Ильсияр Шамсумухаметова
Родительское собрание «Агрессивность дошкольников. Причины и пути ее преодоления»
▼ Скачать + Заказать документы
Причины и пути ее преодоления»
Тема: «Агрессивность дошкольников. Причины и пути ее преодоления»
Публикация «Родительское собрание „Агрессивность дошкольников, Причины и пути ее преодоления“» размещена в разделах
- Агрессивный ребенок. Консультации
- Агрессия, детская агрессивность
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
Цель: Повышение родительской компетентности в вопросах в понимании проблем детской агрессивности.
Задачи:
• познакомить родителей с понятиями «агрессия», «агрессивность»;
• предоставить родителям возможность самостоятельно составить портрет агрессивного ребенка, а также выделить основные причины детской агрессивности;
• формировать у родителей культуру понимания проблемы агрессивности и возможных путей ее преодоления;
• познакомить родителей с методиками по устранению и профилактики
агрессивного поведения у детей.
Форма мероприятия: «Душевный разговор» с элементами тренинга.
Участники: родители, педагог-психолог, воспитатели.
Оборудование: мультимедийная установка, аудиозаписи, карточки с описанием проблемных ситуаций, папка – передвижка «Методы сопровождения агрессивного ребенка»; информационные буклеты по теме собрания; игры и пособия по преодолению агрессивности у детей.
Предварительная подготовка: создание развивающей среды по данной теме (игры, пособия, создание папки-передвижки и буклетов, разработка конспекта собрания.
Ход собрания
Родители заходят и рассаживаются по местам под музыкальное сопровождение из мультфильма «День рождения Леопольда».
Приветствие
Воспитатель: Добрый вечер, уважаемые родители! Мы очень рады видеть вас! Предлагает родителям объединиться в 3 группы. Упражнение «Выйдите в круг те, у кого…»
(у кого 1 ребёнок. У кого 2 детей. У кого 3 детей, больше 3.)
Поздороваемся. (локтями, носочками ноги, пяточками. коленками, ладошками)
Воспитатель: Мы собрались сегодня для решения проблемы, которая объединяет всех нас – это детская агрессия.
Педагог-психолог. Мини - лекция «Что такое агрессивность?»
Наверняка нет ни одного взрослого человека, который бы не сталкивался с детской агрессивностью. Проявления детской агрессивности часто загоняют родителей в тупик. «Как же так? Ведь мы так любим ребенка, стараемся учить его только доброму…», – разводят руки мамы и папы. Злой, агрессивный ребенок, драчун и забияка – большое родительское
огорчение, угроза благополучию детского коллектива, «гроза» дворов, а еще
несчастное существо, которое никто не понимает, не хочет приласкать и пожалеть.
Детская агрессивность – признак внутреннего эмоционального неблагополучия, комплекс негативных переживаний, один из неадекватных
способов психологической защиты.
Давайте рассмотрим проблему детской агрессии со всех сторон. Агрессия означает «нападение», «приступ».
В психологическом словаре приведено следующее определение данного термина. Агрессия – это мотивированное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящая вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным, приносящее физический ущерб людям (отрицательные переживания, состояние напряженности, страха, подавленности).
Агрессивность – это свойство личности, выражающееся в готовности к агрессии. Таким образом, можно сделать вывод: если агрессия – это действие, то агрессивность – готовность к совершению таких действий.
Что бы лучше разобраться в данной проблеме, попробуем самостоятельно определить черты агрессивного ребенка.
Упражнение «Портрет агрессивного ребенка»
Цель упражнения: развитие умения выделять существенные черты агрессивного ребенка, работать в группе, принимать групповое решение.
Педагог-психолог.
Каждая группа совместно составляет список черт, которые свойственны агрессивным детям, тем самым составляет портрет агрессивного ребенка. Затем каждая группа зачитывает составленную характеристику, затем проводится общее обсуждение.
Обобщение: критерии выявления агрессивных детей.
Ребенок:
Отказывается от коллективной игры;
Не понимает чувств и переживаний других детей;
Часто ругается со взрослыми;
Создает конфликтные ситуации;
Суетлив;
Не может адекватно оценить свое поведение;
Имеет мускульное напряжение;
Мало и беспокойно спит;
Часто теряет контроль над собой;
Часто спорит и ссорится с окружающими;
Намеренно вызывает у других чувство злости и раздражения;
Часто винит других в своих ошибках и неудачах;
Часто испытывает чувство злости, устраивает драки;
Угрожает другим людям;
Проявляет физическую жестокость к людям и животным;
Намеренно портит имущество, чужие вещи;
Не способен забыть обиду, пока не отплатит «обидчику».
Если у ребенка в течение полугода устойчиво проявлялась большая часть из перечисленных критериев, можно предположить, что ребенок обладает агрессивностью как качеством личности. Давайте теперь попытаемся разобраться с причинами проявления агрессивного поведения у детей. Ведь только понимая причины возникновения нежелательных ситуаций, мы можем предотвратить их появление или исправить то, что уже произошло.
Мозговой штурм «Причины детской агрессии»
Родители высказывают свое мнение о причинах агрессивности у ребенка.
Обобщение: Да, действительно очень много причин, вызывающих у детей агрессию и мы в этом сейчас убедились. И мне вспоминаются слова Р. Кемпбелла: «Ребенка можно сравнить с зеркалом. Он отражает, а не излучает любовь. Если ему дать любовь, он возвращает ее. Если ничего не дать, ничего в ответ и не получишь».
Воспитатель объяснила, что самыми главными причинами агрессивности являются семейные причины. Но давайте по порядку. Выделяют 4 группы причин агрессии :
1. Семейные причины :
- Неприятие детей родителями.
- Безразличие или враждебность со стороны родителей.
- Разрушение эмоциональных связей в семье.
- Неуважение к личности ребенка.
- Чрезмерный контроль или отсутствие его.
- Жестокий характер матери или отца.
- Запрет на физическую активность.
- Отказ в праве на личную свободу.
2. Личные причины :
- Подсознательное ожидание опасности.
- Неуверенность в собственной безопасности.
- Личный отрицательный опыт.
- Эмоциональная нестабильность.
- Недовольство собой.
- Повышенная раздражительность.
- Чувство вины.
3. Ситуативные причины
- Плохое самочувствие, переутомление.
- Влияние продуктов питания.
- Влияние шума, вибрации, тесноты, температуры воздуха.
4. Социально-биологические причины
Мальчики чаще проявляют активную агрессию, чем девочки. Повышенная агрессивность может быть обусловлена также биологическими, половыми, психологическими и социальными причинами. Чаще проявляется в дошкольном и подростковом возрастах.
Вывод: Причины агрессивности чаще всего внешние : семейное неблагополучие, лишение чего-то желаемого, разница между желаемым и возможным. Поэтому работу с агрессией своего ребенка необходимо начать с самостоятельного анализа внутрисемейных отношений. Это будет главным шагом в решении существующей проблемы.
Музыкальная игра «У оленя дом большой»(Воспитатель предлагает поиграть в музыкальную игру на ускорение «У оленя дом большой».)
А теперь давайте рассмотрим виды агрессии :
Физическая - использование физической силы против другого лица. Косвенная - действия, как окольными путями направленные на другое лицо (сплетни, злобные шутки, так и ни на кого не направленные взрывы ярости (крик, топанье ногами, битье кулаками по столу, хлопанье дверьми и др.). Прямая агрессия – непосредственно направленная против какого-либо объекта или субъекта.
Вербальная - выражение негативных чувств как через форму (крик, визг, ссора, так и через содержание словесных ответов (угрозы, проклятия, ругань).
Предметная агрессия – срывает свою агрессивность на окружающих предметах.
Решение родителями проблемных ситуаций по агрессии детей
Воспитатель: Теперь я предлагаю вам разделиться на три группы. Я дам каждой группе конкретный пример проявления агрессии дошкольников. Ваша задача найти оптимальный способ разрешения данной ситуации.
Родители в группах обсуждают ситуации, затем один читает ситуацию всем
участникам и говорит решение группы по проблеме. Затем – коллективное
рассматривание ситуации и обсуждение.
Примеры:
1. В раздевалке, когда вы пришли, ваш ребенок подрался с другим
мальчиком, ваш ребенок укусил другого за то, что тот хотел порвать у него рисунок, нарисованный вам. Как вы поступите?
2. Дома в 22.30 вы говорите ребенку, что нужно собирать игрушки и
Ложиться спать. Ребенок наотрез отказался выполнить просьбу, начал топать ногами, бить кулаками по столу. Ваши действия и слова.
3. Вы пришли в сад за ребенком, тут же на вас налетает мама
воспитанника из вашей группы и кричит о том, что ваш ребенок стукнул ее ребенка по голове. Ваши действия.
Обобщение:
• В первую очередь задумайтесь над причинами такого поведения.
• Личный пример сдержанного поведения взрослого очень важен!
• Если причина агрессивности – дефицит родительского внимания, то Вы сами знаете, что нужно делать.
• Самые неэффективные способы преодоления агрессивности – запрет и
• повышение голоса.
• Не наказывайте ребенка физически.
• Попробуйте переключить детское внимание, разнообразьте окружающую
• среду, сделайте ее более привлекательной.
• Поговорите с ребенком, расскажите, чего вы от него (ее) ожидаете. Учитесь слушать и слышать своего ребенка.
• Если приступы агрессии происходят довольно часто, можно помочь ребенку и направить агрессию в безопасное русло. Это могут быть занятия спортом, водные процедуры. Иногда агрессивным детям помогает боксерская груша, которая находится дома в доступном месте, коробка картона, которую можно порвать.
• Не запрещайте детям выражать отрицательные эмоции.
• Постарайтесь сделать так, чтобы только вы снимали его эмоциональное
• напряжение.
• Умейте принять и любить его таким, каков он есть.
Практикум «Игры, направленные на снятие агрессии»
Учитель-п: Обнаружив у своего ребенка признаки агрессивного поведения, поиграйте с ним в игры (презентация папки-передвижки). Эти игры будут помещены в раздевалке детского сада. Поиграть можно в кругу семьи, при участии близких родственников (братья, сестры, а также с друзьями своего ребенка. Самое главное – попробуйте раскрепоститься сами, отдайтесь игре, ведь ребенок непременно почувствует вашу искренность и оценит это. Я предлагаю родителям разбиться на пары и поиграть в одну из игр.
«Цыплята»
Цель: создание условий для выпуска агрессивными детьми разрушительной, необузданной энергии.
Агрессивному ребенку предлагается приготовить «корм» для цыплят, то есть разорвать лист бумаги на мелкие-мелкие кусочки.
«Сочинение сказки»
Цель: развитие умения выразить свое эмоциональное состояние.
Совместное сочинение со взрослым сказок и историй научит ребенка выражать свою тревогу, страх, даже если он приписывает их не себе, а вымышленному герою. Это поможет снять эмоциональный груз внутренних переживаний и в какой-то мере успокоить ребенка.
«Волшебные клубочки»
Цель: снятие накопившегося внутреннего напряжения, невротических состояний.
«Ребята, смотрите, как много у нас разноцветных клубочков, какие они все красивые. Это волшебные клубочки, они тоже помогут избавиться нам от гнева. Каждый берет в руки по клубочку, распускает кончик нитки, чем гнев сильнее, тем кончик длиннее, и начинает быстро сматывать клубок. Молодцы!»
«Маленькое привидение» (Кряжева Н. Л.)
Цель: формирование умения выплеснуть накопившийся гнев в приемлемой форме.
«Ребята! Сейчас мы с вами будем играть роль маленьких добрых привидений. Нам захотелось немного похулиганить и слегка напугать друг друга. По моему хлопку вы будете делать руками вот такое движение (педагог приподнимает согнутые в локтях руки, пальцы растопырены) и произносить страшным голосом звук «У». Если я буду тихо хлопать, вы будете тихо произносить «У», если я буду громко хлопать, вы будете пугать громко. Но помните, что мы добрые привидения и хотим только слегка пошутить». Затем педагог хлопает в ладоши. «Молодцы! Пошутили и достаточно. Давайте снова станем детьми!».
«Стаканчик для криков»
Цель: формирование умения выражать свой гнев в приемлемой форме, снижение эмоционального напряжения.
Если ребенок возмущен, взволнован, разозлен, словом, просто не в состоянии говорить с вами спокойно, предложите ему воспользоваться «стаканчиком для криков». Договоритесь с ребенком, что пока у него в руках этот стаканчик, то он может кричать и визжать в него столько, сколько ему необходимо. Но когда он опустит его, то будет разговаривать с окружающими спокойным голосом, обсуждая произошедшее. «Стаканчик для криков» должен храниться в определенном месте и не использоваться в других целях. Желательно, чтобы стаканчик был с крышкой, чтобы иметь возможность «закрыть» все «кричалки» на время нормального разговора.
Рефлексия. (Упражнение «Неоконченные предложения»)
Воспитатель: Подходит к концу наша встреча. Хочется, чтобы она оказалась для вас полезной. Мы благодарим всех за искренность и просим вас поделиться впечатлением, продолжая фразу по выбору:
«Я понял, что.», «Меня удивило.», «Я думаю, что.», «Мне понравилось.», «Я сегодня задумался о.», «Мне сегодня (не) понравилось…».
Музыкальная игра «Двигайся -замри!»
Список родителей, присутствующих на совместном с детьми родительском собрании «Агрессивность дошкольников. Причины и пути ее преодоления» от 20.01.2022г.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.