Наталья Туйгунова
Родительское собрание «Что мы знаем о своём ребёнке»
▼ Скачать + Заказать документы
Для родителей старшей, подготовительной к школе группам.
Цель: помочь родителям найти правильный подход к детям.
Предварительная работа: дети рисуют рисунки на тему «Моя семья».
Материал: два фланелеграфа, листы бумаги, ручки на каждого родителя.
Ход собрания:
Родители садятся полукругом и перед ними стоят два фланелеграфа с детскими рисунками на тему «Моя семья» (рисунки анонимны, тема тоже не указана)
Публикация «Родительское собрание „Что мы знаем о своём ребёнке“» размещена в разделах
На первом фланелеграфе расположены яркие, светлые рисунки; семья изображена в полном составе; члены семьи стоят, взявшись за руки или, объеденены общей деятельностью. Фигуры людей хорошо прорисованы, детализированы, отчётливо видны черты лица, присутствуют различные украшения.
На втором фланелеграфе расположены тёмные, мрачные рисунки. Линии, проведённые детской рукой, размашистые, резкие. Угловатые фигуры не детализированы. Люди на рисунках или отделены друг от друга, или же изображены в одиночестве. Фигуры людей угловатые.
Воспитатель предлагает родителям внимательно посмотреть на рисунки и догадаться, на какую тему рисовали дети.
Выслушав все мнения, воспитатель сообщает, что дети рисовали на одну тему «Моя семья», но каждый передал своё восприятие домашней атмосферы.
Беседа воспитателя с родителями (примерный вариант)
«По свидетельству психологов, отношения в семье проецируется на детские рисунки. Не случайным является цветовое решение. Тёмные, мрачные тона говорят о негативном эмоциональном состоянии ребёнка или о неприятии им изображаемых членов семьи. Барьеры между людьми в виде неодушевлённых предметов ассоциируются с существующими в действительности барьерами общения, близость же фигур на рисунке свидетельствует об их реальной эмоциональной близости. Отсутствие на рисунке кого- либо из членов семьи может означать, что ребёнок «избавляется» от эмоционально неприемлемых для него людей. Изображение себя преувеличено маленьким (или в углу листа) свидетельствует о неуверенности, замкнутости, робости ребёнка, а рисование себя чрезмерно большим говорит о повышенном чувстве значимости, привлечение внимания к своей персоне. Если ребёнок вообще не рисует себя, значит он не видит своего места в семье.
Чрезмерно заострённые, угловатые фигуры, резкие размашистые движения карандаша, так же, как и тёмные цвета,- признак негативного эмоционального состояния ребёнка во время рисования. Очевидно, это задание было ему неприятно, и он стремился выполнить его побыстрее»
Затем воспитатель даёт возможность родителям внимательно ещё раз рассмотреть работы (не называя фамилий «художников»).
С чем же связано такое негативное восприятие своей семьи? Может быть они рисовать не умеют, поэтому такие плохие рисунки получились?
Воспитатель: «То, что вы видите, практически не связано с изобразительными навыками. Ведь это дети одной возрастной группы, и навыки рисования у них одинаковые. Кроме того, вы прекрасно знаете другие работы своих детей – они неоднократно выставлялись для просмотра в группе. Связано это, в первую очередь, с эмоциональным дискомфортом ребёнка в семье, ведь, как считают специалисты, рисунок является проекцией его душевного состояния»
Воспитатель предлагает родителям подумать и ответить на вопрос, почему дети именно так изобразили свою семью, а некоторые не включили себя в её состав. (ответы родителей)
Воспитатель: Существует принцип, без соблюдения которого попытки наладить отношения с ребёнком оказываются безуспешными. Принцип этот – безусловное принятие ребёнка. Безусловно, принимать ребёнка – значит любить его не за то, что он красивый, умный, помощник и т. д., а просто так, за то, что он есть. Многие родители считают главными воспитательными средствами наказания и поощрения. А это говорит об «условной любви» : что- то выполнил – хороший, чего – то не сделал плохой. Таким образом, естественный процесс воспитания, то есть передачи взрослыми своего опыта, знаний, сводится к какой- то дрессуре. Психологами доказано, что любовь, забота, ласка – это основные жизненные потребности ребёнка. Никогда и ни при каких условиях у него не должно возникать сомнений в расположении родителей, в своей психологической защищенности. Эта потребность удовлетворятся, когда вы сообщаете ребёнку, что он вам дорог, нужен, любим. Известный семейный психотерапевт В. Сатир рекомендовала обнимать ребёнка несколько раз в день, говоря, что четыре объятия совершенно необходимы каждому просто для выживания, а для хорошего самочувствия нужно не менее восьми объятий не только ребёнку, но и взрослому. Удовлетворение потребности в любви и принятии – необходимое условие нормального психического развития детей. Если они не получают знаков безусловного принятия, то возможны отклонения в поведении, иными словами, эмоциональные нарушения. Безусловно, многие из вас при рассматривании «неблагополучных» рисунков задумались о своих взаимоотношениях с детьми, об атмосфере, которая сложилась в семье.
Затем воспитатель предлагает родителям два теста : «Кто я?» и «Какой мой ребёнок?»
В тесте «Кто я?» родители пишут десять ответов на заданный вопрос.
Если при ответе на вопрос ответ «Я мать», «Я отец» стоят на первом месте, значит, родительская позиция для вас является наиболее важной в жизни. Если же этот ответ встречается в числе последних или вообще отсутствует, это говорит о том, что вы несколько отдалились от своего ребёнка, отвлеклись на повседневные заботы или же очень загружены работой.
В тесте «Какой мой ребёнок?» родителям нужно написать десять эпитетов, которые отражают особенности ребёнка. Затем оценить каждое названное качество знаком «плюс» или «минус» с вашей точки зрения, а не в общепринятом понятии. Если в ответах родителей преобладают плюсы (не менее 8, то в отношении родителей к своему ребёнку всё в порядке. Родители любят своего ребёнка, стараются принимать его такого, какой есть.
Если нет ни одного минуса,то эта крайность не имеет ничего общего с принятием и истинным расположением. «Слепая любовь» не поможет ребёнку избавиться от имеющихся у него недостатков.
Если результаты 50 на 50, то ваше принятие ребёнка можно поставить под сомнение, считать своё дитя наполовину плохим может или очень критично настроенный родитель, или недостаточно любящий.
Если же родители видят в своём ребёнке одни недостатки, то ни а каком принятии и любви не может быть и речи.
Воспитатель: дошкольный возраст – самое подходящее время для того, чтобы вселить в человека уверенность в себе, в своих силах, построить гармоничные отношения в семье, а позже это будет сделать труднее.