Маргарита Енякина
Родительское собрание «Как воспитать толерантного человека»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность:
Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности обусловлена изменениями, которые тревожат российское общество. Это рост агрессивности, недоброжелательности, нетерпимости, озлобленности, конфликтов. Поэтому формирование толерантного сознания и поведения, воспитание миролюбия, терпимости является насущной необходимостью.
Публикация «Родительское собрание „Как воспитать толерантного человека“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июль 2013
Дошкольный возраст - сензитивный период для воспитания нравственности и формирования толерантного поведения.
Работа в данном направлении будет более успешной, если:
-обеспечить организацию разнообразной совместной деятельности;
-создать условия для благоприятного психологического микроклимата;
-привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс.
Только система работы позволит детям:
-овладеть средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками
-усвоить элементарные общепринятые моральные нормы и правила поведения.
-развить способность управлять своим поведением.
-сформировать доброжелательное отношение к окружающим.
Тема: «Как воспитать толерантного человека?»
Енякина Маргарита Николаевна
воспитатель СП ГБОУ СОШ №1 «ОЦ» - Детский сад №3 «Красная Шапочка» муниципального района Большеглушицкий Самарской области
Цель: Повышение педагогической культуры родителей.
Задачи:
Образовательная
Научить родителей быть толерантными в отношениях : с детьми между собой и с окружающими.
Развивающая
Развить интерес к вопросам толерантного подхода к процессу воспитания.
Воспитательная
Применять полученные знания в процессе воспитания детей, во взаимоотношениях.
Форма: Мастер-класс
Методы и приемы:
1. Лекция с элементами беседы
2. Решение педагогической ситуации
3. Тестирование
4. Проблемные вопросы.
Подготовка:
1. Подготовить приглашения на родительское собрание
2. Оформить плакаты по теме собрания :
«Живи с другими так, чтобы твои друзья не стали недругами,
а недруги стали друзьями»
(Пифагор)
«Ребёнок должен воспитываться в духе взаимопонимания,
терпимости, дружбы между народами,
мира и всеобщего братства»
(Декларация прав ребёнка)
3. Оформить памятку
4. Подготовить электронную презентацию
5. Подобрать педагогическую ситуацию
Материалы и оборудование: цветок в виде ромашки с разноцветными лепестками, фломастеры, проектор, мультимедийная презентация.
Ход:
( слайды: 1, 2)
-Добрый вечер, уважаемые родители!
-16 ноября, весь мир отмечает Международный день толерантности. Актуальность проблемы воспитания подрастающего поколения в духе толерантности обусловлена изменениями, которые тревожат российское общество. Это рост агрессивности, озлобленности, нетерпимости, конфликтов. Поэтому формирование толерантного сознания и поведения является насущной необходимостью.
-На сегодняшней встрече предлагаю обсудить эту нравственную тему, а именно, как воспитать толерантного человека.
Вопрос:
-Что, по - вашему мнению, означает слово толерантность? (ответы родителей)
Мини-лекция
( слайды: 3, 4)
Слово «толерантность» происходит от латинского глагола - переносить, выдерживать. В русском языке «толерантность» - способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.
Толерантность :
-уважение друг к другу;
-понимание непохожего на вас человека;
-дружба, взаимопонимание между разными людьми, разными расами, разными характерами;
-терпение друг к другу;
-терпение к разным национальностям, сословиям;
-умение общаться между людьми;
-гуманное отношение к окружающим, терпение к недостаткам других, а также признание индивидуальности каждого человека;
-когда все люди живут в мире и согласии с самим собой и другими.
Задание.
-Предлагаю собрать цветок толерантности. Для этого нужно подобрать слова - синонимы к слову толерантность. (родители пишут на лепестках слова и собирают цветок)
(слайд 5)
-Сравните ваш цветок с цветком на слайде.
Мини-лекция.
-Вопрос успешного воспитания детей в семье - не в мере родительской строгости и излишней любви. Он гораздо сложнее, потому что требует от родителей осведомленности в психологии личности ребенка, овладении системой воспитания в целом, а также толерантного подхода к процессу воспитания.
Вопрос:
Как вы думаете, какие условия необходимо создать в семье, чтобы ребенок вырос добрым, отзывчивым, послушным? (родители отвечают)
( слайды: 6, 7)
Мини-лекция.
-Самое главное - это пример семьи, семейный микроклимат. Если родители делят между собой трудности и радости, то ребенок подражает таким формам взаимоотношений, учится проявлять гуманное отношение, прежде всего к близким, а потом и ко всем остальным.
-Очень важно создать доброжелательную, жизнерадостную обстановку вокруг ребенка.
Доверие, постоянная забота, поддержка способствуют эмоциональному развитию ребенка: он охотно и легко общается со сверстниками, делится с взрослыми своими радостями и огорчениями.
Важно, чтобы ребенок в дошкольном возрасте испытывал положительные эмоции. Жизнерадостность благотворно сказывается на характере ребенка.
При воспитании нравственных чувств необходимо особое внимание уделять развитию способности к переживаниям и сочувствию.
Поэтому благородные поступки детей, даже незначительные необходимо замечать, оценивать и поддерживать.
Одобрение, похвала помогают ребенку убедиться в правильности своих действий, вызывает желание повторить их.
-А сейчас предлагаю вам ответить на несколько вопросов и определить тип воспитания в вашей семье.
Тест: «Пытаетесь ли вы понять своего ребенка?» (Приложение 1)
-Вы оценили наедине с собой свою собственную толерантность и, возможно, теперь измените характер воспитательных действий в отношении своего ребенка. Природа не терпит пустоты. Если мы не заполним его душу чем-то добрым, найдется кто-то другой, который заполнит ее дурным.
Мы пришли с вами к выводу, что ребенка с самого рождения должна окружать родительская любовь, а модель отношений к людям, принятые в семье – их принятие или дружелюбное отношение к ним или подозрительность и недоверие – формируют толерантность ребенка.
-А сейчас предлагаю вам решить педагогическую ситуацию с позиции толерантности.
Решение педагогической ситуации:
"Конфликт опасен, если он не разрешим”
Мама
- Миша, играй тише. Почему у тебя опять разбросаны игрушки (и тут же добавляет, а вчера ты сломал новую машину и испачкал фломастером стол! немедленно в угол!
Мама в истерике, объяснения ребенка не принимаются.
Вопрос родителям : Как разрешить проблему? Не слишком ли много претензий сразу в один момент.
Ответ родителей : Научить собирать игрушки; объяснить, что игрушки стоят денег и их нужно беречь; прочитать стих "Оторвали мишке лапу” или "Зайку бросила хозяйка”
Разрешение конфликта с позиции толерантности :
Мама
- Миша, не шуми пожалуйста, ведь уже поздно и все твои игрушки устали и хотят спать. Положи каждую на свое место и пожелай им спокойной ночи. А мы с тобой возьмем карандаши, альбом и нарисуем волшебные сны для твоих игрушек.
Итог: Ребенок с интересом выполняет просьбу мамы. Мама удовлетворена. Конфликт исчез, не успев появиться.
Вывод:
Когда на человека, в данном случае на ребенка "сваливается” сразу несколько обвинений ему трудно их усвоить и принять к сведению. Мама и сын не могут разобрать подробно каждый предмет конфликта, создается "затор из проблем”, ссора неизбежно затягивается и в нем не видно конца.
Причина конфликта, выход из конфликта.
Причина конфликта это - поведение мамы в конфликте. Необходимо: уточнить причину конфликта и не расширять число предметов, следует отнести "сокращение числа претензий в один раз”. Ни в коем случае не кричать и не унижать достоинства ребенка. Помните! Что ребенок тоже личность, хотя и маленькая. И он требует к себе уважения и понимания.
( слайды: 8, 9, 10)
-Наше собрание близится к концу. Мы вместе должны помочь нашим детям овладеть навыками общения, умением критически мыслить, знаниями в области культуры, политики, прав человека, национальных отношений.
Однако вряд ли можно говорить о том, что у наших детей в результате наших совместных усилий толерантная позиция сформируется быстро. Ведь всякая жизненная позиция требует значительного времени, необходимого жизненного опыта. Процесс этот не завершается никогда. И это позволяет нам надеяться на успех
Раздача памяток (Приложение 2)
Решение собрания :
1. Обсудить в семейном кругу, вместе с детьми, проблему толерантного поведения.
2. Пресекать некорректное поведение детей по отношению к окружающим, разъяснять детям недопустимость подобного поведения.
Приложение 1
ТЕСТ "Пытаетесь ли Вы понять своего ребенка? " (Р. В. Овчарова)
Цель: Определить тип семейного воспитания.
1. Ребенок капризничает. Не ест суп, хотя всегда ел, Вы:
а) дадите ему другое блюдо;
б) разрешите выйти ему из-за стола;
в) не выпустите его из-за стола до тех пор, пока не съест все.
2. Ваш ребенок во дворе «крупно» поссорился со сверстниками. Вы:
а) идете во двор и «разбираетесь» с детьми;
б) советуете ребенку самому уладить конфликт;
в) предлагаете остаться дома.
3. Ваш ребенок смотрит фильм, вместо того, чтобы делать уроки. Вы:
а) начинаете его ругать, кричать;
б) попытаетесь выяснить, почему он не делает уроки, возможно, сядете рядом и разберете вместе с ним домашнее задание;
в) без слов выключите телевизор.
4. Ваш ребенок скрыл от Вас полученные двойки. Вы:
а) в гневе и за двойки и за их сокрытие, запрещаете все, кроме уроков;
б) пытаетесь помочь исправить положение;
в) физически или как-нибудь иначе наказываете подростка.
5. Ваш сын (дочь) гораздо позже назначенного времени вернулся домой. Вы:
а) не выяснив причины, начинаете ругать;
б) обсудите случившееся, выясните, почему задержался, и договоритесь, что впредь опозданий не будет;
в) накажите.
БЛАНК ответов к тесту "Пытаетесь ли Вы понять своего ребенка" (Р. В. Овчарова)
№ вопроса
Варианты ответов
а
б
в
1
+
2
+
3
+
4
+
5
+
Из трех ответов на каждый вопрос выберите один, затем подсчитайте, Каких ответов больше всего - А, Б, В.
А - это тип авторитарного родителя, который мало доверяет своему ребенку, мало понимает его потребности.
Б - это тип родителя, понимающего, признающего право ребенка на личный опыт, даже ошибки, и пытающегося научить его отвечать за себя и свои поступки.
В - тип родителя, не пытающегося понять ребенка, основным его методом воспитания является порицание и наказание.
Приложение 2
Памятка для родителей.
Толерантность нужно воспитывать.
Правила воспитания толерантности :
-Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
-Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное
напряжение.
- Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
- Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
- Повиновение, послушание и исполнительность будут там, где они предъявляются разумно.
В этом случае в ребёнке будут черты толерантной личности
- терпение
- умение владеть собой
- доверие
- чуткость
- способность к сопереживанию
- снисходительность
- расположение к другим
- чувство юмора
- терпимость к различиям
- доброжелательность
- гуманизм
- любознательность
- умение слушать
- несклонность осуждать других
- альтруизм
Желаем, чтобы в вашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани.