Елена Галкина
Родительское собрание «Домашние обязанности детей 5–6 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание в старшей группе
«Домашние обязанности детей 5-6 лет
Распределение домашних обязанностей в семье»
Дата: 10.02.2021 год
Повестка: 1. Выступление заведующей детского сада «Новые правила записи в школу», Старшего воспитателя «Вопросы компенсации». – 15 минут
2. Дискуссия «Как приучить ребенка к выполнению домашних обязанностей?» - 20 минут
Публикация «Родительское собрание „Домашние обязанности детей 5–6 лет“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2021
3. Разные организационные вопросы- 15 минут.
Ход собрания
Вступительное слово воспитателя.
Добрый день уважаемые родители! Спасибо, что нашли время и пришли на родительское собрание. Тема собрания очень актуальна : «Домашние обязанности детей 5-6 лет. Распределение обязанностей в семье».
Как часто нам приходится напоминать детям об их обязанностях : "Убери игрушки", "Помой посуду!", "Прибери в комнате!" Мы говорим, убеждаем, потом срываемся на крик и, в конце концов, приходим к выводу, что проще сделать самому, чем тратить столько сил на убеждения, уговоры, попреки.
Как сделать так, чтобы ребенок точно знал, что ему предстоит сегодня сделать по дому, и: делал это самостоятельно, без напоминаний, даже с удовольствием? Возможно ли такое? Сегодня мы попробуем ответить на этот вопрос. Дискуссия предполагает обсуждение, поэтому сегодня вместе мы должны ответить на ряд вопросов:
1. Какие домашние обязанности могут выполнять дети 5-6 лет (перечень поручений);
2. Выясним, как на практике вам дети помогают дома (результаты опроса детей, блиц-опрос родителей);
3. В чем плюсы для детей и родителей от ситуации, когда у ребенка есть домашние обязанности;
4. Определим, как привить детям желание помогать без напоминаний и с удовольствием.
1. Как вы думаете, что же могут делать наши дети дома, какие трудовые поручения выполнять? (Ответы родителей)
Послушайте и осмыслите этот перечень поручений.
Перечень поручений:• Оказывать помощь родителям в уборке квартиры.
• Наводить порядок на своем столе и в своей комнате.
• Заботиться о младшем брате или сестре.
• Стирать свои мелкие вещи.
• Мыть чайную посуду.
• Следить за чистотой обуви.
• Кормить домашних животных, птиц, аквариумных рыбок.
• Гулять с собакой, кошкой.
• Ухаживать за растениями.
• Помогать в приготовлении пищи (мыть овощи для салата, раскатывать тесто)
• Накрывать на стол и убирать со стола.
• Подклеивать книги, коробки для настольных игр.
• Убирать свою постель.
2. Для дальнейшей работы нам понадобится разделиться на команды.
Я предлагаю вам сделать игровую паузу. Игра «Блиц-вопрос» : на подносе лежат карточки с вопросами, вам необходимо взять карточку и каждому члену команды высказать своё мнение.
• Помогает ли вам ребёнок по дому? Если да, то как? (какие поручения выполняет)
• Охотно ли ваш сын или ваша дочь выполняет трудовые поручения? Что вы делаете, когда ребёнок отказывается выполнить ваше поручение (например, убрать за собой игрушки)
• Поощряете ли вы ребёнка за выполнение трудовых поручений? Как?
• Наказываете ли вы ребёнка за невыполнение трудовых поручений? Если да, то, каким образом?
Сообщение о результатах опроса детей.
Детям было задано 4 вопроса: 1 помогаете ли вы родителям? Все дети дали утвердительный ответ, кроме двух, которые ответили, что помогают иногда.
2. Любите ли вы помогать? Все любят помогать.
3. Как вы помогаете? 9 человек ответили, что моют посуду, 6 - собирают игрушки, 4- помогают в уборке,2 – готовить.
4. Каким умениям вы бы хотели научиться, чтобы помогать в будущем? Многие затруднились с ответом, кто-то ответил, что хотел бы научиться мыть окна, пылесосить, готовить, мыть пол.
3. Игра-мозговой штурм «Воспитательные функции труда» (поиск способов решения проблемы). Участники делятся на две команды. Члены команд по очереди перечисляют плюсы ситуации, когда у ребёнка есть свои домашние обязанности. Ведущий записывает все ответы на доске. Игра продолжается до тех пор, пока одна из команд не сможет ничего назвать. Команду-победительницу поощряют аплодисментами.
Педагог подводит итог игры – обобщает сказанное, выделяет несколько главных воспитательных функций труда, совместно с родителями делает из всего сказанного выводы.
Развивающая функция: развитие интеллекта, рецепторов, мышц, ловкости рук и ног, эмоциональной и волевой сферы.
Воспитательная функция: формирование выдержки, упорства, умения преодолевать физическую слабость; ответственности; дисциплины [1].
Выполнение домашних обязанностей развивает у ребёнка эмпатию (умение сопереживать). Ребёнок, помогая родителям, освобождает их от некоторых дел, а значит, заботится о них. Родители многое делают для своих детей – готовят, стирают, организуют досуг, зарабатывают деньги, чтобы содержать семью. Если родители будут заботиться о ребёнке, а он – только о себе – это научит его эгоизму. Помощь по дому – это урок заботы о близких людях.
4. Мини-лекция «Домашние обязанности для детей" (психолого-педагогическое просвещение родителей).
Итак, как приучить ребенка к выполнению домашних обязанностей?
В первую очередь составляем список обязанностей.
Нам предстоит окинуть пристальным взглядом весь дом, заглянув даже в самые темные и труднодоступные места, и написать ВСЕ дела, которые необходимо делать для того, чтобы поддерживать дом в чистом и уютном виде.
Пишите все. Пригодятся даже такие мелочи, как "наполнять фильтр водой". С этой задачей успешно справится даже 3-летний малыш. Он будет с гордостью наполнять фильтр - и считать себя важным членом семьи. Не менее важным, чем мама или папа.
Это станет его ежедневной домашней обязанностью, за которую будет ОТВЕЧАТЬ только он. Точно также как вы будете отвечать за приготовленный обед или мытье посуды, а муж - за вовремя вбитые в стену гвозди.
- выбить маленький коврик, что вечно пылится у двери и ждет, чтобы его вытряхнули;
- полить цветы на кухне;
- разобрать сумку с продуктами, выставив их на кухонный стол;
- выставить обувь, разбросанную по прихожей, по ранжиру, чтобы сапоги, туфли, ботинки и тапочки стояли как солдаты на параде;
- складывать вечно разбегающиеся по дому ручки и карандаши в одно место;
- следить за тем, чтобы пульт от телевизора не покидал прикроватную тумбочку;
- вытирать лапы собаке после прогулки и т. д.
Секрет составления такого списка в том, что вы будете четко видеть, что вы делаете по дому, что нужно сделать и что делать так не хочется, но необходимо. А также, в каком месте обычно создаются завалы, которые, как обнаруживается, разбирать совершенно некому.
Распределение обязанностей
Садимся все вместе. Или собираем семейный совет по этому поводу. Вы берете слово и объясняете горячо любимым людям, что с этого момента вы хотите пересмотреть те дела, которые делаются по дому.
Поэтому берите список в руки и демонстрируйте. Вот сколько! После этого предложите детям (желательно и мужу тоже) выбрать те обязанности, которые они будут делать, и делать С УДОВОЛЬСТВИЕМ.
Обратите внимание: не нужно никого принуждать. Вы ставите домочадцев перед фактом. Теперь у них есть обязанности. И у них есть - именно сейчас - великолепная возможность выбрать дело по душе.
Реплики "Я не хочу ничего делать!" или "С какой стати!" не обсуждаются.
Кому что нравится?
При выборе обязанностей стоит отталкиваться от темперамента, ежедневных обязанностей вне дома, хобби и т. д.
Если ребенку нравится вытирать пыль, предложите вытирать окна или подоконники. Причем важен небольшой объем работы, результат которой будет виден сразу. И не просто вытирать, а следить за тем, чтобы они всегда были чистыми.
В нашем с вами случае важно, чтобы у ребенка сформировалась привычка не столько к деятельности, сколько к получению результата.
Пусть дети участвуют в процессе выбора обязанностей. Это игра, а не принудиловка. Если вам кажется, что для самого маленького члена семьи обязанностей не находится, что он слишком мал, чтобы взяться даже за самое простое, разбейте несколько дел на маленькие части. И предложите взять что-то небольшое.
Каждому - свое.
Теперь снова берите ручку и расписывайте - если дети могут писать, пусть это делают самостоятельно, - кому и какие обязанности теперь нужно будет выполнять. Пунктов не должно быть много - где-то 4-6. Когда они будут выполняться с легкостью и постоянством, можно будет предложить выбрать еще по одному небольшому заданию. Не нагружайте сразу. Дайте почувствовать удовольствие от процесса и результата.
Обычно на ежедневные обязанности у детей уходит в среднем от 30 минут до часа. Это время вполне можно найти. А если вы покажете, как это можно делать быстрее - в идеале он может дойти и своим умом, - то у ребенка будут уходить на выполнение считанные минуты. Чему и он, и вы будете только рады!
Напишите список для себя и для мужа. Все повесьте на видное место, чтобы на ваш вопрос: "Какие у вас сегодня обязанности?" дети могли подойти и посмотреть, если забыли.
Первый раз вместе с мамой
Не стоит думать, что ребенок сразу возьмет и сделает то, что вы ему поручили. Скорее всего, это не произойдет. Поэтому пройдите с ним первый раз каждую обязанность с начала и до конца. Нужно вытереть пыль с подоконника? Покажите, где лежит тряпочка и где она будет его ждать с этих пор, покажите, что ее нужно намочить, выжать, вытереть пыль, потом снова промыть, выжать и только тогда работа будет закончена. Ребенок имеет право знать, как делать правильно и как убирать за собой инструменты после работы.
Каждому "спасибо" - свое время и место.
Обязательно хвалите, награждайте своим вниманием, отмечайте, насколько это важно лично для вас, как много времени и сил помогают экономить дела, которые дети взяли на себя. Особенно на начальном этапе!
"Спасибо" или любая другая благодарность, похвала имеет великую силу. Но тогда, когда звучит к месту и ко времени. Когда вы показываете, что на самом деле оценили помощь, что она заметна глазу. Что есть результат, который очень всем нужен.
Приготовьтесь к тому, что первые две недели (может быть, это произойдет и раньше) вам понадобится напоминать ребенку о том, что именно эти обязательства он на себя взял. Не пропускайте ни одного дня. Следите больше не за ребенком, а за собой. Ваша задача - помочь ему создать привычку, как чистить зубы по утрам или заправлять постель.
Вашим девизом должно стать "Сначала обязанности по дому, а потом все остальное!". Пусть дети приучаются, что игры следуют после необходимых по дому дел. Больше как вознаграждение за труд, который может позволить себе любой человек.
Разумеется, могут быть исключения. Если сегодня ребенок пришел из школы уставшим и хочет выспаться, стоит пойти ему на встречу. Но он должен помнить, что его обязанности из-за этого никто отменять не будет. Они останутся при нем. И должны быть выполнены в ближайшее время.
"Что сегодня сделал для дома ты? Я сделала это, вот это и вон то. А ты что?" Пусть ребенок привыкает, что он точно такой же член семьи со своими правами и обязанностями. Что он точно также вносит свой вклад в общий уклад жизни. Что от него зависит многое. И это многое он может дать, получив свою порцию благодарности и ощущение нужности.
Семья - это общий дом. А не место, в котором родители выполняют роль обслуживающего персонала.
Помните, что, создавая систему и отслеживая на первых порах ее работу, вы выстраиваете фундамент из умений, которые пригодятся вашему ребенку во взрослой жизни. И эта конструкция должна быть не только прочной, но и очень гибкой. Не стоит требовать выполнения одних и тех же обязанностей. Они могут варьироваться, меняться, обретать игровую форму, чтобы не набить оскомину своим однообразием. К тому же вы сможете провести ребенка через все этапы ведения домашнего хозяйства, чтобы, став взрослым, он однажды не опустил руки со словами: "Наверное, я никогда не научусь с этим справляться:"
Нет и не может быть ленивых детей. Есть родители, которым недосуг превратить воспитательный процесс в увлекательную и полезную игру.
Домашнее задание : Близится праздник 23 февраля, кем работают мамы, мы с детьми уже обсудили, теперь вам задание: поговорить, кем работают папы, их обязанности на работе. Необходимо дома поговорить со своими детьми. Чтобы каждый из вас рассказал о своей профессии, показал часть своего труда и объяснил детям пользу его для людей. Подготовить своих детей к беседе в детском саду на тему: «Кем работает мой папа».
Решение собрания 1. Определить детям постоянные трудовые обязанности, которые будут им по силам. Не прибегать к наказанию трудом. Приучать детей к бережливости, учить оценивать и свой, и чужой труд.
2. К 20 февраля подготовить детей к беседе «Кем работает мой папа?» Ответственные родители.
3. Принести детские фотографии мам и пап для оформления стенда к праздникам 23 февраля и 8 марта.