Наталья Старовойтова
Родительское собрание «Готовность к обучению в школе»
(с родителями будущих первоклассников)
Тема: Готовность ребенка к школе
Цель: создание условий для включения родителей будущих первоклассников в процесс подготовки ребенка к школе.
Задачи:
• Познакомить родителей с проблемами первоклассников их причинами и способами коррекции.
Публикация «Родительское собрание „Готовность к обучению в школе“» размещена в разделах
• Вооружить практическими советами и рекомендациями по подготовке ребенка к школе.
Ход собрания
Педагог-психолог:
Добрый день, уважаемые родители, мамы и папы, бабушки и дедушки! Если Вы сегодня здесь, значит, Ваши дети скоро пойдут учиться в школу.
А я Вам хочу предложить игру на внимание «Снежный ком», которая поможет нам познакомиться.
Давайте встанем все в круг. Я говорю свое имя, следующий повторяет мое имя и называет свое и т. д.
Осталось не так много времени, и Ваши дети из дошкольников станут школьниками, а Вы – родителями учеников. Сегодня мы здесь с Вами для того, чтобы обсудить проблему психологической готовности к школе (Слайд1). Что это такое, нужно ли детей готовить к школе?
Решите, пожалуйста, уравнение (Слайд 2).
-Трудно? Не получается? Почему? Вот и детям, когда они приходят учиться в школу, трудно, и, чтобы они смогли справиться с учебной программой, чтобы хорошо учились, необходима определенная база знаний и умений, т. е. необходима подготовка к школе.
Сейчас еще побудем в роли учеников. Сейчас мы с вами выполним интересное упражнение. Главное условие: не смотреть ни на кого и слушать мою инструкцию. Перед вами у каждого на столе лежит лист. Все листы одинаковой формы, размера, качества, цвета. Слушайте внимательно и выполняйте следующее:
1. Сложите лист пополам.
2. Оторвите правый верхний уголок.
3. Опять сложите лист пополам.
4. Снова оторвите правый верхний уголок.
5. Сложите лист пополам.
6. Оторвите правый верхний уголок
Продолжите эту процедуру, пока она будет возможна. Теперь раскройте свою красивую снежинку. Сейчас я прошу вас найти среди остальных снежинок точно такую же, как и у вас. Снежинки должны быть совершенно одинаковые.
Нашли? А почему? Как вы думаете?
Среди нас одинаковых людей нет, поэтому и снежинки получились разные, хотя инструкция и правила для всех была совершенно одинаковые. Вот и наши дети все разные. Различны их способности, возможности и личностные качества.
Как Вы думаете, что значит готовый к школе ребенок? Это какой?
(Ответы родителей)
Педагог-психолог:
Готовность ребёнка к школе подразумевает : психологическую., педагогическую и физическую готовность.
(Слайд 3).
(Слайд 4).
- Физически развитый;
- Любознательный, активный;
- Эмоционально отзывчивый;
- Способный управлять своим поведением и планировать свои действия;
- Способный решать личностные и интеллектуальные задачи (проблемы);
- Имеющий первичные представления о себе, семье, обществе, государстве, мире и природе
- Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности
- Овладевший необходимыми умениями и навыками
Как Вы думаете, что же такое психологическая готовность ребенка к школе (Слайд 5).
Педагог-психолог:
Итак, личностная готовность включает в себя : (Слайд 6)
Общение ребенка с детьми не должно отличаться особой конфликтностью, к школьному возрасту он должен легко устанавливать деловые контакты, относиться к сверстникам как к партнерам. В противном случае, ребенку будет сложно выслушать ответ одноклассника, продолжить рассказ, начатый другим, адекватно отреагировать на успех или неудачу другого ребенка. Общение с другими детьми важно для формирования способности к децентрации – умения встать на точку зрения другого, принимать ту или иную задачу как общую, взглянуть на себя или свою деятельность со стороны.
Реакциям дошкольника свойственна непосредственность, импульсивность. На пороге школьного возраста происходит утрата «детскости». Если же уровень произвольности остается низким, то дети не видят за вопросами взрослого учебной задачи, а воспринимают их как повод для непосредственного, житейского общения. Такие дети могут прервать учителя вопросом, не относящимся к уроку, выкрикивать с места, называть учителя не по имени-отчеству, а «тетя Таня».
Педагог-психолог: (Слайд 7)
Психологическая готовность включает сформированность следующих психических функций: Память, мышление, воображение, внимание.
Память (Слайд 8)
Для ребенка 6-7 лет вполне доступно такое задание – запомнить 10 слов, не связанных по смыслу. В первый раз он повторит от 2 до 5 слов. Можно называть слова еще несколько раз и после 3-4 предъявлений ребенок обычно запоминает более половины слов. Если ребенок 6-7 лет не может запомнить более 3 слов с 4-го предъявления, возможно, ему необходима консультация невропатолога. К 7 годам процесс формирования произвольного запоминания можно считать завершенным.
Мышление (слайд 9)
Совершенствуется наглядно-действенное мышление (манипулирование предметами, улучшается наглядно-образное мышление (манипулирование образами и представлениями). Например, дети этого возраста уже могут понять, что такое план комнаты. С помощью схематичного изображения групповой комнаты дети могут найти спрятанную игрушку. Полезны игры «Найди клад», «Лабиринты». И начинают активно формироваться предпосылки логического мышления, которое окончательно формируется к 14 годам. Продолжает совершенствоваться восприятие.
Внимание (Слайд 10)
Важным показателем развития внимания является то, что в деятельности ребенка появляется действие по правилу – первый необходимый элемент произвольного внимания. Вызывает тревогу ребенок 6, а особенно 7 лет, который не в состоянии сосредоточиться на необходимой, но не интересной деятельности хотя бы 5-10 минут.
Воображение (Слайд 11)
становится активным – произвольным. А также воображение выполняет еще одну роль – аффективно-защитную. Она предохраняет растущую, легко ранимую душу ребенка от чрезмерно тяжелых переживаний и травм.
Педагог-психолог: (Слайд 12)
Что в себя включает социальная готовность к школе : у ребёнка, поступающего в школу, должен быть определенный уровень познавательных интересов, готовность к изменению социальной позиции, желание учиться. Т. е. у него должна быть сформирована мотивация учения – интерес к новым знаниям, желание научиться чему-то новому. Также, на рубеже 6 лет формируется внутренняя позиция школьника – эмоционально-благополучное отношение к школе, минимальное стремление к игровым и развлекательным (дошкольным) элементам деятельности, ребенок осознает необходимость учения, понимает ее важность и социальную значимость. Но помните, что желание пойти в школу и желание учиться существенно отличаются друг от друга. Многие родители понимают, насколько важно у ребёнка желание учиться, поэтому они рассказывают ребёнку о школе, об учителях и о знаниях, приобретаемых в школе. Все это вызывает желание учиться, создает положительное отношение к школе.
(Слайд 13)
Познакомьте ребенка с его учителем еще до официального начала занятий.
(Слайд 14)
Посетите несколько раз его будущую классную комнату, дайте ему посидеть за партой и все как следует рассмотреть, чтобы обстановка не казалась ребенку незнакомой, прогуляйтесь вместе по школе и школьному двору.
(Слайд 15)
Постарайтесь познакомить ребенка с некоторыми из его одноклассников. Хорошо, если ребенок будет ходить в школу не один, а вместе с каким-нибудь одноклассником, живущим по соседству.
(Слайд 16)
Расскажите ребенку о приблизительном расписании уроков и времени, отведенному на уроки, пере мены, обед, а также когда начинаются и кончаются уроки.
(Слайд 17)
Спросите ребенка, что он чувствует, идя в школу, о его положительных и негативных впечатлениях. Старайтесь акцентировать внимание ребенка на положительных моментах: на интересных занятиях и возможности завести новых друзей.
(Слайд 18)
Скажите ребенку, что чувствовать волнение несколько первых дней – абсолютно нормально, и что это испытывают все дети без исключения. Успокойте его, что при возникновении возможных проблем вы поможете ему их разрешить.
Педагог-психолог:
В детских дошкольных учреждениях это делают, проводят занятия по определенной программе. В школах организуются подготовительные курсы. Но даже самые квалифицированные и заинтересованные педагоги и психологи не смогут помочь ребенку так, как способны помочь родители (Семья). Ведь только вы знаете своего ребенка с момента рождения, только вам известны все его увлечения, только вам он доверяет полностью, вам знакомы все его сильные и слабые стороны и, наконец, только вы заинтересованы в его успехах больше всех.
Так как же помочь своему ребенку стать успешным учеником? На что стоит обратить внимание?
• состояние здоровья;
• физическое развитие;
• развитие анализаторных систем;
• развитие мелких групп мышц;
• координация движений в соответствии с возрастной нормой;
• готовность организма ребенка к учебным нагрузкам;
А теперь посмотрим, как же Вы можете развивать эти познавательные процессы у своего ребенка. Лучший способ – это, конечно же, игра. Совместные занятия ребенка со взрослым, включающие познавательные элементы – это к тому же способ повышения учебной мотивации. Сегодня мы познакомимся с играми и упражнениями, направленными на развитие внимания, памяти и мышления, т. к. это наиболее важные познавательные процессы, и которые чаще всего бывают хуже развиты у детей.
Поработаем в группах. Каждой группе будет дано задание: прочитать описание игры, понять ее, а затем кто-то один из группы познакомит всех нас с этой игрой.
1 группа
Развитие памяти
Игра «Доскажи словечко»
Ребенку дается инструкция: «Сейчас я назову пары слов, а ты постарайся их запомнить».
(Слова называть медленно)
Кукла – играть / щетка - зубы
Курица – яйцо / лампа - вечер
Солнце – лето / груша – компот
Корова – молоко / мышка – норка
Книга – читать / бабочка – цветок
Затем ребенку говорят: «Теперь я буду называть только первое слово каждой пары, а ты называй второе».
2 группа
Развитие внимания
Игра «Найди отличия» (Слайд 19)
Предлагается карточка с изображением двух картинок, имеющих несколько различий. Ребенок должен не только найти и показать эти отличия, но и рассказать, что есть на одной картинке и нет на другой.
3 группа
Развитие мышления (Слайд 20)
Педагог-психолог:
Поиграем в игру «Запрещенное слова». (Развитие произвольности)
Цель: выявление уровня произвольности, определение сформированности «внутренней позиции школьника».
Инструкция: «Сейчас мы будем играть в игру. Я буду задавать тебе вопросы, отвечая на которые нельзя произносить слова "да" и "нет". Повтори, пожалуйста, какие слова нельзя будет произносить». После того как испытуемый подтвердит, что он понял правило игры, экспериментатор начинает задавать ему вопросы, провоцирующие ответы «да» и «нет».
1. Ты хочешь идти в школу?
2. Ты хочешь еще на год остаться в детском саду?
3. Ты любишь, когда тебе читают книжки?
4. Ты сам просишь, чтобы тебе почитали книжку?
5. Ты любишь гулять?
6. Ты любишь играть?
7. Ты хочешь учиться?
8. Ты любишь болеть?
9. Пытаешься ли ты бросить работу, которая у тебя не получается?
10. Тебе нравится заниматься в детском саду?
11. Тебе нравятся школьные принадлежности?
12. Если бы тебе разрешили учиться дома с мамой, ты согласился бы на это?
Критерии оценки
• Ребенок соблюдает правила игры, отвечает быстро и правильно на 9—12 вопросов — 2 балла.
• Ребенок затрудняется с ответами, больше молчит, с трудом находит правильные ответы на 4—8 вопросов — 1 балл.
• Ребенок нарушает правила, давая (в основном без раздумий) в большинстве случаев запрещенные ответы или правильно отвечает лишь на 1—3 вопроса — 0 баллов.
Итог собрания. Рефлексия
Изменилось ли ваше представление о проблеме готовности ребенка к школе?
Изменилось ли Ваше видение родительской помощи на этапе подготовки ребенка к школе?
Всем родителям от себя лично хочу сказать: «Любите своих детей, жалейте их, помогайте легче пройти адаптацию в 1 классе, а для этого по максимуму подготовьте своего ребенка к обучению в школе»