МААМ-картинки

Родительское собрание «Формирование речи посредством развития моторики рук у детей раннего возраста»

Екатерина Кочкина
Родительское собрание «Формирование речи посредством развития моторики рук у детей раннего возраста»
▼ Скачать + Заказать документы

СЦЕНАРИЙ РОДИТЕЛЬСКОГО СОБРАНИЯ

«РАЗВИТИЕ РЕЧИ И МЕЛКОЙ МОТОРИКИ У ДЕТЕЙ РАННЕГО ВОЗРАСТА»

Цель: показать важность, значимость работы по развитию мелкой моторики рук, научить родителей играм и упражнениям по развитию мелкой моторики рук.

Публикация «Родительское собрание „Формирование речи посредством развития моторики рук у детей раннего возраста“» размещена в разделах

Задачи:

- ознакомить родителей с задачами, методами и приемами работы, дидактическими играми, способствующими развитию речи, мелкой моторики рук детей с 2-3 лет;

- обозначить взаимосвязь мелкой моторики рук и речи дошкольника;

- вызвать желание у родителей развивать у своего ребенка мелкую моторику рук.

Оборудование: плакаты с высказываниями:

«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» (В. А. Сухомлинский)

«Рука – это инструмент всех инструментов» (Аристотель)

«Руки учат голову, затем поумневшая голова учит руки, а умелые руки снова способствуют развитию мозга» (И. Павлов)

Тарелочки на котором рассыпа соль, гуашь разных цветов, кисточки, стакан с водой.

Брошюры с рекомендациями – играми для моторики рук.

Участники: воспитатели, родители.

Форма проведения : собрание-практикум.

Место проведение: помещение группы.

Ход собрания:

Добрый вечер, уважаемые родители!

Мы очень рады приветствовать Вас сегодня на нашей встрече. И хотелось бы вам задать вопрос, почему так важно для детей развитие мелкой моторики рук?

(ответы родителей).

Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движение пальцев рук, расположены очень близко. Стимулируя мелкую моторику рук и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.

Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать ее темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психологическое напряжение.

Известно, что в последние 5-10 лет, уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? (ответы родителей). Родители меньше говорят с детьми, так как многие из них очень заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что смотрят телевизор, играют в телефон. Они редко делают что-то своими руками: современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития мелкой моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т. д.).

Так же очень часто мы, родители, спешим, усаживая ребёнка за прописи. А он чрезмерно старается и огорчается, видя, что не оправдывает ваших надежд. Или, что ещё хуже, начинает бояться школы и всего, что с ней связано. Лучший способ подготовить руку ребёнка к письму – игра.

Работа по развитию мелкой моторики рук должна начаться задолго до поступления ребёнка в школу. Родители и мы, воспитатели, уделяя должное внимание упражнениям, играм, различным заданиям на развитие мелкой моторики и координации движений рук, решаем сразу две задачи:

- косвенным образом влияем на общее интеллектуальное развитие ребёнка;

- готовим к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Письмо – это сложный навык, включающий выполнение тонких координированных движений руки. Почему так важно подготовить руку ребёнка к письму?

Учёные доказали, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышлением малыша. Обычно ребёнок с развитой мелкой моторикой умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.

В дошкольном возрасте важно именно подготовка к письму, а не обучение ему, что часто приводит к формированию неправильной техники письма. Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте, именно к 6 годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.

Если ребёнок активно поворачивает лист бумаги при рисовании или закрашивании, вас это должно насторожить. В этом случае ребёнок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки.

Есть дети, которые рисуют слишком маленькие предметы, как правило, это свидетельствует о жёсткой фиксации кисти при рисовании. Данный недостаток можно выявить, предложив ребёнку нарисовать одним движением круг диаметром примерно 3-4 см (по образцу). Если ребёнок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей: он нарисует вам вместо круга овал, или круг, но значительно меньшего диаметра или рисовать круг он будет в несколько приёмов, передвигая руку.

Работу по развитию мелкой моторики рук нужно вести с самого раннего возраста и регулярно :

• уже в младенчестве можно выполнять массаж пальчиков, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга;

• в раннем и младшем дошкольном возрасте полезно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом («Сорока», «Ладушки», «Капуста»; не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застёгивание и расстёгивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д.);

• в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации руки должна стать важной составляющей подготовки к школе, в частности к письму.

А теперь предлагаю погрузиться в мир беззаботного детства.

Закроем глаза и вспомним положительные моменты совместного времяпрепровождения с семьей. (пауза)

А теперь красками раскрасьте соль в Ваших тарелочках.

(перед родителями разложены тарелочки с рассыпанной солью, гуашь, кисточки, стаканчики с водой)

Теперь расскажите, пожалуйста, что Вы рисовали и какие ощущения при этом у Вас присутствовали?

Этим упражнением мы с Вами развивали и мелкую моторику рук и речь.

А главное как это восприняли? Как игру или как занятие с какими-либо рамками?

Вот незаметно мы подошли к следующему вопросу - Каким образом надо развивать моторик рук у детей?

Существуют множество способов развития мелкой моторики рук, которые можно без труда использовать для игры с ребенком в домашних условиях.

1. способ - нанизывание.

Нанизывать можно все, что угодно (пуговицы, бусы, макароны, кусочки бумаги, сухие листья, сухие ягоды рябины) и на, что угодно (палочки, трубочки, шнурок, нить).

Можно родителям предложить самим попробовать нанизывать макароны на шнурок.

2 способ - рисование.

Рисуем пальчиками, кистью, карандашом, песком, крупой, пластилином, зубной пастой, нитью, шерстью.

Пример рисование ниткой

3. способ – сортирование.

Сортируем предметы используя крупы, предметы с разными формами, поверхностью, наполнением.

Разбить родителей на 3 команды. Перед каждой командой по тазику смешанной круппы (рис, горох, макароны). Кто быстрее рассортирует крупу по каждой отдельной банке.

4. Способ - ощупывание.

Ощупываем мешочки с разными крупами, предметы с различной текстурой и другое.

5. Способ – поиски.

В ёмкости размещаем основную массу однородного наполнителя - крупа, песок, шары и др. В нее помещаем предмет - ребенок ищет руками предмет, спрятанный на дне.

6. Способ - лепка.

Лепим из теста, пластилина, бумаги, глины.

7. Способ - игры с отработанным материалом.

Используются обрывки бумаги, контейнеры после яиц, пробки от пластиковых бутылок и т. д.

8. Способ - отщипывание.

Отщипываем от куска пластилина, от листа бумаги, от комочка шерсти.

9. Способ - расплющивания, размазывания.

Размазываем пластилин по доске, расплющиваем тесто между пальцами.

10. Способ -наматывание.

Наматываем ленты, нити на палочки, шпульки, мячи.

Так же можно использовать клубочки ниток.

Любой способ развития моторики можно обыгрываем с помощью пальчиковых игры. Они очень эмоциональные, простые. Их можно проводить в детском саду и семье. Пальчиковые игры как бы отражают объективную реальность окружающего мира – предметов, животных, людей, их деятельность, а также процессы, происходящие в природе. В ходе пальчиковых игр, дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатываются ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Самым простым является изображение пальцами различных фигурок. Но начинать пальчиковые игры надо с разминки пальцев. Например:

«Играем на барабане» — ритмичные движения указательных пальцев вверх-вниз.

«Фонарики» — вращательное движение кистями обеих рук.

«Веселые брызги» — отрывистые движения кистями рук сверху вниз распрямляя и сгибая пальцы в кулачки.

«Погрозим» — указательным пальцем погрозить попеременно каждой рукой.

«Пальчики» — пальцы «шагают», «бегают», «танцуют».

«Музыканты» — пальцы «играют» на различных инструментах.

Итак, самым простым является изображения пальцами различных фигурок.

«Домик» - Дом стоит с трубой и крышей

На балкон гулять я вышел

«Очки» - Бабушка очки надела

И внучонка разглядела

«Грабли» - Листья падают в саду,

Я их граблями смету

«Шарик» - Надуваем быстро шарик. Он становится большой.

Вдруг шар лопнул, воздух вышел – Стал он тонкий и худой.

«Корзина» - В лес корзинку я беру

И грибы в не кладу.

«Зайка и Ушки» - Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает, и скачет,

Веселит своих зайчат.

«Коза» -У козы торчат рога,

Забодать может она.

«Дерево» -У дерева ствол,

На стволе много веток,

А листья на ветках

Зеленого цвета.

«Как живешь?»

-Как живешь?

-Вот так! (большой палец вверх)

-А плывешь?

-Вот так! (имитация плавания)

-Как бежишь?

-Вот так! (указательный и средний пальцы (бегут)

-Вдаль глядишь?

-Вот так! (Приставляем г глазам «бинокль»)

-Ждешь обед?

-Вот так! (подпираем щеку кулаком)

-Машешь вслед?

-Вот так! Помахать руками)

-Утром спишь?

-Вот так! (обе руки под щеку)

-А шалишь? (хлопаем по надутым щекам)

Предлагаем несколько вариантов игр с мелками предметами

Развивающая игра «Рисовые забавы»

Одна из развивающих игр – это игра с рисом (можно и с другой крупой). Эта игра не только развивает мелкую моторику рук малыша, но и речь, фантазию, мышление. Для игры вам понадобятся: рис, различные мелкие предметы, емкость для риса (ведро, коробка).

Высыпьте рис в коробку или ведро. Желательно, чтобы крупы было побольше. Соберите по паре различных мелких предметов (ложки, скрепки для бумаг, пуговицы, монеты, карандаши и так далее). Закопайте в рисе по одному предмету с каждой пары. Дайте ребенку предметы, пусть их рассмотрит, ощупает. Затем попросите найти в рисе пару для каждого. Искать малыши должны только на ощупь.

- Собирание пирамидок знакомит с такими понятиями, как цвет, размер и форма предмета, развивает мелкую моторику, координацию движений, внимание, память и логическое мышление, учит из отдельных составляющих собирать целый предмет.

- Застёгивание и расстёгивание пуговиц, кнопок, крючков. Хорошая тренировка для пальчиков, совершенствуется ловкость и развивается мелкая моторика рук.

Игра с мячиками

Массажные гладкие и колючие мячики. (Можно катать по ладошке, столу, коврику)

С гладким мячиком.

Колобок рукой катаю (правой ладонью катаю мячик по левой)

Взад, вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку будто я сметаю крошку. (Гладим мячиком ладонь)

И сожму его немножко, как сжимает лапу кошка (сжимаем и разжимаем мячик)

Колобок я разожму и другой рукой начну

Колобок наш отдохнёт и опять игра начнёт (повторяем тоже самое другой рукой)

С мячиком ёжиком.

Маленький колючий ёж

До чего же ты хорош (катаем мячик ёжик по ладошке правой рукой)

Покажи свои иголки,

Хоть они и очень колки (катаем мячик по ладошке левой рукой).

Так же моторику рук можно развивать играючи делая упражнения в хозяйственно-бытовой деятельности, не бойтесь вовлекать ребёнка в свои домашние дела. Все просто: «бытовых» занятий, отлично развивающих руку и пальцы, огромное количество! Вот упражнения, в которых малыш может тренировать мелкую моторику, помогая родителям и чувствуя себя нужным и почти взрослым:

1. Снимать шкурку с овощей, сваренных в мундире. Очищать крутые яйца. Чистить мандарины.

2. Собирать с пола соринки. Помогать собирать рассыпавшиеся по полу предметы (пуговицы, гвоздики, фасоль, бусинки).

3. Лепить из теста печенье.

4. Открывать почтовый ящик ключом.

5. Пытаться самостоятельно обуваться, одеваться. А так же разуваться и раздеваться. Для этого часть обуви и одежды должны быть доступны ребенку, чтобы он мог наряжаться, когда захочет. Учиться самостоятельно надевать перчатки. Пробовать зашнуровывать кроссовки.

6. Помогать сматывать нитки или веревку в клубок (О том, кто их размотал лучше умолчать)

7. Вешать белье, используя прищепки (нужно натянуть веревку для ребенка).

8. Помогать родителям отвинчивать различные пробки - у канистр с водой, пены для ванн, зубной пасты и т. п.

9. Помогать перебирать крупу.

10. Рвать, мять бумагу и набивать ей убираемую на хранение обувь.

11. Вытирать пыль, ничего не упуская.

12. Искать край скотча. Отлеплять и прилеплять наклейки.

13. Перелистывать страницы книги.

Заключительная часть:

Развитие мелкой моторики рук у ребенка - очень важная задача для родителей и воспитателей.

На игры по развитию мелкой моторики рук стоит отводить не более 10-15 минут. Ребенка не заставляем играть, а вовлекаем в процесс игры. С раннего возраста мы обязаны заложить ребенку то, что поможет ему развиваться дальше.

Уважаемые родители, теперь вы знаете для чего и как нужно развивать мелкую моторику. У кого-то есть вопросы?

- Спасибо вам, что вы нашли время посетить родительское собрание.

Думаю, что вы провели это время с пользой для себя. Хочется пожелать вам терпения, успехов в воспитании наших детей. До новых встреч!

Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

Дидактические игры для развития мелкой моторики у детей раннего возрастаДидактические игры для развития мелкой моторики у детей раннего возраста Мои малыши - это просто непоседы. Любят бегать, прыгать, танцевать, играть. Надо обладать большой фантазией, чтобы их увлечь с пользой.

Итоговое родительское собрание «Мы уже не малыши» в группе раннего возраста Итоговое родительское собрание «Мы уже не малыши» в группе раннего возраста. Цель собрания: • подвести итоги совместной деятельности.

Пластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возрастаПластилинография как средство развития мелкой моторики у детей раннего возраста «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев» В. А. Сухомлинский. Занятия пластилинографией, представляют большую возможность, для.

Способы развития мелкой моторики рук у детей раннего возрастаСпособы развития мелкой моторики рук у детей раннего возраста Уровень развития движений ребенка определяет уровень его физического и психического развития. Поэтому, начиная с самого раннего возраста,.

Родительское собрание «Адаптация детей к детскому саду в группе раннего возраста» Сегодня мы собрались, чтобы обсудить проблему адаптации ребёнка в детском саду Адаптация - это приспособление организма к изменяющимся внешним.

Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством разных видов детской деятельности» (фотоотчет)Родительское собрание «Развитие мелкой моторики рук дошкольников посредством разных видов детской деятельности» (фотоотчет) В 1 младшей группе «Пчелки» прошло родительское собрание на тему: «Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста посредством.

Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр»Родительское собрание «Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр» Родительское собраниеТема собрания: "Сенсорное воспитание детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр" Цель собрания:.

Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста»Родительское собрание в группе раннего возраста «Об адаптации и нравственном воспитании ребёнка раннего возраста» Уважаемые коллеги,хочу сказать Вам огромное спасибо и извенить, потому что многое для этого собрания я взяла у Вас. Например, письмо "Я.

Родительское собрание во 2 группе раннего возраста в нетрадиционной формеРодительское собрание во 2 группе раннего возраста в нетрадиционной форме Тема: «Взаимодействие ДОУ и семьи, как условие полноценного развития личности». Мы работаем с детьми раннего возраста. Из опыта работы.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание «Формирование речи посредством развития моторики рук у детей раннего возраста»
Опубликовано: 16 июня 2020 в 14:33
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Родительское собрание «Формирование речи посредством развития моторики рук у детей раннего возраста»» (включая файлы) размещена пользователем Екатерина Кочкина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


МААМ-картинки

РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД