Ольга Бычкова
Родительский уголок «Развитие мелкой моторики рук»
▼ Скачать + Заказать документы
Уже в девятнадцатом веке учёными-биологами была открыта связь умственных и творческих способностей человека с развитием умения воспроизводить точные движения пальцами и кистью рук.
Впоследствии было установлено, что формирование речи у маленького ребёнка неотделимо от умения правильно повторять небольшие движения руками. Рисования, игра на музыкальных инструментах, развитие памяти, внимания и мышления, труд, хорошая координация движений — всё это связано с развитием мелкой моторики. Всё перечисленное указывает на необходимость уделять большое внимание этому вопросу при организации дошкольного обучения.
Публикация «Родительский уголок „Развитие мелкой моторики рук“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Оформление детских садов
- Оформление раздевалки и приёмной в группе
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Уголки и центры в группах
- Темочки
Развитие мелкой моторики рук –как один из
показателей интеллектуальной готовности к
школьному обучению.
Родителей всегда волнует вопрос, как обеспечить полноценное развитие ребенка в дошкольном возрасте, как правильно его подготовить к школе.
Учеными доказано, что развитие руки, что развитие руки находится в тесной связи с развитием речи и мышления ребенка. Учителя отмечают, что первоклассники часто испытывают серьезные трудности с овладением навыков письма. Техника письма требует сложной работы мелких мышц кисти и всей руки, хорошо развитого зрительного восприятия и произвольного внимания.
Но в дошкольном возрасте важна именно подготовка к письму, а не обучение ему. К 6-7 годам заканчивается созревание соответствующих зон головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Родителей должно насторожить, если ребенок активно поворачивает лист при рисовании и закрашивании. В этом случае ребенок заменяет умение менять направление линии при помощи тонких движений пальцев, поворачиванием листа, лишая себя этим тренировки пальцев и руки.
Если ребенок рисует слишком маленькие предметы, это свидетельствует о жесткой фиксации кисти при рисовании. Этот недостаток легко выявить, предложив ребенку нарисовать одним движением окружность. Если ребенок имеет склонность фиксировать кисть на плоскости, он не справится с этой задачей. Нарисует вам в место окружности овал, окружность меньшего диаметра или будет рисовать ее в несколько приемов, передвигая руку.
Особую роль в развитии ручной умелости играет умение уверенно пользоваться ножницами. Вырезывание ножницами различных фигурок из старых открыток, картинок- полезное и увлекательное занятие для будущих школьников. Потом все вырезанные детали могут наклеить, получится сюжетная аппликация.
Игры с детьми.
1. Исследование координации движения руки и глаза.
На плотной бумаге нарисовать круг тремя линиями-2 узких и 1 широкая. Вырезать круг по широкой линии (допускается не более 2х пере резаний узкой линии или одно пере резание широкой).
2. Развитие точности движений.
«Дорожки». На листе нарисованы дорожки, у одного конца которых стоят машины, у другого- дом. Машина должна «проехать» по дорожке к дому, не съезжая с дорожки.
Уровень выполнения считывается высоким, если выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается не более 3х раз.
Низкий- три и более выходов за пределы дорожки, неровная дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая. Многократное проведение по одному и тому же месту.
3. Очень помогает развитию руки штриховка.
Детям дается задание, заштриховать фигурки, не выходя за контур (вертикальными, горизонтальными, волнистыми линиями)
Работа по развитию движения рук должна проводится регулярно, только тогда будет достигнут большой эффект от упражнений.
Чем же можно позаниматься с детьми, чтобы развить ручную умелость?
1. Запускать пальцами мелкие волчки.
2. Разминать пальцами пластилин, глину.
3. Катать по очереди каждым пальцем камешки, мелкие бусинки, шарики.
4. Сжимать и разжимать кулаки.
5. Двумя пальцами руки (указательным и средним) «ходить» по столу, сначала медленно, затем быстро.
6. Показать только один палец, затем два и так далее.
7. Барабанить всеми пальцами обоих рук по столу.
8. Махать в воздухе только пальцами.
9. Кистями рук делать фонарики.
10. Хлопать в ладоши тихо и громко в разном темпе.
11. Собирать все пальцы в щепотку.
12. Нанизывать крупные пуговицы, шарики, бусинки на нитку.
13. Наматывать тонкую проволоку на катушку, на нитку.
14. Завязывать узлы на толстой веревке, на шнурке.
15. Застегивать пуговицы, крючки, молнии, замочки, заводить механические игрушки.
16. Закручивать шурупы и гайки.
17. Игры с конструктором, мозаикой, кубиками.
18. Складывание матрешек.