Варламова Светлана
Родительское собрание «Искусство хвалить»
▼ Скачать
«Искусство хвалить».
Любили тебя без особых причин
За то, что ты – внук,
За то, что ты – сын,
За то, что малыш,
За то, что растёшь,
За то, что на папу и маму похож.
И эта любовь, до конца твоих дней
Останется тайной опорой твоей.
Публикация «Родительское собрание „Искусство хвалить“» размещена в разделах
- Как правильно хвалить ребенка. Консультация для родителей
- Наказание и поощрение детей
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2023
Ребенку живется труднее, чем взрослому. Его постоянно оценивают, что бы он ни сделал: хорошо -хороший мальчик; плохо – плохая девочка. Примерим такую жизнь на себя, выдержим ли мы? Почему мы тянемся к родным, любящим, близким людям: они не оценивают, они принимают нас такими, какие мы есть. Нам сегодня предстоит откровенный, трудный разговор о том, как сделать, чтобы жизнь ребенка не превращалась в вечный экзамен, а мы не были вечными экзаменаторами. Даже в течение одного дня нам приходится принимать решения о наказании, прощении, поощрении ребенка.
Воспитание ребёнка – сложный педагогический процесс и он не возможен без наказаний и поощрений.
Как вы наказываете своих детей? (ответы)
Следует помнить, что не допускаются телесные наказания, игнорирование ребёнка на долгий срок, лишение любви и ласки.
Что такое наказание? (ответы)
Это то, что происходит в душе ребёнка, то, что он испытывает при этом. Это давящее чувство стыда и унижения, от которого хочется избавиться и никогда более не переживать. Наказание имеет тройное значение: ребёнок должен понять, осознать свой поступок, исправиться и больше так не поступать.
Как дела обстоят с поощрениями? (ответы)
Они более действенны. Лучшая награда для ребёнка – осознание того, что он принёс радость любимым людям, а подарок в придачу лишь символизирует это.
Как избежать ошибок, найти меру? Ваше участие, примеры из жизни обо-гатили наш разговор.
«Какой ты родитель?» кому не хочется получить ответ на этот вопрос! Мы предлагаем вам тест-игру. Сейчас я буду зачитывать фразы и называть количество баллов. Если вы часто употребляете такую фразу, значит, ставите себе баллы, если не употребляете, значит, не ставите. Отвечайте искренне, вы делаете это для себя.
- Сколько раз тебе повторять? (2 балла)
- Посоветуй мне, пожалуйста. (1 балл)
- Не знаю, что бы я без тебя делала. (1 балл)
- И в кого ты только такой (ая) уродился (ась? (2 балла)
- Какие у тебя замечательные друзья! (1 балл)
- Ну, на кого ты похож? (2 балла)
- Я в твои годы… (2 балла)
- Ты моя опора и помощник (ца) (1 балл)
- Ну, что за друзья у тебя? (2 балла)
- О чём ты только думаешь? (2 балла)
- Какой (ая) ты у меня умница! (1 балл)
- А как ты считаешь сынок (дочка) (1 балл)
- У всех дети как дети, а ты… (2 балла)
- Какой (ая) ты у меня сообразительный (ая! (1 балл)
Подсчитайте общее количество баллов.
Итак, если вы набрали 5-7 баллов, значит, вы уважаете ребёнка, ваши отношения способствуют становлению его личности.
Сумма от 8 до 10 баллов свидетельствует о намечающихся сложностях во взаимоотношениях с ребёнком, непонимании его проблем, попытках перенести вину за недостатки в развитии на самого ребёнка.
11 баллов и выше – вы непоследовательны в общении с ребёнком. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств. Стоит задуматься над этим!
Известная всем семья Никитиных считает, что наказывать и хвалить детей не надо : если провинился — просто огорчиться, расстроиться, не скрывать своего огорчения, а если ребенок совершил хороший поступок -порадоваться за него.
Каждый может проверить это на себе. Если за тебя радуется кто-то, ты приобретаешь уверенность в себе, чувство достоинства, готов «горы свернуть». В то же время испытываешь чувство благодарности и призна-тельности к тому, кто искренне рад твоей радости. А если за тебя огорча-ются, что ты испытываешь? Стыд, раскаяние - очищающие, возвышающие человека чувства. У жалеющих тебя появляется сочувствие, желание помочь, спасти. Это роднит людей, делает их ближе друг к другу.
Согласны ли вы с мнением Никитиных или у вас есть своя точка зрения по данному вопросу? (ответы)
Можно ли обойтись без окрика, сердитого назидания по отношению к ребенку? Кажется, без этого не обойтись. С детства - нельзя, не тронь и т. д. Зачастую из-за постоянной нашей занятости нам некогда спокойно, по-следовательно доказывать ребенку его неправоту. Повысили тон, крикнули «нельзя» - ребенок подчинился. А дальше? Или безропотно подчиняется приказанию, или делает все наоборот.
Надо все время помнить, что перед нами человек со своими переживаниями, чувством собственного достоинства!
Самое дорогое для нас - дети. И поэтому главным в воспитании является не наказание, а поощрение! Необходимо хвалить ребенка для того чтобы:
1. Придать ребенку уверенность в себе, если таковой не хватает.
2. Придать ребенку силы.
3. Восстановить потерянное эмоциональное благополучие. Компенсировать нанесенный кем-то ущерб (в принципе любой ущерб). Ребенку нужен большой запас оптимизма на всю дальнейшую жизнь. Назначение похвалы - восполнить этот запас или компенсировать его потерю.
Как правильно похвалить?
Главное хвалить искренне, серьезно и очень убедительно. Отпускать похвалы в дозах, которые соразмерны с ее целью.
Мы предлагаем решить вам следующие ситуации:
СИТУАЦИИ
1. Ребёнок пришёл с улицы в испачканной одежде.
(наказание, поощрение)
2. Ребёнок нечаянно разбил чашку. (наказание, поощрение)
3. Ребёнок отдал дорогую игрушку своему другу поиграть
или подарил её. (наказание, поощрение)
4. Ребёнок принёс с улицы котёнка. (наказание, поощрение)
Обычно мы отказываем в любви ребенку тогда, когда он больше всего нуждается в этом. Веселого и благополучного любят все, от неудачливого отворачиваются, хотя именно ему нужна наша любовь. Самые злобные чувства рождаются в душе «отвергнутого» ребенка, самые мстительные картины появляются в его сознании.
Завершить разговор хочу словами С. Соловейчика - писателя, большого знатока детских душ, который утверждал: «Любить - значит принимать человека таким, какой он есть», и далее на вопрос «Как бороться с недостатками детей?» отвечал: «Бороться-то, конечно, можно, но победить их можно лишь любовью. Ведь перед нами не враг, а собственный ребенок».
Нет двух одинаковых детей - особенно если один из них ваш.
Памятка для родителей
ЕСЛИ РЕБЁ НОК ПРОВИНИЛСЯ:
1. Не принимайтесь за воспитание в плохом настроении.
2. Ясно определите, что вы хотите от ребёнка и объясните ему это, а так же узнайте, что он думает по этому поводу.
3. Не показывайте готовых решений.
4. Не унижайте ребёнка словами типа «А у тебя вообще голова на плечах есть?»
5. Не угрожайте: «Если ты ещё раз сделаешь- ты у меня получишь».
6. Не вымогайте обещаний, для ребёнка они ничего не значат.
7. Сразу дайте оценку поступку, ошибке и сделайте паузу.
8. Оценивайте поступок, а не личность: «Ты поступил плохо» вместо «Ты плохой».
9. После замечания прикоснитесь к ребёнку и дайте почувствовать, что Вы ему сочувствуете, верите в него.
НАКАЗЫВАЯ РЕБЁНКА, НУЖНО ПОМНИТЬ:
1. Гораздо больше воспитательной силой обладает прощение поступка, а наказание освобождает от мук совести.
2. Наказание должно быть не нормой, а исключением.
3. Правом наказания в семье должен пользоваться один человек, наиболее уважаемый, любимый ребёнком.
4. Наказывать за проступок, а не потому что у вас плохое настроение.
5. Не подчеркивать власть над маленьким ребёнком.
6. Не читать длинных нотаций.
7. Не напоминать о проступке.
8. Не пугать ребёнка, не говорите, что позовёте милиционера.
9. Не всегда наказывайте сразу после проступка: «Хорошо, я подумаю до завтра, как с тобой поступить».
10. Вести разговор о проступке наедине.