Оксана Сигарева
Родительское собрание «Детская агрессия»
▼ Скачать + Заказать документы
(Слайд 1) Здравствуйте, уважаемые родители! Я очень рада видеть вас сегодня. Чтобы нам нacтpoитьcя нa coвмecтную paбoту, предлагаю вам:
Игра «счет до 10»
Я cмoтpю нa любoгo чeлoвeкa, сидящего здесь, и гoвopю “1”, тoт, нa кoгo я пocмoтpeла, выбиpaeт глaзaми дpугoгo и гoвopит “2” и т. д.
А начнем мы сегодня с анекдота:
Родители спрашивают шестилетнего Вовочку:
- Ты хотел бы иметь братика или сестренку?
- Нет. Сам с вами справлюсь.
- Как вы думаете, какими способами Вовочка собирается справиться со своими родителями? (мнения)
Публикация «Родительское собрание „Детская агрессия“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Этот анекдот не случаен. Сегодня я предлагаю поговорить о том, что такое детская агрессивность и можно ли с ней «бороться». На данный момент мы сталкиваемся с разгулом агрессии не только в обществе, но и наблюдаем пропаганду агрессии и насилия с экранов телевизоров, компьютеров. Кроме того можно заметить, что возраст проявления агрессии явно помолодел.
Агрессию сейчас проявляют не только подростки и взрослые. Агрессию проявляют и малыши.
С чем это связано? Как с этим бороться? Мы попытаемся сегодня разобраться. «Ибо промедление может обернуться чем угодно, время приносит с собой как добро, так и зло» (Никколо Макиавелли).
Упражнение «Ассоциации»
Подумайте и скажите, пож-та, ваши ассоциации к слову «Агрессия» (мнения).
Так, что же такое агpeccия (Слайд 2)
(Слайд 3)Существуют различные виды агрессии :
- физическая агрессия ( использование физической силы против другого лица или нанесение вреда предметам: ребенок бьет, кусает, пинает, плюет, царапает, толкает, рвет вещи, ломает или бросает предметы)
- вербальная агрессия ( использование активных и пассивных словесных форм: ребенок ругается, прикрикивает, угрожает, оскорбляет, насмехается)
- косвенная агрессия (ребенок сплетничает, ябедничает, провоцирует сверстников)
- аутоагрессия (агрессия, направленная на самого себя: самообвинение, нанесение себе телесных повреждений, самоунижение)
Cлeдуeт paзличaть пoнятия aгpeccия и aгpeccивнocть.
Aгpeccивнocть – этo ужe кaчecтвo личнocти, кoтopoe мoжeт пpoявлятьcя в paзличных cитуaциях
Мини-диагностика (Слайд 4)
Существуют критерии, позволяющие говорить о наличии агрессивных признаков у ребенка. Внимательно прочитайте эти признаки и подумайте, проявляются ли какие-нибудь из них у вашего ребенка и как часто это происходит (раздать каждому.
Ребенок …
- часто теряет контроль над собой;
- часто спорит и ссорится с окружающими;
- намеренно вызывает у других чувство злости и раздражения;
- часто винит других в своих ошибках и неудачах;
- часто испытывает чувство злости, устраивает драки;
- угрожает другим людям;
- проявляет физическую жестокость к людям и животным;
- намеренно портит имущество, чужие вещи;
- не способен забыть обиду, пока не отплатит «обидчику».
Если у ребенка в течение полугода устойчиво проявлялись четыре из перечисленных критерия, можно предположить, что ребенок обладает агрессивностью как качеством личности.
Агрессивный ребенок приносит массу проблем не только окружающим, но в первую очередь, самому себе. Чтобы помочь ему справиться с приступами агрессивного поведения необходимо понять причины их возникновения и механизмы, которые могут запускать такое поведение.
Детская агрессивность есть признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных способов психологической защиты. Стать агрессивным за один день или за одну неделю невозможно. До определенного момента ребенок выражает свои потребности в мягкой форме. Но взрослые обычно не обращают на это внимания до тех пор, пока не столкнутся с явными нарушениями поведения.
Каковы же причины развития у ребенка агрессии? (ответы)
Остановимся на наиболее распространенных (слайд 5.
Семейные причины
Важную роль в формировании агрессивности играет стиль семейного воспитания.
• Авторитарный стиль воспитания. Общения между детьми и родителями как такового не происходит, его заменяют жесткие требования и правила. Дети в таких семьях, как правило, замкнуты, боязливы, угрюмы и раздражительны. Девочки обычно остаются пассивными и зависимыми на протяжении подросткового и юношеского возраста. Мальчики могут стать неуправляемыми и агрессивными и чрезвычайно бурно реагировать на запрещающее и карающее окружение, в котором их растили.
• Либеральный стиль воспитания. Детям предоставлена полная свобода при незначительном руководстве со стороны родителей. При благоприятном стечении обстоятельств дети в таких семьях становятся активными, решительными и творческими личностями. Если же попустительство сопровождается открытой неприязнью со стороны родителей, ребенка ничто не удерживает от того, чтобы дать волю своим самым разрушительным импульсам.
• Отвергающий стиль воспитания. Своим поведением родители демонстрируют явное или скрытое неприятие ребенка. Неприятие порождает в ребенке чувство протеста. В характере формируются черты неустойчивости, негативизма, особенно в отношении взрослых.
• Гиперсоциальный стиль воспитания. Родители стремятся педантично выполнять все рекомендации по «идеальному» воспитанию ребенка. Результатом такого воспитания становится бурный протест, агрессивное поведение ребенка, иногда и аутоагрессия.
• Эгоцентрический стиль воспитания. Ребенку, часто единственному, долгожданному, навязывается представление о себе как о сверхценном человеке. При этом интересы окружающих нередко игнорируются, приносятся в жертву ребенку. В результате он не умеет понимать и принимать во внимание интересы других, не переносит никаких ограничений, агрессивно воспринимает любые преграды. • Личностные особенности ребенка
Тип темперамента (индивидуальные особенности человека)
Неуверенность в собственной безопасности.
Запрет на физическую активность «Если у мальчика нет возможности пинать мячик, он будет пинать других детей»
Ситуативные причины
Плохое самочувствие, переутомление
Влияние шума, тесноты, температуры воздуха
Социальные причины
Агрессивные реакции детей обусловлены установками и системой ценностей значимых для взрослых
Объективные причины
( изменение жизненных обстоятельств: появление брата или сестры, развод родителей и т. д.)
Прогресс
Далеко не последнюю роль в возрастании детской агрессии играют современные достижения в телеиндустрии, в области игровых технологий.
Возрастные кризисы
(3-х и 7-ми лет).
Следует также иметь в виду, что агрессия присуща практически всем детям и подросткам как оборонительная реакция и ребенок, неспособный к ее проявлению, вряд ли сможет пользоваться уважением среди сверстников. Поэтому не следует жестко пресекать нормальные оборонительные реакции ребенка, важно лишь научить, чтобы они были адекватны и проявились в социально приемлемой форме.
Упражнение «Руки»
Я попрошу вас соединить ладони рук на уровне груди, а затем надавить правой ладонью на левую. Мы видим, что левая рука бессознательно начинает оказывать сопротивление, хотя такой инструкции я не произносила. Какой вывод можно сделать? - В ответ на агрессию мы подсознательно начинаем сопротивляться, то есть агрессия рождает агрессию.
Родителям важно научить ребенка не подавлять, а контролировать свою агрессию; отстаивать свои права и интересы, а также защищать себя социально приемлемым способом, не ущемляя при этом интересы других людей и не причиняя им вреда. Для этого необходимо, в первую очередь, разобраться с основными причинами агрессивного поведения.
В дошкольный период детства еще не поздно предпринять своевременные меры. Дети иногда проявляют агрессивность лишь потому, что не знают других способов выражения чувств. Задача родителей и воспитателей — научить детей выходить из конфликтных ситуаций приемлемыми способами (слайд 6).
Ситуации (работа родителей по подгруппам. Разбор возникновения и способы выхода (предотвращения) из ситуаций наиболее часто возникающих).
Как правило, агрессивные дети не умеют выражать свои чувства (слайд 8). Неумение проговаривать свой гнев, приводит к срыву, проявляющемуся в агрессивном поведении.
Предложите ребенку остаться одному в комнате и высказать все, что он думает в адрес того, кто разозлил.
Если отрицательных эмоций накопилось очень много, можно предложить ребенку: рвать бумагу, комкать газеты; побить подушку, покусать ее или покричать, можно покидаться подушками. Выплескивать внутреннее напряжение лучше всего через активные действия: подвижные игры, занятия спортом. Вода – замечательное средство для снятия нервного напряжения.
А сейчас. Закройте на минутку глаза и честно ответьте себе на вопросы:
- Отправляя ребенка в садик, вы целуете его, желаете всего доброго?
- Вы часто хвалите своего ребенка?
- Вы часто обнимаете своего ребенка?
- Вы играете с ребенком в игры?
- Вы вчера занимались совместными делами со своим ребенком?
- Вы часто говорите своему ребенку, что любите его?
В идеале на все вопросы надо ответить «да».
Помните, недостаток внимания и любви со стороны родителей рождает у ребёнка агрессивность, а агрессивный ребенок – несчастный ребенок (слайд 8).
Желаю успехов в воспитании своих детей.
Памятка для родителей «Добрые советы»
(Слайд 9)