Исмагилова Ильвера
Родительское собрание на тему «Коррекционная деятельность учителя-логопеда на логопункте»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: познакомить родителей с направлениями коррекционной работы на логопункте и проведение профилактической работы по правильному развитию речи детей
План проведения:
1. Значение развитой речи
2. Особенности детей с нарушением речи.
3. Причины речевых нарушений.
4. Основные направления логопедической работы.
5. Рекомендации учителя-логопеда.
Содержание.
Публикация «Родительское собрание на тему „Коррекционная деятельность учителя-логопеда на логопункте“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Консультации логопеда для родителей
- Работа логопеда. Логопедия
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Я думаю, что не стоит убеждать Вас в огромной значимости развитой речи. Вы должны помнить, что чем богаче и правильнее речь ребёнка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем луче его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, больше возможностей познать мир, и его личность будет развита, наиболее гармонична. А следствием всего этого будет успешное обучение в школе.
И наоборот, самое незначительное расстройство речи может отразиться на деятельности и поведении ребёнка. В школе этого ребёнка могут дразнить, что очень тяжело отражается на его психике. Дети, плохо говорящие быстро начинают понимать свой недостаток, они становятся более замкнутыми, застенчивыми, нерешительными, и в результате начинают развиваться комплексы, снижается успеваемость, появляется неуверенность в себе. При этом нужно учитывать, что плохая речь может сильно отразиться на грамотности.
Все дети проходят определенные этапы в развитии речи: сначала ребенок гулит, затем лепечет, говорит слова и, наконец, фразы. Важную роль в прохождении этих периодов играют родители, которые разговаривают с малышом, рассказывают ему об окружающих предметах и явлениях, побуждают кроху отвечать. Но каждый ребенок индивидуален. Один уже в год с небольшим тараторит без умолку. Другой предпочитает молчать до трех лет.
Почему же так происходит? Почему у одного ребёнка речь развита правильно, а у другого нет?
Причин нарушения речи в целом может быть много:
- это могут быть болезни матери во время беременности (токсикозы инфекционные заболевания, бесконтрольный приём лекарственных препаратов, вредные привычки, возраст матери, экология);
- это м. б асфиксия плода и родовая травма;
- наследственные заболевания, частые заболевания ребенка в первые месяцы, в первые годы жизни;
- это м. б. неправильное воспитание ребенка в семье (когда родители культивируют несовершенное произношение в семье, тем самым задерживая у него развитие звукопроизношения, подражание неправильной речи взрослых, двуязычие, долгое сосание соски и т. д).
Если имелись у вас те или иные факторы, первый раз к логопеду нужно обратится в возрасте 3 лет.
На нарушение же произносительной стороны речи могут повлиять особенности строения арт. аппарата. Это могут быть аномалии зубочелюстной системы, дефекты прикуса. В этих случаях нужно обратиться к ортодонту. Патологические изменения языка также могут повлиять на звукопроизношение (слишком большой или слишком маленький язык, укорочение подъязычной связки. И еще один из наиболее важных факторов что может повлиять на развитие правильного произношения это развитие фонематического слуха.
По результатам диагностики речевого развития дети с нарушениями речи зачисляются на логопункт, где с детьми проводиться коррекционная работа по исправлению нарушений речи. На логопункт зачисляются дети с фонетическим недоразвитием речи, с фонетико-фонематическим недоразвитие речи и с нерезко выраженным общим недоразвитием речи. Дети же с тяжелыми нарушениями речи в логопункт не зачисляются. Эти дети должны посещать логопедические группы. В перую очередь зачисляются дети подготовителбной группы.
На логопункте проводится специализированная работа с детьми по следующим направлениям:
- формирование правильного звукопроизношения;
- развитие артикуляционных движений, движений органов речи (губ, щек, языка);
- совершенствование фонематических процессов, т. е. умения различать на слух звуки речи, слоги, слова в речи, схожие по звучанию, артикуляции;
- совершенствование грамматического строя речи;
- обогащение, активизация словарного запаса речи;
- развитие мелкой моторики рук, т. е. движений пальчиков (учеными доказано, что развитие мелких движений пальчиков взаимосвязано с развитием речевых зон головного мозга);
- сенсорное развитие;
- развитие связной речи, подразумевающее умение составлять рассказы, пересказывать тексты, рассказывать стихотворения, загадки, пословицы;
- совершенствование просодической стороны речи, включающее выработку дикции, выразительности речи, правильного дыхания, работу над правильным ударением, темпом речи.
- формирование навыка звукового анализа,
- предупреждение нарушений письма и чтения.
Успешное преодоление речевого недоразвития зависит не только от работы учителя-логопеда, но и в большей степени от взаимосвязи с родителями. Какова же роль семьи, родителей в преодолении речевых нарушений у детей?
Не надо думать, что речевые дефекты исчезнут сами собой со временем. Для их преодоления необходима систематическая, длительная коррекционная работа, в которой родителям отводится значительная роль, поскольку большее время ребенок проводит дома с близкими ему людьми. Родители должны формировать правильное отношение к речевому нарушению у ребенка:
- не ругать ребенка за неправильную речь;
- ненавязчиво исправлять неправильное произношение;
- не заострять внимание на запинках и повторах слогов и слов;
- осуществлять позитивный настрой ребенка на занятия с педагогами.
Кроме того, родители сами должны научиться выполнять и показывать ребенку простые артикуляционные упражнения для подготовки речевого аппарата к правильному звукопроизношению.
Для всех родителей могу сказать, что речь происходит в постоянном общении со взрослыми. Возвращаясь из д/с обязательно спросите, что он делал в д/с, с кем играл, какие были занятия. На улице наблюдайте за птицами, деревьями, людьми, явлениями природы, обсуждайте увиденное. Если ребенку трудно рассказывать, задавайте наводящие вопросы. Научите своего ребенка пересказывать прочитанное. Начните с самых маленьких сказок, в которых много повторов. Считалки, потешки, загадки легко запоминаются и развивают помять, что способствует расширению активного и пассивного словаря. Необходимо учитывать важность речевого окружения ребенка. Родители должны следить за правильностью собственной речи. Речь должна быть четкой, ясной, грамотной, выразительной. Выражайтесь доступным ребенку языку.
Вы можете всегда рассчитывать на консультативную помощь. Я очень надеюсь, что мы с вами будем сотрудничать и вместе добьёмся хороших результатов. Спасибо за внимание.