Надежда Борисовна Шитова
Родительское собрание «Дети и телевидение»
▼ Скачать + Заказать документы
Родительское собрание на тему : «Дети и телевидение».
Автор разработки: Шитова Надежда Борисовна, воспитатель 1 категории
МБОУ СОШ № 27 г. о. Самара (дошкольное отделение)
Условия педагогически грамотного телесмотрения; критерии выбора телепередач для детей различных возрастов, периодичность просмотров, объяснение необходимости сопровождения взрослыми телесмотрения детей.
Публикация «Родительское собрание „Дети и телевидение“» размещена в разделах
- Родительские собрания в детском саду
- Телевизор и ребенок. Консультации
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2013
Как телевидение влияет на психику ребенка в целом?
Основную роль в детском развитии играет процесс имитации или непроизвольного копирования всего увиденного и услышанного ребёнком в естественной обстановке. Посредством этого происходит самообучение или целенаправленное обучение. Телевидение в данном случае выступает одним из факторов внешней среды, которому ребёнок стремится подражать. С одной стороны, это позволяет детям составить более полное представление об особенностях окружающего мира, провести параллели между рассказами и воспроизведением услышанного от взрослых в видеосюжетах. С другой – в силу своих возрастных особенностей маленький ребёнок ещё не способен анализировать богатый поток звуковой и зрительной стимуляции. Очень часто можно наблюдать, как дети погружаются в состояние, которое условно назовём «заторможенным». Родители при этом жалуются, что их дети ничего не замечают вокруг, взгляд неподвижно устремлён в экран, а любая попытка прекратить сеанс просмотра телепередач или мультфильмов сопровождается истериками и капризами, порой – обидами. Другая возможная реакция при просмотре телевидения – это чрезмерное перевозбуждение: малыш начинает показывать пальчиком в экран, изображать увиденных персонажей, возрастает двигательная активность. Таким детям противопоказан телевизор в вечернее время, непосредственно перед сном.
С какого возраста малышу можно давать смотреть телевизор?
Телевизор, компьютер, видео появляются в жизни современного ребёнка достаточно рано, чего нельзя игнорировать. Прежде всего, ребёнка необходимо подготовить к просмотру телевидения, обучив осознанному и расчленённому восприятию видеопотока. До 3 лет я рекомендуется просмотр небольшого фрагмента фильма или мультфильма на СD с обязательными обсуждениями и несколькими повторами. Тем самым мы учим ребёнка анализировать информацию, которую он получает с экрана и воспринимать её, избирательно переключая внимание с одного объекта на другой. Это не только обогащает его кругозор, но и защищает нервную систему от перегрузки информационным видеорядом.
Передачи какого типа и в каком количестве?
В возрасте 3-4 лет ребёнку уже можно давать смотреть телевизор от 15-20 минут 1 раз в день. Это - развлекательно-развивающие программы, например «Улица Сезам», «Диалоги о животных», детские мультфильмы, которые несут социальную функцию: «Колобок», «Теремок», «Кот в сапогах», «Маша и медведи», «3 поросёнка», «Приключения кота Леопольда» и другие кукольные мультфильмы или мультфильмы, снятые по мотивам русских народных сказок или сказок народов мира.
Дети настолько близко к сердцу принимают то, что им показывают по телевизору, что пытаются подражать телегероям, - то есть происходит своеобразное кодирование, причем не обязательно прямое. А опосредованное: у детей вырабатывается своеобразный психологический стереотип поведения и мышления. Это приводит к бездуховности, развитию эгоизма, бездушия и жестокости.
Знаменитый кукольник С. Образцов пытался внушить взрослым простую мысль, которой следовал всю свою долгую творческую жизнь:нельзя детям до 7 лет показывать (даже в сказках) сцены насилия, жестокости, грубого обращения с животными и людьми. Детская душа, как губка, впитывает все происходящее вокруг нее. Например, мультфильм «Том и Джерри». Весь юмор здесь заключается в расплющивании то Тома, то Джерри, детям предлагают смеяться над тем, как кто-то падает, ушибается и т. д. В результате они принимаются таскать за хвост домашних питомцев, загонять друг друга под кровать и т. д. С подобными случаями неоднократно сталкиваются родители и педагоги.
Поэтому следует обратить внимание на то, чего в мультфильмах и фильмах следует избегать: сцен насилия и агрессии, вымышленных и нереальных персонажей (персонажи должны быть реалистичны и доступны восприятию маленького ребёнка 3-4 лет, быстрого чередования информации, резких движений, непонятного сюжета, плохой прорисовки фигур и фона, плохого музыкального оформления.
В старшем дошкольном возрасте можно увеличить количество времени, отведённого для просмотра телевидения – по 20 минут 2 раза в день. Среди мультфильмов можно перечислить «Малыш и Карлсон», «Приключения Буратино», «Ёжик в тумане», «Алиса в стране чудес», «Щелкунчик», «Сказка о золотом петушке», «12 месяцев», «Снегурочка», «Доктор Айболит» и другие. Они имеют усложненные сюжеты, большее количество персонажей (не только «добрых» и «злых», часто содержат скрытую интригу или противоречие. Особенностью восприятия ребёнком любой информации является необходимость в её частом повторении. Вот почему дети выбирают свой любимый мультфильм, который просят включить из раза в раз, ходят на одни и те же спектакли. Так они усваивают знания об окружающей действительности, упрощая и классифицируя её. Кроме того, что мультики хорошего качества учат детей тому, что такое «хорошо» и «плохо», они еще дают ребенку возможность фантазировать и развивать свои навыки в рисовании, так как дети очень любят рисовать героев мультиков.
Можно ли давать ребенку смотреть «жестокие» мультфильмы – про роботов, черепашек-ниндзя и проч.? Они обычно их обожаю, но так ли это хорошо?
Нельзя игнорировать появление современных «модных» семейных мультфильмов, которые пользуются всё большей популярностью как среди взрослых, так и среди детей («Шрек», «Ледниковый период», «Русалочка», «В поисках Немо» и другие). Герои многих подобных мультфильмов обладают ярко выраженными, красочными и привлекательными внешностью и чертами поведения, а сама анимация отличается высоким качеством. Такие мультфильмы завораживают детей, создают у них идеалы поведения и взаимодействия. Но они подходят для детей более старшего возраста, которые уже освоили основные предметные и социальные отношения, имеют средства для восприятия «взрослого» чувства юмора. Родителям следует избирательно относиться к таким мультфильмам, предварительно ознакомившись с ними.
Реальна ли в современном мире ситуация, когда ребенок вообще лишен доступа к телевизору? Не сделает ли это его изгоем среди ровесников?
Среди родителей часто встречаются две наиболее выраженные крайние позиции в отношении детского телевидения – позиции изоляции и попустительства. Первая группа родителей исходит из того, что телевидение – это всегда плохо, оно делает ребёнка более агрессивным, жестоким, своенравным и, как следствие, трудно поддающимся воспитанию. Значит, малыша необходимо оградить от этого зла, запретив просмотр телевизора или сильно его ограничив. Вторая группа минимально контролирует доступ своих детей к видеоинформации. Чаще всего к этой группе относятся родители, занятые на работе и проводящие со своими детьми недостаточно времени. Являются ли данные взгляды правильными? Любая крайность имеет множество недостатков, поэтому рекомендуется придерживаться позиции, согласно которой интерес к потребностям и возможностям ребёнка позволяет определять количество и качество требуемой внешней стимуляции. Телевидение никогда не должно замещать другие виды детского досуга (спортивные занятия, развивающие группы, прогулки, подвижные и спокойные игры) и общения со взрослыми и сверстниками. Но грамотный подход родителей может сделать телевидение ещё одним дополнительным средством зрительной стимуляции, которое обогатит развивающую среду ребёнка, поможет в различении вымысла и реальности, в усвоении им различных ролей.
Как бороться с привязанностью ребенка к телевизору (в том числе и мультикам на CD) – когда он готов смотреть часами и активно требует?
Важно разграничивать привязанность, которая носит временный или, напротив, невротический (постоянный) характер. В первом случае достаточно воспользоваться принципом замещения, когда внимание ребёнка переключают на другие раздражители – предметы, игровые ситуации. Во втором случае следует искать причины, по которым эта привязанность могла возникнуть – или нарушения детско-родительских отношений и социальная депривация, или стрессовые ситуации и тревожность. Как пример, можно привести случай из практики, когда мальчик 4 лет мог смотреть телевизор целый день, поскольку родители были заняты на работе. В его комнате отсутствовали игрушки, развивающие пособия, яркие детские книги. Как следствие, у ребёнка были диагностированы задержка познавательного развития, нарушение социализации и общее недоразвитие речи. Телевидение может выступать одним из способов организации детского времени наряду с множеством других. Только тогда мы можем говорить о воспитании здоровой личности, которая получает информацию из разных источников и умеет её анализировать.
Приучайте детей думать своей головой. Не навязывайте им своего мнения, поощряйте детей, когда они выражают свое собственное мнение и побуждайте их к этому. После того, как вы посмотрели какую-то передачу или фильм, попросите ребенка объяснить, что было «хорошим», а что «плохим», вы можете во время просмотра делать замечания, насколько реальна та или иная часть сюжета. Таким образом, вы приучаете ребенка критически относиться к увиденному и услышанному.
Стимулируйте интерес детей к образовательным программ, как к программам на Discovery channel. Если, например, в программе стоит передача о пчелах, вы можете заинтересовать ребенка тем, что расскажете несколько интересных фактов об этих насекомых.
При правильном подходе телевизор может оказаться не совсем уж вредным изобретением.
Проведенная таким образом работа с родителями может способствовать более глубокому осмыслению родителями данной проблематики и на этой основе более содержательному проведению досуга, лучшему пониманию родителями потребностей своего ребенка, улучшению психического и физического состояния детей и успешному формированию нравственных ценностей.
Литература:
1. Дошкольное воспитание № 2, 2007.
2. Зверева О. Л. Кротова Т. В. Родительские собрания в ДОУ, Москва 2008.
3. Рогов Настольная книга практического психолога в образовании М., 2000.