикация «Родительское собрание „Родители — главные воспитатели“» размещена в разделах
В начале своего выступления я очень хотела бы поблагодарить вас, доро-
гие наши родители, за то, что вы нашли время и пришли на эту встречу.
А начну я со слов Себастьяна Брандта:
Ребенок учится тому,
Что видит у себя в дому.
Родители – пример ему.
Кто при жене и детях груб,
Кому язык распутства люб,
Пусть помнит, что с лихвой получит
От них все то, чему их учит.
Коль видят нас и слышат дети,
Мы за дела свои в ответе.
И за слова: легко толкнуть
Детей на нехороший путь.
Держи в приличии свой дом,
Чтобы не каяться потом.
Чтобы понять, какая у ребенка семья, достаточно внимательно присмот-
реться к играм детей или выслушать их, когда они начинают делиться са-
мым сокровенным. Дети улавливают то, чем живут взрослые, причем схва-
тывают самую суть: как те относятся к окружающим людям, предметам,
процессам. Смыслы, запечатленные ими в этом возрасте, становятся во мно-
гом определяющими их ценностные ориентиры, мысли, действия и по-
ступки в дальнейшей жизни. Девочки в играх часто изображают мам раздражительными, шумными, крикливыми. Причины этого, по-видимому, в чрез-
мерной загруженности мам домашними делами и безынициативности пап. К
счастью, не часто я наблюдала подобные сцены.
Конечно, семьи бывают разные: полные и те, в которых одна мама вос-
питывает своих детей или это делает опекун, но никогда не забывайте о
том, что ваши внутрисемейные отношения оказывают огромное влияние на
растущего человека.
Те отношения, которые он видит в семье, он в дальнейшем перенесет на
отношения с взрослыми, в свою будущую жизнь.
Уважаемые родители, предлагаем Вам проверить, насколько Вы облада-
ете способностями воспитателя. Напротив каждого вопроса поставьте от-
метку в той колонке, ответ которой соответствует вам больше всего. И под-
считайте общее количество баллов.
Мы провели детьми небольшое анкетирование. Так вот, результатами
данного анкетирования я хотела бы сейчас с вами поделиться.
Вопросы:
Любишь ли ты бывать один или со всей семьей?
Хочешь ли быть похожим на родителей?
Что тебе в них нравится?
Чем любишь заниматься с родителями?
Обижаешься ли, если тебя наказали?
Часто ли тебя хвалят?
Я сама мама и знаю, какой тяжёлый родительский труд. Он порой тре-
бует от нас сверхтерпения, пересиливания усталости, одоления неумений,
постоянного самосовершенствования. Но наше собственное поведение – ре-
шающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, ко-
гда с ним разговариваете или приказываете ему. Вы воспитываете в каж-
дый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома.
Воспитание — в каждой мелочи, в каждом твоем поступке, взгляде,
слове. Все воспитывает твоего ребенка : и то, как ты работаешь, и как от-
дыхаешь, и как разговариваешь с друзьями и недругами, каков ты в здоровье
и в болезни, в горе и радости, — все замечает твой ребенок и во всем станет
тебе подражать.
А если ребенок растет рядом с тобою сыт, обут, одет, но одинок, — тогда
ничто не поможет правильно воспитывать его… Ребенок должен во всем
чувствовать твою близость и никогда в ней не сомневаться.
Любовь Космодемьянская
Так, что же такое воспитание?
Понятие «воспитание» — отнюдь не синоним к слову «наказание».
Прежде всего воспитание подразумевает наставление, обучение и исправле-
ние. Оно ни в коем случае не связано с грубостью или жестокостью.
В воспитании детей родители используют самые разные методы. Порой
им приходится прибегать к наказанию, которое дает возможность на раннем
этапе исправить плохие наклонности и помочь детям развиваться в правиль-
ном направлении. Подобным образом родителям нужно воспитывать де-
тей с любовью и пониманием.
Вашему ребенку будет легче принимать исправление, если вы будете сле-
довать трем основным принципам. Вразумляя, проявляйте: 1) любовь, 2)
благоразумие и 3) последовательность
ЛЮБОВЬ
В основе успешного воспитания лежит любовь, а не гнев. Столкнув-
шись с особенно трудной ситуацией, не спешите наказывать ребенка. Сна-
чала успокойтесь.
К сожалению, не всегда у родителей получается проявлять самооблада-
ние. Порой может казаться, что ваше терпение вот-вот лопнет. В такие мо-
менты особенно важно помнить, что, наказывая ребенка в порыве гнева,
можно перегнуть палку и получить прямо противоположные резуль-
таты. Помните: если вы наказываете ребенка, потому что злитесь или раз-
дражены, это нельзя назвать воспитанием. На самом деле вы просто не уме-
ете держать себя в руках.
Если же вы проявляете самообладание и любовь, вы, скорее всего, до-
стигнете успеха.
БЛАГОРАЗУМИЕ
Постарайтесь учесть все обстоятельства, в том числе пределы возможно-
стей ребенка и его способности.
Благоразумные родители также понимают, что дети — это не малень-
кие взрослые. Напомните себе, какими вы сами были в детстве. Это помо-
жет принимать взвешенные решения и не реагировать слишком остро.
Благоразумие поможет также вам быть реалистичными в своих ожида-
ниях, но в то же время не закрывать глаза на плохое поведение или склонно-
сти.
ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ
Если вы предупредили ребенка, что накажете его за плохое поведение,
обязательно сдержите свое слово. Не бросайте слов на ветер.
Дети чувствуют себя в безопасности, когда родители последовательны в
своих воспитательных методах. Если ваши требования меняются в зависи-
мости от настроения, ваш ребенок может ощущать растерянность и разоча-
рование.
Чтобы быть последовательными в воспитании, родителям необходимо
действовать как одна команда. Если родители по-разному смотрят на ситуа-
цию, им лучше обсудить это наедине и принять совместное решение.
ВАЖНОСТЬ ВОСПИТАНИЯ
Если в воспитании детей вы проявляете любовь, благоразумие и после-
довательность, вы можете быть уверены, что ваши усилия принесут плоды.
Вы поможете детям вырасти зрелыми, ответственными и уравновешенными
людьми.
Хочу предложить лёгкую разминку (физкультминутку для ума).
«Русская мудрость о воспитании».
Пословицы зачитываем и раскрываем её смысл:
«Человек без воспитания - тело без души»,
«Самое лучшее наследство - воспитанность»,
«Дитятко - это тесто: как замесил, так и выросло».
«Умел дитя родить, умей и научить»,
Сердце матери лучше солнца греет.
В дружной семье и в хмурый день солнце светит.
И пусть эти памятки будут ориентирами в воспитании ваших детей.
Дорогие родители!
Именно от вас, в большей степени, зависит, каким вырастет ваш ребенок.
Мы, педагоги, можем только помочь вам найти выход в сложной ситуации.
Но вам необходимо помнить, что самое большое влияние на формирование
личности ребёнка оказывают ваши реальные поступки, ваше поведение.
Старайтесь быть примером для своих детей.
Хвалите детей чаще, чем наказывайте. Помните, объятья, похвала,
улыбка – в отличие от десятой ненужной куклы или машины – не приведут
к избалованности, а только подтвердят любовь и укрепят доверительные от-
ношения. А баловство начинается там, где взрослые не могут сказать «нет»,
наказать ребенка за проступки, и потакают всем его просьбам в ущерб
своим потребностям.
Хвалите детей за усилия, которые они прикладывают, а не только за та-
лант.
Помогайте справляться с неудачами. Ошибаются даже хорошие люди,
причем неоднократно.
Когда ребенок хочет поговорить, выслушивайте его.
Разговаривайте с детьми регулярно, а не только когда возникают про-
блемы.
Договоритесь о том, как вы будете воспитывать и наказывать своих де-
тей.
Если вы с супругом по-разному смотрите на вопросы воспитания, поста-
райтесь понять его точку зрения.
И помните, что воспитанными и обученными дети не становятся сами
собой.
В качестве решения собрания предложить памятку для родите-
лей «Чтобы воспитать Человека».
Нужно!
1. Принимать ребёнка таким, каков он есть, чтобы при любых обстоя-
тельствах он был уверен в неизменности вашей любви к нему.
2. Стремиться понять, о чём он думает, чего хочет, почему ведёт себя так,
а не иначе.
3. Внушать ребёнку, что он всё может, если только поверит в себя и бу-
дет работать.
4. Понимать, что в любых проступках ребёнка следует винить прежде
всего себя.
5. Не пытаться «лепить» своего ребёнка, а жить с ним общей жизнью: ви-
деть в нём личность, а не объект воспитания.
6. Чаще вспоминать, какими были вы в возрасте вашего ребёнка.
7. Помнить, что воспитывают не ваши слова, а ваш личный пример.
Нельзя!
1. Рассчитывать на то, что ваш ребёнок будет самым лучшим и способ-
ным. Он не лучше и не хуже, он другой, особенный.
2. Ждать от ребёнка благодарности за то, что вы его вы его родили и вы-
кормили : он вас об этом не просил.
3. Использовать ребёнка как средство для достижения пусть самых благо-
родных, но своих целей.
4. Рассчитывать на то, что ваш ребёнок унаследует ваши интересы и
взгляды на жизнь (увы, они генетически не закладываются).
5. Перекладывать ответственность за воспитание на педагогов, бабушек
и дедушек.
Всего доброго и успехов в воспитании ваших детей!