Оксана Жданова
Родительское собрание «Работа логопедического пункта» (сентябрь)
▼ Скачать + Заказать документы
Слайд №1.
Основные задачи логопункта :
1. Формирование и развитие фонематического слуха у детей с нарушениями речи;
2. Коррекция нарушений звуковосприятия и звукопроизношения;
3. Своевременное предупреждение и преодоление трудностей речевого развития;
4. Привитие детям навыков коммуникативного общения;
5. Оказание консультативной помощи родителям (законным представителям, педагогам ДОУ по вопросам предупреждения и устранения речевых нарушений у детей дошкольного возраста.
Слайд №2
Публикация «Родительское собрание „Работа логопедического пункта“ (сентябрь)» размещена в разделах
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Работа с родителями. Взаимодействие с семьями
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2014
Правила зачисления на логопедический пункт :
На логопедический пункт зачисляются дети, имеющие нарушения в развитии устной речи (ОНР, ФФНР, ФНР).
Зачисление в логопедический пункт осуществляется на основе обследования речи детей (ЦПМПК, которое проводится в апреле-мае.
Слайд №3
Что такое ОНР?
Общее недоразвитие речи — различные сложные речевые расстройства, при которых нарушено формирование всех компонетов речевой системы, т. е. звуковой стороны (фонетики) и смысловой стороны (лексики, грамматики). При этом остается в норме физический слух и интеллект.
Впервые термин ОНР был введён в 50-60 годах 20 века основоположником дошкольной логопедии в России Р. Е. Левиной.
Причинами общего недоразвития речи (ОНР) являются различные неблагоприятные воздействия как во внутриутробном периоде развития (интоксикации, токсикоз, так и во время родов (родовая травма, асфиксия, а также в первые годы жизни ребёнка.
Слайд №4
Уровни ОНР:
1 уровень речь отсутствует совсем;
2 уровень формируется фразовая речь, ребёнок говорит несложные слова;
3 уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
4 уровень характеризуется нерезко выраженными остаточными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития речи.
Характеристика детей ОНР 3 уровень.
- Хороший словарь бытовых слов, но плохо усваиваются абстрактные понятия: названия времен года, обобщающие понятия (огурчик, помидор, капуста - ребенок показывает и называет, но назвать одним словом "овощи" не может, характерна замена слов близлежащими: детеныша собаки называет собачонкой.
- В грамматике характерны упрощение предлогов, в уменьшительно-ласкательной форме - неправильное употребление суффиксов, при счете - ошибки в окончаниях слов.
- Разговорная фраза развернутая, но составление рассказа по серии сюжетных картинок, пересказ в силу дефицита речевого планирования вызывает затруднение.
У некоторых детей наблюдается также и нарушение звукового оформления речи, в таких случаях важно при диагностике уточнить сохранность или нарушенность фонематического восприятия.
Недоразвитие речи накладывает отпечаток и на развитие познавательных процессов: у детей с ОНР наблюдается неустойчивое внимание, снижение памяти, слабое словесно-логическое мышление.
Слайд №5
Формы организации образовательной деятельности:
- Индивидуальная и подгрупповая;
- С 1 по 15 сентября проводится обследование речи дошкольников (заполнение речевых карт); занятия проводятся с 15 сентября по 15 мая;
- Индивидуальные и подгрупповые занятия проводятся 2 – 3 раза в неделю;
На индивидуальных занятиях осуществляется подбор комплексных упражнений, направленных на устранение специфических нарушений звуковой стороны речи. Для подгрупповых занятий объединяются дети одной возрастной группы, имеющие сходные по характеру и степени выраженности речевые нарушения, продолжительностью 20 - 30 минут.
Слайд №6
Структура индивидуального занятия:
На индивидуальных занятиях с детьми проводится:
Гимнастика (дыхательная, артикуляционная, пальчиковая);
Постановка звуков разными способами (по подражанию, механический, смешанный);
Автоматизация звуков в речи;
Дифференциация звуков в речи;
Обогащение словарного запаса;
Закрепление полученных знаний.
Слайд №7,№8
Основной комплекс артикуляционной гимнастики:
«Лягушка» - улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы. Удерживать данное положение на счет до 5. Прикус должен быть естественным, нижняя челюсть не должна выдвигаться вперед;
2. «Хоботок» - губы и зубы сомкнуты. С напряжением вытянуть губы вперед трубочкой, округлить. Удерживать в таком положении на счет до 5.
3. «Накажем непослушный язычок» - губы в улыбке. Легко покусывать язык по всей длине от кончика до корня, попеременно высовывая и снова втягивая.
4. «Блинчик» - улыбнуться, открыть рот. Положить широкий язык на нижнюю губу. Удерживать в спокойном состоянии на счет до 5. В этом упражнении важно, чтобы нижняя губа не напрягалась и не натягивалась на нижние зубы.
5. «Горка» - открыть рот. Кончик языка упирается в нижние резцы, спинка поднята вверх.
6. «Вкусное варенье» - улыбнуться, открыть рот. Широким кончиком языка облизать верхнюю губу одним движением сверху вниз и убрать язык вглубь рта.
7. «Индюки сердятся» -улыбнуться, широко открыть рот. Положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывая зык от губы, как бы поглаживая ее. Темп упражнения постепенно убыстрять, чтобы слышалось «бл-бл-бл». Следить за тем, чтобы язык не сужался, он должен быть широким.
8.«Качели» - улыбнуться, открыть рот. На счет «один-два» поочередно упираться языком за верхние зубы, то в нижние зубы. Нижняя челюсть неподвижна.
9. «Чашечка» - улыбнуться, открыть рот. Кончик и боковые края приподнять к верхним зубам. Нижняя губа не натягивается на нижние зубы.
10. «Парус»-улыбнуться, широко открыть рот. Язык в форме чашечки плотно примыкает к верхним зубам. Нужно подуть, удерживая язык в таком положении.
11. «Лошадка» - присосать язык к небу, со щелчком оторвать его. Цокать медленно и сильно, растягивая подъязычную уздечку. Подбородок неподвижен.
12. «Грибок»- рот открыть, язык присосать к небу.
13. «Гармошка» - рот открыть, язык присосать к небу. Не отрывая язык от неба, сильно оттянуть вниз нижнюю челюсть. Вернуться в исходное положение.
14. «Маляр» - рот открыть. Широким кончиком языка, как кисточкой, проводить от верхних зубов до мягкого неба и назад.
Слайд №9
Дыхательные упражнения:
«Снежинка»
Ход игры: ребенку предлагается подуть на вату, мелкие бумажки. Губы ребенка округлены. Щеки не надувать!
«Вертушка»
Ход игры: ребенку предлагается подуть на вертушку.
«Забей год»
Ход игры: ребенку предлагается сильно подуть на теннисный мячик, чтобы забить его в ворота-лего.
Также – «Мыльные пузыри», «Свистульки», «Подуй в дудочку!», «Надуй шарик»
Слайд №10
Игры на развитие грамматического строя речи:
«ОДИН-МНОГО»
ЦЕЛЬ: Упражнять детей в образовании множественного числа существительных в именительном падеже.
Пример: стол – столы, шапка – шапки
.«Веселый счет (1 – 10, (1-5)»
ЦЕЛЬ: Упражнять детей в согласовании числительных с существительными в роде и числе.
Пример: одна ложка, две ложки, три ложки, четыре лодки, пять ложек.
«ЧЕГО НЕ СТАЛО?»
ЦЕЛЬ: Упражнять детей в согласовании числительных с существительными в родительном падеже.
Пример: предложить ребенку несколько картинок, затем их перевернуть или закрыть (по очереди) и задать вопрос – «Чего не стало?», ребенок должен вспомнить и назвать картинку в родительном падеже (ложки, телефона, ручки)
«НАЗОВИ ЛАСКОВО»
ЦЕЛЬ: Упражнять детей в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательным суффиксом.
Пример: лодка – лодочка, забор – заборчик, носок – носочек
«ИЗМЕНИ ПРЕДЛОЖЕНИЕ»
ЦЕЛЬ: Упражнять детей в употреблении местоимений: Я, ТЫ, МЫ, ВЫ, ОН, ОНА, ОНИ во фразах и предложениях.
Пример: Я ем суп, ТЫ ешь суп, МЫ едим суп, ВЫ едите суп, ОН ест суп, ОНА ест суп, Они едят суп.
Слайд №11.
Пальчиковая гимнастика (примеры) :
1. Ладони на столе (на счет "раз-два" пальцы врозь - вместе.)
2. Ладошка - кулачок - ребро (на счет "раз, два, три").
3. Пальчики здороваются (на счет "раз-два-три-четыре-пять" соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т. д.).
Использование массажных мячиков
Я кругом мячик катаю
Взад – вперед его гоняю.
Им поглажу я ладошку -
Будто я сметаю крошку
И сожму его немножко
Как сжимает лапу кошка.
Каждым пальцем мяч прижму,
И другой рукой начну.
А теперь последний трюк,
Мяч летает между рук.
Слайд №12
Основные правила работы при выполнении заданий логопеда.
1. Логопедические домашние задания выдаются в пятницу и возвращаются в понедельник.
2. Домашнее задание ребенок выполняет с родителями в течение 5–20 минут 2 раза в день.
3. Если вы заметили, что у ребенка пропал интерес к занятию, прекратите его, возобновив снова спустя некоторое время.
4. Артикуляционная гимнастика выполняется перед зеркалом.
5. Консультацию о правильном её выполнении вы можете получить у логопеда.
6. Ваша речь должна быть образцом для ребенка.
7. Не заостряйте внимание ребенка на недостатках его речи. Однако, когда изучаемый звук находиться на этапе автоматизации (т. е. поставлен, родителям нужно в ненавязчивой форме напомнить о его правильном произношении.
8. Пусть выполнение домашних заданий станет для ребенка игрой.
9. Приучайте ребенка бережно относиться к тетради и прилагаемым карточкам. (Карточки сдаются вместе с тетрадью).
Что может входить в домашние задания:
- Задание на развитие артикуляционной моторики.
- Задание на развитие мелкой моторики.
- Задание на развитие направленной воздушной струи.
- Задание на автоматизацию поставленного звука
- Лексико-грамматические игры и упражнения.