Светлана Глухова
Родительское собрание «Фонематический слух — основа правильной речи»
Родительское собрание по теме :
«Фонематический слух — основа правильной речи»
Цель:
- сформировать у родителей представление о значимости развития фонематического слуха у детей дошкольного возраста как основы правильной речи.
- повысить уровень компетентности родителей, а также формировать умение осознанной, адекватной, результативной помощи детям по развитию фонематического слуха в домашних условиях.
Публикация «Родительское собрание „Фонематический слух — основа правильной речи“» размещена в разделах
- Развитие речи. Консультации, рекомендации
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие фонематического слуха
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- стимулировать родителей к активному взаимодействию с логопедом;
- пропаганда логопедических знаний в целях профилактики речевых нарушений.
Добрый вечер, уважаемые родители!
Я рада видеть вас на нашей сегодняшней встрече.
Спасибо, что пришли на наше мероприятие. Сегодня мы с вами поговорим о развитии фонематического слуха как основе правильной речи.
Умение сосредоточиться на звуке — очень важная особенность человека. Без нее нельзя научиться слушать и понимать речь. Так же важно различать, анализировать и дифференцировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь). Умение сосредотачиваться на звуке, уметь различать, анализировать на слух фонемы (звуки, из которых состоит наша речь) – называется фонематическим слухом
Маленький ребенок не умеет управлять своим слухом, не
может сравнивать звуки. Но его можно этому научить. Особенно необходимо развивать фонематический слух детям с речевыми проблемами. Порой малыш просто не замечает, что он неправильно произносит звуки.
Цель игровых упражнений — научить его слушать и слышать. Вы вскоре заметите, что ребенок начал слышать себя, свою речь, что он пытается найти правильную артикуляцию звука, исправить дефектное произношение.
При нарушении фонематического слуха ребенок воспринимает (запоминает, повторяет, пишет) не то, что ему сказали, а то, что он услышал – что-то точно, а что-то очень приблизительно. «Игла» превращается в «мглу», «лес» в «лист» или в «лису». Ребёнок как будто становится немного иностранцем. Он не слышит окончаний слов, парных согласных. Ему трудно повторить цепочки слогов, даже с оппозиционными звуками (та-па-ка, та-да) трудно выбрать картинки, отличающиеся одним звуком (мишка - мышка, сок-шок, бочка-почка).
Недостаточность фонематического слуха проявляется особенно ярко в школе при обучении письму и чтению.
Поэтому, умение правильно и четко различать звуки речи – сформированность фонематического слуха - является основой для понимания смысла сказанного, основой правильной речи, как устной, так и письменной.
Уже с 6 месяцев дети начинают различать звуки речи и сами включаются в процесс гуления и лепета, начинают тренировать артикуляционный аппарат. Если гуление процесс врожденный – глухие дети тоже гулят, то лепет быстро затухает без четкого и ясного образца звуков – того образца, что дает взрослый своим ответным общением, побуждением к беседе.
Задача взрослого – всеми силами стимулировать, помогать и развивать речь, начиная с раннего возраста.
- Как же развить фонематический слух уже в раннем детстве?
Для начала, потренируйтесь с детьми выделять и называть неречевые звуки (бытовые шумы, звуки улицы, звучание музыкальных инструментов, звуки животных и птиц).
Потом можно приступать к формированию чётких фонематических представлений на примере речевых звуков. Ребенок должен различать такие понятия как - гласные и согласные звуки, твердые - мягкие, и т. д.
Уделяя внимание развитию фонематического слуха вы облегчите ребёнку процесс освоения правильного звукопроизношения, а в дальнейшем чтения и письма.
Игры и упражнения для развития фонематического слуха нужно проводить от простого к сложному – поэтапно, подходящие возрасту детей.
Игры и упражнения для развития фонематического слуха.
Первый этап – узнавание неречевых звуков.
Игра «Угадай, что звучало»
Внимательно послушайте с детьми шум воды, шелест газеты,
звон ложек, скрип двери и другие бытовые звуки. Предложите
детям закрыть глаза и отгадать - что это звучало?
Игра «Шумящие мешочки»
Вместе с детьми насыпьте в мешочки или коробочки крупу,
пуговицы, скрепки и т. д. Дети должны угадать по звуку
потряхиваемого мешочка или коробочки, что внутри.
Игра «Волшебная палочка»
Взяв карандаш или палку любого назначения, постучите ею по
разным предметам в группе. Волшебная палочка заставит звучать
вазу, стол, стену, миску.
Потом усложните задание - дети отгадывают с закрытыми
глазами, какой предмет зазвучал.
Игра «Жмурки»
Ребенку завязывают глаза, и он двигается в сторону звенящего
колокольчика, бубна, свистка.
Игра «Похлопаем»
Дети повторяют ритмический рисунок хлопков.
Например - два хлопка, пауза, один хлопок, пауза, два хлопка. В усложнённом варианте ребёнок повторяет ритм с закрытыми глазами.
Второй этап - различение звуков речи по тембру, силе и высоте.
Игра «Громко-тихо»
Договоритесь, что дети будут выполнять определённые
действия, когда вы произносите слова громко и когда тихо.
Например, вы говорите слово громко, дети поднимают руки вверх, а если тихо – касаются пальцами рук щёк.
Игра «Три медведя»
Дети отгадывают за кого из персонажей сказки говорит
взрослый. Более сложный вариант - ребенок сам говорит за трех
медведей, изменяя высоту голоса.
Третий этап - различение сходных между собой по звучанию слов.
Игра «Слушай и выбирай»
Перед детьми картинки со сходными по звучанию словами (ком,
сом, лом, дом). Взрослый называет предмет, а ребенок поднимает
соответствующую картинку.
Игра «Верно-неверно»
Взрослый показывает детям картинку и называет предмет,
заменяя первую букву (форота, корота, морота, ворота, порота,
хорота). Задача детей - хлопнуть в ладоши, когда он услышит
правильный вариант произношения.
Четвертый этап - различение слогов.
Игра «Похлопаем»
Взрослый объясняет детям, что есть короткие и длинные слова.
Проговаривает их, интонационно разделяя слоги. Совместно с
детьми произносит слова (па-па, ло-па-та, ба-ле-ри-на,
отхлопывая слоги. Более сложный вариант - предложить детям
самостоятельно отхлопать количество слогов в слове.
Игра «Что лишнее?»
Взрослый произносит ряды слогов "па-па-па-ба-па", "фа-фа-ва-фа-
фа". Ребенок должен хлопнуть, когда услышит лишний (другой) слог.
Пятый этап - различение звуков.
Объясните детям, что слова состоят из звуков. И даже можно с ними поиграть.
Комарик говорит - зззз, ветер дует - сссс, жук жужжит - жжжж,
тигр рычит - рррр.
Взрослый произносит звук, а дети отгадывают, кто (что) его
издает.
Игра «Похлопаем»
Взрослый произносит ряды звуков, а ребенок хлопает в ладоши,
когда слышит заданную фонему.
Шестой этап - освоение навыков анализа и синтеза.
Игра «Сколько звуков»
Взрослый называет один, два, три звука, а дети на слух
определяют и называет их количество.
Игра «Похлопаем»
Взрослый проговаривает ряды слов, а дети должны хлопнуть,
когда услышат слово, начинающееся с заданного звука. Более
сложный вариант – хлопнуть на заданную фонему в конце слова или в середине.
Игра «Отгадай слово»
Детям предлагаются слова с пропущенным звуком - нужно
отгадать слово. Например, из слов убежал звук "л" (.ампа, мы. о, .ук,
ку. ак и т. д.).
Спасибо за внимание!